Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:
● формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей общества;
● расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

Содержание

Введение.......................................................................................................................4
Глава 1. Предпринимательство в рыночной экономике..........................................7
1.1 Понятие и признаки, виды предпринимательства..............................................7
1.2 Экономическая природа предпринимательства.................................................9
1.3 Функции предпринимательства……………………………….........................12
1.4 Преимущества и недостатки малого и среднего бизнеса................................14
Глава 2. Нормативно-правовая база регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь………………………………............................17
2.1Совершенствование административных процедур………………....…….…..17
2.2Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства…..……………………………….………………….…………………………..22
Глава 3.Совершенствование инфраструктуры и перспективы развития предпринимательства в Беларуси…………………………………………………………..27
Заключение................................................................................................................32
Список использованной литературы.......................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАКРО.docx

— 84.67 Кб (Скачать файл)

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства  выполняет следующие задачи:

● предоставление финансовой помощи при осуществлении программ демонополизации, разукрупнении монопольных экономических структур и отдельных предприятий, перепрофилировании производства с целью развития конкуренции и насыщения товарных рынков с соблюдением требований действующего законодательства;

● финансирование мероприятий  по информационному обслуживанию субъектов  малого предпринимательства, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в области развития конкуренции, предпринимательства и защиты прав потребителей;

● финансирование научных  исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью фондов;

● проведение мероприятий, направленных на привлечение средств  отечественных и иностранных инвесторов и их эффективное использование, в том числе организация конкурсов, выставок, аукционов, лотерей, совершение операций с ценными бумагами в порядке, установленном действующим законодательством;

● организация сбора, обработки  нормативно-правовой, патентно-лицензионной и иной информации, представляющей интерес для субъектов малого предпринимательства, изучение конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка, предоставление консультационной и организационно-методической помощи при разработке программ и проектов;

● осуществление в установленном  порядке внешнеэкономической деятельности, участие в международных программах и проектах;

● компенсация организациям, учреждениям и предприятиям льгот, предоставляемых ими субъектам малого предпринимательства. [19: ст. 67]

Основными задачами центров  поддержки предпринимательства  являются оказание содействия субъектам  малого предпринимательства в получении  финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, в подготовке и обеспечении указанных объектов квалифицированными кадрами, а также иное содействие в осуществлении их деятельности.

Центры поддержки предпринимательства  пользуются правом первоочередного получения высвобождаемых производственных и иных площадей, земельных участков, льготных кредитов Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей в течение первых двух лет функционирования, а также ассигнований из республиканского бюджета, предусмотренных в государственных программах республики для решения конкретных социально-экономических задач. [16: ст. 48]

Инкубатором малого предпринимательства является организация, которая создается на основе любых форм собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой самостоятельности.

Инновационный центр представляет собой специализированный инкубатор малого предпринимательства, в котором субъектам малого предпринимательства дается возможность использовать и разрабатывать новые технологии и другие новшества, которые позволили бы им в будущем развить собственное производство.

Основной задачей инкубаторов  малого предпринимательства и инновационных центров является оказание на принципах долевого участия субъектам малого предпринимательства услуг как общего характера, включающих в себя помощь в секретарском обслуживании, электронной обработке текстов, использовании телефонной и факсимильной связи, предоставлении информации, проведении консультаций экспертов, так и специализированного финансового и коммерческого характера. [3: ст. 9]

Также законом Республики Беларусь от 16.10.1996г. № 685-XII «О государственной поддержке предпринимательства в Республике Беларусь» предусмотрена поддержка субъектов малого предпринимательства в обеспечении условий производства, производственно-техническая поддержка, поддержка в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержка в информационной сфере.

Большое внимание уделяется  информационному обеспечению предпринимателей. Организован выпуск газет и журналов, таких как "Налоговый курьер предпринимателя", "Индивидуальный предприниматель", "Экономика Беларуси" и др., регулярно организовываются и транслируются передачи по радио и на телевидении.

Освоены и новые формы  и методы работы по информационному  обеспечению предпринимателей. Проводятся ежемесячные информационно-консультационные дни для предпринимателей в налоговых инспекциях, исполнительных комитетах с участием государственных правоохранительных и контролирующих органов.

В целях стимулирования мотивации  предпринимательского труда организован и с 1997 года ежегодно проводится конкурс на звание лучшего предпринимателя года. Ежегодно определяются победители в 16 номинациях. Участие в конкурсе дает возможность повысить имидж предприятия, наладить новые деловые контакты, в хорошем смысле слова сделать себе рекламу, укрепить репутацию, обменяться опытом.

 

 

Глава 3. Совершенствование инфраструктуры и перспективы развития предпринимательства в Беларуси

В Республике Беларусь необходимо создать реально функционирующую  инфраструктуру поддержки малого и  среднего предпринимательства, которая  бы могла оказывать информационную, консультационную, юридическую помощь и обеспечивала бы свободный доступ к нормативно-правовой информации и ее разъяснению, а также оказывала кредитно-финансовую поддержку.

Для нормального ведения  бизнеса необходимо нормативно-правовое обеспечение предпринимательства, а также предоставление определенных гарантий со стороны государства.

Предпринимателю, который  вкладывает деньги в развитие своего дела, важно быть уверенным в том, что принятие очередного нормативно-правового  акта не поставит под сомнение существование  его бизнеса.

Необходимо принятие «своеобразной  «предпринимательской конституции», которая могла бы служить основой для интенсивной либерализации экономики и одновременно серьезным сигналом для зарубежных инвесторов» [3, с 10].

Предприниматели, юристы и  ученые неоднократно отмечали, что  белорусское законодательство в целом отличается запутанностью и алогичностью. В законодательной базе существуют серьезные недостатки и пробелы, ее несовершенство порождает необходимость в массе подзаконных актов, влечет за собой субъективное понимание и толкование исполнителями законов, в связи с чем появляются правовые акты, противоречащие друг другу. Отдельные нормативно-правовые акты носят декларативный характер, не имеют механизма реализации или финансового и материального ее обеспечения. Даже в новом Инвестиционном кодексе Республики Беларусь содержится до 20% отсылочных статей [20, с. 105]. В связи со сложившейся ситуацией государственная политика в области законодательства должна быть направлена на создание нормативно-правовой базы в области предпринимательства, которая бы четко регулировала хозяйственную деятельность, устраняла неясность и различное толкование одних и тех же нормативно-правовых актов. Необходима систематизация и сокращение нормативно-правовых актов, а также свободный и своевременный доступ к принимаемому законодательству.

Уровень развития малого и  среднего предпринимательства в  государстве во многом зависит от объема финансовой поддержки, предоставляемой  центральными и местными органами власти этому важнейшему сектору национальной экономики. Начиная с 1997 г., в республике в соответствии с законом «О государственной поддержке малого предпринимательства» в целях осуществления государственной поддержки и повышения его роли в развитии экономики ежегодно разрабатываются и рассматриваются Правительством Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, на их реализацию выделяются средства из республиканского бюджета.

Такая поддержка, даже в рамках плановой сумы, является весьма незначительной. Недофинансирование программ не обеспечивает реализацию намеченных в них мероприятий. Такое положение дел не позволяет говорить об эффективности государственной поддержки малого предпринимательства.

Для развития малого и среднего бизнеса необходимо развитие кредитования и микрокредитования, поскольку для развития любого бизнеса необходимы определенные ресурсы, которых у субъектов МСБ, только начинающих свое дело, просто не хватает. Для совершения элементарной сделки индивидуальному предпринимателю зачастую необходимо 2000 – 3000 у.е., которые смогли бы он смог вернуть в течение 1 – 2 мес., однако даже такую суму получить в кредит весьма проблематично. Банки не заинтересованы в выдаче микрокредитов, поскольку для них это является экономически невыгодно.

Основными причинами отказа банков в выделении кредитов большинству субъектов малого предпринимательства республики являются:

• отсутствие достаточного залога;

• высокий риск невозврата кредитов;

• дополнительные издержки при обслуживании;

• более высокие процентные ставки, чем для других категорий  заемщиков.

В выдачи микрокредитов должно быть заинтересовано государство, стимулируя тем самым развитие предпринимательства. Необходимо создание специальных реально функционирующих фондов с упрощенной процедурой получения кредитов.

Перечень документов, необходимых  для получения финансовой поддержки, следующий:

• Заявление на получение  кредита/микрокредита по установленной форме.

• Технико-экономическое  обоснование возврата кредита/микрокредита.

• Копии договоров (контрактов) или других документов в подтверждение  кредитуемой сделки.

• Копии учредительных  документов, документ о регистрации.

• Годовой бухгалтерский  баланс со всеми приложениями к нему с отметкой налоговой инспекции и бухгалтерский баланс на первое число месяца, сле-дующего за отчетным, с приложением по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

• Документы, подтверждающие полномочия руководителя на заключение договоров (контракт с руководителем, протокол собрания учредителей о  предоставлении полномочий руководителю и т. п.)

• Письмо банка об открытии счета с указанием лиц, имеющих  право первой и второй подписи финансовых документов; о дебетовых и кредитовых оборотах за последний месяц; о претензиях по неоплаченным счетам поставщиков; просроченной задолженности по ссудам.

• Кредитная история предприятия (указывается банк кредитор, сумма  полученного кредита, форма его обеспечения, срок погашения).

• Документы по обеспечению  кредитных обязательств.

• Паспорт лица, уполномоченного подписывать договоры. [5, с. 183].

При выдаче долгосрочных кредитов, помимо указанных документов, представляются бизнес-план, включающий расчет экономической  эффективности и окупаемости кредитуемого проекта, другие документы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

По усмотрению фонда могут  быть получены и другие документы, не вошедшие в данный перечень.

В качестве обеспечения кредитных  обязательств кредитополучатели могут представлять:

• банковскую гарантию;

• поручительство юридических  и физических лиц;

• залог: основных средств, товаров в обороте, личного имущества  предпринимателей и личного имущества поручителей . [4, с. 382].

Ознакомившись с данными  условиями получения микрокредита (кредита), у предпринимателя, по всей видимости, может возникнуть вопрос о целесообразности обращения в Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. Причиной этого может стать то, что, к примеру, при получении среднего выдаваемого кредита в 10 млн. белорусский рублей предпринимателю необходимо, помимо обеспечения кредитных обязательств, составить технико-экономическое обоснование возврата кредита (если кредит долгосрочный – то еще и бизнес-план), доказать целесообразность выдачи кредита, обеспечивающую, к примеру, наличие мультипликативного эффекта или создание новых рабочих мест, или внедрение новых технологий (за 10 млн. руб.), а также предоставить еще около 9 документов. Скорее всего, при таких условиях получения кредита предпринимателю будет проще обратиться в коммерческий банк.

Для реальной поддержки малого бизнеса и большей доступности  кредитов и микрокредитов для предпринимателей представляется необходимым не-сколько сократить длинный перечень необходимых условий получения кредита на небольшие суммы (до 10 млн. руб.).

Для повышения эффективности  кредитования субъектов малого предпринимательства необходимо:

• расширить возможности  по оказанию государственной финансовой под-держки субъектам малого предпринимательства путем частичной компенсации расходов по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на финансирование их инвестиционных проектов, по кредитам в СКВ (ОКВ) с условием начисления процентов в СКВ (ОКВ) и погашением их в белорусских рублях;

Информация о работе Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития