Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 23:20, курсовая работа
В данной главе раскрывается сущность прогнозирования и планирования, показывается взаимосвязь прогноза и плана, рассматриваются формы планирования и их особенности. Дается определение понятий "прогноз", "план", "мероприятие", "программа", "концепция". Знание теоретических основ прогнозирования и планирования позволяет разрабатывать научно обоснованные планы, программы, добиваться повышения точности прогнозных расчетов и выявлять наиболее эффективные пути развития экономики.
Важным социальным нормативом является минимальная заработная плата (МЗП). Экономический смысл минимальной заработной платы заключается в ее определении как нижней границы цены рабочей силы.
МЗП должна обеспечить вознаграждение за труд наименьшей сложности, выполняемый в нормальных для здоровья условиях. Она является гарантом государства и важным регулятором экономики. На ее основе устанавливаются ставка 1-го разряда, надбавки к заработной плате, определяются штрафы, платежи и т.д. Главное назначение минимальной заработной платы — обеспечение доходов работающего иди уровень компенсационных выплат социально уязвимым группам населения не ниже прожиточного минимума, или минимального потребительского бюджета. Вместе с тем данное условие нередко не соблюдается, т.е. величина МЗП существенно ниже. В этом случае она только отражает финансовые возможности государства по уровню гарантированных денежных выплат и практически перестает играть роль социального норматива.
Система социальных норм включает также
рекомендуемые нормы
8.3. Прогнозирование и регулирование оплаты труда
Основной целью оплаты труда являются обеспечение воспроизводства рабочей силы и усиление мотивации работников к эффективному труду.
Прогнозирование оплаты труда включает проведение прогнозных расчетов средней заработной платы и фонда оплаты труда.
Средняя заработная плата в прогнозируемом периоде определяется, исходя из достигнутого ее уровня в предшествующем периоде и темпов ее роста с учетом эффективности развития экономики и инфляционных процессов.
На макроуровне фонд оплаты труда рассчитывается на основе прогнозируемого уровня средней заработной платы и численности занятых в народном хозяйстве в разрезе отраслей. Можно определять фонд оплаты труда, исходя из нормативов заработной платы на 1 р. ВВП и прогнозируемого объема ВВП. Фонд оплаты труда должен увязываться с покупательными фондами и реальными доходами населения.
На микроуровне фонд оплаты труда на начальных этапах планирования определяется на основе данных базисного периода с учетом темпов изменения объемов производства продукции (услуг) и намечаемых мероприятий по увеличению заработной платы, на заключительном этапе — на основе сдельных расценок и объемов производства продукции (по сдельным работам), штатных расстановок (по повременным работам), штатным расписаниям (по специалистам и управленческому персоналу). В последнее время стал широко применяться нормативный метод.
Устанавливаются нормативы заработной платы на рубль продукции (работ, услуг).
В условиях рыночных отношений субъекты хозяйствования могут самостоятельно разрабатывать и устанавливать формы и системы оплаты труда. Для тех предприятий, организаций, учреждений, финансирование которых осуществляется из бюджета, данные функции возложены на органы государственного управления.
Важнейшую роль в регулировании оплаты труда играет тарифная система. Она состоит из Единой тарифной сетки (ЕТС) и тарифно-квалификационных справочников.
Единая тарифная сетка содержит шкалу, которая состоит из 23 тарифных разрядов и соответствующих им коэффициентов. На основе Единой тарифной сетки и тарифной ставки первого разряда осуществляется дифференциация тарифных ставок (окладов) по разрядам по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников.
Условия и размер оплаты
труда руководителей
На микроуровне важным регулятором оплаты труда является коллективный договор, в котором отражаются размеры надбавок, вопросы пересмотра ставок и окладов, нормирования, тарификации работ и др.
8.4. Баланс денежных доходов и расходов населения, его роль и методика разработки
Баланс денежных доходов и расходов населения разрабатывается в целом по стране, регионам и отдельным социальным группам населения. Он отражает денежный оборот между населением, с одной стороны, и предприятиями, учреждениями, организациями — с другой. На его основе определяется сумма средств, направляемых на покупку товаров, рассчитываются реальные доходы населения, устанавливаются пропорции между величиной денежных средств и товарных ресурсов, а также платных услуг, регулируются оплата труда и другие доходы, производство товаров.
Баланс денежных
доходов и расходов населения
разрабатывается по схеме,
Баланс денежных доходов и расходов населения
Доходы |
Расходы и сбережения |
Оплата труда рабочих, служащих, |
Покупка товаров |
колхозников и других категорий |
Оплата услуг и другие расходы |
Доходы от продажи продуктов |
Обязательные платежи и добровольные |
сельского хозяйства |
взносы |
Социальные трансферты |
Покупка жилых помещений |
Поступления из финансовой системы |
Прирост вкладов, приобретение ценных |
Доходы от собственности |
бумаг, покупка валюты |
Прочие доходы |
|
Всего денежных доходов |
Всего денежных расходов и сбережений |
Превышение расходов над доходами |
Превышение доходов над расходами |
[Баланс |
Баланс |
В доходной части баланса основную долю занимает оплата труда. Она включает все виды оплаты труда всех категорий работников. На прогнозируемый период доходы населения определяются на основе соответствующих расчетов на макро-, мезо- и микроуровнях.
В расходной части баланса оплата услуг (коммунальных, бытовых, транспорта, связи, спорта и др.) определяется на прогнозируемый период на начальных этапах методами экстраполяции, на последующих — на основе данных организаций, оказывающих услуги. Обязательные платежи (налоговые) рассчитываются нормативным методом. Другие расходы определяются эмпирически.
Размер средств
на покупку товаров
8.5. Реформирование
общественных фондов
Общественные фонды потребления (ОФП) — совокупность благ и услуг, предоставляемых населению бесплатно или на льготных условиях, а также денежные выплаты дополнительно к доходам по труду. Из общественных фондов потребления обеспечиваются: бесплатное образование и повышение квалификации, льготное и бесплатное содержание детей в детских учреждениях, бесплатная медицинская помощь, выплата пенсий, пособий, стипендий, оплата отпусков, бесплатные и льготные путевки в санатории и дома отдыха, бесплатное обслуживание библиотеками, клубами, домами культуры, а также другие выплаты и льготы.
Доля общественных фондов
потребления в доходах
Основными направлениями реформирования общественных фондов потребления являются образование Фонда социальной защиты населения, переход к бюджетно-страховому принципу финансирования медицинских учреждений, реорганизация высшего образования, переход от принципа распределения жилья к принципу его зарабатывания гражданами и коллективами, полную оплату населением текущего содержания жилого фонда, возмещение населением затрат на услуги жилищно-коммунального хозяйства и др.
Важнейшим обобщающим показателем социального развития и уровня жизни являются реальные доходы населения.
К реальным доходам относятся все виды денежных и натуральных доходов, получаемых населением и используемых им для потребления, а также материальные затраты учреждений непроизводственной сферы, оказывающих бесплатные услуги населению.
Реальные доходы населения зависят от уровня оплаты труда, изменения потребительских цен, системы налогообложения и благ, получаемых за счет общественных фондов потребления. Прогнозируются: общая сумма реальных доходов населения; реальные доходы на душу населения; темпы их изменения.
Общая сумма реальных
доходов населения в
Индекс изменения реальных доходов на душу населения (/Р.д.) рассчитывается по формуле
где РДп , РДб — суммы реальных доходов населения соответственно в прогнозируемом и базисном периодах; Чн.п , Чн.б — численность населения соответственно в прогнозируемом и базисном периодах.
Глава 9. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Рынок как экономическая
категория товарного
9.1. Потребительский рынок. Его состав и характеристика важнейших элементов
Потребительский рынок обслуживает в основном сферу личного потребления населения. Он представляет собой сложную систему. Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по различным признакам: региональному; по назначению (рынок продовольственных, непродовольственных товаров, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода); по каналам реализации товара (организованный и неорганизованный).
Важнейшим элементом рынка является спрос. Спрос — это зеркало потребности. Он выступает как платежеспособная потребность, которую предъявляют покупатели на рынке для реализации своих интересов,
Выделяют реализованный, неудовлетворенный, формирующийся и ажиотажный спрос.
Спрос формируется под влиянием множества факторов, которые можно объединить в следующие группы; социальные, экономические, демографические, природно-климатические, политические, НТП, традиции и другие факторы.
Другим элементом рынка является предложение.
Под товарным предложением следует понимать количество и качество товара, находящегося на рынке или которое может быть доставлено на него. Производители, представляя на рынок определенное количество товара, стремятся реализовать продукт труда таким образом, чтобы возместить затраты и получить максимальный доход.
Объем и состав товарного
предложения непосредственно
К факторам совокупного предложения следует отнести наличие внутренних ресурсов, издержки производства, уровень цен, импорт и цены на него, налоги, уровень научных исследований и технологий.
Соотношение между спросом и предложением характеризует состояние сбалансированности рынка. Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризует их эластичность.
Главным параметром потребительского рынка является его емкость.
Под емкостью рынка понимают возможный объем реализации товаров в течение определенного отрезка времени. Емкость рынка зависит, с одной стороны, от платежеспособного спроса, а с другой — от предложения (национального производства, экспорта и импорта товаров и остатка товарных запасов на складах предприятий-изготовителей).
С целью принятия решений по управлению рынком необходимо изучать конъюнктуру рынка — условия, определяющие в каждый данный момент соотношение спроса и предложения.
Управление спросом и предложением требует проведения многовариантных прогнозных разработок.
9.2. Прогнозирование спроса на товары народного потребления
Спрос должен прогнозироваться на всех уровнях управления экономикой.
На макроуровне на
основе прогнозов спроса на товары
народного потребления
На микроуровне прогнозы спроса должны разрабатываться как торговыми организациями, так и предприятиями-потребителями и изготовителями.
Торговые организации в условиях рыночных отношений могут требовать от предприятий-производителей поставок товаров, необходимых населению. Предприятия-производители на основе результатов прогнозных расчетов спроса заключают договоры на поставку продукции и формируют производственную программу,
Информация о работе Планирование и прогнозирование в экономике