Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:
● формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей общества;
● расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

Содержание

Введение.......................................................................................................................4
Глава 1. Предпринимательство в рыночной экономике..........................................7
1.1 Понятие и признаки, виды предпринимательства..............................................7
1.2 Экономическая природа предпринимательства.................................................9
1.3 Функции предпринимательства……………………………….........................12
1.4 Преимущества и недостатки малого и среднего бизнеса................................14
Глава 2. Нормативно-правовая база регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь………………………………............................17
2.1Совершенствование административных процедур………………....…….…..17
2.2Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства…..……………………………….………………….…………………………..22
Глава 3.Совершенствование инфраструктуры и перспективы развития предпринимательства в Беларуси…………………………………………………………..27
Заключение................................................................................................................32
Список использованной литературы.......................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАКРО.docx

— 84.67 Кб (Скачать файл)

Собственники малых и  средних предприятий более склонны  к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые и средние предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Малые и средние предприятия способствуют росту занятости безработного населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

Однако, как показывает практика, малому и среднему предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых: более высокий уровень риска, что обусловливает высокую степень неустойчивости положения на рынке; большая зависимость от крупных компаний; ошибки в управлении собственным делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; не-уверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Большинство неудач малых  фирм связано с менеджерской неопытностью или непрофессиональной компетентностью  собственников малых и средних  предприятий. В регулярно проводимых в США опросах главными причинами  неудач малых предприятий чаще всего  называют: некомпетентность бизнесменов; несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант); нехватку опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единичных формах владения и в товариществах; неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты. Другими причинами банкротств малых и средних фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки руководителя фирмы; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.

Шансы малой фирмы на успех  повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины — владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые и средние предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла.

На неудачах малого и среднего предпринимательства сказывается  невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в малых фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех и четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решений более профессионально. На живучести малых и средних фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе существования фирмы. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.

Постоянный поиск общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

Однако менее благоприятные  условия хозяйствования, чем у  крупных предприятий, обусловливают  меньшую устойчивость и конкурентоспособность  малого и среднего предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке.

Недостатком в деятельности малого и среднего предпринимательства  является их «уход в тень», что не позволяет объективно оценить результат деятельности в первую очередь малых предприятий. Следовательно, для сферы малого предпринимательства свойственно наличие теневой экономики, причем в 90-х годах вывод части оборота «в тень» стал не только необходимым, но и обязательным условием выживания. Исследования, проведенные Институтом стратегического анализа развития предпринимательства в 1997 г., показали, что главной причиной «ухода в тень» является необходимость рационализации поведения в сложившихся экономических условиях, в частности необходимость преодоления сложностей налоговой системы. Малые предприятия «уводят в тень» такие показатели, как выручка, фонд оплаты труда, оплата аренды помещений, суммы платежей поставщикам, суммы сделок, не отражаемые в отчетности. Причем доля теневого оборота тем выше, чем меньше размер хозяйствующего субъекта [1, с.71-79].

На современном этапе  малое и среднее предпринимательство является важнейшим компонентом экономики любого развитого государства. По итогам проведённой выше работы можно сделать определённые выводы. Малое и среднее предпринимательство:

• вносит большой вклад  в решение государственных проблем  посредством уплаты налогов, благотворительности;

• способствует структурной  перестройке экономики, преодолению  монополизма производителей;

• апробирует конкурентоспособность  продукции на рынке, мобильнее и  с наименьшими затратами осваивает  новые технологии;

• способствует внедрению  новых, зачастую рискованных проектов, ведущих к технологическим и организационным инновациям и росту современных наукоёмких отраслей и производств;

• выполняет важную социальную функцию – обеспечивает занятость  населения, создавая дополнительные рабочие  места, формирует «средний класс», широкие  слои собственников и предпринимателей;

• способствует лучшему  использованию ресурсов, отходов  производства;

• более мобилен, чем крупные предприятия, и значительно легче адаптируются к условиям новых рынков сбыта продукции и др.

Таким образом, как экономическая  и социальная категория малое  и среднее предпринимательство было и остаётся проводником прогресса в промышленности. Сегодня он является в развитых странах важнейшим двигателем научно-технической революции в промышленной области, в сфере услуг, в аграрном секторе. Для того чтобы предпринимательство сыграло свою положительную роль в социально-экономическом развитии, следует уделять больше внимания не только экономическим показателям деятельности малого и среднего бизнеса, но и социальным аспектам функционирования предпринимательской деятельности. Трудно переоценить социальную и политическую функцию предпринимательства: именно эта среда воспроизвела и стала социально-экономической базой современных – «средних слоёв» - этого гаранта социальной стабильности, политической устойчивости развитых государств мира.

 

 

 

 

 

 

 

2. Нормативно-правовая  база, регламентирующая

предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь

2.1 Совершенствование  административных процедур

Следует отметить, что Правительство  Беларуси уделяет внимание разработке механизмов решения существующих проблем в целях улучшения деловой среды развития малого и среднего предпринимательства. Однако необходимы дальнейшие шаги по упрощению административных процедур.

Для устранения существующих в Беларуси административных барьеров, следует использовать ряд мер, которые  доказали свою эффективность в ряде стран и могут быть применены  в Беларуси с целью совершенствования  отдельных административных процедур и улучшения деловой среды.

Рассмотрим меры совершенствования  отдельных административных процедур:

1. Следует отменить требование  по проверке содержания учредительных  документов, введя заявительный  принцип регистрации. 

Это позволит значительно  упростить процесс регистрации как для предпринимателей, так и для регистрирующих органов. Но главное, существенно снижает продолжительность процедуры и устраняет проблемы, обусловленные длительным сроком регистрации.

2. Следует сократить перечень  оснований для отказа в регистрации 

Перечень оснований для  отказа в регистрации составляет 10 пунктов. Основаниями для отказа в регистрации в общем случае должны быть а) подача неполного комплекта документов или б) подача документов в ненадлежащий орган.

Это позволит исключить возможность  субъективного подхода со стороны  регистрирующих органов к оценке содержания учредительных документов и, как следствие, коррупцию в  процессе регистрации.

3. Снизить размер гоcударственных нотариальных пошлин, взимаемых при регистрации (удостоверение подлинности подписей учредителей, подписей на банковских карточках, копий учредительных документов), а также сократить перечень документов, требующих нотариального заверения.

Поскольку стоимость услуг  нотариата достаточно высокая, а  количество заверяемых документов большое, общая стоимость процедуры регистрации  остается значительной. Нотариальные расходы составляют существенную долю общих затрат на регистрацию, поэтому  снижение государственных нотариальных пошлин позволит сократить общие расходы на процедуру.

4. Сократить количество  документов, представляемых в регистрирующий  орган и ввести стандартные  формы (бланки) для оставшихся.

Количество документов, представляемых лишь в государственный регистрирующий орган, все еще остается большим. Даже при наличии принципа «одного окна» это ведет к необходимости обмена данными между различными органами, что усложняет их работу. Для регистрации юридических лиц в перечне документов, представляемых в регистрирующий орган, достаточно оставить следующие: а) заявление, оформленное в установленном порядке; б) копию решения о создании коммерческой или некоммерческой организации; в) учредительные документы (по два экземпляра копии устава и (или) договора о совместной деятельности по созданию коммерческой организации в случаях, когда законодательством предусмотрено заключение такого договора); г) документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации; д) платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию; е) эскизы печатей в двух экземплярах [12, с. 19].

Это существенно сократит количество организаций и учреждений, которые необходимо посетить предпринимателю для того, чтобы сформировать пакет необходимых документов. В результате также сократятся затраты времени и денег при регистрации бизнеса.

5. Создать единый регистрирующий  орган (ввести институт регистраторов) с целью исключить необходимость принятия коллегиального решения о регистрации.

Создание единого регистрирующего  органа (например, института регистраторов) позволит исключить необходимость принятия коллегиального решения о регистрации и унифицировать процедуру, а также снимет нагрузку с исполнительных комитетов и позволит сократить срок прохождения и средства, затрачиваемые предпринимателем на юридическое оформление бизнеса.

Кроме того, при внесении изменений в действующее законодательство необходимо учитывать, что вся работа, направленная на сокращение сроков и  стоимости процедуры регистрации, может быть перечеркнута одним принятым актом, предусматривающим перерегистрацию  субъектов хозяйствования, а следовательно, влекущим дополнительные затраты времени и денег. Для того чтобы усилия государственных органов управления по совершенствованию административных процедур не пропали даром, необходимо в обязательном порядке осуществлять анализ экономического эффекта и возможных последствий от изменений в законодательстве на этапе его разработки. [15, с. 102]

Реализация представленных ниже рекомендаций, направленных на дальнейшее реформирование процедуры регистрации, позволит значительно упростить процесс вхождения в бизнес, сократить продолжительность и уменьшить стоимость регистрации. Это будет способствовать увеличению количества регистрируемых предприятий, налоговых поступлений в бюджет и экономическому развитию страны.

Также может быть существенно  упрощена процедура лицензирования, если будут приняты такие меры, как:

• упрощение порядка продления  и внесения изменений в действующую лицензию;

• внесение изменений в  соответствующие положения о  лицензировании с целью устранения формулировок, допускающих свободное  толкование лицензионных требований. [10, с. 125].

Прежде всего, реализация подобных мер позволит существенно  сократить издержки, связанные с  получением лицензий для тех субъектов  хозяйствования, кто уже подтвердил свою способность заниматься данным видом деятельности.

Данные меры также сократят и сроки получения лицензий предприятиями, ранее не имевших их, так как требования к соискателям лицензии станут прозрачными и понятными, а субъекты хозяйствования не должны будут предоставлять различные дополнительные документы, о которых нет прямого упоминания в положениях, регламентирующих порядок лицензирования.

Кроме того, данные меры существенным образом устранят почву для злоупотреблений  и коррупции.

Также к значительному  совершенствованию процедуры лицензирования приведет сокращение лицензируемых  видов деятельности. [2, с. 22].

Информация о работе Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития