Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:
● формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей общества;
● расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

Содержание

Введение.......................................................................................................................4
Глава 1. Предпринимательство в рыночной экономике..........................................7
1.1 Понятие и признаки, виды предпринимательства..............................................7
1.2 Экономическая природа предпринимательства.................................................9
1.3 Функции предпринимательства……………………………….........................12
1.4 Преимущества и недостатки малого и среднего бизнеса................................14
Глава 2. Нормативно-правовая база регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь………………………………............................17
2.1Совершенствование административных процедур………………....…….…..17
2.2Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства…..……………………………….………………….…………………………..22
Глава 3.Совершенствование инфраструктуры и перспективы развития предпринимательства в Беларуси…………………………………………………………..27
Заключение................................................................................................................32
Список использованной литературы.......................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАКРО.docx

— 84.67 Кб (Скачать файл)

• разработать новый вид  государственной финансовой поддержки  путем частичной компенсации  расходов на выплату процентов за пользование банковскими кредитами, в том числе в СКВ (ОКБ), направляемыми на приобретение сырья и материалов, используемых для изготовления продукции собственного производства, в целях увеличения его объемов;

• создать механизмы залогового обеспечения, используемые для гарантии малым предприятиям при предоставлении кредитов банками или финансо-выми компаниями на долевой основе в сочетании с собственными гарантиями малых предприятий, что значительно облегчит доступ к кредитным ресурсам;

• создать механизмы компенсации  рисков, связанных с финансированием  малого предпринимательства, формировать  страховые фонды.

Совершенствование системы  финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства должно стать  одним из важнейших направлений  государственной политики в области развития предпринимательства. Мероприятия этого блока направлены на создание благоприятных условий для расширения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, упрощение процедуры получения кредитов.

В Беларуси созданы такие  институциональные условия хозяйствования, при которых предприятию быть в государственной собственности  выгоднее, чем в частной, т.к. государство  различными мерами облегчает существование  государственных предприятий, оказывая поддержку именно им, ставя их в  более благоприятные условия.

Способствовать развитию предпринимательства также будет  международное сотрудничество, изучение опыта других стран в области развития предпринимательства, подписание международных соглашений, содействующих развитию внешней торговли и установлению деловых контактов с предпринимателями других стран.

Все эти меры будут способствовать развитию предпринимательства в  Рес-публике Беларусь, а следовательно, и социально-экономическому развитию государства в целом

В условиях сложной демографической  ситуации, внедрения сельскохозяйственных технологий, приводящих к высвобождению рабочей силы, а также снижения емкости потребительского рынка важно выявить перспективные направления развития производств, требующих поддержки, в том числе со стороны государства. Перспективное направление – производство товаров и услуг на ресурсной базе села, в первую очередь в сфере переработки и сбыта сельхозпродукции на рынки большей покупательной способности.

Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2006г. № 760 ограничивает численность наемных работников индивидуальных предпринимателей тремя близкими родственниками, что для сохранения динамики развития субъектов малого бизнеса предполагает учет ряда обстоятельств. В условиях увеличения концентрации рынка необходимо организовать с наименьшими потерями и финансовыми затратами процесс создания индивидуальными предпринимателями юридических лиц. Отвлечение факторов производства для прохождения разрешительных процедур не должно сказаться на росте экономики. Организационные мероприятия по перерегистрации действующих субъектов хозяйствования должны быть проведены с учетом этого обстоятельства, задействованием необходимых ресурсов со стороны органов государственного управления. [6,с.19].

Реализация намечаемых мероприятий  в перспективе позволит превратить созидательный потенциал предпринимательства  в активно формирующееся звено  экономики; реализовать предпосылки  для освоения ресурсосберегающих наукоемких технологий, ускорения выхода на зарубежные рынки и в конечном счете будет содействовать существенному увеличению вклада предпринимательства в выполнение важнейших экономических параметров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С целью существенного  повышения вклада малых предприятий в развитие экономики страны за счет более широкого использования их потенциала в сферах производства и оказания услуг, активизации инвестиционной, инновационной и экспортной деятельности, а также стимулирования развития предпринимательства в малых городских поселениях и сельской местности необходимы:

● создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики;

● формирование рациональной структуры предпринимательского сектора  путем обеспечения его преимущественного  развития в отраслях и регионах, где потенциал данного сектора  используется в недостаточной степени;

● совершенствование нормативной  правовой базы, регулирующей вопросы создания, деятельности, ликвидации, обращения субъектов хозяйственной деятельности в государственные органы (упрощение порядка прохождения документов, реализация на практике принципа "одного окна" и др.), а также минимизация нормативных ограничений, сдерживающих развитие субъектов малого предпринимательства;

● создание благоприятных  условий для доступа малых  предприятий к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение  процедуры получения микрокредитов, развитие системы гарантирования кредитов, обеспечение компенсации банкам за счет средств местных бюджетов разницы между рыночной и льготной процентными савками по выдаваемым кредитам, создание в областях сети организаций, оказывающих финансовую поддержку;

● развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий  и повышение эффективности ее функционирования;

● организация взаимодействия малых производственных предприятий  с крупными путем развития кооперационных связей;

● обеспечение в более  широких масштабах имущественной  поддержки малых предприятий (передача в долгосрочную аренду, продажа, в  том числе в рассрочку, или  передача в безвозмездное пользование  зданий, сооружений и помещений, находящихся  в коммунальной собственности, малым  предприятиям);

● обеспечение ускоренного  развития малых предприятий в  городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах, агрогородках, предусматривающее расширение перечня видов деятельности, осуществляемой малыми предприятиями;

● активизация отношений  партнерства между государством и общественными объединениями (организациями) предпринимателей;

● разработка проектов нормативных  правовых актов, направленных на упрощение  налогообложения для субъектов  малого предпринимательства, лицензирования отдельных видов деятельности (сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, а также лицензионных требований и условий); на развитие инновационной деятельности малых предприятий, упорядочение разрешительной системы осуществления хозяйственной деятельности субъектами малого предпринимательства путем установления общего перечня видов разрешений и органов, их выдающих, запрета на выдачу разрешений, не входящих в указанный перечень; стимулирование деятельности субъектов предпринимательства по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в малых городах и сельских населенных пунктах;

● внесение изменений в  законодательство, предусматривающих  возможность размещения производств (оказания услуг производственного характера) в отдельно стоящих частных жилых домах в сельских населенных пунктах в целях развития надомного производства и услуг с привлечением к осуществлению данной деятельности незанятого сельского населения.

Необходимо отметить также  и то, что малый бизнес в Беларуси уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на низкой стадии. И как следствие - высокая криминализация малого бизнеса.

Кардинальное же изменение  ситуации к лучшему возможно при  последовательном снижении уровня налогообложения, усилении контрольных функций государства с параллельным обеспечением правоохранительными органами достаточных гарантий безопасности ведения малого бизнеса. Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства.

Подводя итог, можно сказать, что предпринимательство в Беларуси – уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства  к этой сфере экономики зависит  и развитие всей Беларуси в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Республики Беларусь  от 28 мая 1991 г. № 813-XII "О предпринимательстве в Республике Беларусь".

2. Указ Президента Республики  Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 "О  государственной поддержке малого  предпринимательства".

3. Закон Республики Беларусь  от 16 октября 1996 г. № 685-ХIII "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь".

4. Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М,2004г. – 416с.

5. Балашевич М.И. Малый бизнес - отечественный и зарубежный опыт - Мн.: Экоперспектива, 2001, 224с.

6. Блинов, А.О. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист – 2007. - №2. – С. 75-78.

7. Вечканов, Г. С. Макроэкономика. / Г. С. Вечканов. – СПб.: Питер, 2006. – 544 с.

8. Воронов В. Инновационные технологии в малом предпринимательстве – ключ к импортозамещению // Экономист – 2007. – №7. – С. 19-23.

9. Головачев, А.С. Макроэкономика. Курс лекций. / А. С. Головачев. – Мн. : АУП, 2002. – 253 с.

10. . Догиль, Л.Ф. Предпринимательство и малый бизнес: Учеб. пособие. Мн.: Вышэйшая школа, 1997. – 266 с.

11.  Дорнбуш, Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ.. / Дорнбуш, Рудигер. - М. : Изд-во Моск. ун-та : Изд. дом "Инфра-М", 1997. - 783 с.

12. Зенькова, Л. П. Макроэкономика: Учебное пособие/ Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244 с. 

13. Иванов, С.И. «Основы экономической теории» / С. И. Иванов –  М. : Вита-Пресс,  2002. -   336 с.

14. Ивашковский, С. Н. Макроэкономика: Учебник. / С. Н. Ивашковский.  – М. : Дело, 2002. – 472 с.

15. Камаева, В. Д. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. В.Д. Камаева. - М. : ВЛАДОС, 1999. - Гл. 12-13, с. 265-272, 282-286.

16. Киселева, Е. А. Макроэкономика. / Е. А. Киселева. – М. : Издательство Эксмо, 2005. – 352 с.

17. Ковалев, А. В.  Макроэкономика: Курс лекций / Ин-т соврем. знаний. / А.В. Ковалев. - Мн. : Белорус. гос. политехн. акад., 1996. - 119 с.

18. Лемешевский, И. М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И. М. Лемешевский. – Минск : ФУАинформ, 2007. - 543 с.

19. Мизес, Л. «Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность.» / Л. Мизес – М., 1993. -113 с.

20. Симанович, В.Л.   Экономика, организация и управление малым бизнесом: монография / В.Л. Симанович.  Минск: Бестпринт, 2007.  441 с.

 


Информация о работе Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития