Предмет и причины возникновения институциональной экономики как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 13:14, реферат

Краткое описание

Институциональная экономика — это наука и учебная дисциплина, изучение которой является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки студентов экономических специальностей.
Развитие рыночной экономики требует адекватных институциональных механизмов, однако их создание — сложный и длительный процесс.

Вложенные файлы: 1 файл

Институциональная экономика_лекции.docx

— 685.66 Кб (Скачать файл)

Экономика соглашений, или новый французский институционализм, — наиболее позднее течение в неоинституционализме, возникшее на рубеже 1980-1990-х гг. во Франции. Специфика этого течения состоит в том, что рыночная экономика рассматривается не как отдельно взятый объект исследования, а как подсистема общества.

Последнее рассматривается с точки зрения анализа различных «институциональных подсистем», или «миров», каждый из которых характеризуется особыми способами координации между людьми («соглашениями») и особыми требованиями к действиям людей («нормами поведения»). Такой анализ, являющийся «сердцевиной» исследований представителей экономики соглашений, выделяет следующие институциональные подсистемы.

1. Рыночная подсистема включает в себя «рынок», анализируемый в неоклассической теории. Объектами, функционирующими в рыночной подсистеме, являются добровольно обмениваемые товары и услуги. Основную информацию об этих товарах предоставляют цены. Поведение субъектов должно быть рациональным. Координация действий осуществляется через достижение равновесия посредством функционирования ценового механизма. Здесь интересен тот аспект, что выполнение норм поведения в рыночной подсистеме оказывается необходимым условием рационального действия. Иным словами, согласно представителям экономики соглашений, рациональное поведение и следование нормам совершенно не противоречат друг другу, как полагали многие другие институционалисты.

    1. Индустриальная подсистема состоит из промышленных предприятий. По мнению представителей экономики соглашений, «рынок никогда не является местом производства, а предприятие всегда им является». Это один из ключевых пунктов их учения. В отличие от «рынка» в индустриальной подсистеме объектом является стандартизированная продукция, а основную информацию несет не цена, а технические стандарты. Координация деятельности осуществляется через функциональность и согласованность отдельных элементов производственного процесса. Таким образом, индустриальный мир является материальной основой для общественного производства.
    2. Традиционная подсистема. Она включает персонифицированные связи и традиции и играет ведущую роль в традиционных обществах. В этой подсистеме важную роль играют разделение на «своих» и «чужих» и личная репутация. Деятельность участников данной подсистемы направлена на обеспечение и воспроизводство традиций. К традиционной подсистеме можно отнести не только отношения внутри и между домохозяйствами, но и, например, организованные преступные группы — мафию.
    3. Гражданская подсистема базируется на принципе подчинения частных интересов общим. В рамках этой подсистемы функционируют государство и его учреждения (полиция, суды) и многие важные общественные организации (например, церкви).
    4. Подсистема общественного мнения. Здесь координация деятельности людей строится на основе наиболее известных и привлекающих всеобщее внимание людей событий. К этой подсистеме, например, можно отнести некоторые финансовые рынки, где большую роль играет ориентация на среднее мнение.
    5. Подсистема творческой деятельности. В этом мире основной нормой поведения является стремление к достижению неповторимого, уникального результата. К данной подсистеме относится такая сфера общественной жизни, как искусство.
    6. Экологическая подсистема. В данной подсистеме координация действий осуществляется в соответствии с природными циклами и направлена на поддержание «баланса окружающей среды». Соответственно объектами деятельности являются различные природные объекты.

Таким образом, рациональность как способ поведения и стремление к рыночному равновесию как способ координации трактуются представителями экономики соглашений лишь как «частные случаи». С их точки зрения, ошибочно объяснять всю хозяйственную жизнь при помощи только этих двух понятий. Например, деятельность российских предприятий в 1990-е гг., которая зачастую не соответствовала канонам неоклассической теории, вполне можно объяснить, если исходить из того, что эта деятельность осуществлялась в рамках индустриальной и традиционной подсистем.

При этом каждый хозяйствующий субъект одновременно функционирует в нескольких подсистемах. Например, любая фирма действует в рыночной подсистеме, когда занимается сбытом своей продукции, и в индустриальной подсистеме, когда непосредственно организует производство.

Особые проблемы возникают на «стыке» различных подсистем или «соглашений», т. е. в ситуации, когда одно и то же взаимодействие (будь то покупки потребительских благ или принятие политических решений) может потенциально приниматься на основе норм поведения разных подсистем. Здесь зачастую к неблагоприятным последствиям может привести так называемая «экспансия соглашений», при которой осуществление взаимодействий происходит на основе норм одной из подсистем в тех сферах, где прежде использовались нормы другой подсистемы. Примером может служить замена гражданских «соглашений» на рыночные в политической сфере.

Ясно, что хотя экономика соглашений ближе к неоинституционализму, чем эволюционная экономическая теория, она также не вписывается в мейнстрим современного экономического анализа.

 

1.3. Понятие института. Роль  институтов в функционировании  экономики

 

Изучение институтов начнем с этимологии слова «институт» (англ. to institute — устанавливать, учреждать).

Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности из социологии.

Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности.

Определения институтов можно также найти в работах по политической философии и социальной психологии. Например, категория института является одной из центральных в работе профессора Гарвардского университета Джона Ролза (1921-2002) «Теория справедливости» («А Theory of Justice», 1971), который под институтами понимал публичную систему правил, определяющих должность и положение, с соответствующими правами и обязанностями, властью и неприкосновенностью и т. п. Эти правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие — в качестве запрещенных и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие. В качестве примеров или более общих социальных практик Дж. Ролз приводит игры, ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы собственности.

В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Т. Вебленом в его работе «Теория праздного класса: экономическое исследование институций» («The Theory of Leisure Class, An Economic Study of Institutions», 1899): «Институты — это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций, и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может быть с психологической стороны охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе». Также под институтами Т. Веблен понимал:

  • привычные способы реагирования на стимулы;
  • структуру производственного или экономического механизма;
  • принятую в настоящее время систему общественной жизни.

Другой основоположник институционализма, Дж. Коммонс, в своей работе «Институциональная экономическая теория» (1934) дает следующее определение: «Институт — коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия».

У классика институционализма У. Митчелла можно найти следующее: «Институты — господствующие и в высшей степени стандартизированные общественные привычки».

Иными словами, основные подходы к определению института можно классифицировать следующим образом.

  • Институты определяются как «правила игры», которые структурируют поведение организаций и индивидов в экономике.
  • Институты определяются как культурные нормы, вера, менталитет.
  • Институты определяются как организационные структуры (например, финансовые институты — банки, кредитные учреждения).
  • Понятие «институт» может использоваться применительно к личности или к определенному посту (например, институт президентства).
  • Теоретико-игровой подход рассматривает институты как равновесие в игре.

Однако в настоящее время в рамках современного институционализма общепринятой стала трактовка институтов Д. Норта, предложенная им в работе «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» (1990): «Институты — это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми». Они включают неформальные ограничения (санкции, запреты, обычаи, традиции и нормы поведения) и формальные правила (конституции, законы, права собственности), а также механизмы, обеспечивающие их выполнение. В этом определении основной упор делается на то, что институты образуют ограничительные рамки для экономического поведения людей.

Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, не обязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными обычаями, традициями и религиозными доктринами.

Чтобы избежать согласования множества внешних факторов, влияющих на успех и на саму возможность принятия того или иного решения, в рамках экономического и социального порядков вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы или матрицы поведения индивидов есть не что иное, как институты.

Институты создаются людьми, чтобы поддержать порядок и сократить неопределенность обмена. Они обеспечивают предсказуемость поведения людей.

Институты появляются для решения проблем, возникающих при повторяющемся взаимодействии людей. При этом они не просто должны решить проблему, но и минимизировать ресурсы, затрачиваемые на ее решение. Социальные институты можно классифицировать в зависимости от ситуаций, в которых оказываются люди, определенным образом взаимодействующие друг с другом. Э. Ульман-Маргалит (1946-2010) выделила три типа первичных ситуаций, которые приводят к появлению норм поведения. Конечно, эти ситуации не охватывают все типы взаимодействия людей, но они включают наиболее эмпирически значимые случаи.

Ситуация типа «дилеммы заключенных» (англ. prisoners dilemma) — случай в теории игр, когда каждому из двух заключенных, против которых имеются доказательства преступления, не достаточные для обвинения, и которые не могут общаться друг с другом, обещают облегчить наказание в случае их признания. Если сознаются оба, они получат умеренные приговоры, а если никто — достаточно минимальные. Это типичный случай ненулевой игры, ибо в нем отсутствует отдельный «рациональный» результат. Выходит, что обоим выгоднее не сознаваться, но они рискуют, а наиболее серьезное из трех возможных наказаний будет наложено, если все расскажет только один. Во всех судебных системах наказание за совершение преступлений в составе организованной группы намного тяжелее, чем за те же преступления, совершенные в одиночку.

 

В

Сознаться

Молчать

А

Сознаться

-5; -5

-10; 0

Молчать

0; -10

-1; -1



Рис. 1.1. Формализация «дилеммы заключенных». План А «Невидимая рука»


 

Доминирующая стратегия каждого игрока — молчать. Равновесие по Нэшу — набор стратегий (молчать; молчать). Результат игры — оба игрока получают по одному году.

Равновесие по Нэшу названо в честь Джона Форбса Нэша-младшего (род. 1928). Так в теории игр называется тип решений игры двух и более игроков, в котором ни один участник не может увеличить выигрыш, изменив свое решение в одностороннем порядке, когда другие участники не меняют решения.

 

В

Сознаться

Молчать

А

Сознаться

-5; -5

0; -10

Молчать

-10; 0

-1; -1



Рис. 1.2. План В «Дилемма заключенных»


 

Доминирующая стратегия каждого игрока — сознаться. Равновесие по Нэшу — оба игрока сознаются и садятся в тюрьму на 5 лет — неэффективно по Парето.

Эффективность по Парето (Вильфредо ди Парето, 1848-1923) — такое состояние системы, при котором значение каждого частного критерия, описывающего состояние системы, не может быть улучшено без ухудшения положения других элементов. Ситуация, когда достигнута эффективность по Парето, — это ситуация, когда все выгоды от обмена полностью исчерпаны.

Обязательство, заслуживающее доверия — соглашение, исполнение которого гарантировано, поэтому на него можно полагаться.

Планы А и В как типы социального взаимодействия. Невидимая рука — рынок. Согласно А. Смиту (1723-1790), «индивид, стремящийся исключительно к собственной выгоде, направляется невидимой рукой к результату, который не входил в его намерения. Этим результатом является удовлетворение интересов общества».

В плане В («дилемма заключенных») следование личной выгоде, напротив, приводит в социальную ловушку, поскольку индивидуальный интерес здесь находится в противоречии с коллективным интересом.

Достичь социально эффективного результата здесь можно, лишь заставив игроков выбрать стратегию, которая не кажется им привлекательной. Институт принуждает игроков выбирать непривлекательную для них стратегию.

Институт, который позволяет достичь социально эффективного результата в ситуации «дилеммы заключенных», включает механизм принуждения к соблюдению правил.

В повторяющихся ситуациях идет процесс обучения, игроки узнают постепенно тот тип поведения, который они могут ожидать друг от друга, каждый из игроков имеет возможность наказать нечестного партнера за некооперативное поведение в прошлом, и на этой основе возникают разделяемые всеми игроками нормы поведения, конвенции, институты, которые позволяют избежать выигрышей, предсказанных одношаговой игрой.

Информация о работе Предмет и причины возникновения институциональной экономики как науки