Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 17:03, курсовая работа
Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:
● формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей общества;
● расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
Введение.......................................................................................................................4
Глава 1. Предпринимательство в рыночной экономике..........................................7
1.1 Понятие и признаки, виды предпринимательства..............................................7
1.2 Экономическая природа предпринимательства.................................................9
1.3 Функции предпринимательства……………………………….........................12
1.4 Преимущества и недостатки малого и среднего бизнеса................................14
Глава 2. Нормативно-правовая база регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь………………………………............................17
2.1Совершенствование административных процедур………………....…….…..17
2.2Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства…..……………………………….………………….…………………………..22
Глава 3.Совершенствование инфраструктуры и перспективы развития предпринимательства в Беларуси…………………………………………………………..27
Заключение................................................................................................................32
Список использованной литературы.......................................................................34
Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства выполняет следующие задачи:
● предоставление финансовой помощи при осуществлении программ демонополизации, разукрупнении монопольных экономических структур и отдельных предприятий, перепрофилировании производства с целью развития конкуренции и насыщения товарных рынков с соблюдением требований действующего законодательства;
● финансирование мероприятий по информационному обслуживанию субъектов малого предпринимательства, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в области развития конкуренции, предпринимательства и защиты прав потребителей;
● финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью фондов;
● проведение мероприятий, направленных на привлечение средств отечественных и иностранных инвесторов и их эффективное использование, в том числе организация конкурсов, выставок, аукционов, лотерей, совершение операций с ценными бумагами в порядке, установленном действующим законодательством;
● организация сбора, обработки нормативно-правовой, патентно-лицензионной и иной информации, представляющей интерес для субъектов малого предпринимательства, изучение конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка, предоставление консультационной и организационно-методической помощи при разработке программ и проектов;
● осуществление в установленном
порядке внешнеэкономической
● компенсация организациям, учреждениям и предприятиям льгот, предоставляемых ими субъектам малого предпринимательства. [19: ст. 67]
Основными задачами центров
поддержки предпринимательства
являются оказание содействия субъектам
малого предпринимательства в
Центры поддержки
Инкубатором малого предпринимательства является организация, которая создается на основе любых форм собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой самостоятельности.
Инновационный центр представляет собой специализированный инкубатор малого предпринимательства, в котором субъектам малого предпринимательства дается возможность использовать и разрабатывать новые технологии и другие новшества, которые позволили бы им в будущем развить собственное производство.
Основной задачей инкубаторов
малого предпринимательства и
Также законом Республики Беларусь от 16.10.1996г. № 685-XII «О государственной поддержке предпринимательства в Республике Беларусь» предусмотрена поддержка субъектов малого предпринимательства в обеспечении условий производства, производственно-техническая поддержка, поддержка в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержка в информационной сфере.
Большое внимание уделяется
информационному обеспечению
Освоены и новые формы и методы работы по информационному обеспечению предпринимателей. Проводятся ежемесячные информационно-консультационные дни для предпринимателей в налоговых инспекциях, исполнительных комитетах с участием государственных правоохранительных и контролирующих органов.
В целях стимулирования мотивации предпринимательского труда организован и с 1997 года ежегодно проводится конкурс на звание лучшего предпринимателя года. Ежегодно определяются победители в 16 номинациях. Участие в конкурсе дает возможность повысить имидж предприятия, наладить новые деловые контакты, в хорошем смысле слова сделать себе рекламу, укрепить репутацию, обменяться опытом.
Глава 3. Совершенствование инфраструктуры и перспективы развития предпринимательства в Беларуси
В Республике Беларусь необходимо
создать реально
Для нормального ведения
бизнеса необходимо нормативно-правовое
обеспечение
Предпринимателю, который вкладывает деньги в развитие своего дела, важно быть уверенным в том, что принятие очередного нормативно-правового акта не поставит под сомнение существование его бизнеса.
Необходимо принятие «своеобразной «предпринимательской конституции», которая могла бы служить основой для интенсивной либерализации экономики и одновременно серьезным сигналом для зарубежных инвесторов» [3, с 10].
Предприниматели, юристы и ученые неоднократно отмечали, что белорусское законодательство в целом отличается запутанностью и алогичностью. В законодательной базе существуют серьезные недостатки и пробелы, ее несовершенство порождает необходимость в массе подзаконных актов, влечет за собой субъективное понимание и толкование исполнителями законов, в связи с чем появляются правовые акты, противоречащие друг другу. Отдельные нормативно-правовые акты носят декларативный характер, не имеют механизма реализации или финансового и материального ее обеспечения. Даже в новом Инвестиционном кодексе Республики Беларусь содержится до 20% отсылочных статей [20, с. 105]. В связи со сложившейся ситуацией государственная политика в области законодательства должна быть направлена на создание нормативно-правовой базы в области предпринимательства, которая бы четко регулировала хозяйственную деятельность, устраняла неясность и различное толкование одних и тех же нормативно-правовых актов. Необходима систематизация и сокращение нормативно-правовых актов, а также свободный и своевременный доступ к принимаемому законодательству.
Уровень развития малого и среднего предпринимательства в государстве во многом зависит от объема финансовой поддержки, предоставляемой центральными и местными органами власти этому важнейшему сектору национальной экономики. Начиная с 1997 г., в республике в соответствии с законом «О государственной поддержке малого предпринимательства» в целях осуществления государственной поддержки и повышения его роли в развитии экономики ежегодно разрабатываются и рассматриваются Правительством Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, на их реализацию выделяются средства из республиканского бюджета.
Такая поддержка, даже в рамках плановой сумы, является весьма незначительной. Недофинансирование программ не обеспечивает реализацию намеченных в них мероприятий. Такое положение дел не позволяет говорить об эффективности государственной поддержки малого предпринимательства.
Для развития малого и среднего бизнеса необходимо развитие кредитования и микрокредитования, поскольку для развития любого бизнеса необходимы определенные ресурсы, которых у субъектов МСБ, только начинающих свое дело, просто не хватает. Для совершения элементарной сделки индивидуальному предпринимателю зачастую необходимо 2000 – 3000 у.е., которые смогли бы он смог вернуть в течение 1 – 2 мес., однако даже такую суму получить в кредит весьма проблематично. Банки не заинтересованы в выдаче микрокредитов, поскольку для них это является экономически невыгодно.
Основными причинами отказа банков в выделении кредитов большинству субъектов малого предпринимательства республики являются:
• отсутствие достаточного залога;
• высокий риск невозврата кредитов;
• дополнительные издержки при обслуживании;
• более высокие процентные ставки, чем для других категорий заемщиков.
В выдачи микрокредитов должно быть заинтересовано государство, стимулируя тем самым развитие предпринимательства. Необходимо создание специальных реально функционирующих фондов с упрощенной процедурой получения кредитов.
Перечень документов, необходимых для получения финансовой поддержки, следующий:
• Заявление на получение кредита/микрокредита по установленной форме.
• Технико-экономическое обоснование возврата кредита/микрокредита.
• Копии договоров (контрактов) или других документов в подтверждение кредитуемой сделки.
• Копии учредительных документов, документ о регистрации.
• Годовой бухгалтерский баланс со всеми приложениями к нему с отметкой налоговой инспекции и бухгалтерский баланс на первое число месяца, сле-дующего за отчетным, с приложением по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
• Документы, подтверждающие полномочия руководителя на заключение договоров (контракт с руководителем, протокол собрания учредителей о предоставлении полномочий руководителю и т. п.)
• Письмо банка об открытии счета с указанием лиц, имеющих право первой и второй подписи финансовых документов; о дебетовых и кредитовых оборотах за последний месяц; о претензиях по неоплаченным счетам поставщиков; просроченной задолженности по ссудам.
• Кредитная история предприятия (указывается банк кредитор, сумма полученного кредита, форма его обеспечения, срок погашения).
• Документы по обеспечению кредитных обязательств.
• Паспорт лица, уполномоченного подписывать договоры. [5, с. 183].
При выдаче долгосрочных кредитов, помимо указанных документов, представляются бизнес-план, включающий расчет экономической эффективности и окупаемости кредитуемого проекта, другие документы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
По усмотрению фонда могут быть получены и другие документы, не вошедшие в данный перечень.
В качестве обеспечения кредитных обязательств кредитополучатели могут представлять:
• банковскую гарантию;
• поручительство юридических и физических лиц;
• залог: основных средств, товаров в обороте, личного имущества предпринимателей и личного имущества поручителей . [4, с. 382].
Ознакомившись с данными
условиями получения
Для реальной поддержки малого бизнеса и большей доступности кредитов и микрокредитов для предпринимателей представляется необходимым не-сколько сократить длинный перечень необходимых условий получения кредита на небольшие суммы (до 10 млн. руб.).
Для повышения эффективности кредитования субъектов малого предпринимательства необходимо:
• расширить возможности по оказанию государственной финансовой под-держки субъектам малого предпринимательства путем частичной компенсации расходов по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на финансирование их инвестиционных проектов, по кредитам в СКВ (ОКВ) с условием начисления процентов в СКВ (ОКВ) и погашением их в белорусских рублях;
Информация о работе Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития