Предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является – исследование проблем и разработка мероприятий для повышения уровня рентабельности предприятия. Задачи курсовой работы следующие:
1)определить экономическую сущность и содержание понятия «рентабельность»;
2)классифицировать факторы, влияющие на повышение рентабельности;
3)ознакомится с принципами факторного анализа рентабельности, изучить основные направления повышения уровня рентабельности на примере предприятия ООО «Макдоналдс».

Содержание

Введение 3
1. Сущность факторного анализа рентабельности предприятия 5
1.1. Определение и показатели рентабельности 5
1.2. Типы и задачи факторного анализа 10
1.3. Методика факторного анализа показателей рентабельности организации 12
2. Применение факторного анализа рентабельности предприятия на примере ООО «Макдоналдс» 14
2.1. Краткая характеристика ресторана ООО «Макдоналдс» 14
2.2. Факторный анализ экономических показателей ресторана ООО «Макдоналдс» 16
2.3.Факторный анализ прибыли и рентабельности ООО «Макдоналдс» 28
3. Разработка рекомендаций для ресторана ООО «Макдоналдс» 32
Заключение 38
Список использованных источников 39

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 74.49 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. ИММАНУИЛА КАНТА

 

 

Кафедра экономики и финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: "ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ"

(по дисциплине «Экономический анализ»)

 

 

 

 

 

 

Студентки 4 курса

очной формы обучения

направления

"Экономика" (бакалавриат)

Глиосайте В.Р.

Научный руководитель:

Доцент, к.э.н., Чунина А.Е.

 

 

 

 

 

 

Калининград

2013

СОДЕРДЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наиболее важной задачей экономического анализа является выявление и измерение степени влияния некоторых факторов на изменение результативных показателей хозяйственно финансовой деятельности предприятия.

Рентабельность – важнейший  показатель эффективности деятельности организации, обобщающий показатель, характеризующий его качество работы, так как при всем значении массы получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение. Он представляет собой отношение прибыли к производственным фондам или к себестоимости продукции. Показатель рентабельности оценивает эффективность производства путем соизмерения доходов от производства и расходов на него.

Совокупность производственно-хозяйственных факторов влияют на уровень и динамику показателей рентабельности. Это такие факторы, как уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления их использования.

Целью курсовой работы является – исследование проблем и разработка мероприятий для повышения уровня рентабельности предприятия.

Задачи курсовой работы следующие:

1)определить экономическую сущность и содержание понятия «рентабельность»;

2)классифицировать факторы, влияющие на повышение рентабельности;

3)ознакомится с принципами факторного анализа рентабельности, изучить основные направления повышения уровня рентабельности на примере предприятия ООО «Макдоналдс».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность факторного анализа рентабельности предприятия 

1.1. Определение и показатели рентабельности

Если предприятие получает прибыль от своей хозяйственно финансовой деятельности, то оно считается рентабельным. Рентабельность предприятия определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. В широком смысле слова понятие рентабельности, означает доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Показатели рентабельности – основные характеристики эффективности деятельности предприятия. Они рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, которые получены предприятием за отчетный период. В процессе анализа рентабельности исследуются уровень показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение.

Показатели:

1. Балансовая рентабельность:

РБ = балансовая прибыль / сумма среднегодовой стоимости ОПФ и нормируемой части оборотных средств.

2. Рентабельность продаж:

Р = прибыль от реализации / выручка от реализации.

3. Рентабельность активов (Ра):

Ра = Пч / А.,

где А - средняя величина активов (валюта баланса);

Пч - чистая прибыль

4. Рентабельность продукции:

R= прибыль от реализации / полная себестоимость *100%

Показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

- показатели, рассчитанные на основе прибыли;

- показатели, рассчитанные на основе производственных  активов;

- показатели, рассчитанные на основе потоков  денежной наличности;

-показатели, рассчитанные на основе рентабельности  отдельных видов продукции.

Показатели рентабельности активов рассчитываются как отношение показателей прибыли к показателям средних за отчетный период активов предприятия.

В качестве показателя прибыли используются валовая прибыль, прибыль от продаж, бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения), чистая прибыль.

В качестве показателей активов используются величины всех активов предприятия, внеоборотных активов, оборотных активов, чистых активов, отдельных компонентов внеоборотных и оборотных активов. Именно эти показатели характеризуют эффективность функционирования активов предприятия с точки зрения получения прибыли.

Рентабельность всех активов показывает эффективность их использования в отчетном периоде. Снижение показателя свидетельствует либо о снижении эффективности использования активов предприятия, либо о накоплении излишних активов. Рост показателя, отражающий повышение эффективности использования активов, оценивается положительно как наиболее точное свидетельство успешного развития, поскольку рентабельность активов - это один из основных критериальных показателей финансового благополучия.

По методу исчисления в народном хозяйстве существует рентабельность предприятия и рентабельность продукции. Рентабельность предприятия определяется как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и оборотных средств.

Р пр. =(П / Ф оп + Ф об )*100%.

Рентабельность продукции выражается отношением балансовой прибыли к себестоимости готовой продукции:

Р прод = П / С * 100%

Методы определения рентабельности показывают, что уровень рентабельности и его изменение связаны с ценами на промышленную продукцию. Следовательно, объективная система ценообразования является важной предпосылкой определения уровня рентабельности, который также может оказывать влияние на изменение уровня цен на продукцию. Обоснованные методы установления и планирования рентабельности находятся в тесной взаимосвязи с системой ценообразования. Величина прибыли и уровень рентабельности, прежде всего зависят от изменения цен на продукцию и ее себестоимость.

Основные показатели рентабельности, применяемые на уровне предприятия, можно объединить в три группы:

1.Показатели  рентабельности продукции;

2.Показатели  рентабельности капитала;

3.Показатели, рассчитанные на основе потоков денежных средств.

Показатели рентабельности продукции формируются на основе расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятия.

Балансовая прибыль / объем продаж > прибыль от реализации / объем продаж > налогооблагаемая прибыль / объем продаж > чистая прибыль / объем продаж.

Показатели рентабельности капитала формируются на основе расчета рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный капитал:

чистая прибыль /все активы > чистая прибыль / инвестиционный капитал > чистая прибыль /акционерный (собственный) капитал.

Несовпадение уровней рентабельности по данным показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Эти показатели весьма практичны. Они отвечают интересам всех участников. Каждый из данных показателей легко моделируется по факторным зависимостям. Рассмотрим следующую зависимость:

чистая прибыль / все активы = чистая прибыль/ объем продаж * чистая прибыль / все активы

Данная формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов (или производственных активов), рентабельностью реализации и фондоотдачей (показателей оборота производственных фондов). Экономическая связь заключается в следующем: формула прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.

Рассмотрим следующую факторную модель рентабельности.

чистая прибыль / акционерный капитал > чистая прибыль / объем продаж > объем продаж / совокупный капитал > совокупный капитал / акционерный капитал

Рентабельность совокупного (акционерного) капитала зависит от изменений уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала. Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки финансового состояния предприятия. Из данной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдачи капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств, формируются на базе расчета уровня рентабельности аналогично показателям рентабельности продукции и показателям рентабельности капитала (активов), но вместо прибыли в расчет применяется поток денежных средств.

чистый приток денежных средств / объем продаж > чистый приток денежных средств / совокупный капитал > чистый приток денежных средств /собственный капитал > и т.д.

Эти показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него потенциала. Концепция рентабельности, которая исчисляется на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она более приоритетна, так как операции с денежными потоками являются существенным признаком интенсивного типа производства, признаком «здоровья» экономики и финансового состояния производства.

1.2. Типы и задачи факторного анализа

Функционирование любого предприятия происходит в условиях сложного взаимодействия комплекса внутренних и внешних факторов.

Факторный анализ заключается в выявлении взаимосвязи между показателями: в измерении количественного влияния отдельных показателей на изменение другого, совокупного показателя.

Задачи факторного анализа:

1. Отбор факторов, которые  определяют исследуемые результативные показатели.

2. Классификация и систематизация  факторов с целью обеспечения  комплексного и системного подхода  к исследованию их влияния  на результаты хозяйственной  деятельности.

3. Определение формы зависимости  между факторами и результативными  показателями.

4. Моделирование взаимосвязей между  факторами и результативными  показателями.

5. Расчет влияния факторов и  оценка роли каждого из них  в изменении результативного  показателя.

6. Работа с факторной моделью. Методика  факторного анализа.

Типы факторного анализа.

В экономическом анализе различают два основных вида факторного анализа - детерминированный и стохастический.

Детерминированный факторный анализ – это методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Такой вид факторного анализа наиболее распространен, потому что будучи простым в применении (по сравнению со другим анализом), позволяет осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно оценить их влияние, понять, какие факторы и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить для повышения эффективности производства.

Стохастический анализ – это методика исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной. Если при полной зависимости с изменением аргумента всегда происходит изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих этот показатель.

Стохастическое моделирование – это дополнение и углубление детерминированного факторного анализа. В факторном анализе эти модели используются по нескольким основным причинам:

·  необходимо изучить влияние факторов, по которым невозможно построить жестко детерминированную факторную модель;

·  необходимо изучить влияние сложных факторов, неподдающихся объединению в одной и той же жестко детерминированной модели;

·  необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не выражаются одним количественным показателем.

 
1.3.  Методика факторного анализа показателей рентабельности организации

Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен (Ц) и себестоимости (С) единицы продукции:

Ri = (Цi – Сi) / Сi = Цi / Ci – 1

Также нужно детально изучить причины, вызывающие изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности.

Дальше нужно установить, за счет каких факторов изменялась себестоимость единицы продукции и таким же образом определить их влияние на уровень рентабельности. Данные расчеты делаются по видам продукции, что позволяет точно оценить работу субъекта хозяйствования и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

Аналогично проводится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель данного показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

Информация о работе Предприятия