Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:
● формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей общества;
● расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

Содержание

Введение.......................................................................................................................4
Глава 1. Предпринимательство в рыночной экономике..........................................7
1.1 Понятие и признаки, виды предпринимательства..............................................7
1.2 Экономическая природа предпринимательства.................................................9
1.3 Функции предпринимательства……………………………….........................12
1.4 Преимущества и недостатки малого и среднего бизнеса................................14
Глава 2. Нормативно-правовая база регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь………………………………............................17
2.1Совершенствование административных процедур………………....…….…..17
2.2Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства…..……………………………….………………….…………………………..22
Глава 3.Совершенствование инфраструктуры и перспективы развития предпринимательства в Беларуси…………………………………………………………..27
Заключение................................................................................................................32
Список использованной литературы.......................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАКРО.docx

— 84.67 Кб (Скачать файл)

Существующая система  разрешений в Республике Беларусь громоздка  и не эффективна. Данную проблему можно  в значительной степени решить, если будет создана сводная систематизированная  база данных всех видов разрешений, которые требуются для начала и в процессе осуществления предпринимательской деятельности, и утвержден единый перечень действующих разрешений. Это позволит существенно сократить затраты времени субъектов хозяйствования на получение разрешений, а следовательно, сократить издержки как бизнеса, так и государства. [18, с. 24].

В ряде случаев серьезной  проблемой для бизнеса является недостаточная нормативная детализация  этапов и последовательности получения  разрешительных документов.

Следует отметить, что поскольку  главная функция разрешений состоит  в предотвращении рисков потенциально опасных ситуаций для здоровья, жизни  людей и окружающей среды, необходимо классифицировать разрешения по степени  риска, представляемой деятельностью  того или иного субъекта хозяйствования. Это позволит  отменить необходимость получения разрешения на виды деятельности, не представляющие потенциальной опасности, а также разрешения, дублирующие функции альтернативных систем безопасности (сертификация, гигиеническая регистрация и регламентация); ввести декларативный (уведомительный) принцип получения разрешений для объектов бизнеса с низким либо незначительным уровнем риска. Рассмотреть возможность использования по отдельным видам разрешений принципа контроля сроков их выдачи «молчание – знак согласия». Подобный опыт уже успешно применяется в ряде стран, система государственного регулирования в которых исторически имеет много общего с белорусской (например, на Украине).

Необходимо отметить, что  как на республиканском, так и  на местном уровне государственными органами признается наличие серьезных  проблем в разрешительной системе  для бизнеса. Осознание необходимости  их решения подтверждается, в частности, фактором закрепления на республиканском уровне задач по проведению анализа правоотношений в процессе выдачи разрешений субъектам хозяйствования и по подготовке плана действий по упорядочению и упрощению законодательства в указанной сфере. [7, с. 19].

Таким образом, следует принять  следующие первоочередные меры улучшения действующей разрешительной системы:

1. Провести инвентаризацию  действующих технических норм, применяемых в процессе выдачи и контроля использования разрешений, подлежащих получению субъектами бизнеса.

2. Создать сводную систематизированную  базу данных всех видов разрешений, требуемых для начала и в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Утвердить законодательным актом единый перечень действующих разрешений.

3. Произвести классификацию  видов действующих разрешений  по критериям безопасности (уровня риска) видов деятельности и действий.

4. Обеспечить свободный  доступ к информации о разрешениях,  в частности, ввести обязательную регистрацию технических нормативных правовых актов в Национальном реестре правовых актов либо создать самостоятельную базу данных технических нормативных правовых актов.

Перспективные меры реформирования разрешительной системы:

5. Принять постановление,  регулирующий общие условия и принципы организации и функционирования разрешительной системы, предусмотрев в нем, в частности:

• критерии введения ограничений  для предпринимательской деятельности в форме разрешений (условия и  порядок введения новых видов  разрешений);

• общий перечень видов  разрешений и органов их выдающих;

• создание единого реестра (реестров) учета выданных разрешений;

• запрет на выдачу разрешений, не предусмотренных законом (законодательным актом);

• унифицированные требования к нормативным актам, определяющим условия и порядок выдачи разрешений;

• компетенцию органов  государственной власти, местного управления и самоуправления по вопросам регулирования, а также выдачи разрешений в сфере  хозяйственной деятельности;

• применение уведомительного  принципа выдачи разрешений при осуществлении деятельности, не сопряженной с угрозой здоровью, жизни людей, окружающей среде.

6. Приступить к комплексному  пересмотру и систематизации  законодательства о разрешениях (включая технические нормативные правовые акты) с целью его упрощения и приведения в соответствие с общими условиями и принципами регулирования разрешительной системы.

7. Упразднить разрешения, не являющиеся необходимыми для  предотвращения реальных рисков в ходе осуществления хозяйственной деятельности субъектами МСБ. [6, с. 14].

Следует отметить, что малые  и средние предприятия, как правило, представляют собой субъекты хозяйствования, размещающиеся на небольших площадях, имеющие небольшое количество сотрудников, и работают в основном в сфере услуг. Следовательно, требования, предъявляемые к таким предприятиям, могут быть упрошены. [10, с. 231]

Как показывают результаты многих исследований эффективности  государственного контроля, ужесточение наказания в отношении субъектов МСБ ведет только к увеличению количества нарушений и сокрытию существенной части хозяйственных операций. В то же время применение мер предупредительного характера, таких как информирование в доступной форме о существующих требованиях, а также смещение акцентов в сторону консультирования субъектов МСБ инспекторами, вместо поиска оснований для наказания ведет к снижению количества нарушений. [17, с. 89]

 

 

 

2. 2. Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства

Предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь от 28.05.1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» в Республике Беларусь гарантируется:

● право граждан и юридических  лиц заниматься предпринимательской  деятельностью, создавать предприятия  и приобретать необходимое для  этой деятельности имущество;

● защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством Республики Беларусь и договорами;

● научно-техническая, правовая поддержка предпринимательской  деятельности;

● страхование предпринимательского риска;

● запрет вмешательства  собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта (договора), кроме случаев, предусмотренных в контракте (договоре).

Для повышения эффективности  и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создает информационные, консультационные, исследовательские и другие центры, а также инновационные и страховые фонды. [1: ст. 11]

Законом Республики Беларусь от 16.10.1996г. № 685- XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» определены основные направления, по которым должна осуществляться поддержка малого предпринимательства, а именно:

● формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;

● создание льготных условий  для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;

● введение упрощенной системы  регистрации, налогообложения, учета  и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;

● поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;

● организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала  для малого предпринимательства;

● реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;

● организация многопрофильных  исследований предпринимательских  структур.

Центральные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии со своей компетенцией в целях осуществления государственной поддержки малого предпринимательства:

● разрабатывают предложения  по совершенствованию законодательства о государственной поддержке  малого предпринимательства, проводят анализ состояния финансово-хозяйственной  деятельности субъектов малого предпринимательства и эффективности применения мер по их государственной поддержке, готовят прогнозы развития и предложения по приоритетный направлениям и формам государственной поддержки малого предпринимательства;

● организуют разработку и  реализацию отраслевых и региональных программ поддержки малого предпринимательства, предусмотрев в них меры по содействию занятости населения, проведению миграционной политики, решению экологических задач;

● обеспечивают участие  субъектов малого предпринимательства  в реализации важнейших народнохозяйственных проектов и программ, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных нужд;

● создают отраслевые и  региональные системы государственной  поддержки малого предпринимательства, включающие соответствующие структурные подразделения центральных органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов;

● готовят предложения  об установлении для субъектов малого предпринимательства налоговых и иных льгот, а также об использовании средств республиканского и местных бюджетов и специализированных внебюджетных фондов для их поддержки. [3: ст. 5]

Указом Президента Республики Беларусь от 19.07.2007г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» определено, что в целях развития предпринимательской деятельности, насыщения потребительского рынка отечественной продукцией, а также создания новых рабочих мест необходимо:

● разрабатывать и утверждать годовые программы государственной  поддержки малого предпринимательства, учитывая при их подготовке решение вопросов содействия занятости населения, миграционной политики, экологических задач;

● предусматривать в проекте  республиканского бюджета отдельной  строкой расходы на финансирование программ государственной поддержки малого предпринимательства;

● предусмотреть в проекте  Налогового кодекса Республики Беларусь систему льготного налогообложения субъектов малого предпринимательства;

● образовывать в установленном  порядке фонды неэффективно используемых производственных зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной собственности, для сдачи этих объектов в аренду субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе или через аукционы;

● создание Белорусского фонда  финансовой поддержки предпринимателей;

● создание программ поддержки  малого предпринимательства;

и др. [2: п. 3]

Программы поддержки малого предпринимательства включают в  себя:

● меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства  на республиканском и местном  уровнях;

● перспективные направления  развития малого предпринимательства  и приоритетные виды деятельности субъектов  малого предпринимательства;

● меры, принимаемые для  реализации основных направлений и  развития форм поддержки малого предпринимательства;

● меры, направляемые на решение  вопросов занятости населения путем  вовлечения в предпринимательскую  деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе  безработных, вынужденных переселенцев, инвалидов, пенсионеров, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, женщин и молодежи;

● предложения по установлению налоговых и иных льгот и выделению  средств из соответствующих бюджетов на цели поддержки малого предпринимательства;

● меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;

● меры по обеспечению передачи на льготных условиях субъектам малого предпринимательства объектов незавершенного строительства, неэффективно используемых производственных зданий, сооружений и пустующих объектов, а также нерентабельных и убыточных предприятий, находящихся в государственной собственности;

● меры по обеспечению субъектов  малого предпринимательства возможностью для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств;

● меры по формированию многопрофильных  исследовательских программ по развитию предпринимательских структур.

Финансовое обеспечение  программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также средств Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства. [3: ст. 6]

Информация о работе Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития