Приватизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 04:35, реферат

Краткое описание

Приватизация - это новое слово, которое быстро становится популярным. Термин "приватизировать" впервые появился в словаре в 1983г. и в узком смысле означал "превратить в частную, т.е. преобразовать общественную форму правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную". Однако теперь это слово приобрело уже более широкое значение; оно стало символов новых взглядов на потребности общественного развития и переосмысления роли правительства в их удовлетворении.

Вложенные файлы: 1 файл

bayarmy_kursach.docx

— 77.77 Кб (Скачать файл)

- создание конкурентной среды;

- содействие демонополизации экономики;

- привлечение иностранных инвестиций;

- социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

Приватизация - закономерное и необходимое явление, но заметим, что дело не в примитивном  замещении государственной собственности  частной, а в использовании всего  накопленного в мире арсенала средств  эффективного управления собственностью независимо от того, кто является ее владельцем.

Кому  же выгодна приватизация? При ответе на этот вопрос особое значение приобретает  выделение отдельных групп интересов  и их учёт на практике с целью создания социального и политического баланса в стране. Именно эти группы интересов, а не экономическая рациональность, определяет результаты приватизации, причем каждая из них по-своему.

Речь  идет о следующих основных группах  конфликтных интересов: государства - налогоплательщики (предприятия, граждане); поставщики - производители; производители - потребители; наемные работники - управляющие; профсоюзы - предприниматели; частные  собственники - наемные работники; частные  собственники - управляющие.

Государство заинтересованно в высокоэффективной  экономике, являющейся источником постоянных и возрастающих платежей в бюджет. Собственник имеет долгосрочные интересы - максимизация прибыли, ради неё он готов жертвовать текущим  потреблением. У наемного работника  на первом плане - рост текущих доходов, экономическая самостоятельность, стабильность рабочего места. Интересы потребителя - в приобретении недорогих  и хорошего качества товаров и  услуг. Многообразие интересов, реализуясь в соответствующих действиях, создает  тем самым картину какой-то согласованности  в обществе, имеющей особую ценность при приватизации.

Опираясь  на прошлый опыт, нужно сказать, что  далеко не все цели были достигнуты в ходе приватизации, что не в  полной мере были осуществлены поставленные задачи. Зачастую проводимые реформы  противоречили закону (конкретные примеры  будут рассматриваться далее), т. е существует множество негативных сторон: рост коррупции и криминализации экономики страны. Не говоря уже  о том, что пострадавшим в итоге  мог оказаться каждый, к примеру, покупатели акций компаний, приватизированных  с нарушением закона, в том числе  те, кто добросовестно исполнял функции  собственника, но очутился в положении  человека, приобретшего, скажем, автомобиль, оказавшийся краденым и, следовательно, подлежащий конфискации.

Итак, мы можем сделать вывод, что при  оценке происходящих процессов приватизации и разгосударствления, кроме целей, на которые они направлены, необходимо учитывать каким путем проводятся реформы, и какие отрицательные  последствия они могут за собой  повлечь.

 

1.3 Формы и методы приватизации

 

Почти десятилетний опыт постсоциалистической приватизации позволяет осмыслить результативность ее отдельных форм для роста инвестиционной активности и эффективности экономики. В принципе, все разнообразие методов  может быть сведено к следующим: прямая продажа за деньги активов  и ценных бумаг, льготная продажа  или бесплатная передача активов  работникам компаний, массовая ваучерная приватизация и реприватизация.

Возможна и более детальная  группировка форм приватизации. Так, Всемирный банк выделяет следующие  способы приватизации в постсоциалистических странах: прямая продажа активов, массовая приватизация по ваучерным схемам, выкуп контрольного пакета акций менеджментом и/или работниками, публичное предложение, ликвидация, безвозмездная передача муниципальным органам, акционирование, акционерное государственное предприятие с участием иностранного капитала. Оценивая результативность перечисленных методов, следует иметь в виду, что, во-первых, во всех странах использовались те или иные их комбинации, а, во-вторых, небольшая покупательная способность граждан в сравнении с потенциальной ценой государственных активов заставляла в ходе реформы собственности менять приоритеты в выборе методов приватизации.

Массовая  приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации. Вместе с тем полученные по таким схемам собственнические права не могут квалифицироваться как полноценное право частной собственности и, скорее всего, являются лишь стартовым условием для дальнейших трансакций или обращения в деньги. Преобладающим методом ваучерные схемы были в Чехии, Словакии, России, Монголии, Казахстане, Албании.

Бесплатность  или низкая цена ваучеров позволила  большей части населения принять  участие в массовой приватизации, а государственные активы прошли через этап первичного закрепления  прав собственности довольно быстро. Положительным моментом является также  быстрый старт приватизации наиболее проблемной части государственных  активов — крупных промышленных предприятий. Вместе с тем ваучерные схемы, исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджет, углубили проблемы внутреннего и внешнего государственного долга.

Ваучерные схемы, конечно, не самый лучший путь для формирования рынков капиталов. Обилие возникавших инвестиционных фондов и компаний проблемы не решало. Из стран, доводивших быструю массовую приватизацию, только в Чехии, Словакии и Словении финансовые рынки обладают достаточной устойчивостью для становления частного сектора экономики. Этому в немалой степени послужила частичная реструктуризация и предприватизационная работа на предприятиях, ценные бумаги которых готовились к выходу на рынок. В России, Казахстане, Монголии и особенно в Албании (судя по событиям начала 1997 г.) финансовые рынки находятся в недостаточно устойчивом состоянии, хотя и имеют постоянный рост. В большинстве же случаев изменения в правах собственности, особенно на крупных предприятиях, не сопровождались мерами по их рыночной реструктуризации. Финансовые и инвестиционные институты, миновав наиболее выгодный спекулятивный этап создания рынка ценных бумаг, оказались слишком слабыми для нормальной инвестиционной работы с реальным сектором.

Приватизация  методом прямых продаж активов, ценных бумаг, имущественных комплексов заранее  подготовленному инвестору или  на денежных конкурсах, аукционах, тендерах и т. п. имеет преимущество — получение денег, которые могут стать источником как поступлений в бюджет, так и инвестиций в приватизируемую компанию.

Предметом продажи может  стать лишь привлекательное для  инвесторов, прибыльное предприятие, поэтому  данным методом, к сожалению, не могла  приватизироваться большая часть  нуждающихся в инвестициях крупных  промышленных предприятий. Число инвесторов (особенно в сравнении с ваучерными схемами) сильно ограничено теми, кто реально имеет капитал. Из этого следует, что первичное закрепление прав собственности на государственные активы и дальнейшее их перераспределение может происходить достаточно концентрированно (в отличие от распыленности ваучерного метода). Аукционы и конкурсы способствуют выявлению рыночной оценки приватизируемых активов на уровне максимально прибыльной. Но по эффективным ценам удается продать лишь небольшую часть предприятий (если, конечно, речь не идет о сделках, растягивающихся на многие годы). Большинство же предприятий реализуется по заниженным ценам, и результативность сделок купли-продажи для продавца состоит главным образом в смене государственной собственности на частную (как было, например, в Восточных землях Германии). Для покупателя результат определялся способностью извлечь прибыль из приобретенных активов.

Особый  случай — продажа активов иностранному инвестору. Во всех странах с переходной экономикой делалась ставка на приток инвестиций от покупателей-нерезидентов. Ожидания связывались с получением доступа на западные товарные и финансовые рынки, с внедрением западного менеджмента, ростом рыночной стоимости компаний. Преобладающим метод прямых продаж был в Венгрии, Хорватии, Эстонии, использовался в Польше, т. е. применялся в тех странах, где еще в недрах плановой экономики создавались условия для развития частной собственности. Иностранный капитал оценил эту выгоду стартовых условий приватизации, хотя реальные инвестиции все же были меньше ожидавшихся и по объемам, и по эффективности рыночной реструктуризации экономики.

Приватизация  методом прямых продаж способствует быстрому прогрессу финансовых рынков и, что особенно важно, создает благоприятный  климат для роста вновь образуемых частных предприятий на национальном, иностранном или смешанном капитале.

Передача  или льготная продажа государственных  активов работникам приватизируемых  компаний получила распространение  в ряде постсоциалистических стран (Польша, Латвия, Литва), причем даже там, где первоначальная концепция приватизации его не предусматривала (например, в  Венгрии). Особый размах этот метод  получил в России, где он использовался  в общей схеме массовой ваучерной приватизации и способствовал первичной передаче в собственность трудовых коллективов 3/4 приватизированных компаний. Ценность активов, полученных акционерами с помощью этого метода приватизации, крайне неравномерна по отраслям и компаниям — от весьма существенных элементов собственности и дохода (как, например, было в российском «Газпроме» или в крупных нефтяных компаниях) до пустых свидетельств собственнических прав на убытки и долги предприятий. Однако наиболее существенными негативными последствиями данного метода являются дефицит или даже полное отсутствие внешних инвесторов в первое время после приватизации, а также трудности в налаживании нормального корпоративного управления. Выход на рынки капиталов таких компаний может быть затруднен.

Следующим методом приватизации является реприватизация, т. е. восстановление в правах собственности  лиц, незаконно лишенных имущества  в результате конфискационной национализации. Основными формами реприватизации являются: реституция, т. е. возвращение собственности прежним владельцам в натуральном виде, и компенсация, т. е. возврат стоимости конфискованного имущества деньгами или специальными ваучерами. Реприватизация в обеих этих формах проводилась в бывшей Чехословакии (затем в Чехии), Венгрии, Болгарии, Словении, Хорватии, Эстонии. Опыт постсоциалистических стран показал, что наиболее благоприятно реприватизация протекает в тех случаях, когда она предшествует основным акциям по приватизации. Запаздывание с проведением реприватизации, особенно в форме реституции, может привести к конфликтам между инвесторами, уже вложившими свои капиталы, и лицами, предъявляющими права собственности как бывшие владельцы имущества. Такая ситуация весьма неблагоприятна для привлечения иностранных инвестиций.

 

 

Глава2. Общая характеристика приватизации

 

2.1 Характеристика «приватизационной» экономической реформы

 

Приватизация  представляет особую систему экономических  отношений, возникающих в связи  с изменением формы собственности  на средства производства: с «государственной»  на «частную». Она включает взаимосвязь  приоритетов, отражающую сочетание  интересов органов государственной  власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается  в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Объективные причины развития приватизационного  процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в  условиях административно-командной  экономики обусловила их высокие  планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо  меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом  страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному  хозяйству», но и позитивным стремлением  предприятий к снижению издержек.

Приватизация  выполняет две функции. С одной  стороны, она должна стать элементом  экономической реформы, ядром радикальных  преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного  характера. Непосредственными целями приватизации являются:

- формирование слоя мелких и средних собственников;

- сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- перераспределение экономических основ власти.

Достижение  социальной справедливости, повышение  экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета  не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и  размер предприятия, учет принципов  социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля  предприятия и его производственного  потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные  критерии обусловили следующие основные способы приватизации – акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и  имущества по коммерческому или  инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

Особенностями начального этапа приватизации в  России (1991-1994 гг.) являются: приоритет  политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно  формальный характер приватизации при  акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.

Эти черты  сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).

Информация о работе Приватизация