Перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение формирования бюджетной политики Российской Федерации. Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- дать четкое определение бюджетной политики, рассмотреть ее цели и задачи;
- изучить этапы реформирования бюджетной политики;
- рассмотреть основные направления бюджетной политики;
- рассмотреть бюджетную политики в области доходов и расходов;

Содержание

Введение
Бюджетная политика как основной инструмент экономической политики государства
Сущность, цели и задачи бюджетной политики
Этапы реформирования бюджетной политики
Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов
Состояние социально – экономического развития страны как основа формирования целей бюджетной политики
Бюджетная политика в области доходов
Бюджетная политика в области расходов и государственного долга
Межбюджетные отношения
Перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа - Формирование бюджетной политики РФ.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, совокупный объем государственного долга Российской Федерации достигнет 13,2% ВВП в 2012 году, 14,9% ВВП в 2013 году и 15,7% ВВП на конец 2014 года, при этом доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга составит соответственно 81,8% в 2012 году, 81,8% в 2013 году и 81,0 % в 2014 году при соответствующем снижении доли внешнего долга. 

 

 

2.4  Межбюджетные  отношения

 

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений  в 2013 – 2014 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:

- финансовое  обеспечение перераспределения  полномочий между уровнями публичной  власти;

- обеспечение  сбалансированности бюджетов бюджетной  системы, в том числе путем  предоставления межбюджетных трансфертов,  а также стимулирования по  наращиванию доходной базы региональных  и местных бюджетов;

- укрупнение  межбюджетных трансфертов в рамках  ключевых направлений государственной политики;

- повышение  предсказуемости распределения  межбюджетных трансфертов.

Оценка исполнения консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации на 2012 - 2014 годы, сформированная на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, предполагает положительную динамику основных параметров консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации в ближайшие годы. Представим в виде таблицы 2.5.

 

Показатель

2012 год

2013 год

2014 год

проект

в %% к предыдущему  году

проект

в %% к предыдущему  году

проект

в %% к предыдущему  году

Доходы, всего

7 923,7

103,7

8 562,9

108,1

9 201,0

107,5

в том числе:

           

налоговые и  неналоговые доходы

6 618,1

113,6

7 326,1

110,7

8 033,8

109,7

межбюджетные  трансферты

1 305,6

88,8

1 236,8

94,7

1 167,2

94,4

Расходы, всего

7 931,5

103,3

8 686,1

109,5

9 283,8

106,9

Дефицит

-7,7

 

-123,2

 

-82,8

 

 

Таблица 2.5. - Оценка исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2013-2014 годах                                               

 

При оценке расходов учитывались предложения по:

- реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в том числе по индексации заработной платы работникам бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений;

- обеспечению размера заработной платы учителей общеобразовательных учреждений на уровне   средней заработной платы в экономике;

- увеличению  расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на финансирование дорожного хозяйства в связи с деятельностью дорожных фондов субъектов Российской Федерации;

- ежегодной  индексации расходов на социальное  обеспечение населения, услуги  связи, транспортные и коммунальные услуги, содержание имущества, увеличение стоимости основных средств и материальных запасов на уровень инфляции.

В 2013 году поступления  налоговых и неналоговых доходов  в консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации  оцениваются в сумме 7 326,1 млрд. рублей или с ростом на 10,7% к оценке 2012 года, в 2014 году - 8 033,8 млрд. рублей (с ростом на 9,7%). Оценка объема расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации производилась с учетом исполнения за 2011 год и оценки параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 2012 год.

Превышение  расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  над общим объемом доходов  оценивается в 2013 году в сумме 123,2 млрд. рублей, в 2014 году – 82,8 млрд. рублей. Источниками финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации будут являться кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты из федерального бюджета, государственные (муниципальные) ценные бумаги, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности[14].

Для обеспечения  выполнения принятых расходных обязательств субъектов Российской Федерации  сформирована система. Рассмотрим межбюджетных трансфертов. Рассмотрим  на таблице 2.6.

 

Наименование

2012 год

(закон)

 

доля (%)

2013 год

2014 год

проект

в %

к 2012 г.

доля (%)

Проект

в %

к 2013 г.

доля (%)

Межбюджетные  трансферты

1 305,6

100,0

1 236,8

94,7

100,0

1 167,2

94,4

100,0

в том числе:

               

дотации

502,3

38,5

593,9

118,2

48,0

584,7

98,5

50,1

субсидии

498,4

38,2

357,3

71,7

28,9

303,5

84,9

26,0

субвенции

264,3

20,2

248,9

94,2

20,1

245,5

98,6

21,0

иные межбюджетные трансферты

40,6

3,1

36,7

90,4

3,0

33,5

91,3

2,9


 

Таблица 2.6. - Межбюджетные трансферты из федерального бюджета

бюджетам субъектов  Российской Федерации

 

Указанная система  должна быть направлена на финансовое обеспечение первоочередных расходов, связанных с выплатой заработной платы, социальным обеспечением, предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также на поддержку реализации основных направлений государственной политики на региональном и местном уровне.

Реализация  финансового обеспечения первоочередных расходов субъектов Российской Федерации будет осуществляться путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые направляются на сглаживание диспропорций в уровне бюджетных возможностей и исполнение первоочередных расходов. Данный вид финансовой помощи должен стать основным видом межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Указанные средства будут предоставляться на осуществление  социально-значимых расходов субъектов  Российской Федерации, в том числе  на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы, ликвидацию очереди в дошкольных образовательных учреждениях, оказание дополнительной социальной помощи семьям, имеющим 3-х и более детей.

В 2012 году в федеральном  бюджете предусмотрено предоставление почти 100 видов субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. В рамках формирования федерального бюджета по программно-целевому принципу необходимо консолидировать действующие в настоящее время субсидии в единые в рамках соответствующих госпрограмм по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета. Такое объединение позволит расширить бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации по управлению средствами, поступающими из федерального бюджета.

Начиная с 2012 года распределение всех межбюджетных трансфертов утверждается приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете, либо актами Правительства Российской Федерации. Следующим этапом формализации распределения межбюджетных трансфертов актами более высокой юридической силы является переход к распределению максимального количества межбюджетных трансфертов федеральным законом о федеральном бюджете с целью повышения прозрачности, а также более точного и эффективного планирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Данное положение касается в первую очередь субсидий.

В связи с  этим, главные распорядители средств  федерального бюджета по соответствующим  межбюджетным субсидиям должны в  установленные сроки представить  предложения по распределению указанных  субсидий между субъектами Российской Федерации для включения в проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» [3].

Общий объем  субвенций из федерального бюджета  бюджетам субъектов Российской Федерации  предусмотрен в объеме 248,9 млрд. рублей.

В рамках подготовки проекта федерального бюджета на 2013 – 2014 годы рассматривается предложение по перераспределению полномочий между уровнями публичной власти в части обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны.  Предлагается закрепить с 1 января 2013 года указанное полномочие за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с предоставлением в 2013 году межбюджетной субсидии на ликвидацию очереди состоящих на учете ветеранов Великой Отечественной войны по состоянию на 1 января 2013 года.

В условиях повышения  самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований  не теряет актуальности оценка эффективности  их деятельности. Механизм финансового  поощрения субъектов Российской Федерации, достигших наилучших результатов в сфере привлечения инвестиций, развития промышленности и, как результат, увеличения налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы, запущенный в 2011 году, будет продолжен с учетом совершенствования системы оценки. В федеральном бюджете на указанные цели предусмотрено 10,0 млрд. рублей.

Определенным  риском в сфере исполнения региональных и местных бюджетов является высокий  уровень их долговой нагрузки, который  оказывает существенное влияние  на исполнение региональных и местных бюджетов. По состоянию на 1 января 2012 года в 15 субъектах Российской Федерации соотношение объема государственного и муниципального долга к доходам без учета безвозмездных поступлений превышает 50 процентов.

В 2012 году необходимо внести изменения в налоговое и бюджетное законодательство Российской Федерации, направленные на укрепление доходов местных бюджетов  путем совершенствования специальных налоговых режимов для обеспечения, начиная с 1 января 2013 года,   зачисления  поступлений в доходы  местных бюджетов от единого сельскохозяйственного налога и  налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения в размере 100 % [15].

В целях совершенствования  межбюджетных отношений на региональном уровне будет разработан проект изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильности объемов региональных фондов финансовой поддержки и софинансирования муниципальных образований, внедрение механизмов дифференцированного  контроля за исполнением  органами местного самоуправления.

Таким образом, в 2012 - 2014 годах будут обеспечены условия для устойчивого экономического развития и сохранения макроэкономической стабильности при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации, реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития страны, повышения эффективности бюджетных расходов, совершенствования межбюджетных отношений и решения других задач бюджетной политики, сформулированных в Бюджетном послании и других документах стратегического планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В результате целенаправленных действий в сфере  бюджетной политики в последние  годы удалось решить ряд существенных задач. Полностью выполнены принятые социальные обязательства государства. Создание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния позволило пройти период мирового кризиса без снижения уровня жизни граждан, поддержать финансовую инфраструктуру и реальный сектор экономики. Удалось снизить и удержать государственный долг на приемлемо низком уровне даже в условиях мирового кризиса. Осмотрительная бюджетная политика стала существенным фактором устойчивого снижения инфляции.

К началу 2012 года экономика полностью восстановилась после кризиса. Наряду с высокими ценами на нефть это позволило исполнить в 2011 году федеральный бюджет без дефицита. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики Российской Федерации к внешним негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике. Но есть и ряд нерешенных проблем[17]:

- во-первых, сохраняется значительный ненефтегазовый дефицит. Бюджетная система Российской Федерации находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках. Из-за этого ограничены возможности для бюджетного маневра в целях существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, обусловливающим экономическое развитие страны, даже при понимании объективной необходимости этих расходов;

- во-вторых, структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития. Направляемых из бюджета средств на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно;

- в-третьих, на низком уровне осуществляется финансово-экономическое обоснование решений, приводящих к новым расходным обязательствам. Недостаточно качественной является оценка того, какие долгосрочные последствия будет иметь принятие новых обязательств для социально-экономического развития Российской Федерации;

- в-четвертых, зачастую эффективность осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств;

Информация о работе Перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации