Перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение формирования бюджетной политики Российской Федерации. Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- дать четкое определение бюджетной политики, рассмотреть ее цели и задачи;
- изучить этапы реформирования бюджетной политики;
- рассмотреть основные направления бюджетной политики;
- рассмотреть бюджетную политики в области доходов и расходов;

Содержание

Введение
Бюджетная политика как основной инструмент экономической политики государства
Сущность, цели и задачи бюджетной политики
Этапы реформирования бюджетной политики
Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов
Состояние социально – экономического развития страны как основа формирования целей бюджетной политики
Бюджетная политика в области доходов
Бюджетная политика в области расходов и государственного долга
Межбюджетные отношения
Перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа - Формирование бюджетной политики РФ.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

- в-пятых, межбюджетные отношения пока не в полной мере настроены на стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, которые объективно являются необходимой основой для увеличения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

- в-шестых, бюджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной власти в этой сфере должным образом не раскрываются;

- в-седьмых, не удалось избежать практики постоянных фрагментарных изменений налогового законодательства. Даже при улучшении условий налогообложения для ведения предпринимательской деятельности это обусловливает необходимость постоянного отслеживания изменений и внесения корректив в планы финансовой деятельности, что вызывает дополнительные затраты, особенно у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Сложность и масштабность задач в сфере  социально-экономической политики государства, острота существующих проблем требуют кардинального повышения качества стратегического управления экономикой и общественными финансами.

Для решения  этой задачи при формировании и реализации бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу необходимо исходить из следующих основных целей[13].

Механизмы государственной социально-экономической  политики должны иметь надежное, точно  просчитанное бюджетное обеспечение. Должны быть четко определены объемы бюджетного финансирования, необходимые для достижения конкретных количественно определенных целей государственной социально-экономической политики.

В целях  повышения эффективности расходов необходимо разработать и внедрить систему ежегодного анализа эффективности  расходов по каждому направлению, в том числе анализа динамики показателей эффективности. Систематический анализ эффективности расходов должен дополнять систему ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего подхода контроля суммы расходов на то или иное направление.

Учитывая, что в ближайшей перспективе  будут действовать жесткие ограничения, связанные с неблагоприятной  ситуацией в мировой экономике, необходима работа по очень четкой приоритезации расходов бюджетов, а  именно должна быть изменена структура бюджетных расходов в пользу тех, которые направлены на развитие. Расходы на образование, науку, инфраструктуру должны быть приоритетными, и их доля в общих расходах бюджетной системы Российской Федерации должна увеличиваться.

При подготовке проекта федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов Правительству Российской Федерации следует предусмотреть меры, способствующие адаптации российской экономики к функционированию в условиях присоединения Российской Федерации к Всероссийской экономической организации[7].

Переход к «программному бюджету» в полном объеме необходимо осуществить начиная  с федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а его отдельные элементы должны быть задействованы в федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Для этого  необходима разработка бюджетной стратегии  Российской Федерации на период до 2030 года, определяющей основные черты  бюджетной политики при различных  вариантах развития российской и  мировой экономики. При этом на период до 2020 года в бюджетной стратегии должны быть определены предельные размеры бюджетных ассигнований по государственным программам (ключевым направлениям расходов).

При формировании бюджетной стратегии необходимо учитывать как действующие расходные обязательства, так и те обязательства, возникновения которых можно ожидать на основе данных экономических и социальных прогнозов, оценки перспективного воздействия внутренних и внешних экономических, социальных и иных факторов.

Необходимо повысить качество предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг. Прежде всего это относится к столь значимым для общества сферам, как образование, здравоохранение и культура. Неэффективно с точки зрения использования бюджетных средств и несправедливо по отношению к гражданам, когда одинаково финансируются организации, предоставляющие как качественные, так и некачественные услуги, когда одинаково оплачивается труд как добросовестных, так и недобросовестных работников. Этапы перехода к «эффективному контракту» должны быть увязаны с конкретными структурными и институциональными изменениями в отраслях социальной сферы, направленными на повышение эффективности образования, науки, культуры, здравоохранения.

Правительство Российской Федерации должно до конца 2012 года утвердить «дорожные карты» таких изменений на период до 2018 года, определяющие четкую последовательность действий, сроки, ответственных за исполнение, необходимое организационное и ресурсное обеспечение.

Прежде  всего необходимо крайне осмотрительно формировать политику расходов. В условиях высоких цен на нефть и газ на мировом рынке в бюджет поступают дополнительные доходы и возникает потенциальная возможность соответственно увеличить бюджетные расходы.

При подготовке проекта федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов Правительству Российской Федерации следует учесть вероятность неблагоприятного для Российской Федерации развития внешнеэкономической ситуации. Необходимо предусмотреть в пределах утвержденных в соответствии с бюджетными правилами параметров бюджета механизмы возможного перераспределения ресурсов для реализации дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, рынка труда, отраслей социальной сферы и по социальному обеспечению населения.

Правительство Российской Федерации должно представить предложения по параметрам развития пенсионной системы не позднее сентября 2012 г. И эти параметры должны быть учтены в проекте бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Правительством Российской Федерации одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, что позволяет обеспечить прозрачность и предсказуемость налоговой политики государства[15].

Развитие  налоговой системы должно отвечать задачам диверсификации российской экономики. Поэтому налоговая нагрузка на несырьевые сектора экономики не будет повышаться по крайней мере до 2018 года.

Правительство Российской Федерации должно принять  конкретные меры противодействия уклонению от уплаты налогов, исходя из того, что при увеличении в результате осуществления этих налоговых мер налоговых доходов могут быть приняты решения о снижении существующей налоговой нагрузки.

Органам государственной власти субъектов  Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо провести работу по мобилизации доходов и оптимизации расходных обязательств, сконцентрировав расходы на ключевых социально-экономических направлениях, в том числе на повышении заработной платы в бюджетной сфере.

Важными задачами Правительства Российской Федерации являются обеспечение  постоянного доступа России на долговые рынки на приемлемых условиях, снижение стоимости заимствований и расходов по долговым обязательствам, получение  дополнительных доходов от управления средствами, накопленными в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. Социально-экономическая и бюджетная политика государства осуществляется в интересах общества. Успех ее реализации зависит не только от действий тех или иных государственных институтов, но и от того, в какой мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации, доверяет ей.

По  многим направлениям бюджетной реформы  созданы неплохие заделы. В 2012 году срок действия этой программы завершается.

          Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул  экономического роста

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В основу формирования и  реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации.

Главной целью является повышение уровня и качества жизни  населения. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи. Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста.

Финансовое обеспечение  деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Основными целями бюджетной  политики на современном этапе являются: бюджетная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированного  развития экономики в целом; усиление роли бюджета в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения; повышение устойчивости бюджета в условиях непредсказуемости ситуации в мировой экономике; создание налоговых стимулов для увеличения инвестиций в человеческий капитал; повышение эффективности налоговой системы; кардинальное повышение эффективности бюджетных расходов; реформирование и оптимизация бюджетного сектора; создание устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу; реализация механизма частно-государственного партнерства; обеспечение максимальной эффективности созданных институтов развития.

Политика государства  в сфере доходов предполагается сокращение нефтегазовых доходов, планируется  рост поступлений из ненефтегазовых источников.

Проектировки бюджетных  ассигнований федерального бюджета на 2010 - 2012 годы основаны на стратегических приоритетах:

-     построение инновационной системы за счет развития науки, поддержки научно-технических проектов и перспективных технологий;

-     наращивание инвестиций в человеческий капитал;

-     развитие инфраструктуры, прежде всего, транспортной, телекоммуникационной и энергетической;

-     повышение эффективности государственных институтов путем улучшения работы судебной системы и правоохранительных органов,

-     реформирования государственного управления и государственной службы, поддержки институтов гражданского общества.

-    обеспечение обороноспособности страны и безопасности граждан.

Основной характеристикой  федерального бюджета будет оставаться его социальная ориентированность.

Государственная долговая политика Российской Федерации на рассматриваемый  период не предусматривает привлечения  финансовых несвязанных кредитов на внешнем рынке.

Таким образом, основная задача бюджетной политики на 2012 год и период до 2013 года – сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства и его экономическому росту.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Конституция Российской Федерации: - М.: Норма, 2009.
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. № 145- ФЗ. – М.: Юрист, 2012.
  1. Федеральный закон « О Федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов » от 30 ноября 2011г.- № 371 – ФЗ. – М.: Юрист, 2012.
  2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному  Собранию  Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010-2013 годах». – М.: Юрайт. 2010. – 8-12с.
  3. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. / под ред. Врублевской О.В., Романовского М.В. – 3-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт-издат, 2012. – 347с.
  4. Основные направления бюджетной политики на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг. // Финансы. - №8, 2012, с. 3-6
  5. Аганбегян А.Г. Росси нужна модернизация и инновационная экономика // Всероссийский экономический журнал. – 2012.- № 1.- С. 282-286. // http: // www.trinfico.ru.
  6. Алехин Б.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА,2012.- 150с.
  7. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов / Бабич А.М., Павлова Л.Н. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 288с.
  8. Белых Н.Ю. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие. М.: - Минфин, 2011. – 8-15с.
  9. Бурханов И.В. Бюджетная система Российской Федерации. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2011.- 160с.
  10. Бушмин Е.В. Важнейшая задача – обеспечение государством социальных обязательств // Налоговая политика и практика. 2010.-2011 (95). – С.4-6.
  11. Бычков С.С. Администрирование поступлений в бюджетную систему Российской Федерации // Право и экономика. 2009-285с.
  12. Васильева М.В. Финансовая политика: учеб. пособие. М.: Феникс, 2009. – 200с.
  13. Карасева М.В. Понятие правовой политики и ее развитие в сфере финансов // Финансовое право. 2010. - №4. – С. 4-8.
  14. Казанцева С. В, Развитие межбюджетных отношений в проектировках бюджетной политики на 2011-2012гг. // экономика. – 2009. - № 3. – С. 92-102.
  15. Малиновская  О.В., Скобелева И.П., Бровкина А.В. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие. М.: - КНОРУС, 2010. – 432с.
  16. Селезнев А.Н.: проблемы бюджетной политики // экономист. – 2009. - № 12. – С. 3-13.
  17. Соляникова С.П. Проблемы совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации // Налоговая политика. – 2009. - № 8 (123). – С.-98-102.

Информация о работе Перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации