Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 11:10, курсовая работа
Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
оценить значение персонифицированного учета в новой системе пенсионного страхования граждан.
В текущем году заинтересованными ведомствами ведется активная работа по расширению портфеля государственной управляющей компании и Пенсионного фонда при инвестировании пенсионных накоплений. Теперь у Государственных Управляющих Компаний и Фонда появится больше возможностей для повышения доходности этих средств. Необходимо принять соответствующие нормативно-правовые акты.
В перспективе развития перед ПФ РФ стоит задача по увеличению пенсионных выплат, т.е. социальная пенсия должна быть не менее прожиточного минимума, а размер трудовой пенсии по старости должен превышать прожиточный минимум в 1,3 раза.
Возникает необходимость внести изменения в пенсионное законодательство, которые будут направлены на дальнейший рост пенсионного обеспечения.
Процесс формирования пенсии будет более прозрачным и понятным. Государство создаст правила игры, при которых и бизнес, и работник, и государство четко знают, что взнос в размере 22% от фонда заработной платы - это ровно столько, сколько стоит достойная пенсия, соответствующая международным стандартам социального обеспечения. Не больше, но и не меньше.
Несмотря на негативные тенденции, государство планирует исполнять все свои обязательства перед пенсионером по повышению уровня их благосостояния в полном объеме и в запланированные сроки.
Чтобы эффективно выполнять поставленные перед Пенсионным фондом задачи, необходимо, чтобы работа фонда соответствовала новым требования законодательства. В целях повышения эффективности деятельности фонда, разрабатывается стратегия его развития на среднесрочную перспективу. В числе приоритетов, повышение качества услуг Пенсионного фонда, забота об удобстве и комфорте экономии времени людей - страхователей. Еще одним приоритетом для Пенсионного фонда станет упорное ведение серьезной разъяснительной работы с целью повышения пенсионной грамотности населения.
В условиях совершенствования пенсионного законодательства особую актуальность приобретают вопросы определения правового статуса Пенсионного фонда РФ как государственного страховщика. Возникает необходимость принятия закона о порядке финансирования пенсий для категории работников, имеющих право досрочного выхода на пенсию.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что пенсионная система должна решить такие мероприятия, как:
. обеспечение гарантированного
минимального уровня
. создание условий для
формирования населением
. повышение пенсионного возраста.
. ликвидацию накопительного компонента.
Пенсионная система России должна основываться на механизмах социального страхования. Важнейшим условием стабильного развития Пенсионного фонда России является неуклонное соблюдение страховых принципов.
Таким образом, не смотря на трудности в развитии пенсионной системы, можно сделать вывод, что Пенсионный фонд в своей деятельности стремится реализовать весь спектр возложенных на него задач и функций, а правительство вводит новые законодательные акты и положения, которые направлены на стабилизацию работы Пенсионного фонда, на улучшение благосостояния граждан, нуждающихся в пенсионном обеспечении.
В завершении следует сказать, что государственные пенсии на территории нашей страны урегулированы нормами права, которые постоянно обновляются и усовершенствуются. Пенсионная система функционирует стабильно и рационально. Но для более эффективной пенсионной деятельности необходимо внести некоторые изменения в нормативную базу, что приведёт к существенным улучшениям29.
3.2. Пути повышения эффективности
деятельности Пенсионного
Пенсионная система в силу своей всеобщности, многоукладности и наличия большого государственного пенсионного долга по советским пенсионным обязательствам остается для экономики главным вызовом в течение всего XXI века. Поэтому государство должно сохранять свою лидирующую функцию регулятора в пенсионной системе, построенной на принципах социального страхования, на весь переходный период для сохранения социальной стабильности.
В экономическом плане основная дискуссия разворачивается вокруг двух ключевых вопросов: необходимости увеличения пенсионного возраста и целесообразности сохранения накопительной части пенсионных отчислений. При этом предъявляемые аргументы в основном базируются на расчетах, связывающих текущую демографическую ситуацию в стране с будущими размерами пенсий30.
Однако демографическая ситуация обладает значительной инерцией, поэтому поступления в пенсионную систему (особенно в долгосрочной перспективе) в большей степени зависят от развития экономики, ее возможностей. Более высокие темпы роста экономики, по-видимому, обеспечивают более высокие уровни оплаты труда и соответствующие уровни пенсионных отчислений. В связи с этим, следует сосредоточиться на определении роли и места пенсионной системы в общей стратегии долгосрочного развития страны и на этой основе сформулировать ключевые требования к ней в настоящем и будущем.
При анализе перспектив развития пенсионной системы часто обращаются к опыту стран, обладающих сходными с российской системами социального обеспечения. Однако часто забывают о том, что проблемы с обеспечением социальных обязательств в странах Европейского союза возникли на фоне очень высокого уровня социального обеспечения и замедления темпов экономического роста.
По уровню пенсионного обеспечения населения Россия значительно уступает большинству стран Европейского союза, при этом разрывы в уровне пенсий по старости больше, чем в душевых доходах. Так, если показатель ВВП на душу населения в России, рассчитанный на основании паритета покупательной способности.
Настоящим, значительным этапом реформирования пенсионной системы Российской Федерации является разработка Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ, начатая в соответствии с Указом Президента РФ «О мероприятиях по реализации социальной политики» от 07.05.2012 г., № 597 и Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации». Она определяет политику в сфере пенсионного страхования в период до 2030 года. Основная цель Стратегии - гарантирование приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы, адекватной экономическому развитию России и соответствующей международным стандартам. Определены задачи совершенствования тарифно-бюджетной политики и системы управления обязательным пенсионным страхованием, реформирования института накопительной составляющей пенсионной системы и системы досрочных пенсий, создания корпоративного пенсионного обеспечения и др.
Стратегия направлена на развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение). Цель трехуровневой системы - поднятие коэффициента замещения. По мнению экспертов, удачная реализация такой системы позволит добиться повышения коэффициента замещения до 70 % и выше.
Обращает внимание отсутствие в Стратегии часто дискутируемого вопроса о величине трудового стажа при выходе на пенсию. Увеличение стажа, который сейчас имеет тенденцию на снижение, равносильно увеличению пенсионного возраста для той части населения, которая поздно начинает свою трудовую деятельность. Поэтому поднятие стажа как одного из рычагов сбалансирования пенсионной системы можно отнести к непопулярным мерам. Вопрос о том, каким должен быть стаж, как и пенсионный возраст, остается пока открытым. Вполне возможно, что первым пересмотру может подвергнуться минимальный стаж для получения пенсии, равный сейчас пяти годам.
По поводу судьбы накопительной части пенсии мнения расходятся в диапазоне от крайнего пессимизма (несостоятельность и даже ошибочность ее введения в 2002 году) до сдержанного оптимизма (не отменять, а оптимизировать). Уже реализована инициатива снижения отчислений в накопительную часть пенсий, которая содержалась в первоначальном проекте Стратегии. Принята Госдумой РФ и подписана президентом России поправка о пенсионных тарифах. Изменения предусматривают сокращение с 1 января 2014 года отчислений в накопительную часть пенсий с 6 % до 2 % и перераспределение выделенных 4 % в страховую часть пенсии. Цель утвержденных поправок - уменьшение дефицита пенсионной системы.
Перераспределение накопительного тарифа будет добровольным. Желающие остаться в накопительной части смогут написать в течение 2013 года соответствующее заявление, и все 6 % тарифа останутся у них в накопительной части. Тем, кто не захочет этого делать - по истечении 2013 года 4 % тарифа будет перераспределено в солидарную часть их пенсии.
На наш взгляд, накопительный институт пенсионной системы должен быть сохранен и модернизирован. Необходима выработка мер, стимулирующих приток граждан к участию в накоплении пенсионных средств как источника дополнительного пенсионного обеспечения, как возможность для граждан самим максимизировать размер своей будущей пенсии. Благодаря возможности добровольного отчисления собственных средств к накопительной системе, становится актуальной возможность приумножения размера пенсии и для граждан старше 1967 года рождения.
Основным источником финансирования пенсионной системы являются страховые пенсионные взносы, уплачиваемые работодателями за каждого работника по схеме составляющих, приведенных выше. Наглядно виден сложный механизм бухгалтерского учёта - основной информативной базы для анализа экономических расчётов. Первичный расчет и учет страховых взносов для каждого работника ведется именно в бухгалтерии его организации-работодателя по правилам государственной учётной политики на синтетическом счёте № 69-2 «Расчёты с Пенсионным фондом» с аналитическими данными «пенсионного кошелька» гражданина РФ. Поэтому от чёткости работы бухгалтерского аппарата организаций зависят полнота поступлений в Пенсионный фонд и его расчёты с населением по пенсиям. Хотелось только пожелать законодателям, чтобы изменения в пенсионном законодательстве не создавали ненужную «чехарду», а были чёткими и приемлемыми и создаваемыми только на начало каждого финансового года, когда формируется главный рабочий документ - Учётная политика организации31.
Происходящие сегодня постоянные изменения в системе страховых взносов в ПФ, в частности изменения процентных ставок взносов, форм отчетности по взносам, поправки в стандарты - Положения по бухгалтерскому учёту, в Плане счетов бухгалтерского учета, касающиеся взносов во внебюджетные фонды РФ, непосредственно влияют на результативность, быстроту, слаженность работы конкретного бухгалтера. В случае изменений в законодательстве ему необходимо быстро внести изменения в расчеты, во все внутренние документы, в отчетность, зачастую уже сданную по прежним расчетам.
Все это - процесс не одного дня, он занимает очень много времени. Следовательно, в таком случае замедляются перечисление и поступление взносов в Пенсионный Фонд, у него может образовываться дефицит средств, в результате чего замедляются выплаты пособий пенсионерам. Соответственно это непосредственно влияет на качество жизни пенсионеров России.
После перечисления бухгалтерией организации-работодателя страховых взносов в Пенсионный фонд дальнейший персонифицированный учет по каждому гражданину ведется Пенсионным фондом. Такая система обязательного государственного пенсионного страхования составляет основу всей пенсионной системы страны. При этом государство здесь с недавнего времени дает возможность каждому гражданину также в определенной степени самостоятельно влиять на размер своего пенсионного капитала: управлять инвестированием накопительной части пенсии, вступать в добровольную программу софинансирования пенсий (о которой будет сказано позже). Но помимо этого существует и система негосударственного пенсионного страхования. Здесь действуют такие институты, как:
- негосударственный пенсионный
фонд, предлагающий дополнительное
накопление пенсии независимо
от официального дохода и
- страховая компания с программой накопительного пенсионного страхования жизни;
- разнообразные инвестиционные механизмы, такие как паевые инвестиционные фонды.
Таким образом, теоретически источниками дохода пенсионера является государственная и негосударственная пенсия. На практике же у нашего населения сложилось негативное отношение к рисковым финансовым институтам. Дело в том, что, во-первых, на Западе финансовые институты являются надежными, прозрачными, существуют гарантии сохранности средств. В России же все наоборот. Но это в компетенции государства, потому необходимы жесткая законодательная регламентация и контроль за деятельностью инвестиционных институтов, государство же должно стать абсолютным гарантом.
Во-вторых, высокий уровень оплаты труда на Западе позволяет «не скрепя сердце» оторвать часть сейчас ради будущего. В России же уровень оплаты труда настолько низкий и не индексируется адекватно инфляции уже давно, поэтому и в добровольных пенсионных накоплениях подавляющее большинство участвовать не в состоянии. Поэтому и здесь довольно велика должна быть роль работодателя, который:
1) является непосредственным страхователем параллельно с работником;
2) занимается учетом и перечислением взносов.
Для привлечения предприятий в эту схему им необходимо предоставлять ряд других налоговых льгот. А пока имеем то, что для подавляющего большинства пожилых граждан в реальности основным источником дохода является государственная пенсия, которая и определяет качество жизни пенсионера.