Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
оценить значение персонифицированного учета в новой системе пенсионного страхования граждан.

Вложенные файлы: 1 файл

ПФ РФ глава 1 и 2.doc

— 457.50 Кб (Скачать файл)

Сегодня ЕСН взимается по регрессивной шкале: в части доходов, поступающих в ПФР, она составляет 20% при зарплате до 280 тыс. руб. в год, 7,9% - с зарплаты от 280 до 600 тыс. руб. в год, а свыше 600 тыс. руб. - всего 2%. Вместо такой схемы предлагается ввести фиксированный страховой взнос в Пенсионный фонд РФ в размере 26% при годовой зарплате работника до 415 тыс. руб. При этом страховая часть будет индексироваться одинаково для всех, исходя из роста зарплаты и инфляции. Накопительная часть, как и сегодня, будет независима от солидарной системы и останется на уровне 6%. В результате все будет предельно ясно: есть фонд заработной платы и есть страховой тариф, способный обеспечить уровень пенсии, который правительством определен, как приемлемый.

Тариф был установлен, исходя из результатов актуарных расчетов до 2060 года. Они показали, что при уровне страхового тарифа в 26% пенсионная система будет сбалансирована и при этом удастся существенно увеличить уровень пенсионного обеспечения россиян.

Так, трудовая пенсия к 2011 году доведена до двух прожиточных минимумов пенсионера, к 2016 году - до двух с половиной, к 2020 году - до трех прожиточных минимумов пенсионера. Как полагают эксперты, это будет большим прорывом. Ведь пока средняя трудовая пенсия в стране - чуть выше прожиточного минимума пенсионера, а вот социальная пенсия - пока ниже.

Основные цели очередной модернизации - повышение выплат для нынешних пенсионеров и застрахованных лиц, которые подпадают под действие "старой" и "новой" систем (средняя трудовая пенсия к 2020 году должна составлять 2,5 прожиточного минимума), и создание условий для достижения 40% -ного коэффициента замещения для россиян, полностью "вписывающихся" в "новую" систему.

Первая цель достигается, во-первых, валоризацией (повышением денежной оценки) расчетного пенсионного капитала с учетом стажа в советское время. Это произошло в 2010 году. Сумма валоризации равна 10% от расчетного пенсионного капитала на 1 января 2002 года плюс 1% за каждый год стажа до 1991 года. Например, для человека с 30-летним стажем в советское время пенсионный капитал увеличится на 40% (10+30%). По данным ПФ РФ, валоризация затронет 36,5 млн. граждан. Во-вторых, будут установлены социальные доплаты, если минимальный уровень пенсионного обеспечения пенсионера окажется ниже прожиточного минимума.

Вторая часть реформы касается не только настоящих, но и будущих пенсионеров. Для этого правительство предложило перевести систему на страховые принципы и одновременно повысить отчисления в нее. С 2010 года произошло замена ЕСН на страховые взносы в ПФР, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. Также принят порог годовой зарплаты в 415 тыс. рублей, до достижения которого платежи будут взиматься. Изменится и структура пенсии: базовая часть в фиксированном размере перейдет в страховую.

Идеи собрали критику со всех сторон. Основные недостатки новой модели для бизнеса заключаются в существенном увеличении налогового бремени. Министр здравоохранения и социального развития Т. Голикова уверяет, что взносы на пенсионное обеспечение в России невысоки по сравнению с мировой практикой. Сейчас ставка ЕСН составляет 26% (для предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения - 14%), а с 2013 года она, применимая уже к страховым сборам, вырастет до 34%. Получается, что в реформе произойдет разворот в сторону распределительных механизмов, которые позволят увеличить финансирование выплат нынешним пенсионерам за счет работающих граждан. Налоговая нагрузка на бизнес увеличится на 150-180 млрд. рублей. Однако бремя неравномерно ляжет на предприятия различных отраслей. Например, компании нефтегазового сектора с традиционно высокими заработными платами, а также финансового сектора скорее выиграют из-за изменений, в то время как налоговая нагрузка на компании других секторов существенно увеличится.

             В качестве положительного момента  нынешних начинаний большинство  экспертов отмечают разделение задач по пенсионному обеспечению для разных поколений. Но если с сегодняшними пенсионерами все более или менее понятно, то вопросы, касающиеся завтрашних, в новой модели реформы освещены плохо. В концепции лишь отмечается, что на 40% утраченного заработка могут рассчитывать те граждане, которые с 2010 года будут 30 лет перечислять страховые взносы и выйдут на пенсию в 2040 году. Да, взносы в ПФР возрастают до 26%, но при этом лишь 16% (6% на накопительные персонифицированные лицевые счета и 10% на страховую часть) будут формировать будущие пенсии, а 10% - текущие выплаты пенсионерам.

Получается, что существенное увеличение налоговой нагрузки не означает заметного прироста пенсий в перспективе - ставка взноса, формирующая пенсионные права, увеличивается лишь на 2 п. п. Для сравнения, в пенсионной системе Швеции (с которой принято сопоставлять российскую модель) все 18,5% пенсионных взносов, отчисляемых работающим человеком, идут в счет его будущих доходов на заслуженном отдыхе.

По мнению большинства аналитиков, самый главный фактор - отсутствие комплексного подхода ко всей пенсионной системе. Все интересы сторон, от которых зависит принятие решений, сфокусированы на решении сегодняшних задач - выплаты нынешним пенсионерам. Уже то, что задачи разделили - шаг вперед, но достижению второй цели почти никто не уделяет внимание - все предложения фрагментарны и слабо обоснованы. А без этого мы каждые пять лет будем воспроизводить нынешнюю ситуацию (там очередные выборы и надо снова бороться за голоса тогдашних пенсионеров).

Руководство ПФ РФ уверено, что будущий рост зарплат и повышение тарифа до 34% приведет к существенному увеличению поступлений в систему и поможет сократить дефицит. Но многие аналитики сомневаются: из-за введения 100% -ной регрессивной шкалы предприятия будут уходить от страховых взносов, списывая высокую зарплату на несколько человек, а затем "в конвертах" распределяя среди всего трудового коллектива.

Сегодня примерно 80% фонда оплаты труда (ФОТ) формируется за счет зарплат ниже 415 тыс. рублей в год. Это может привести к возрождению "серых" зарплатных схем, что в итоге негативно скажется на поступлениях средств в ПФР и приведет к двойной проблеме: увеличению дефицита фонда и снижению будущих пенсий. Таким образом, возможен вариант, при котором нововведения не приблизят к цели - увеличению пенсий до 40% от заработной платы, а наоборот, отдалят выход России на эти показатели на несколько лет.

Вопросы справедливости и рациональности нововведений меркнут на фоне финансовой составляющей реформы. Сейчас основная проблема пенсионной системы связана с растущим дефицитом бюджета ПФ РФ и его высокой зависимостью от бюджета федерального - из него финансируется более половины расходов этой системы. Для сравнения: в Германии, которая занимает второе место в Европе по количеству пенсионеров, средства государства составляют не более 25% в аналогичных расходах.

Следует отметить и тот факт, что сейчас, возможно, не время, но однажды государству придется задуматься о крайне непопулярных мерах. Во-первых, о повышении пенсионного возраста. Увеличение доли пожилого населения привело к тому, что в большинстве развитых стран это уже произошло или планируется. Сегодня в России один из самых низких возрастных порогов для выхода на заслуженный отдых. Поэтому некоторые эксперты предлагают его повысить. Проблема, однако, в том, что продолжительность жизни в России, по данным Росстата, составляет 72 года для женщин и 58 для мужчин. И повышение пенсионного возраста создаст ситуацию, как в анекдоте: "Мечта государства - здоровый, богатый гражданин, всегда платящий налоги и умирающий в день выхода на пенсию".

Еще один способ сбалансировать систему заключается в ужесточении критериев предоставления пенсии. Сегодня пенсия по старости назначается при наличии пяти лет страхового стажа и достижении установленного законодательством возраста. По сравнению с мировой практикой это очень мягкие требования. А для системы в целом - повышенная нагрузка. К тому же сегодня действует много льгот, предусматривающих досрочный выход на заслуженный отдых, и в результате почти 12% получателей пенсий по старости не достигли тех самых 60 лет для мужчин и 55 - для женщин. Среди вариантов: предоставление фиксированного базового элемента страховой части пенсии только определенной категории граждан либо ее финансирование за счет общих доходов федерального бюджета, увеличение минимального стажа либо одновременный учет стажа и возраста, а также финансирование льгот по досрочной выплате пенсий за счет профессиональных систем социального страхования.

Не менее гибкой может быть и фискальная политика. Сегодня много споров ведется о необходимости замены регрессивной шкалы налогообложения на прогрессивную, как в странах Европейского союза и ОЭСР. Ряд экспертов предлагают понизить ставку, но ввести прогрессивную шкалу и взимать платежи со всей суммы заработной платы. Другие считают, что раз зарплаты свыше 415 тыс. рублей составляют порядка 20-30% ФОТ, нужно сохранить ставку на уровне 26%, но облагать по плоской шкале весь фонд оплаты труда. Это создаст равномерную налоговую нагрузку на все отрасли экономики. А учитывая, что только часть взносов аккумулируется на индивидуальном счете (сейчас 14%, с 2014 года - 16%), а другая перечисляется на солидарный (6% и 10%), можно ввести более высокие ставки отчислений на солидарный счет и уменьшить взнос на индивидуальный при высокой зарплате и наоборот.

Основная тенденция развития пенсионных систем, сталкивающихся с низким уровнем замещения, заключается в увеличении значимости добровольных накопительных схем. И россиянам, желающим получать в будущем пенсию, сопоставимую с их настоящей зарплатой, нужно решать данную проблему самостоятельно за счет добровольного пенсионного обеспечения, которым занимаются НПФ, или за счет иных способов накопления. Государственные органы продолжают убеждать, что они могут обеспечить гражданам достойную пенсию. А это невозможно. Надо ясно и честно сказать человеку: государство обеспечит лишь гарантированный минимум (пусть и гораздо более высокий, чем сейчас), но достойной пенсией человек должен обеспечить себе сам. Новая система будет действительно новой, когда в ней начнут функционировать накопительные принципы, а их судьба из принятых законов не вытекает и не видна.

Среди стратегических задач развития Пенсионного фонда на современном этапе особо выделены социально значимые цели - повышение уровня жизни граждан страны, нуждающихся в пенсионном обеспечении и значительный рост их благосостояния.

Государственное регулирование развития пенсионной системы заключается, прежде всего, в управлении внешними по отношению к ней факторами, создании благоприятных макроэкономических и демографических условий. В практике развитых пенсионных систем государственное регулирование внешними факторами включает, как правило:

повышение рождаемости, снижение смертности и привлечение внешней трудовой миграции, что способствует росту численности работников, за которых уплачиваются страховые взносы, и соответствующему увеличению доходов пенсионной системы;

улучшение качества здравоохранения и профилактики заболеваемости с целью сокращения высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте;

опережающее повышение производительности труда и увеличение заработной платы, что в условиях демографического кризиса и сокращения числа работающих позволяет обеспечить достойный уровень пенсий;

мероприятия по сокращению теневой экономики и недопущению сокрытия зарплаты;

обеспечение роста занятости, создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы, недопущение теневой занятости и сокращение рабочих мест с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда;

предотвращение инфляции, ведущей к обесцениванию пенсионных прав и снижению покупательной способности пенсий.

Перечисленные и другие меры управления внешними факторами могут применяться как в комплексе, так и отдельно, в зависимости от конкретных социально-демографических и экономических условий и проблем в пенсионной системе.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2011-2013 годах» предусмотрено:

«Серьезные долгосрочные проблемы стоят перед пенсионной системой. Согласно демографическим прогнозам в ближайшие 20 лет нас ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.

Необходимо разработать ясную программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой (по крайней мере в пределах величины, на которую начисляются социальные взносы) и в то же время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы».

Вместе с тем, эти вопросы еще предстоит решать. Уровень пенсии в России остается низким. В ряде случаев, он не достигает прожиточного минимума, установленного в конкретных субъектах Российской Федерации. Особенно нелегко приходится людям, имеющим группу инвалидности или степень ограничения способности к трудовой деятельности. Эти вопросы, в соответствии с бюджетным посланием президента, должны быть решены в 2011 и последующие годы. Кроме того, в нашем законодательстве, до сих пор, существуют требования, которые создают дискомфорт гражданам, провоцируют ненужное социальное напряжение, неоправданно увеличивают нагрузку на Пенсионный фонд.

Необходимо обеспечить передачу средств пенсионных накоплений, находящихся во временном размещении, из пенсионного фонда в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды. Это связано с совершенствованием механизмов реализации государственных ценных бумаг, в которые вкладываются указанные средства, и источников покрытия убытков в случае необходимости.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ