Перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение формирования бюджетной политики Российской Федерации. Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- дать четкое определение бюджетной политики, рассмотреть ее цели и задачи;
- изучить этапы реформирования бюджетной политики;
- рассмотреть основные направления бюджетной политики;
- рассмотреть бюджетную политики в области доходов и расходов;

Содержание

Введение
Бюджетная политика как основной инструмент экономической политики государства
Сущность, цели и задачи бюджетной политики
Этапы реформирования бюджетной политики
Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов
Состояние социально – экономического развития страны как основа формирования целей бюджетной политики
Бюджетная политика в области доходов
Бюджетная политика в области расходов и государственного долга
Межбюджетные отношения
Перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа - Формирование бюджетной политики РФ.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.2. - Динамика доходов федерального бюджета 

 

Снижение прогнозируемого  поступления нефтегазовых доходов  в процентах к ВВП в 2011-2013 годах  по отношению к 2010 году обусловлено  более низкими темпами роста  цены на нефть марки «Юралс» и  налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП, а также снижением курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи и экспорта нефти.

Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к  ВВП в 2011-2013 годах по отношению  к 2010 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

5 октября 2010 года на  заседании президиума правительства  РФ был рассмотрен проект  федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в части показателей [4].

Данный законопроект подготовлен  на основе результатов исполнения федерального бюджета за 1-е полугодие 2010 г, оперативной  информации об исполнении федерального бюджета за январь-август 2010 г, на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития РФ в 2010 г и ожидаемого исполнения федерального бюджета в 2010 г.

Законопроектом  предлагается утвердить следующие  основные характеристики федерального бюджета на 2010 г, уточненные с учетом изменения ожидаемых итогов социально-экономического развития РФ. 

Структура использования  денежных доходов населения в 2011 году по сравнению с 2010 годом существенно не изменилась. По-прежнему наибольшая часть доходов населения используется на потребление (73,8% в 2011 году против 69,9% в 2010 году). Одновременно сокращается норма сбережения доходов населения с 14,6% в 2010 году до 10,3% в 2011 году.

За январь-апрель 2012 года прирост реальной заработной платы составил 10,3%, реальных располагаемых  доходов – 2,2 процента.

По итогам 2012 года ожидается увеличение реальной заработной платы на 6,3%, а реальных располагаемых доходов населения – на 5 процентов.

    1. Бюджетная политика в области расходов и государственного долга

 

Общий объем  расходов консолидированного бюджета  Российской Федерации в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличился в 1,5 раза в номинальном и в 1,25 раза в реальном выражении при в целом стабильной структуре расходов, отражающей объемы финансового обеспечения основных функций и полномочий органов публичной власти.

Доля расходов федерального бюджета в консолидированном бюджете РФ в 2011-2012 гг., как и в предыдущие годы, составил около 52%, что соответствует основным принципам, заложенным при законодательном разграничении полномочий и закреплении доходных источников (с учетом необходимости частичного перераспределения между субъектами РФ финансовых ресурсов).

По данным отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации за 2010 год, доля расходов федерального бюджета в общем объеме расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность составляет 77%, социальную политику, включая трансферты внебюджетным фондам - 66%, общегосударственные функции - 62%. Только из федерального бюджета обеспечиваются расходы на национальную оборону. За последние годы существенно (с 19 до 44%) возросла доля федерального бюджета в расходах консолидированного бюджета на национальную экономику. Что касается расходов социального характера, то основные расходы на здравоохранение (84%), образование (81%), культуры (78%), жилищно-коммунальное хозяйство (76%) осуществляются из региональных и местных бюджетов. При этом социальная направленность федерального бюджета в основном реализуется путем финансового обеспечения ключевых направлений и программ общенационального значения (высшее и, в значительной степени, среднее профессиональное образование, высокотехнологичная медицинская помощь, особо значимые учреждения культуры), а также путем предоставления межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, в том числе целевого характера (субвенции на реализацию «делегированных» полномочий в сфере социальной защиты населения, субсидии в рамках реализации приоритетных национальных проектов, поддержки сельского хозяйства, реализации федеральных целевых программ).

Расходы федерального бюджета примерно в равной пропорции (по 25%) распределены между социальными  услугами (образование, здравоохранение, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, межбюджетные трансферты субъектами Российской Федерации), социальной политикой (включая трансферты государственным внебюджетным фондам), национальной обороной и безопасностью при тенденции к росту доли расходов на национальную экономику. При этом основные объемы прироста расходов приходятся на долю трансфертов внебюджетным фондам, национальную экономику, национальную оборону и безопасность.

В целом за 2009-2012 годы почти половина принимаемых в текущем бюджетном цикле расходных обязательств направлена на развитие инфраструктуры:

-  увеличилось в 2009 году финансирование ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» на 110 млрд. руб., а с 2010 года принята новая ФЦП «Развитие транспортной системы Российской Федерации в 2010-2015 гг.» с общим объемом бюджетных ассигнований 507 млрд.рублей в 2010 году и 635,8 млрд.рублей в 2011 году, в целях перехода к содержанию и ремонту автомобильных дорог федерального значения на 2010 год предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 123 млрд. руб., на 2011 год – 155,6 млрд. руб.

Основной характеристикой федерального бюджета  оставаться его социальная ориентированность:

-  в 2011 году средний размер социальной пенсии должен достигнуть величины прожиточного минимума пенсионера, что превысит уровень 2010 года в 1,7 раза. Средний размер трудовой пенсии превысит прожиточный минимум пенсионера более чем в 1,5 раза (не менее 5500 рублей);

- индексация пособий гражданам, имеющих детей, на увеличение компенсационных выплат по уходу за инвалидами, детьми-инвалидами, престарелыми гражданами;

-  продолжение реализации демографической программы, а также приоритетных национальных проектов.

Бюджетная политика в сфере образования направлена на развитие инновационной деятельности, предусматривающей, в том числе дальнейшее развитие сети федеральных университетов, модернизацию высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики.

Основные решения  по увеличению расходных обязательств в 2011-2012 годах в отрасли здравоохранения направлены на финансирование федеральных медицинских центров, большинство из которых оказывает высокотехнологичные виды медицинской помощи, финансирование научных исследований и высшего образования в сфере здравоохранения.

А также  продолжится реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», направленного на повышение доступности и качества медицинской помощи, прежде всего, в первичном звене здравоохранения, усиление профилактической направленности.

Политика в  области управления государственным  долгом Российской Федерации на 2012 – 2014 годы будет направлена на:

- обеспечение  сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

- развитие эффективного  национального рынка государственных  ценных бумаг;

- поддержание  высокого уровня кредитных рейтингов  России инвестиционной категории с перспективой повышения рейтингов до категории «А»;

- обеспечение  постоянного доступа Российской  Федерации и национальных корпоративных  заемщиков к внутреннему и  внешнему источникам заемного  капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований.

Учитывая, что  долговая политика Российской Федерации  не должна наносить ущерб способности  других российских заемщиков привлекать финансирование на внешнем и внутреннем рынках, Минфин России будет стремиться создавать благоприятные условия  для российских заемщиков в рамках решения следующих задач:

- формирование  репрезентативной шкалы доходности  российского суверенного долга  по всем срокам заимствований  в целях создания условий для  адекватного ценообразования по  долговым инструментам  заемщиков  из частного и государственного секторов;

- обеспечение  постоянного эффективного взаимодействия  с международными рейтинговыми  агентствами и инвестиционным  сообществом в целях сохранения  адекватного восприятия российского  кредитного риска, обеспечения  транспарентности и полноты сведений об эмитенте, доступных для инвесторов.

Расходные обязательства  Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определены на основании  международных договоров и соглашений, оригинальных графиков платежей иностранным кредиторам в соответствии с двусторонними соглашениями, условий выпуска государственных ценных бумаг, а также прогнозного уровня процентных ставок на 2012 – 2014 годы. Рассмотрим на  таблице 2.3.

В связи с  необходимостью обеспечения частичного финансирования дефицита федерального бюджета через осуществление государственных заимствований и ростом абсолютных размеров государственного долга Российской Федерации бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга будут возрастать.

 

 

2011 год 

(оценка)

2012 год

2013 год

2014 год

Проект

% к предыдущему  году

проект

% к предыдущему  году

проект

% к предыдущему  году

Обслуживание  государственного и муниципального долга, всего

266,6

388,4

145,7

482,3

124,2

579,2

120,1

в том числе:

             

Обслуживание  государственного внутреннего долга  Российской Федерации

192,7

314,1

163,0

395,8

126,0

479,4

121,1

Обслуживание  государственного внешнего долга Российской Федерации

73,9

74,3

100,5

86,5

116,4

99,8

115,4


 

Таблице 2.3 - Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации

 

Реализация  этих приоритетов требует переориентации и повышения эффективности использования  ресурсов не только федерального бюджета, но бюджетной системы Российской Федерации в целом, а также проведения институциональных реформ и целенаправленных мер государственного регулирования.

Важной задачей  остается обеспечение обороноспособности страны и безопасности граждан.

Исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации в 2012-2014  гг.,  и с учетом планируемых объемов заимствований, в предстоящий период значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации. Представим в виде таблицы 2.4.

Показатель

2011

2012

2013

2014

Пороговое значение

Отношение государственного долга к ВВП

10,7 %

13,2 %

14,9 %

15,7 %

25 %

Доля расходов на обслуживание госдолга в общем  объеме расходов федерального бюджета

2,4 %

3,1 %

3,5 %

4,0 %

10 %

Отношение расходов на обслуживание и погашение госдолга к доходам федерального бюджета

6,1 %

9,0 %

9,2 %

10,2 %

10 %

Отношение госдолга к доходам федерального бюджета

51,3 %

65,7 %

75,8 %

80,8 %

100 %

Отношение внешнего госдолга к годовому объему экспорта товаров и услуг

7,7 %

9,1 %

11,1 %

12,2 %

220 %

Отношение расходов на обслуживание внешнего госдолга к годовому объему экспорта товаров и услуг

0,5 %

0,5 %

0,5 %

0,6 %

25 %


 

Таблица 2.4. - Показатели долговой устойчивости Российской Федерации

Информация о работе Перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации