Предмет и причины возникновения институциональной экономики как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 13:14, реферат

Краткое описание

Институциональная экономика — это наука и учебная дисциплина, изучение которой является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки студентов экономических специальностей.
Развитие рыночной экономики требует адекватных институциональных механизмов, однако их создание — сложный и длительный процесс.

Вложенные файлы: 1 файл

Институциональная экономика_лекции.docx

— 685.66 Кб (Скачать файл)

В свою очередь, К. Эрроу определяет трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы. Он сравнивал их действие в экономике с действием трения в физике. На основании подобных предположений делаются выводы о том, что чем ближе экономика к модели общего равновесия Леона Вальраса (1834-1910), тем ниже в ней уровень трансакционных издержек, и наоборот.

В трактовке Д. Норта трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению». Эти издержки служат источником социальных, политических и экономических институтов.

В теориях некоторых экономистов трансакционные издержки существуют не только в рыночной экономике (Р. Коуз, К. Эрроу, Д. Норт), но и в альтернативных способах экономической организации, и в частности в плановой экономике, в которой они имеют максимальную величину, что в конечном счете определяет ее неэффективность (А. Алчиан, Г. Демсец).

 

2.2. Типология трансакционных  издержек

 

В экономической литературе существует множество классификаций и типологий трансакционных издержек. Наиболее распространенной является следующая типология, включающая пять типов трансакционных издержек.

  1. Издержки поиска информации. Перед тем как будет совершена сделка или заключен контракт, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей и продавцов соответствующих товаров и факторов производства, каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации.
  2. Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Основной инструмент экономии такого рода затрат — стандартные (типовые) договоры.
  3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга — это комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться суррогатами (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Сюда относятся затраты на соответствующую измерительную технику, на проведение собственно измерения, на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения, и наконец, потери от этих ошибок. Издержки измерения растут с повышением требований к точности.

Громадная экономия издержек измерения была достигнута человечеством в результате изобретения стандартов мер и весов. Кроме того, целью экономии этих издержек обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образцам и т. д.

  1. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Помимо вышеперечисленных сюда же можно отнести затраты на поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является гораздо более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль.
  2. Издержки оппортунистического поведения. Это самый скрытый и с точки зрения экономической теории самый интересный элемент трансакционных издержек.

 

Различают две основные формы оппортунистического поведения.

1. Моральный риск (англ. moral hazard) возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о поведении последней требует больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода — отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору.

Особенно удобная почва для отлынивания создается в условиях совместного труда целой группой, когда фактически невозможно выделить личный вклад каждого работника в совокупный итог деятельности всей команды работников. Приходится использовать суррогатные измерения и судить о производительности многих работников не по результату, а по затратам (продолжительности труда), однако эти показатели оказываются неточными.

Если личный вклад каждого агента в общий результат измеряется с большими ошибками, то его вознаграждение будет слабо связано с действительной эффективностью его труда. Отсюда отрицательные стимулы, подталкивающие к отлыниванию.

В частных фирмах и в правительственных учреждениях создаются специальные сложные и дорогостоящие структуры, в задачи которых входят контроль за поведением агентов, обнаружение случаев оппортунизма, наложение наказаний и т. д. Сокращение издержек оппортунистического поведения — главная функция значительной части управленческого аппарата различных организаций.

2. Вымогательство (англ. hold-up), возможности для которого появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы. Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть группу, то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентную замену на рынке и понесут невосполнимые потери. Поэтому у собственников уникальных (по отношению к данной группе участников) ресурсов возникает возможность для шантажа в форме угрозы выхода из группы. Даже когда вымогательство остается только возможностью, оно всегда оказывается сопряжено с реальными потерями. Самая радикальная форма защиты от вымогательства — превращение взаимозависимых (интерспецифических) ресурсов в имущество на основе совместного владения, интеграция собственности в виде единого для всех членов команды пучка правомочий.

Дж. Коммонс различал три основных вида трансакций.

    1. Трансакция сделки — служит для осуществления фактического отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, и при ее осуществлении необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическом интересе каждой из них.

В трансакции сделки соблюдается условие симметричности отношений между контрагентами. Отличительным признаком трансакции сделки, по мнению Дж. Коммонса, является не производство, а передача товара из рук в руки.

    1. Трансакция управления — в ней ключевым является отношение управления подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне. В трансакции управления поведение явно асимметрично, что является следствием асимметричности положения сторон и соответственно асимметричности правовых отношений.
    2. Трансакция рационирования — при ней сохраняется асимметричность правового положения сторон, но место управляющей стороны занимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав. К трансакциям рационирования можно отнести: составление бюджета компании советом директоров, федерального бюджета — правительством и утверждение органом представительной власти, решение арбитражного суда по поводу спора, возникающего между хозяйствующими субъектами, посредством которого распределяется богатство. В трансакции рационирования отсутствует управление. Через такую трансакцию осуществляется наделение богатством того или иного экономического агента.

Согласно классификации К. Менара, трансакционные издержки подразделяются на:

  • издержки вычленения (аналогичны «отлыниванию»);
  • информационные издержки;
  • издержки масштаба;
  • издержки поведения.

 

Классификация Т. Эггертссона следующая.

  • Издержки поиска информации о ценах и качестве товаров, а также о потенциальных покупателях или продавцах.

Этот вид издержек подразделяется на четыре типа» связанных с поиском:

  • выгодной цены;
  • адекватной информации о существующих товарах;
  • адекватной информации о продавцах;
  • адекватной информации о покупателях.
  • Издержки выявления резервных позиций при эндогенных ценах.

Этот вид издержек также принято связывать с ведением переговоров, поскольку целью переговоров является максимальное приближение к резервной цене партнера. Резервная цена — предельная цена, на которую может согласиться партнер, т. е. цена спроса для покупателя (наивысшая для него цена) и цена предложения для продавца (минимальная для него цена).

  • Издержки составления контрактов.

Главная цель при составлении контракта заключается в определении того, какие обстоятельства могут иметь место в будущем и какой должна быть реакция на них с обеих сторон. Кроме того, здесь обычно предусматривается некая структура, которая должна будет заниматься улаживанием споров.

  • Издержки контроля за выполнением условий контракта.

По причине расхождения интересов сторон контракта у каждой из них может быть стимул в той или иной степени действовать вразрез с контрактным соглашением. В результате возникает необходимость контролировать друг друга. Кроме того, каждая сторона может и сама себя контролировать с целью сохранения своей репутации. Примером здесь является отзыв производителем своей продукции с рынка при получении информации о ее ненадлежащем качестве.

  • Издержки принуждения к выполнению условий контракта.

Данный вид издержек прежде всего несет государство, в частности судебная и правоохранительная системы, и тогда к этим затратам относятся налоги. В случае неэффективности государства в плане защиты контрактов его функции выполняют альтернативные структуры (например, частные охранные фирмы или преступные группировки).

  • Издержки защиты прав собственности от посягательств третьей стороны.

Целью любой трансакции является получение неких выгод обеими сторонами. Однако на эти выгоды могут пытаться претендовать и индивиды или группы, не участвующие в контрактном соглашении, например, государство, преступные группировки или жулики. Таким образом, возникает необходимость защищать вновь возникающие права собственности. На счет этих затрат могут относиться налоги, взятки чиновникам, дань «крышам» и т. д.

Классификация П. Милгрома и Дж. Робертса имеет более глубокое теоретическое содержание, поскольку представляет собой не только перечень издержек, но и их разбиение на группы на основании определенных критериев. Одним из таких критериев здесь можно считать объективность издержек, т. е. они либо связаны с внешними для контрагентов условиями, либо определяются их поведением. В первом случае в качестве источника издержек выступают недостатки координации между индивидами, во втором — недостатки их рациональности и/или нравственности. В качестве еще одного критерия данного разграничения трансакционных издержек в данном случае можно предложить объект состыковки, с которым они связаны. Соответственно координационные издержки осуществляются для обеспечения состыковки планов, а мотивационные издержки — для состыковки стимулов.

Координационные издержки

Мотивационные издержки

Издержки нахождения/доведения информации о характеристиках трансакций

Издержки, связанные с неполнотой и асимметрией информации

Издержки нахождения партнеров

Издержки, связанные с недостоверностью обязательств

Издержки использования структур управления трансакциями

 


Рис. 2.1. Координационные и мотивационные издержки


 

Классификация О. Уильямсона выделяет такую сторону трансакций, как их контрактный характер, поэтому все трансакционные издержки рассматриваются в связи с контрактным процессом. Основным критерием этой классификации является момент заключения контракта, соответственно трансакционные издержки разграничиваются на затраты до (ex ante) и после (ex post). Ex ante трансакционные издержки связаны с усилиями заключения наиболее выгодного контракта, ex post; трансакционные издержки отражают стремление выполнить и экономически реализовать уже заключенное контрактное соглашение.

Ex ante

трансакционные издержки

Ex post

трансакционные издержки

Затраты на составление проекта контракта

Издержки в связи с плохой адаптацией к непредвиденным обстоятельствам

Затраты на проведение переговоров

Расходы на тяжбы в связи со сбоями в контрактных отношениях

Затраты на обеспечение гарантий реализации соглашения

Издержки использования структур управления, используемых для улаживания конфликтов

 

Затраты в связи с точным выполнением контрактных обязательств

Информация о работе Предмет и причины возникновения институциональной экономики как науки