Перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение формирования бюджетной политики Российской Федерации. Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- дать четкое определение бюджетной политики, рассмотреть ее цели и задачи;
- изучить этапы реформирования бюджетной политики;
- рассмотреть основные направления бюджетной политики;
- рассмотреть бюджетную политики в области доходов и расходов;

Содержание

Введение
Бюджетная политика как основной инструмент экономической политики государства
Сущность, цели и задачи бюджетной политики
Этапы реформирования бюджетной политики
Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов
Состояние социально – экономического развития страны как основа формирования целей бюджетной политики
Бюджетная политика в области доходов
Бюджетная политика в области расходов и государственного долга
Межбюджетные отношения
Перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа - Формирование бюджетной политики РФ.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

- обложение  согласно взаимовыгодности плательщиков  и государства;

- принцип пожертвования  со стоны экономических субъектов.

Инвестиционная  политика охватывает большой комплекс проблем, среди которых основными  являются:

- соотношение реализации запросов потребителей и производителей, отражающееся в пропорции текущих инвестиций и инвестиций развития;

- соотношение  интересов различных субъектов  – потребителей, на финансовое  обеспечение содержания госаппарата,  неимущего населения, экономически – состоятельных слоев и т.д.;

- обеспечение  прожиточного минимума гражданам  страны.

В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определенных в ежегодных  Посланиях Президента Российской Федерации [4].

Главной целью  является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества  граждан, развитию рынка жилья. В  сфере его прямой ответственности – удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе – пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи [8].

Основа для  решения социальных проблем –  высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых  рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства [17]. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству. Важное значение имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

Обеспечение обороноспособности и безопасности – необходимое  условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства – сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

Создание условий  для будущего развития – важнейшая  миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией – необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демократической проблемы.

Однако решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный  бюджет. Основные его параметры существенно  влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальные гарантии осуществляется за счет средств федерального бюджета.

 

 

1.2  Этапы реформирования бюджетной политики

 

В период экономического кризиса конца XX века в РФ федеральный и региональные бюджеты были более направлены на решение текущих задач. С 1993г. по 2000г. бюджет составлялся с дефицитом. Наибольший размер бюджетного дефицита наблюдался в 1993-1994гг., но с 1999г. имеет место тенденция сокращения бюджетного дефицита [16].

В целом исполнение расходов части федерального бюджета  в 2011-2012гг. осуществлялось непропорционально  и неравномерно (в частности, в исполнение процентных расходов бюджета составило 136,6%, а непроцентных – 93,0%). Подобная ситуация сдерживала проявление бюджетной политики как инструмента ускоренного развития российской экономики [11].

Бюджетная политика, проводимая в период с 2011-2012гг. положительно повлияла на показатели, что проявилось в росте ВВП, объема производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, почти в трехкратном росте объема консолидированного бюджета.

Белых Н.Ю. отметил, что требуется пересмотреть подходы к предоставлению налоговых льгот для юридических лиц. Необходимо проанализировать действующие льготы и по итогам оставить только те, от предоставления которых можно ожидать существенного экономического и налогового роста. Ключевым направлением бюджетной политики на предстоящий период должно являться повышение эффективности расходования бюджетных ресурсов. Один из приоритетных вопросов - централизованное размещение государственного и муниципальных заказов, позволяющее экономить значительные бюджетные средства [10].

Предпосылки для  решения этой стратегической задачи были заложены восстановлением долгосрочной сбалансированности и устойчивости национальной бюджетной системы  путем:

- разграничения  расходных обязательств и ликвидации  «необеспеченных мандатов», общий объем которых в 1,6 раза превышал возможности бюджетной системы;

- стабильного  закрепления доходных источников  за бюджетами разных уровней  и введения объективных критериев  распределения межбюджетных трансфертов;

-развития системы  Федеративного казначейства, обеспечивающего кассовое обслуживание исполнения бюджетов в соответствии с едиными стандартами и процедурами.

Это позволило  обеспечить прозрачность и подотчетность  формирования и исполнения бюджетов, оперативность и достоверность  бюджетной отчетности. Установился жесткий и действенный контроль за принятием и исполнением бюджетных обязательств. Гарантированное исполнение всех ранее принятых обязательств, с одной стороны, и, с другой стороны, принятие новых обязательств только в пределах реальных возможностей по их финансовому обеспечению в условиях долгосрочной сбалансированности бюджета, прозрачности и подотчетности бюджетов, соблюдения финансовой дисциплины – основное требование к эффективной и ответственной бюджетной политике и одновременно – необходимое условие для достижения планируемых целей и результатов государственной политики.

В 2006 год стал переломным для бюджетного процесса в России. Впервые федеральный  бюджет стал составной частью перспективного финансового плана, сформированного на три года, как это происходит во многих развитых странах [4]. Тем самым Россия вышла на качественно новый уровень управления общественными финансами.

Впервые основной формирования бюджета станут четко  заданные цели и приоритеты государственной  политики, а расходы федерального бюджета будут увязаны с конкретными и измеримыми результатами деятельности федеральных органов исполнительной власти.

В этом и состоит  суть новых подходов в управлении общественными финансами, переход  к среднесрочному  бюджетированию, ориентированному на результаты, предусмотренному правительственной Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ В 2004-2006 годах [11].

Такого рода реформы проводились и проводятся в большинстве развитых стран, к  ним уже присоединились многие страны с переходной экономикой, в том числе – ряд стран-членов СНГ.

Завершающим этот этап реформирования бюджетного процесса стало принятие в начале 2008 года поправок в Бюджетный кодекс.

Принятые поправки в Бюджетный кодекс РФ предусматривали:

- переход на всех уровнях бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – формированию бюджетов на трехлетний период (в режиме «скользящей трехлетки»);

- выделение закрытого перечня форм бюджетных ассигнований, различающихся правовым статусом и отражением в бюджете;

- изменение порядка планирования и отражения в бюджете расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности;

- введение в бюджетный процесс государственных (муниципальных) заданий и иных характеристик непосредственных результатов использования бюджетных средств, таких как обоснования бюджетных ассигнований;

- расширение полномочий органов власти всех уровней в рамках единых, установленных Кодексом, общих позиций по детализации, интеграции бюджетной классификации и бюджетного учета и, следовательно, определению формата составления и утверждения соответствующих бюджетов;

- создание стимулов для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по снижению дотационности соответствующих бюджетов;

- обеспечение самостоятельности и ответственности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджета;

- создание условий для возникновения организаций новых организационно–правовых форм и проведения реструктуризации бюджетной сети;

- уточнение вопросов регулирования государственного (муниципального) долга, заимствований и гарантий.

Начиная с 2010 года федеральный бюджет формируется на основе реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета, которые позволяют четко определить состав и объемы действующих обязательств.

Таким образом, государственный бюджет, являясь  для государства средством аккумулирования  финансовых ресурсов, дает государственной  власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ  НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД  2013 И 2014 ГОДОВ

 

    1.   Состояние социально – экономического развития страны как основа формирования целей бюджетной политики

 

В 2012 – 2014 годах решение задач социально-экономического развития будет осуществляться в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, снижение зависимости бюджетов от внешнеэкономической конъюнктуры.

Основными целями бюджетной политики на 2013 год и  среднесрочную перспективу являются[6]:

- укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости;

-  разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2020 года;

- определение параметров развития пенсионной системы;

- обеспечение условий для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2013 – 2014 годы в программном формате;

- создание условий для оказания качественных государственных услуг;

- разработка и реализация нового этапа развития межбюджетных отношений;

- совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации;

- обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.

Для укрепления макроэкономической стабильности и обеспечения бюджетной устойчивости с 2013 года будут законодательно закреплены бюджетные правила, что позволит минимизировать зависимость бюджетной системы от волатильности цен на мировом рынке энергоресурсов, повысить точность долгосрочного финансового прогнозирования доходов и расходов бюджетной системы и сформировать в необходимых объемах суверенные фонды Российской Федерации.

При планировании расходов федерального бюджета в  рамках применения бюджетных правил предлагается основываться на базовой  цене на нефть. При этом под базовой ценой на нефть в 2013 – 2014 годах предлагается понимать среднюю цену на нефть за пятилетний период для 2012 года, шестилетний и семилетний периоды для 2013 и 2014 годов соответственно. 

В соответствии с бюджетными правилами предлагается при превышении базовой цены на нефть избыток нефтегазовых доходов направлять в Резервный фонд до достижения его нормативной величины, равной 7% ВВП. После достижения нормативной величины Резервного фонда бюджетными правилами предусматривается сбережение дополнительных нефтегазовых доходов в Фонде национального благосостояния. При этом часть этих средств может быть направлена на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов, не влекущих длящихся обязательств Российской Федерации.

Информация о работе Перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации