Планирование и прогнозирование в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

В данной главе раскрывается сущность прогнозирования и планирования, показывается взаимосвязь прогноза и плана, рассматриваются формы планирования и их особенности. Дается определение понятий "прогноз", "план", "мероприятие", "программа", "концепция". Знание теоретических основ прогнозирования и планирования позволяет разрабатывать научно обоснованные планы, программы, добиваться повышения точности прогнозных расчетов и выявлять наиболее эффективные пути развития экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

для печати.doc

— 736.50 Кб (Скачать файл)

На микроуровне нормативный  метод определения потребности в ресурсах носит название «метод прямого счета». Он основан на использовании объема производства продукции (выполняемых работ) и норм расхода материальных ресурсов на единицу продукции (работ). Потребность в конкретном материальном ресурсе (Ai) определяется по формуле

где n — количество разновидностей продукции или работ, на которые  используется данный материал; Нij — норма расхода i-го материала на единицу j-гo вида продукции или работ; qj — прогнозируемый объем производства j-гo вида продукции.

Потребности в материальных ресурсах могут определяться по аналогии (по типовым представителям). С учетом особенностей нового изделия вводятся поправочные коэффициенты.

На всех уровнях управления экономикой может применяться индексный метод определения потребности в материально-технических ресурсах. Расчет производится по следующей формуле:

где Аni, Абi, — потребность в i-м материале в плановом периоде и фактическое его потребление в базисном; JQ — индекс изменения объема производства продукции в плановом периоде; Jni — индекс изменения норм расхода i-ro материала в плановом периоде.

В ряде отраслей пищевой  промышленности, металлургии, промышленности строительных материалов для определения потребности в материальных ресурсах используется метод рецептурного состава. Иными словами, на каждый вид продукции согласно установленной рецептуре ее изготовления и плана выпуска производится расчет требуемого количества конкретного материала. Например, по рецептуре расход муки на 1 т хлеба и хлебобулочных изделий составляет α кг. При объеме производства этой продукции в плановом периоде (Q) потребность в муке (А) составит

А = α • Q/Кв,

где Кв — коэффициент выхода продукции.

В современных условиях для определения потребности в сырье, материалах и топливно-энергетических ресурсах целесообразно применять методы оптимизации. Они позволяют формировать структуру ассортиментного выпуска продукции с учетом рационального использования ресурсов. Их применение предполагает формирование экономико-математической модели, которая должна обязательно включать ограничения по особо важным, дефицитным ресурсам. Потребность в i-м материале определяется на основе норм расхода (аji) и искомого количества продукции в оптимальном варианте плана (хj).

10.3. Планирование  поставок продукции производственно-технического  назначения для государственных  нужд

Прогнозирование и планирование поставок важнейших видов продукции для государственных нужд производится соответствующими органами управления (министерствами, концернами и др.).

Органы управления по закрепленной за ними номенклатуре продукции определяют общую потребность в ней и разрабатывают балансы производства и потребления средств производства, подготавливают предложения о величине централизованных закупок и импорта необходимой продукции с целью обеспечения устойчивой производственной деятельности предприятий и экономической стабильности народного хозяйства. С учетом комплекса мероприятий по ресурсному обеспечению составляется сводный межгосударственный баланс и формируются сводные квоты взаимных поставок. Объем поставок за пределы государства, предусмотренный межгосударственными соглашениями, включается в заказ на поставку продукции для государственных нужд.

Размещение заказов среди предприятий может осуществляться на условиях обязательного задания или на конкурсной основе. Закупка продукции для государственных нужд производится по свободным рыночным ценам, кроме той, по которой сохранено государственное регулирование цен.

В качестве мер стимулирования поставщиков товаров для республиканских государственных нужд могут использоваться: кредиты на льготных условиях, льготы по налогам и другим платежам в бюджет, целевые дотации и субсидии, приоритетное обеспечение централизованно распределяемыми материальными ресурсами, другие льготы.

 

 

Глава 11. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  И ПЛАНИРОВАНИЕ

ИНВЕСТИЦИЙ

 

Инвестиции являются одним из важнейших факторов экономического роста. Для привлечения инвестиций и эффективного их использования должна разрабатываться инвестиционная политика. В условиях становления рыночных отношений важное значение приобретает прогнозирование инвестиций для определения альтернатив, оценки возможностей и последствий вложения средств в ту или иную сферу экономики. С целью эффективного использования инвестиций должно осуществляться планирование как реальных, так и финансовых инвестиций.

 

11.1. Инвестиции, их содержание и состав

Под инвестициями понимаются финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта.

В состав инвестиций входят: денежные средства; целевые банковские вклады, акции и другие ценные бумаги; паевые взносы; движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и т.п.); ноу-хау; имущественные права; право пользования природными ресурсами; другие права и ценности. Совокупность практических действий юридических лиц, граждан и государства по реализации инвестиций характеризуется как инвестиционная деятельность.

Различают три типа инвестиций: реальные, финансовые и интеллектуальные.

Реальные инвестиции включают вложения средств в материальные активы (вещественный капитал: здания, оборудование, товарно-материальные запасы и др.) и нематериальные (патенты, лицензии, ноу-хау и др.). Под финансовыми инвестициями понимаются вложения в ценные бумаги (акции, векселя, облигации и др.), целевые банковские вклады, депозиты и т.д. Интеллектуальные инвестиции — это вложения средств в творческий потенциал общества, объекты интеллектуальной собственности, вытекающие из авторского, изобретательского и патентного права. Реализация инвестиций осуществляется на основе инвестиционных проектов. Инвестиционный проект представляет собой комплексный план мероприятий, включающий капитальное строительство, приобретение технологий, закупку оборудования, подготовку кадров и т.д., направленных на создание нового или модернизацию (расширение) действующего производства товаров и услуг с целью получения экономического или социального эффекта.

По характеру участия  в инвестировании выделяют прямые, непрямые и портфельные инвестиции. Под прямыми инвестициями понимается непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложении средств без посредников. Непрямые инвестиции — инвестирование через посредников. Портфельные инвестиции — вложения капитала в различные ценные бумаги.

Инвестиции в воспроизводство  основных фондов осуществляются в форме  капитальных вложений, т.е. капитальные вложения являются более узким понятием.

 

11.2. Инвестиционная  политика

Инвестиционная политика является составной частью экономической  политики. Она представляет собой  комплекс народнохозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики. В условиях рынка инвестиционная политика должна быть ориентирована на определение целесообразных объемов и структуры инвестиций, выбор приоритетов и повышение эффективности инвестиций.

Основная цель инвестиционной политики — перевооружение производства, обновление основных фондов за счет внедрения научно-технических достижений. Инвесторы стремятся вкладывать средства в регионы с благоприятным инвестиционным климатом. Инвестиционный климат — это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые определяют степень риска капитальных вложений и возможность их эффективного использования. Поэтому для привлечения инвестиций важным является создание благоприятного инвестиционного климата.

Среди основных направлений  инвестиционной политики Республики Беларусь следует выделить: создание правовой базы по страхованию инвестиций; сокращение доли централизованно выделяемых финансовых средств, использование их в основном для инвестирования объектов общегосударственного значения; инвестирование в первую очередь приоритетных отраслей экономики; использование нетрадиционных источников инвестиций (ипотечное кредитование, лизинг, вексельное обращение); предпочтительное инвестирование конкурентоспособных производств, рентабельных и быстро окупаемых проектов; создание рынка инвестиционных ресурсов; совместное государственно-коммерческое финансирование инвестиционных проектов.

 

11.3. Методы  прогнозирования и планирования инвестиций

Прогнозирование инвестиций — сложный, многоступенчатый процесс изучения вероятностных сторон вложения капитала в ту или иную сферу экономики в будущем.

Разрабатываются краткосрочные  прогнозы (для выработки тактики  инвестирования и оценки возможных вложений в краткосрочные финансовые инструменты), среднесрочные (для корректировки стратегии инвестиционной деятельности) и долгосрочные (для выработки стратегии и обоснования вложения средств в крупные капиталоемкие объекты).

Инвестиционное прогнозирование  должно осуществляться на уровне страны в целом (макроуровень), отраслей и  подотраслей, регионов (мезоуровень), отдельных  компаний и фирм (микроуровень).

Процесс прогнозирования  инвестиций можно условно подразделить на три этапа:

1) прогнозирование возможных  инвестиционных потоков;

2) прогнозирование потребности  в инвестициях;

3) оценка экономической  эффективности использования инвестиций  с учетом факторов инвестиционного риска.

Возможные инвестиционные потоки (ресурсы) можно определить по доле инвестиций в ВНП. Нормативная величина инвестиций определяется путем умножения нормативной доли инвестиций в ВНП на прогнозируемый объем ВНП. Для обеспечения простого воспроизводства доля инвестиций должна быть не ниже 20 %, расширенного — 30—40 %. Важным компонентом возможных инвестиционных потоков являются иностранные инвестиции.

Таким образом, возможный  объем реальных инвестиций по народному хозяйству (Iо) можно представить в виде

Iо=Kи*ВНП+Iин

где Ки — коэффициент, характеризующий долю инвестиций в ВНП; Iин — возможный объем иностранных инвестиций.

Определение возможного объема инвестиций на предприятиях, в  компаниях и по отдельным инвестиционным проектам производится путем планирования вероятного привлечения средств из различных источников финансирования (собственных, заемных, привлеченных).

Сложность, многоаспектность, наличие большого числа обратных связей обусловливают необходимость  использования разнообразных подходов и методов при определении потребности в инвестициях.

На начальном этапе прогнозирования при определении потребности в инвестициях целесообразно использовать методы экстраполяции.

В сочетании с методами экстраполяции целесообразно применять  методы экспертных оценок и анкетных обследований экономических агентов. Методом анкетных обследований (опросов) определяются будущие изменения на рынках инвестиционных товаров на основе изучения массового поведения функционирующих на нем экономических агентов.

Наиболее эффективным  методом при прогнозировании  на перспективу является метод межотраслевого баланса (МОБ). На основе динамической модели МОБа, где центральным звеном является блок "Инвестиции", просматривается тесная взаимосвязь с другими блоками модели и раскрывается полная картина развития экономики.

Может использоваться модель расчета перспективной потребности в инвестициях, которая строится с учетом результатов исследования структуры капитальных вложений и факторов, влияющих на их величину. Эта модель реализует схему увязки отраслевой, воспроизводственной и технологической структуры капвложений.

Воспроизводственная структура  определяет общую потребность каждой отрасли в капитальных вложениях по следующим направлениям: на прирост основных фондов, который зависит от темпов развития отраслей, возникновения новых производств; на создание требуемого переходящего задела в незавершенном строительстве; для возмещения выбывающих основных фондов.

В современных условиях потребность в инвестициях зависит  от изменения структуры экономики в прогнозируемом периоде и необходимости обновления основных фондов. В связи с этим потребность в инвестициях целесообразно определять по формуле

I(КВ) = k*∆Mn+Iобн+Iз – НС,

где k —удельные реальные инвестиции на единицу прироста мощности (продукции, услуг); ∆Mn — планируемый прирост мощности (продукции, услуг) за счет инвестиций, направляемых на развитие новых производств и сферы услуг; Iобн — инвестиции на обновление основных фондов; Iз — инвестиции на создание строительного задела; НС — незавершенное строительство в стоимостном выражении на начало планируемого периода.

В отдельных отраслях экономики потребность в инвестициях  может быть определена факторным  методом, т.е. на основе многофакторной модели

I=ƒ(х123,…,хn)

Информация о работе Планирование и прогнозирование в экономике