Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 17:03, курсовая работа
Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:
● формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей общества;
● расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
Введение.......................................................................................................................4
Глава 1. Предпринимательство в рыночной экономике..........................................7
1.1 Понятие и признаки, виды предпринимательства..............................................7
1.2 Экономическая природа предпринимательства.................................................9
1.3 Функции предпринимательства……………………………….........................12
1.4 Преимущества и недостатки малого и среднего бизнеса................................14
Глава 2. Нормативно-правовая база регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь………………………………............................17
2.1Совершенствование административных процедур………………....…….…..17
2.2Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства…..……………………………….………………….…………………………..22
Глава 3.Совершенствование инфраструктуры и перспективы развития предпринимательства в Беларуси…………………………………………………………..27
Заключение................................................................................................................32
Список использованной литературы.......................................................................34
Собственники малых и
средних предприятий более
Однако, как показывает практика, малому и среднему предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых: более высокий уровень риска, что обусловливает высокую степень неустойчивости положения на рынке; большая зависимость от крупных компаний; ошибки в управлении собственным делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; не-уверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.
Большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или непрофессиональной компетентностью собственников малых и средних предприятий. В регулярно проводимых в США опросах главными причинами неудач малых предприятий чаще всего называют: некомпетентность бизнесменов; несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант); нехватку опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единичных формах владения и в товариществах; неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты. Другими причинами банкротств малых и средних фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки руководителя фирмы; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.
Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины — владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые и средние предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла.
На неудачах малого и среднего
предпринимательства
Постоянный поиск общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.
Однако менее благоприятные
условия хозяйствования, чем у
крупных предприятий, обусловливают
меньшую устойчивость и конкурентоспособность
малого и среднего предпринимательства,
поэтому оно нуждается в
Недостатком в деятельности малого и среднего предпринимательства является их «уход в тень», что не позволяет объективно оценить результат деятельности в первую очередь малых предприятий. Следовательно, для сферы малого предпринимательства свойственно наличие теневой экономики, причем в 90-х годах вывод части оборота «в тень» стал не только необходимым, но и обязательным условием выживания. Исследования, проведенные Институтом стратегического анализа развития предпринимательства в 1997 г., показали, что главной причиной «ухода в тень» является необходимость рационализации поведения в сложившихся экономических условиях, в частности необходимость преодоления сложностей налоговой системы. Малые предприятия «уводят в тень» такие показатели, как выручка, фонд оплаты труда, оплата аренды помещений, суммы платежей поставщикам, суммы сделок, не отражаемые в отчетности. Причем доля теневого оборота тем выше, чем меньше размер хозяйствующего субъекта [1, с.71-79].
На современном этапе
малое и среднее
• вносит большой вклад
в решение государственных
• способствует структурной перестройке экономики, преодолению монополизма производителей;
• апробирует конкурентоспособность
продукции на рынке, мобильнее и
с наименьшими затратами
• способствует внедрению новых, зачастую рискованных проектов, ведущих к технологическим и организационным инновациям и росту современных наукоёмких отраслей и производств;
• выполняет важную социальную
функцию – обеспечивает занятость
населения, создавая дополнительные рабочие
места, формирует «средний класс», широкие
слои собственников и
• способствует лучшему использованию ресурсов, отходов производства;
• более мобилен, чем крупные предприятия, и значительно легче адаптируются к условиям новых рынков сбыта продукции и др.
Таким образом, как экономическая и социальная категория малое и среднее предпринимательство было и остаётся проводником прогресса в промышленности. Сегодня он является в развитых странах важнейшим двигателем научно-технической революции в промышленной области, в сфере услуг, в аграрном секторе. Для того чтобы предпринимательство сыграло свою положительную роль в социально-экономическом развитии, следует уделять больше внимания не только экономическим показателям деятельности малого и среднего бизнеса, но и социальным аспектам функционирования предпринимательской деятельности. Трудно переоценить социальную и политическую функцию предпринимательства: именно эта среда воспроизвела и стала социально-экономической базой современных – «средних слоёв» - этого гаранта социальной стабильности, политической устойчивости развитых государств мира.
2. Нормативно-правовая база, регламентирующая
предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь
2.1 Совершенствование административных процедур
Следует отметить, что Правительство Беларуси уделяет внимание разработке механизмов решения существующих проблем в целях улучшения деловой среды развития малого и среднего предпринимательства. Однако необходимы дальнейшие шаги по упрощению административных процедур.
Для устранения существующих в Беларуси административных барьеров, следует использовать ряд мер, которые доказали свою эффективность в ряде стран и могут быть применены в Беларуси с целью совершенствования отдельных административных процедур и улучшения деловой среды.
Рассмотрим меры совершенствования отдельных административных процедур:
1. Следует отменить требование
по проверке содержания
Это позволит значительно упростить процесс регистрации как для предпринимателей, так и для регистрирующих органов. Но главное, существенно снижает продолжительность процедуры и устраняет проблемы, обусловленные длительным сроком регистрации.
2. Следует сократить перечень
оснований для отказа в
Перечень оснований для отказа в регистрации составляет 10 пунктов. Основаниями для отказа в регистрации в общем случае должны быть а) подача неполного комплекта документов или б) подача документов в ненадлежащий орган.
Это позволит исключить возможность субъективного подхода со стороны регистрирующих органов к оценке содержания учредительных документов и, как следствие, коррупцию в процессе регистрации.
3. Снизить размер гоcударственных нотариальных пошлин, взимаемых при регистрации (удостоверение подлинности подписей учредителей, подписей на банковских карточках, копий учредительных документов), а также сократить перечень документов, требующих нотариального заверения.
Поскольку стоимость услуг
нотариата достаточно высокая, а
количество заверяемых документов большое,
общая стоимость процедуры
4. Сократить количество
документов, представляемых в
Количество документов, представляемых
лишь в государственный
Это существенно сократит количество организаций и учреждений, которые необходимо посетить предпринимателю для того, чтобы сформировать пакет необходимых документов. В результате также сократятся затраты времени и денег при регистрации бизнеса.
5. Создать единый регистрирующий
орган (ввести институт
Создание единого
Кроме того, при внесении
изменений в действующее
Реализация представленных ниже рекомендаций, направленных на дальнейшее реформирование процедуры регистрации, позволит значительно упростить процесс вхождения в бизнес, сократить продолжительность и уменьшить стоимость регистрации. Это будет способствовать увеличению количества регистрируемых предприятий, налоговых поступлений в бюджет и экономическому развитию страны.
Также может быть существенно упрощена процедура лицензирования, если будут приняты такие меры, как:
• упрощение порядка продления и внесения изменений в действующую лицензию;
• внесение изменений в соответствующие положения о лицензировании с целью устранения формулировок, допускающих свободное толкование лицензионных требований. [10, с. 125].
Прежде всего, реализация подобных мер позволит существенно сократить издержки, связанные с получением лицензий для тех субъектов хозяйствования, кто уже подтвердил свою способность заниматься данным видом деятельности.
Данные меры также сократят и сроки получения лицензий предприятиями, ранее не имевших их, так как требования к соискателям лицензии станут прозрачными и понятными, а субъекты хозяйствования не должны будут предоставлять различные дополнительные документы, о которых нет прямого упоминания в положениях, регламентирующих порядок лицензирования.
Кроме того, данные меры существенным образом устранят почву для злоупотреблений и коррупции.
Также к значительному
совершенствованию процедуры
Информация о работе Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития