Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:
● формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей общества;
● расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

Содержание

Введение.......................................................................................................................4
Глава 1. Предпринимательство в рыночной экономике..........................................7
1.1 Понятие и признаки, виды предпринимательства..............................................7
1.2 Экономическая природа предпринимательства.................................................9
1.3 Функции предпринимательства……………………………….........................12
1.4 Преимущества и недостатки малого и среднего бизнеса................................14
Глава 2. Нормативно-правовая база регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь………………………………............................17
2.1Совершенствование административных процедур………………....…….…..17
2.2Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства…..……………………………….………………….…………………………..22
Глава 3.Совершенствование инфраструктуры и перспективы развития предпринимательства в Беларуси…………………………………………………………..27
Заключение................................................................................................................32
Список использованной литературы.......................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАКРО.docx

— 84.67 Кб (Скачать файл)

Критерием отнесения предприятий  к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, со среднесписочной численностью работников:

в промышленности и на транспорте – до 100 человек;

в сельском хозяйстве и  научно-технической сфере – до 60 человек;

в строительстве и оптовой  торговле – до 50 человек;

в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;

в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.

Различают следующие виды предпринимательства в малом  бизнесе:

● по направленности деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;

● по содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность;

● по числу видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;

● по сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях;

● по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства. [5: с. 8]

1.2 Экономическая  природа предпринимательства

Исследование предпринимательства  нашими учёными начато совсем недавно. Идеологическая цензура десятилетиями не пропускала данный термин. Только с началом так называемой политики перестройки стали появляться монографии и статьи, однако и в эти годы научный подход к данной проблеме был ещё невозможен. Работы содержали или откровенную апологетику советской экономической системы, или попытки её реанимировать путём воспитания у хозяйственных кадров предприимчивости, или обоснование возможности соединения существовавшей административной системы с рынком, предпринимательством. [7: с. 95]

Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множественность его  трактовок и определений. Сущность же предпринимательства, как экономической категории, обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды.

Предпринимательство - это  инициативная, связанная с хозяйственным  риском и направленная на поиск наилучших  способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.

По своей экономической  природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Товарное производство исторически и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В-четвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности. [11, с. 62].

Экономическая природа предпринимательства  характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

Предпринимательство - инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды - отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива - это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса. Предпринимательство следует ассоциировать не с обманом и насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей.

Наиболее полно предпринимательство  как экономическая категория  проявляется в многообразии его форм собственности. По формам собственности различают следующие виды предпринимательства:

● единоличное владение;

● партнерство (товарищество);

● корпорация (акционерное  общество);

● кооперативы;

● государственные предприятия.

Единоличное владение основано на собственности одного лица или  семьи. Его признаки:

● неограниченная ответственность (вплоть до личного имущества);

● ограниченные возможности (размер капитала);

● максимальная гибкость и  оперативность (не надо ни с кем согласовывать экономическое поведение).

Партнерство базируется на собственности нескольких человек  или семей. Его основные признаки:

● неограниченная ответственность;

● ограниченные возможности;

● гибкость.

Корпорация - объединение  собственности многих субъектов. Основной способ объединения - выпуск акций. Признаки:

● ограниченная ответственность (акционерным капиталом);

● широкие возможности  в связи с привлечением капитала других юридических и физических лиц;

● длительность функционирования;

● ограниченная гибкость (деятельность регулируется уставом).

Кооператив - предприятие, организация, созданные путем добровольного  объединения лиц на паевой или  арендной основе для осуществления  предпринимательской деятельности. Его основными признаками являются:

● хозяйственная самостоятельность  и самофинансирование;

● материальная ответственность  за результаты хозяйственной деятельности;

● право собственности  принадлежит самому кооперативу  и не делится между его членами;

● при выходе из кооператива  члену возвращается его доля дохода, а не доля в имуществе.

Государственный сектор в  экономике представлен предприятиями, находящимися либо полностью в собственности государства, либо под его контролем, через владение контрольным пакетом акций. [13, с. 39].

Рассмотренные формы предпринимательства  не исчерпывают всего их реально  существующего многообразия. В нашей  республике, как и во многих странах, получили распространение и другие их разновидности и промежуточные формы. Это смешанные товарищества, акционерные общества закрытого типа, сочетающие в себе черты полного товарищества и акционерного общества; товарищество с акциями или паевое товарищество; совместное предприятие; франчайз, или франшиза - специальное соглашение, дающее предпринимателю право на производство и продажу товаров и услуг под фирменной маркой головной компании; государственное предприятие - в большинстве стран акционерное общество, пакетом акций которого полностью или частично распоряжается правительство. [6: с. 60 - 61]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Функции предпринимательства

       В развитой рыночной экономике предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей [6, с. 30].

Определяющей, на наш взгляд, в развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция, которая  объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что, в первую очередь, и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а этот фактор также выступает как проявление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции. [14, с. 16].

Важнейшей функцией предпринимательства  является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, примем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется, в первую очередь, трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять нее виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы [6, с. 31].

Предпринимательству как  новому типу антибюрократического экономического хозяйствования свойственна творческо-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринима-тельской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.

В процессе становления рыночной экономики предпринимательство  приобретает социальную функцию, проявляющуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более проявляется в формировании нового слоя людей - людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько устойчива деятельность предпринимательских фирм.

Чем эффективнее функционируют  предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.

Важнейшей функцией предпринимательства  является организаторская, которая  проявляется в принятии предпринимателями  самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко проявляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпри-нимательстве», в создании народных предприятий.

Следовательно, сущность предпринимательства  наиболее комплексно проявляется в  сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны  цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов  предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.

 

 

1.4 Преимущества  и недостатки малого и среднего          предпринимательства

         Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на его следующие преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Информация о работе Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития