Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 17:03, курсовая работа
Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:
● формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей общества;
● расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
Введение.......................................................................................................................4
Глава 1. Предпринимательство в рыночной экономике..........................................7
1.1 Понятие и признаки, виды предпринимательства..............................................7
1.2 Экономическая природа предпринимательства.................................................9
1.3 Функции предпринимательства……………………………….........................12
1.4 Преимущества и недостатки малого и среднего бизнеса................................14
Глава 2. Нормативно-правовая база регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь………………………………............................17
2.1Совершенствование административных процедур………………....…….…..17
2.2Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства…..……………………………….………………….…………………………..22
Глава 3.Совершенствование инфраструктуры и перспективы развития предпринимательства в Беларуси…………………………………………………………..27
Заключение................................................................................................................32
Список использованной литературы.......................................................................34
Существующая система
разрешений в Республике Беларусь громоздка
и не эффективна. Данную проблему можно
в значительной степени решить, если
будет создана сводная
В ряде случаев серьезной
проблемой для бизнеса является
недостаточная нормативная
Следует отметить, что поскольку главная функция разрешений состоит в предотвращении рисков потенциально опасных ситуаций для здоровья, жизни людей и окружающей среды, необходимо классифицировать разрешения по степени риска, представляемой деятельностью того или иного субъекта хозяйствования. Это позволит отменить необходимость получения разрешения на виды деятельности, не представляющие потенциальной опасности, а также разрешения, дублирующие функции альтернативных систем безопасности (сертификация, гигиеническая регистрация и регламентация); ввести декларативный (уведомительный) принцип получения разрешений для объектов бизнеса с низким либо незначительным уровнем риска. Рассмотреть возможность использования по отдельным видам разрешений принципа контроля сроков их выдачи «молчание – знак согласия». Подобный опыт уже успешно применяется в ряде стран, система государственного регулирования в которых исторически имеет много общего с белорусской (например, на Украине).
Необходимо отметить, что как на республиканском, так и на местном уровне государственными органами признается наличие серьезных проблем в разрешительной системе для бизнеса. Осознание необходимости их решения подтверждается, в частности, фактором закрепления на республиканском уровне задач по проведению анализа правоотношений в процессе выдачи разрешений субъектам хозяйствования и по подготовке плана действий по упорядочению и упрощению законодательства в указанной сфере. [7, с. 19].
Таким образом, следует принять следующие первоочередные меры улучшения действующей разрешительной системы:
1. Провести инвентаризацию действующих технических норм, применяемых в процессе выдачи и контроля использования разрешений, подлежащих получению субъектами бизнеса.
2. Создать сводную
3. Произвести классификацию видов действующих разрешений по критериям безопасности (уровня риска) видов деятельности и действий.
4. Обеспечить свободный
доступ к информации о
Перспективные меры реформирования разрешительной системы:
5. Принять постановление, регулирующий общие условия и принципы организации и функционирования разрешительной системы, предусмотрев в нем, в частности:
• критерии введения ограничений
для предпринимательской
• общий перечень видов разрешений и органов их выдающих;
• создание единого реестра (реестров) учета выданных разрешений;
• запрет на выдачу разрешений, не предусмотренных законом (законодательным актом);
• унифицированные требования к нормативным актам, определяющим условия и порядок выдачи разрешений;
• компетенцию органов государственной власти, местного управления и самоуправления по вопросам регулирования, а также выдачи разрешений в сфере хозяйственной деятельности;
• применение уведомительного принципа выдачи разрешений при осуществлении деятельности, не сопряженной с угрозой здоровью, жизни людей, окружающей среде.
6. Приступить к комплексному пересмотру и систематизации законодательства о разрешениях (включая технические нормативные правовые акты) с целью его упрощения и приведения в соответствие с общими условиями и принципами регулирования разрешительной системы.
7. Упразднить разрешения,
не являющиеся необходимыми
Следует отметить, что малые и средние предприятия, как правило, представляют собой субъекты хозяйствования, размещающиеся на небольших площадях, имеющие небольшое количество сотрудников, и работают в основном в сфере услуг. Следовательно, требования, предъявляемые к таким предприятиям, могут быть упрошены. [10, с. 231]
Как показывают результаты многих исследований эффективности государственного контроля, ужесточение наказания в отношении субъектов МСБ ведет только к увеличению количества нарушений и сокрытию существенной части хозяйственных операций. В то же время применение мер предупредительного характера, таких как информирование в доступной форме о существующих требованиях, а также смещение акцентов в сторону консультирования субъектов МСБ инспекторами, вместо поиска оснований для наказания ведет к снижению количества нарушений. [17, с. 89]
2. 2. Система государственной поддержки и регулирования предпринимательства
Предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28.05.1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» в Республике Беларусь гарантируется:
● право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущество;
● защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством Республики Беларусь и договорами;
● научно-техническая, правовая поддержка предпринимательской деятельности;
● страхование
● запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта (договора), кроме случаев, предусмотренных в контракте (договоре).
Для повышения эффективности
и широкого распространения
Законом Республики Беларусь от 16.10.1996г. № 685- XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» определены основные направления, по которым должна осуществляться поддержка малого предпринимательства, а именно:
● формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;
● создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;
● введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;
● поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;
● организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;
● реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;
● организация многопрофильных исследований предпринимательских структур.
Центральные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии со своей компетенцией в целях осуществления государственной поддержки малого предпринимательства:
● разрабатывают предложения
по совершенствованию
● организуют разработку и реализацию отраслевых и региональных программ поддержки малого предпринимательства, предусмотрев в них меры по содействию занятости населения, проведению миграционной политики, решению экологических задач;
● обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации важнейших народнохозяйственных проектов и программ, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных нужд;
● создают отраслевые и региональные системы государственной поддержки малого предпринимательства, включающие соответствующие структурные подразделения центральных органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов;
● готовят предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства налоговых и иных льгот, а также об использовании средств республиканского и местных бюджетов и специализированных внебюджетных фондов для их поддержки. [3: ст. 5]
Указом Президента Республики Беларусь от 19.07.2007г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» определено, что в целях развития предпринимательской деятельности, насыщения потребительского рынка отечественной продукцией, а также создания новых рабочих мест необходимо:
● разрабатывать и утверждать
годовые программы
● предусматривать в проекте республиканского бюджета отдельной строкой расходы на финансирование программ государственной поддержки малого предпринимательства;
● предусмотреть в проекте Налогового кодекса Республики Беларусь систему льготного налогообложения субъектов малого предпринимательства;
● образовывать в установленном порядке фонды неэффективно используемых производственных зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной собственности, для сдачи этих объектов в аренду субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе или через аукционы;
● создание Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей;
● создание программ поддержки малого предпринимательства;
и др. [2: п. 3]
Программы поддержки малого предпринимательства включают в себя:
● меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на республиканском и местном уровнях;
● перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
● меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;
● меры, направляемые на решение вопросов занятости населения путем вовлечения в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе безработных, вынужденных переселенцев, инвалидов, пенсионеров, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, женщин и молодежи;
● предложения по установлению налоговых и иных льгот и выделению средств из соответствующих бюджетов на цели поддержки малого предпринимательства;
● меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;
● меры по обеспечению передачи на льготных условиях субъектам малого предпринимательства объектов незавершенного строительства, неэффективно используемых производственных зданий, сооружений и пустующих объектов, а также нерентабельных и убыточных предприятий, находящихся в государственной собственности;
● меры по обеспечению субъектов
малого предпринимательства
● меры по формированию многопрофильных исследовательских программ по развитию предпринимательских структур.
Финансовое обеспечение программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также средств Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства. [3: ст. 6]
Информация о работе Предпринимательство в Беларуси: состояние и перспективы развития