Перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение формирования бюджетной политики Российской Федерации. Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- дать четкое определение бюджетной политики, рассмотреть ее цели и задачи;
- изучить этапы реформирования бюджетной политики;
- рассмотреть основные направления бюджетной политики;
- рассмотреть бюджетную политики в области доходов и расходов;

Содержание

Введение
Бюджетная политика как основной инструмент экономической политики государства
Сущность, цели и задачи бюджетной политики
Этапы реформирования бюджетной политики
Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов
Состояние социально – экономического развития страны как основа формирования целей бюджетной политики
Бюджетная политика в области доходов
Бюджетная политика в области расходов и государственного долга
Межбюджетные отношения
Перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа - Формирование бюджетной политики РФ.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с бюджетными правилами:

- предельные  расходы федерального бюджета  не должны превышать объем  доходов при базовой цене более чем на один процент валового внутреннего продукта;

- общий объем  планируемых расходов на очередной  финансовый год не может быть  меньше общего объема расходов  без учета условно утвержденных  расходов, утвержденного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период;

- общий объем  планируемых расходов на первый  год планового периода без  учета условно утвержденных расходов  в размере 2,5 процента от общего  объема расходов не может быть меньше общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов, утвержденного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период.

Введение бюджетных  правил с 1 января 2012 года позволит в 2013-2014 годах снизить зависимость федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры, повысить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, сократить дефицит федерального бюджета, начать сокращение ненефтегазового дефицита и увеличить Резервный фонд приведены  в виде таблицы 2.1[13].

 

Показатель

       2012год 
(закон с учетом изменений)

               2013 год

              2014 год

закон

№371-ФЗ

проект

закон

№371-ФЗ

проект

Нефтегазовые доходы, млрд. рублей

6 383,3

5 645,8

5 632,0

6 127,2

6 075,1

в % к ВВП

10,5

8,7

8,5

8,4

8,3

Дефицит, млрд. рублей

-68,1

-1 024,7

-991,9

-491,1

-459,7

в % к ВВП

-0,1

-1,6

-1,5

-0,7

-0,6

Ненефтегазовый дефицит, млрд. рублей

-6 451,4

-6 670,5

-6 623,9

-6 618,3

-6 534,8

в % к ВВП

-10,6

-10,3

-10,1

-9,1

-8,9

Поступления в Резервный  фонд, млрд. рублей

830,3

570,9

603,7

957,3

988,7

Цена на нефть, 
долл. США за баррель

115,0

97,0

97,0

101,0

101,0

Цена сбалансированности 
долл. США за баррель

116,2

113,5

113,9

107,2

108,6


 

Таблица 2.1. - Дефицит и ненефтегазовый дефицит в 2012-2014 годах

 

В рамках долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года планируется:

– сформировать в соответствии с бюджетными правилами  основные характеристики федерального бюджета и параметров бюджета  расширенного Правительства до 2020 года;

– определить предельные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на финансовое обеспечение  государственных программ на период до 2020 года;

– сформулировать  основные подходы к структурным  реформам, увязав их с объективными бюджетными ограничениями, наметить ключевые направления бюджетных реформ и другие меры по повышению эффективности бюджетных расходов.

При определении параметров развития пенсионной системы необходимо обеспечить ее сбалансированность, долгосрочную устойчивость и прозрачность для работающих, работодателей и пенсионеров. При выработке мер, направленных на совершенствование пенсионной системы необходимо использовать комплексный подход, рассматривая направления модернизации пенсионной системы с учетом долгосрочных расчетов и актуарных прогнозов, учитывающих параметры пенсионной системы и демографические показатели. Основными задачами реализации мер, направленных на совершенствование пенсионной системы, будут являться обеспечение устойчивости системы и сокращение трансферта из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в целях высвобождения ресурсов на решение других социальных задач.

До конца 2012 года будут утверждены государственные программы «Развитие здравоохранения», «Развитие образования, «Культура России», «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий», «Развитие транспортной системы», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Космическая деятельность России», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие судостроения», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Государственная программа обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.

Одновременно  с проектом федерального закона о  федеральном бюджете на 2013-2014 годы в составе документов и материалов будет представлено аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам, подпрограммам и основным мероприятиям государственных программ [3].

Создание условий  для повышения качества оказания государственных услуг будет осуществляться на основе данных, полученных в результате мониторинга правоприменительной практики реформы бюджетных учреждений, путем совершенствования нормативной и методической базы.

В 2012 году необходимо законодательно закрепить за федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах, полномочия утверждать в сфере своей компетенции единые базовые перечни государственных и муниципальных услуг и работ, предусматривающие услуги по полномочиям Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При этом темпы  повышения среднего уровня оплаты труда  указанным категориям работников должны быть четко увязаны с этапами оптимизационных мероприятий, направленных на повышение эффективности соответствующих отраслей социальной сферы.

Необходимо  обеспечить переход к «эффективному  контракту», который должен четко  определять условия оплаты труда с учетом «социального пакета» работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы по всем направлениям деятельности учреждения.

Подготовка мероприятий по повышению оплаты труда (дорожная карта) будет включать в себя:

- определение объема государственных (муниципальных) гарантий, основанных на стандартах оказания государственных (муниципальных) услуг и учитывающих повышение производительности труда работников;

- определение  прогнозной численности занятых, необходимой для предоставления гарантированных по стандарту услуг - расчет фонда оплаты труда, необходимого для оказания услуг путем:

сопоставления стоимости рабочего времени со средним  значением по экономике региона;

учета всех видов  деятельности организации (образование, наука и т.д.);

- подготовку  типового контракта с руководителем  организации (государственной и  негосударственной);

- подготовку типового  контракта с работником, включающего  в стоимость труда социальный  пакет (льготы, досрочная пенсия  и т.д.);

- оплату негарантированных услуг потребителем с возможностью оказания социальной помощи нуждающимся и грантов за выдающиеся успехи.

В целях разработки и реализации нового этапа развития межбюджетных отношений необходимо:

 – предоставить право субъектам Российской Федерации самостоятельно определять те категории граждан, которым необходимо оказывать социальную поддержку, исходя из принципа нуждаемости;

– обеспечить переход к распределению всех межбюджетных трансфертов федеральным законом о федеральном бюджете;

– осуществить переход к предоставлению субсидий по принципу «одна государственная программа − одна субсидия»;

– проработать механизмы передачи делегированных полномочий субъектам Российской Федерации в качестве их собственных полномочий с закреплением соответствующих доходных источников субъектов Российской Федерации;

– обеспечить выполнение плана  поэтапной отмены льгот по региональным и местным налогам, установленных  на федеральном уровне;

– усилить ответственность регионов за неэффективную бюджетную политику;

– способствовать обеспечению в субъектах Российской Федерации взвешенной долговой политики.

Для обеспечения  прозрачности и открытости бюджетного процесса необходимо:

– в 2013 году разработать  методические рекомендации по представлению  бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении в понятной, информативной и компактной форме для граждан;

– создать Единый портал бюджетной системы Российской Федерации, который сделает доступной в  режиме реального времени структурированную  с учетом потребностей заинтересованных пользователей информацию о бюджетном процессе.

При создании системы необходимо учесть общемировые принципы «электронного государства» и обеспечения прозрачности бюджетной деятельности, на каждом этапе формирования, утверждения и аудита финансовой информации.

 

 

    1. Бюджетная политика в области доходов

 

Доходы бюджета  – денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с действующей  классификацией и существующим законодательством.

Доходная часть  бюджета формируется в основном из налогов. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов. Также значительная доля поступлений приходится на акцизы и платежи за пользование природными ресурсами, налог на покупку иностранных денежных знаков.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы. Среди неналоговых доходов федерального бюджета можно выделить доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от реализации государственных запасов и от внешнеэкономической деятельности, а также доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, в т.ч. прибыль ЦБ России. Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов.

В настоящее  время в условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем  налоговых доходов федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, т.е. снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

С начала 2010 года наблюдается существенный рост задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему. Наиболее значительно увеличилась задолженность по региональным налогам и сборам (25%). По федеральным налогам и сборам рост составил 7%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 13,4%. В первом полугодии текущего года собираемость по НДС составила 85,3% (при том, что бюджетные проектировки исходили из 91,3%).

При расчете  объема доходов федерального бюджета на 2012 год учитывались предполагаемые к принятию в 2011 году изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации, вступающие в действие с 1 января 2011 года.

По бюджетному законодательству предполагается реализация следующих решений:

а) увеличение норматива  зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат  с 95 до 100%;

б) зачисление в  доход федерального бюджета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

В таможенном законодательстве будут осуществляться следующие  меры:

а) установление ставки вывозной таможенной пошлины  на нефтепродукты в зависимости  от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть;

б) введение ставок вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости от изменения мировых  цен.

В номинальном  выражении в 2011-2013 годах прогнозируется рост поступлений в федеральный  бюджет: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 10,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом – на 6,0%, в 2013 году по сравнению с 2012 годом – на 9,3%. Представим в виде таблицы 2.2.

 

Показатель

2010 год 

2011 год

2012 год

2013 год

прогноз

прирост к предыдущему  году

прогноз

прирост к предыдущему году

прогноз

прирост к предыдущему  году

Доходы, всего  
(млрд. рублей)

7 783,8

8 617,8

834,0

9 131,7

513,9

9 983,9

852,2

в том числе:

             

Нефтегазовые  доходы

(млрд. рублей)

3 744,3

4 003,0

258,7

4 088,1

85,1

4 295,0

206,9

Ненефтегазовые  доходы

(млрд. рублей)

4 039,5

4 614,8

575,3

5 043,6

428,8

5 688,9

645,3

Темпы прироста доходов к предыдущему году, %

   

10,7

 

6,0

 

9,3

в том числе:

             

Нефтегазовые  доходы

   

6,9

 

2,1

 

5,1

Ненефтегазовые  доходы

   

14,2

 

9,3

 

12,8

Доля в общем объеме доходов, %

100,0

100,0

 

100,0

 

100,0

 

в том числе:

             

Нефтегазовые  доходы

48,1

46,5

- 1,6

44,8

- 1,7

43,0

- 1,8

Ненефтегазовые  доходы

51,9

53,5

1,6

55,2

1,7

57,0

1,8

Информация о работе Перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации