Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение формирования бюджетной политики Российской Федерации. Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- дать четкое определение бюджетной политики, рассмотреть ее цели и задачи;
- изучить этапы реформирования бюджетной политики;
- рассмотреть основные направления бюджетной политики;
- рассмотреть бюджетную политики в области доходов и расходов;
Введение
Бюджетная политика как основной инструмент экономической политики государства
Сущность, цели и задачи бюджетной политики
Этапы реформирования бюджетной политики
Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов
Состояние социально – экономического развития страны как основа формирования целей бюджетной политики
Бюджетная политика в области доходов
Бюджетная политика в области расходов и государственного долга
Межбюджетные отношения
Перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
В соответствии с бюджетными правилами:
- предельные расходы федерального бюджета не должны превышать объем доходов при базовой цене более чем на один процент валового внутреннего продукта;
- общий объем
планируемых расходов на
- общий объем
планируемых расходов на
Введение бюджетных правил с 1 января 2012 года позволит в 2013-2014 годах снизить зависимость федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры, повысить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, сократить дефицит федерального бюджета, начать сокращение ненефтегазового дефицита и увеличить Резервный фонд приведены в виде таблицы 2.1[13].
Показатель |
2012год |
2013 год |
2014 год | ||
закон №371-ФЗ |
проект |
закон №371-ФЗ |
проект | ||
Нефтегазовые доходы, млрд. рублей |
6 383,3 |
5 645,8 |
5 632,0 |
6 127,2 |
6 075,1 |
в % к ВВП |
10,5 |
8,7 |
8,5 |
8,4 |
8,3 |
Дефицит, млрд. рублей |
-68,1 |
-1 024,7 |
-991,9 |
-491,1 |
-459,7 |
в % к ВВП |
-0,1 |
-1,6 |
-1,5 |
-0,7 |
-0,6 |
Ненефтегазовый дефицит, млрд. рублей |
-6 451,4 |
-6 670,5 |
-6 623,9 |
-6 618,3 |
-6 534,8 |
в % к ВВП |
-10,6 |
-10,3 |
-10,1 |
-9,1 |
-8,9 |
Поступления в Резервный фонд, млрд. рублей |
830,3 |
570,9 |
603,7 |
957,3 |
988,7 |
Цена на нефть, |
115,0 |
97,0 |
97,0 |
101,0 |
101,0 |
Цена сбалансированности |
116,2 |
113,5 |
113,9 |
107,2 |
108,6 |
Таблица 2.1. - Дефицит и ненефтегазовый дефицит в 2012-2014 годах
В рамках долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года планируется:
– сформировать в соответствии с бюджетными правилами основные характеристики федерального бюджета и параметров бюджета расширенного Правительства до 2020 года;
– определить предельные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на финансовое обеспечение государственных программ на период до 2020 года;
– сформулировать основные подходы к структурным реформам, увязав их с объективными бюджетными ограничениями, наметить ключевые направления бюджетных реформ и другие меры по повышению эффективности бюджетных расходов.
При определении параметров развития пенсионной системы необходимо обеспечить ее сбалансированность, долгосрочную устойчивость и прозрачность для работающих, работодателей и пенсионеров. При выработке мер, направленных на совершенствование пенсионной системы необходимо использовать комплексный подход, рассматривая направления модернизации пенсионной системы с учетом долгосрочных расчетов и актуарных прогнозов, учитывающих параметры пенсионной системы и демографические показатели. Основными задачами реализации мер, направленных на совершенствование пенсионной системы, будут являться обеспечение устойчивости системы и сокращение трансферта из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в целях высвобождения ресурсов на решение других социальных задач.
До конца 2012 года будут утверждены государственные программы «Развитие здравоохранения», «Развитие образования, «Культура России», «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий», «Развитие транспортной системы», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Космическая деятельность России», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие судостроения», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Государственная программа обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.
Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2013-2014 годы в составе документов и материалов будет представлено аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам, подпрограммам и основным мероприятиям государственных программ [3].
Создание условий для повышения качества оказания государственных услуг будет осуществляться на основе данных, полученных в результате мониторинга правоприменительной практики реформы бюджетных учреждений, путем совершенствования нормативной и методической базы.
В 2012 году необходимо законодательно закрепить за федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах, полномочия утверждать в сфере своей компетенции единые базовые перечни государственных и муниципальных услуг и работ, предусматривающие услуги по полномочиям Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом темпы повышения среднего уровня оплаты труда указанным категориям работников должны быть четко увязаны с этапами оптимизационных мероприятий, направленных на повышение эффективности соответствующих отраслей социальной сферы.
Необходимо обеспечить переход к «эффективному контракту», который должен четко определять условия оплаты труда с учетом «социального пакета» работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы по всем направлениям деятельности учреждения.
Подготовка мероприятий по повышению оплаты труда (дорожная карта) будет включать в себя:
- определение объема государственных (муниципальных) гарантий, основанных на стандартах оказания государственных (муниципальных) услуг и учитывающих повышение производительности труда работников;
- определение прогнозной численности занятых, необходимой для предоставления гарантированных по стандарту услуг - расчет фонда оплаты труда, необходимого для оказания услуг путем:
сопоставления стоимости рабочего времени со средним значением по экономике региона;
учета всех видов деятельности организации (образование, наука и т.д.);
- подготовку
типового контракта с
- подготовку типового контракта с работником, включающего в стоимость труда социальный пакет (льготы, досрочная пенсия и т.д.);
- оплату негарантированных услуг потребителем с возможностью оказания социальной помощи нуждающимся и грантов за выдающиеся успехи.
В целях разработки и реализации нового этапа развития межбюджетных отношений необходимо:
– предоставить право субъектам Российской Федерации самостоятельно определять те категории граждан, которым необходимо оказывать социальную поддержку, исходя из принципа нуждаемости;
– обеспечить переход к распределению всех межбюджетных трансфертов федеральным законом о федеральном бюджете;
– осуществить переход к предоставлению субсидий по принципу «одна государственная программа − одна субсидия»;
– проработать механизмы передачи делегированных полномочий субъектам Российской Федерации в качестве их собственных полномочий с закреплением соответствующих доходных источников субъектов Российской Федерации;
– обеспечить выполнение плана поэтапной отмены льгот по региональным и местным налогам, установленных на федеральном уровне;
– усилить ответственность регионов за неэффективную бюджетную политику;
– способствовать обеспечению в субъектах Российской Федерации взвешенной долговой политики.
Для обеспечения прозрачности и открытости бюджетного процесса необходимо:
– в 2013 году разработать методические рекомендации по представлению бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении в понятной, информативной и компактной форме для граждан;
– создать Единый портал
бюджетной системы Российской Федерации,
который сделает доступной в
режиме реального времени
При создании системы необходимо учесть общемировые принципы «электронного государства» и обеспечения прозрачности бюджетной деятельности, на каждом этапе формирования, утверждения и аудита финансовой информации.
Доходы бюджета
– денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
Доходная часть бюджета формируется в основном из налогов. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов. Также значительная доля поступлений приходится на акцизы и платежи за пользование природными ресурсами, налог на покупку иностранных денежных знаков.
Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы. Среди неналоговых доходов федерального бюджета можно выделить доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от реализации государственных запасов и от внешнеэкономической деятельности, а также доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, в т.ч. прибыль ЦБ России. Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов.
В настоящее время в условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем налоговых доходов федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, т.е. снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
С начала 2010 года наблюдается существенный рост задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему. Наиболее значительно увеличилась задолженность по региональным налогам и сборам (25%). По федеральным налогам и сборам рост составил 7%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 13,4%. В первом полугодии текущего года собираемость по НДС составила 85,3% (при том, что бюджетные проектировки исходили из 91,3%).
При расчете объема доходов федерального бюджета на 2012 год учитывались предполагаемые к принятию в 2011 году изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации, вступающие в действие с 1 января 2011 года.
По бюджетному законодательству предполагается реализация следующих решений:
а) увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат с 95 до 100%;
б) зачисление в доход федерального бюджета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
В таможенном законодательстве будут осуществляться следующие меры:
а) установление ставки вывозной таможенной пошлины на нефтепродукты в зависимости от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть;
б) введение ставок вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости от изменения мировых цен.
В номинальном выражении в 2011-2013 годах прогнозируется рост поступлений в федеральный бюджет: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 10,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом – на 6,0%, в 2013 году по сравнению с 2012 годом – на 9,3%. Представим в виде таблицы 2.2.
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |||
прогноз |
прирост к предыдущему году |
прогноз |
прирост к предыдущему году |
прогноз |
прирост к предыдущему году | ||
Доходы, всего |
7 783,8 |
8 617,8 |
834,0 |
9 131,7 |
513,9 |
9 983,9 |
852,2 |
в том числе: |
|||||||
Нефтегазовые доходы (млрд. рублей) |
3 744,3 |
4 003,0 |
258,7 |
4 088,1 |
85,1 |
4 295,0 |
206,9 |
Ненефтегазовые доходы (млрд. рублей) |
4 039,5 |
4 614,8 |
575,3 |
5 043,6 |
428,8 |
5 688,9 |
645,3 |
Темпы прироста доходов к предыдущему году, % |
10,7 |
6,0 |
9,3 | ||||
в том числе: |
|||||||
Нефтегазовые доходы |
6,9 |
2,1 |
5,1 | ||||
Ненефтегазовые доходы |
14,2 |
9,3 |
12,8 | ||||
Доля в общем объеме доходов, % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|||
в том числе: |
|||||||
Нефтегазовые доходы |
48,1 |
46,5 |
- 1,6 |
44,8 |
- 1,7 |
43,0 |
- 1,8 |
Ненефтегазовые доходы |
51,9 |
53,5 |
1,6 |
55,2 |
1,7 |
57,0 |
1,8 |
Информация о работе Перспективы развития бюджетной политики Российской Федерации