Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:20, дипломная работа
Цель настоящей выпускной квалификационной работы предусматривает проведение анализа и изыскание путей повышения эффективности использования ресурсов предприятия.
Основными задачами настоящей работы являются:
cистематизировать теоретические и практические знания в рамках изучения, оценки, анализа, проектирования и планирования повышения экономической эффективности использования ресурсов предприятия;
овладеть методикой научного исследования эффективности использования материально-сырьевых ресурсов;
показать динамику технико-экономических показателей деятельности анализируемого предприятия;
проанализировать динамику показателей, характеризующих процесс использования ресурсов предприятия;
выявить резервы и пути совершенствования использования ресурсов предприятия;
обозначить мероприятия, позволяющие эффективно решать проблемы по улучшению использования ресурсов предприятия;
рассчитать систему показателей основных резервов годового плана с учетом внедрения проектных мероприятий.
Чтобы выполнить указанные задачи, прежде всего, необходимо правильно определить потребность каждого цеха в материальных ресурсах. Потребность цеха в определенном материале для производства требуемого количества продукции в установленное время (Уд) рассчитывается нормативным методом на основе производственного задания и норм расхода материалов на единицу продукции или работы по формуле:
где, п - число наименований продукции, на которые расходуется данный материал в цехе;
В - производственное задание;
Нр - норма расхода материалов на единицу продукции или работы.
При ежедневном поступлении материла со склада в цех, запас в цехе не требуется. Если материальные ресурсы доставляются с интервалом более суток, то запас в цехе необходим.
В целях эффективного использования материальных ресурсов каждый цех предприятия должен получить материальных ресурсов столько, сколько их необходимо для выполнения задания по выпуску продукции. Поэтому целесообразно установить цехам лимит отпуска сырья и материалов на определенный период.
Лимит отпуска материальных ресурсов цеху можно рассчитать по формуле:
Лц=Vц+3-Оф,
где, Vц - потребность цеха в определенном материале для изготовления необходимой продукции или выполнения работы;
3 - запас материала, который постоянно находится в цехе;
Оф - фактический остаток неизрасходованного материала на начало того периода, на который установлен лимит.
При этом запас материала, который постоянно находится в цехе, определяется по формуле:
где, С - среднесуточное потребление сырья и материала в цехе;
t - интервал времени между отдельными поставками сырья и материала в цех.
Таким образом, необходимо очень серьезно подходить к анализу и планированию обеспечения предприятия материальными и сырьевыми ресурсами. Излишние запасы ресурсов ведут к потерям дохода с оборотного капитала, оставленного в запасах, увеличению потерь из-за порчи и устаревания материальных ценностей, расходов на хранение, страхование и выплату налоговых платежей. Существует также опасность снижения рыночной стоимости материальных ресурсов, приобретенных с излишним запасом. И напротив, недостаточность запасов ресурсов чревата возможностями остановки производства, срыва поставок продукции, что наносит серьезный ущерб имиджу предприятия и негативно сказывается на результатах его работы.
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «СЗПИ»
2.1. Общая характеристика предприятия ЗАО «СЗПИ» и основные показатели его работы
Закрытое Акционерное Общество «Средневолжский завод полимерных изделий» (ЗАО «СЗПИ») существует на рынке автомобильной промышленности с 1999 г.
Юридический
адрес ЗАО «Средневолжский
Производственно-хозяйственная деятельность акционерного общества осуществляется с целью наиболее эффективного использования материальных и финансовых ресурсов, для осуществления производства, оптовой и розничной торговли.
В июле 2001 г. между ЗАО «СЗПИ» и ОАО «АВТОВАЗ» был заключен контракт на поставку данных комплектующих деталей. Детали изготовлены по технологии "POLYWOOD", "WOOD-STOCK", применяемой в производстве автомобилей "LADA", "OPEL", "SKODA", "FIAT".
Полки багажника для ВАЗ: 2108-5607010-10; 21099-5607012; 2110-5607012; 2110-5607012 с дополнительным сигналом тормоза;
Обивки передней/задней двери левой/правой: 2110-6102012/013 вариант «Норма»; 2110-6102012/013 вариант «Люкс»; 2110-6202012/013; 2115-6102012/013; 2115-6202012/013;
Фильтра воздушного: 2111-8122010-05СБ; 2111-8122010-50ГЧ (угольный); 2114-8122010-05СБ; 2114-8122010-50ГЧ (угольный);
Листа «Полидрев» (листовой древесно-полимерный материал: ЛДПМ-1-1, изготовленных из материала «WOOD-STOCK».
В апреле 2004 года ЗАО «СЗПИ» успешно прошло сертификационный аудит «Интерсертифика» на соответствие требованиям МС ИСО 9001:2000. Был выдан сертификат, подтверждающий выполнение качества на соответствие требованиям.
ЗАО «СЗПИ» присвоена категория «отличный поставщик» АО «АВТОВАЗ». В бальной системе оценки поставщиков получено 96 баллов из 100.
Главный девиз
ЗАО «СЗПИ»: «Добросовестная
ЗАО «СЗПИ» относится к средним промышленным предприятиям, что определяет его гибкость, множественный конкурентный подход, высокий уровень социально-психологических отношений, ускорение реализации научно-технических новшеств, но в то же время, и ограниченные финансовые возможности, трудности в материально-техническом обеспечении и недостаток информации.
ЗАО «СЗПИ» представляет собой единый комплекс взаимосвязанных производственных единиц. Производственные площади составляют 5 тысяч квадратных метров.
Производственная
структура является предметно-технологической,
так как в достаточной степени учитывает
как характер и виды продукции, так и технологию
ее изготовления, масштабы производства,
принципы специализации и кооперирования
подразделений. Это позволяет минимизировать
внутрипроизводственные транспортные
маршруты и затраты времени на подготовительно-
На предприятии действует серийный тип организации производства, то есть одновременное изготовление сериями широкой номенклатуры однородной продукции. Серийное производство обусловливает специализацию рабочих мест для выполнения нескольких закрепленных операций; периодичность изготовления изделий сериями; обработку деталей партиями; преобладание специального и специализированного оборудования и оснащения; наличие незначительного объема ручных сборочных и доводочных операций; преимущественную численность рабочих средней квалификации; незначительную длительность производственного цикла; централизацию оперативно-производственного планирования и руководства производством; типизацию технологических процессов и оснастки.
В состав предприятия входят несколько взаимосвязанных между собой подразделений, выполняющих определенные задачи и составляющих в совокупности производственную структуру предприятия (см. приложение 2)
К основному производству относятся - цех термоформованных изделий (цех ТФИ) и цех по производству экструзионных материалов (цех ПЭМ).
Цех ТФИ оснащен 12 термопрессами, 5 механическими прессами, 12 печами терморазогрева. Участок приварки кронштейнов оснащен 30 ультразвуковыми сварочными установками.
Цех ПЭМ оснащен
2 экструзионными линиями производительностью 12
При расчетах отклонений для повышения эффективности анализа 2004 г. сравнивался с предыдущим и базовым 2002 г. При этом 2002 г. использовался как базовый для анализа изменений в 2004 году за два года. Однако основное внимание уделено анализу изменений за период 2003-2004гг.
Для повышения точности технико-экономического анализа деятельности предприятия необходим расчет показателей в сопоставимых ценах с применением поправочного (повышающего) коэффициента к базовой цене. Поправочный коэффициент находится по формуле:
где, Ц отч.ср. - средняя действующая цена единицы продукции за отчетный период;
Цбаз.ср. - средняя цена единицы продукции за предыдущий период.
Средняя цена единицы продукции
за определенный период рассчитывается:
Цср = Vреал.стоим. / V реал.натур.,
где, Vреал.стоим. - объем реализации продукции в стоимостном выражении за определенный период,
V реал.натур. - объем реализации продукции в натуральном выражении за определенный период.
Средняя цена единицы продукции в 2004 году составила:
Ц отч.ср. = 233 182 459 / 5 099 914 = 45,72 (руб.)
Средняя цена единицы продукции в 2003 году составила:
Ц баз.ср = 233 790 185/5 565 293 = 42,00 (руб.)
Поправочный коэффициент составит:
К = 45,72 / 42,00 = 1,089
Таким образом,
для обеспечения
При анализе
структурных сдвигов в
Данные приложения 4 свидетельствуют, что в 2004 г. по сравнению с 2003г. темп роста среднегодовой цены единицы продукции составил 108,9%. (поправочный коэффициент К = 1,089) Среди факторов, обусловивших такой рост, основными являются инфляция, рост цен на сырье, материалы и энергоресурсы. Однако объем реализации продукции ЗАО «СЗПИ» в действующих ценах упал с 233 790 тыс. руб до 233 182 тыс. руб. (на -608 тыс руб.) или на 0,26%. Объем реализации продукции, рассчитанный по методике сопоставимых цен, упал за 2002-2004 гг с 254 597 тыс. руб. до 233 182 тыс руб. (на 21 415 тыс. руб.) или на 8,4%.
Методом структурных сдвигов можно определить соотношение влияния двух факторов (цены и количества реализованной продукции) на изменение объема реализации продукции в 2004 г.
Падение объема реализации продукции за счет уменьшения количества продукции в 2004 г составляет 21 286 тыс. руб. (465 379 шт * 45,74 руб)
Увеличение объема реализации за счет роста средней цены единицы продукции составляет 101 998 руб. ((45,72-45,74)* 5 099 914).
Таким образом, что в 2004 г по сравнению с предыдущими периодами уменьшение объема реализации продукции ЗАО «СЗПИ» произошло из-за реального снижения объема выпускаемой и реализованной продукции.
Определим величину и
степень использования
Количество рабочих мест, принимаемых для расчета мощности, (Мр) определяется по формуле 2.3:
Производтвенная мощность в натуральном выражении равна:
Уровень использования производственно мощности предприятия:
В приложении 5 сведены результаты расчетов производственной мощности предприятия и ее использования.
На основании данных приложения 5 можно сделать вывод о том, что достигнутая производственная мощность в исследуемом периоде была значительно ниже максимально возможного уровня. И ЗАО «СЗПИ» располагает значительными резервами увеличения объема производства за счет более полной загрузки его производственных мощностей.
Для ЗАО «СЗПИ» показатели объема реализации продукции тесно связаны с показателями объема производства, то есть предприятие производит только ту часть освоенной им номенклатуры продукции, на которую поступил заказ покупателя. Причем каждый заказ предусматривает поставку средней или крупной партии продукции определенного ассортимента. Зависимость месячного объема производства от объема заказов на данный месяц обусловлена особенностями сбытовой политики, которая целиком и полностью зависит от усилий руководства по продвижению производимой продукции на рынке и заключению договоров. Таким образом, анализ сезонности реализации продукции ЗАО «СЗПИ» позволит наметить пути улучшения деятельности предприятия не только в области сбыта, но и в производственной сфере. При этом данные такого анализа, имеющие важное значение для повышения эффективности производства, должны быть учтены при планировании рекламной деятельности.
Для характеристики сезонности реализации продукции рассчитываются коэффициенты сезонности на основе данных приложения 6 по формуле 2.6.
Где, Ксезi - месячный коэффициент сезонности; Oi - объем реализации продукции i-месяца, руб; О ср.год - среднемесячный объем реализации продукции, определяется по формуле:
Информация о работе Повышение эффективности использования ресурсов предприятия