Планирование и прогнозирование в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

В данной главе раскрывается сущность прогнозирования и планирования, показывается взаимосвязь прогноза и плана, рассматриваются формы планирования и их особенности. Дается определение понятий "прогноз", "план", "мероприятие", "программа", "концепция". Знание теоретических основ прогнозирования и планирования позволяет разрабатывать научно обоснованные планы, программы, добиваться повышения точности прогнозных расчетов и выявлять наиболее эффективные пути развития экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

для печати.doc

— 736.50 Кб (Скачать файл)

Все СЭЗ объединяют беспошлинный, или льготный, режим ввоза и  вывоза товаров, определенная обособленность в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях, активное взаимодействие с иностранным капиталом, а также тесная связь с мировым рынком. Создание СЭЗ в любой стране предусматривает прежде всего ускоренное развитие той или иной территории.

Свободные экономические  зоны способствуют модернизации технологий, получению ноу-хау, обучению специалистов и рабочих новым формам организации труда, а также использованию собственных сырьевых ресурсов для производства экспортной продукции.

Создание свободных  экономических зон предполагает; привлечение инвестиций; обеспечение  более полной занятости рабочей силы; организацию в экономической зоне экспортноориентированных производств.

Функциональные экономические  зоны предусматривают создание технологических парков, технополисов и инкубаторов для освоения и производства новой техники.

Для создания и успешного  функционирования СЭЗ необходимы определенные условия и предпосылки. Как правило, территория, выбираемая для экономической зоны, должна находиться в выгодном экономико-географическом положении и обеспечена инфраструктурой. Одним из условий является наличие квалифицированной рабочей силы, сырьевых ресурсов, т.е. СЭЗ должна быть привлекательной для иностранных инвесторов.

Основные принципы формирования и функционирования СЭЗ должны быть едиными для всей территории страны и отражаться в специальном законодательстве.

Для инвесторов предусматривается  ряд льгот: освобождение импорта  и экспорта свободной зоны от таможенного  обложения; скидки с налогов и арендной платы; применение свободных цен при сбыте продукции.

Иностранные инвесторы  могут иметь дополнительные льготы. С целью стимулирования привлечения  инвестиций иностранные инвесторы  освобождаются от налогов при переводе прибыли, полученной в свободной зоне, за границу.

В экономических зонах  упрощен режим допуска и поселения  иностранцев. Кроме того, иностранным партнерам предоставляются гарантии сбыта на внутреннем рынке продукции, произведенной в счет государственного заказа, а также свобода выбора источников финансирования своих операций в свободной зоне, включая привлечение средств мирового финансового рынка. Они имеют право без ограничений получать кредиты у иностранных банков, фирм и организаций, а также привлекать иностранные страховые компании для заключения с ними всех видов сделок.

Прогнозирование и планирование развития СЭЗ предполагает определение объема производства продукции (услуг), в том числе экспорта и импорта, занятости и других показателей с учетом особенностей зон. Могут применяться методы экстраполяции, экспертных оценок, моделирования.

Критериями оценки функционирования СЭЗ являются: повышение конкурентоспособности  и увеличение экспорта продукции; внедрение  прогрессивных технологий; повышение  уровня занятости и жизни населения; повышение рентабельности предприятий; темпы роста экспортного потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 18. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

 

В системе прогнозирования  и планирования социально-экономического развития страны важное место должно отводиться прогнозированию и планированию природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования являются не только социально-экономические процессы, но и природные явления.

 

18.1. Прогнозирование  и планирование минерально-сырьевых  ресурсов

Прогнозирование минерально-сырьевых ресурсов включает: прогнозирование потребности в них; прогнозирование запасов природных ресурсов; прогнозирование прироста добычи ресурсов; прогнозирование экологических последствий от хозяйственного освоения новых месторождений и использования действующих источников.

Прогнозные расчеты потребности в минерально-сырьевых ресурсах (нефти, газе, угле, торфе и др.) на начальных этапах осуществляются с применением методов экстраполяции и экспертных оценок. На последующих этапах широко применяется нормативный метод, т.е. потребности в ресурсах определяются на основе норм расхода их на единицу продукции и объема производства в прогнозируемом периоде. Кроме того, учитываются потребности населения в указанных ресурсах для отопления, обеспечения горячим водоснабжением, пищеприготовления и других целей, которые определяются на основе норм расхода условного топлива на одного человека в год и прогнозируемой численности населения. Должны учитываться также потребности в ресурсах на отопление общественных зданий, определяемые, исходя из норм и отапливаемой площади, а также для транспорта и других нужд.

Исходя из потребностей в минерально-сырьевых ресурсах, принимается решение об их добыче (приросте или снижении) и импорте (увеличении или снижении). Широко используется балансовый метод. Разрабатывается сводный баланс топлива. С помощью баланса путем сравнения потребности с ресурсами определяется величина дополнительной добычи или увеличение импорта ресурсов. При этом необходимо ориентироваться на показатели экономического эффекта и экологического последствия, а также на необходимость создания резервов и определенной величины запасов. В процессе прогнозирования дается оценка каждого месторождения. Определяются балансовые запасы ископаемых (использование которых экономически целесообразно) и забалансовые (использование которых по технико-экономическим параметрам нецелесообразно, но в будущем они могут быть объектом промышленного освоения).

Планирование минерально-сырьевых ресурсов включает:

- разработку мероприятий  по повышению степени извлечения полезных компонентов из руд и их переработке, а также использованию вторичного сырья;

- установление лимитов  добычи и использования ресурсов, применения штрафных санкций за их превышение.

 

18.2. Прогнозирование  и планирование лесных, водных, земельных ресурсов и воздушной среды

При прогнозировании  лесных ресурсов необходимо учитывать  их многоцелевое использование и возобновляемость.

Прогнозируются общая  площадь леса и общие запасы древесины, ее качество и структура. Определяется объем лесовосстановления по массивам вырубок, проведения лесопосадок водоохранных лесов, защитных полос вдоль дорог и др.

Планируется лесовосстановление, охрана от пожара и повышение уровня эксплуатации леса.

План-прогноз содержит следующие показатели: площадь сплошных вырубок; площадь, подлежащая искусственному восстановлению; площадь авиационной охраны лесов от пожара, размер средств для осуществления мероприятий.

Водные ресурсы представляют собой запасы поверхностных, почвенных и подземных пресных вод.

Прогнозируется объем поверхностного речного стока и подземных вод. В процессе прогнозирования используется метод написания спена-рия5 т.е. рассматриваются различные варианты (ситуации) в зависимости от характера водности. Учитывается изменение структуры водных ресурсов под влиянием мелиорации, трансформации водосборных территорий и изменения лесистости. Осуществляется прогноз влияния НТП и развития экономики на изменение спроса на водные ресурсы.

Разрабатывается прогнозный водохозяйственный баланс.

Баланс позволяет определить степень соответствия водных ресурсов и потребностей в них. Он является основой для разработки мероприятий по обеспечению сохранения экологического равновесия.

Прогнозирование водопотребления  на перспективный период основывается на расчетах водообеспечения населения, промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики. Широко используется нормативный метод. Прогнозируется также изменение качества воды и варианты охраны водных ресурсов.

Планирование включает в себя систему мероприятий по сокращению водопотребления за счет повторно используемых вод, разработку программ по сокращению загрязнения водоемов, подземных вод и безвозвратных потерь их. Основными показателями плана являются: лимиты водопотребления по важнейшим потребителям; объем очистки загрязненных сточных вод; строительство очистных сооружений; сумма затрат на проведение мероприятий и источники их покрытия.

Земельные ресурсы. Прогнозирование  предполагает разработку земельного кадастра, где отражаются земельные ресурсы по видам: пашни, пастбища, многолетние насаждения и т.д. В земельном кадастре дается балльная оценка земельных ресурсов, которая является основой при установлении платежей за землю.

Планирование включает систему мероприятий по борьбе с  эрозией почвы, определение ввода в действие мелиоративных земель, создания полезащитных лесных полос, закрепления и облесения неудобных земель (оврагов, болот, берегов рек и водоемов, песчаных участков), рекультивации земельных площадей.

Атмосферный воздух. Защита атмосферы предполагает проведение ряда мероприятий, направленных на максимальное снижение количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу с отходящими газами от стационарных источников и всех видов передвижных транспортных средств.

Прогнозируются выбросы  вредных веществ в окружающую среду. Широко используются методы экстраполяции, экспертных оценок, нормативный метод.

Для оценки качества воздушной  среды используются экологические  нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ и уровней вредных воздействий на компоненты биосферы, включая человека.

При планировании природоохранных  мероприятий по защите атмосферного воздуха используется экологический норматив предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ. Устанавливаются лимиты выбросов вредных веществ.

Прогнозирование и планирование распространяются также и па другие виды биологических ресурсов. Главной целью является сохранение биологического разнообразия животного мира страны, рациональное использование биологических ресурсов, достижение оптимальной численности охотничье-промысловых и других животных.

Выбор природоохранных  мероприятий требует всестороннего  экономического обоснования затрат. Целесообразность природоохранных мероприятий определяется снижением выброса вредных веществ в окружающую среду, предотвращением экономического ущерба в результате их внедрения.

Расчет экономической  эффективности (Э) осуществляется по формуле

где Уп — предотвращенный (устраненный) годовой экономический ущерб в результате проведения природоохранных мероприятий; ∆П — прирост годовой прибыли от использования веществ, уловленных при очистке сточных вод и отходящих газов; 3 — текущие затраты на эксплуатацию природоохранного объекта; KB — сметная стоимость строящегося объекта (капитальные затраты на осуществление природоохранного мероприятия).

 

 

 

Глава 19. ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБОСНОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

В условиях становления  рыночных отношений особая значимость должна придаваться развитию предпринимательской деятельности и формированию антимонопольной политики. Антимонопольное регулирование способствует развитию свободной конкуренции производителей, недопущению злоупотребления за счет монопольного положения на рынке.

 

19.1. Планирование развития предпринимательской деятельности

Предпринимательство —  процесс организации бизнеса  и управления им. Развитие предпринимательской  деятельности способно оказать существенное влияние на развитие отдельных отраслей и в целом экономики страны.

Во многих странах  мира осуществляется государственная  поддержка предпринимательства. Для  этих целей разрабатываются государственные программы развития предпринимательства, в которых выделяются разделы по поддержке малого, среднего и крупного бизнеса. При разработке такого рода программ нельзя допустить чрезмерной регламентированности. Наилучшим вариантом является развитие предпринимательской деятельности при инициативе снизу и создании государством необходимых условий.

В Беларуси разработана  государственная программа поддержки и развития предпринимательства. В ней предусмотрен комплекс взаимосвязанных мер в экономической, социальной и нормативно-правовой сферах. Для малого бизнеса программой предусмотрена корректировка действующей налоговой системы и денежно-кредитного регулирования.

Даны предложения по устойчивому ресурсному обеспечению  предпринимательства. Намечены к реализации мероприятия, направленные на создание конкурентной среды, поддержку внешнеэкономической деятельности частных предприятий, привлечение в республику прямых иностранных инвестиций. Кроме того, программа содержит предложения по формированию специального механизма государственной поддержки и организации инкубации малого и среднего бизнеса.

 

19.2. Обоснование  антимонопольной политики

Монополией называется такое положение на рынке, когда  там действуют один продавец того или иного товара и много покупателей, или же один покупатель и много продавцов. Подобное положение создает для монополиста (продавца или покупателя) серьезные преимущества, так как он может устанавливать цены на товары, значительно и даже многократно превышающие затраты на их изготовление. В результате страдают потребители или производители, поскольку приходится приобретать товары по высоким ценам или реализовывать продукцию по очень низким. Из всех возможных ситуаций на рынке желательны только те, которые допускают так называемую свободную конкуренцию, когда ни производитель, ни потребитель не могут воспользоваться своим монопольным положением. С целью развития конкуренции и устранения диктата монополистов разрабатывается антимонопольная политика. Она включает в себя нормативно-правовую базу по антимонопольному регулированию, меры по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции, регулированию деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и др. Основным показателем степени монополизации рынка является общая доля CRk (concentration ratio) самых крупных предприятий на рынке, которая определяется по формуле

Информация о работе Планирование и прогнозирование в экономике