Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 04:35, реферат
Приватизация - это новое слово, которое быстро становится популярным. Термин "приватизировать" впервые появился в словаре в 1983г. и в узком смысле означал "превратить в частную, т.е. преобразовать общественную форму правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную". Однако теперь это слово приобрело уже более широкое значение; оно стало символов новых взглядов на потребности общественного развития и переосмысления роли правительства в их удовлетворении.
- создание конкурентной среды;
- содействие демонополизации экономики;
- привлечение иностранных инвестиций;
- социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.
Приватизация
- закономерное и необходимое явление,
но заметим, что дело не в примитивном
замещении государственной
Кому
же выгодна приватизация? При ответе
на этот вопрос особое значение приобретает
выделение отдельных групп
Речь идет о следующих основных группах конфликтных интересов: государства - налогоплательщики (предприятия, граждане); поставщики - производители; производители - потребители; наемные работники - управляющие; профсоюзы - предприниматели; частные собственники - наемные работники; частные собственники - управляющие.
Государство
заинтересованно в
Опираясь на прошлый опыт, нужно сказать, что далеко не все цели были достигнуты в ходе приватизации, что не в полной мере были осуществлены поставленные задачи. Зачастую проводимые реформы противоречили закону (конкретные примеры будут рассматриваться далее), т. е существует множество негативных сторон: рост коррупции и криминализации экономики страны. Не говоря уже о том, что пострадавшим в итоге мог оказаться каждый, к примеру, покупатели акций компаний, приватизированных с нарушением закона, в том числе те, кто добросовестно исполнял функции собственника, но очутился в положении человека, приобретшего, скажем, автомобиль, оказавшийся краденым и, следовательно, подлежащий конфискации.
Итак, мы
можем сделать вывод, что при
оценке происходящих процессов приватизации
и разгосударствления, кроме целей,
на которые они направлены, необходимо
учитывать каким путем
1.3 Формы и методы приватизации
Почти десятилетний
опыт постсоциалистической приватизации
позволяет осмыслить
Возможна и более детальная группировка форм приватизации. Так, Всемирный банк выделяет следующие способы приватизации в постсоциалистических странах: прямая продажа активов, массовая приватизация по ваучерным схемам, выкуп контрольного пакета акций менеджментом и/или работниками, публичное предложение, ликвидация, безвозмездная передача муниципальным органам, акционирование, акционерное государственное предприятие с участием иностранного капитала. Оценивая результативность перечисленных методов, следует иметь в виду, что, во-первых, во всех странах использовались те или иные их комбинации, а, во-вторых, небольшая покупательная способность граждан в сравнении с потенциальной ценой государственных активов заставляла в ходе реформы собственности менять приоритеты в выборе методов приватизации.
Массовая приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации. Вместе с тем полученные по таким схемам собственнические права не могут квалифицироваться как полноценное право частной собственности и, скорее всего, являются лишь стартовым условием для дальнейших трансакций или обращения в деньги. Преобладающим методом ваучерные схемы были в Чехии, Словакии, России, Монголии, Казахстане, Албании.
Бесплатность
или низкая цена ваучеров позволила
большей части населения
Ваучерные схемы, конечно, не самый лучший путь для формирования рынков капиталов. Обилие возникавших инвестиционных фондов и компаний проблемы не решало. Из стран, доводивших быструю массовую приватизацию, только в Чехии, Словакии и Словении финансовые рынки обладают достаточной устойчивостью для становления частного сектора экономики. Этому в немалой степени послужила частичная реструктуризация и предприватизационная работа на предприятиях, ценные бумаги которых готовились к выходу на рынок. В России, Казахстане, Монголии и особенно в Албании (судя по событиям начала 1997 г.) финансовые рынки находятся в недостаточно устойчивом состоянии, хотя и имеют постоянный рост. В большинстве же случаев изменения в правах собственности, особенно на крупных предприятиях, не сопровождались мерами по их рыночной реструктуризации. Финансовые и инвестиционные институты, миновав наиболее выгодный спекулятивный этап создания рынка ценных бумаг, оказались слишком слабыми для нормальной инвестиционной работы с реальным сектором.
Приватизация методом прямых продаж активов, ценных бумаг, имущественных комплексов заранее подготовленному инвестору или на денежных конкурсах, аукционах, тендерах и т. п. имеет преимущество — получение денег, которые могут стать источником как поступлений в бюджет, так и инвестиций в приватизируемую компанию.
Предметом продажи может
стать лишь привлекательное для
инвесторов, прибыльное предприятие, поэтому
данным методом, к сожалению, не могла
приватизироваться большая
Особый случай — продажа активов иностранному инвестору. Во всех странах с переходной экономикой делалась ставка на приток инвестиций от покупателей-нерезидентов. Ожидания связывались с получением доступа на западные товарные и финансовые рынки, с внедрением западного менеджмента, ростом рыночной стоимости компаний. Преобладающим метод прямых продаж был в Венгрии, Хорватии, Эстонии, использовался в Польше, т. е. применялся в тех странах, где еще в недрах плановой экономики создавались условия для развития частной собственности. Иностранный капитал оценил эту выгоду стартовых условий приватизации, хотя реальные инвестиции все же были меньше ожидавшихся и по объемам, и по эффективности рыночной реструктуризации экономики.
Приватизация
методом прямых продаж способствует
быстрому прогрессу финансовых рынков
и, что особенно важно, создает благоприятный
климат для роста вновь образуемых
частных предприятий на национальном,
иностранном или смешанном
Передача или льготная продажа государственных активов работникам приватизируемых компаний получила распространение в ряде постсоциалистических стран (Польша, Латвия, Литва), причем даже там, где первоначальная концепция приватизации его не предусматривала (например, в Венгрии). Особый размах этот метод получил в России, где он использовался в общей схеме массовой ваучерной приватизации и способствовал первичной передаче в собственность трудовых коллективов 3/4 приватизированных компаний. Ценность активов, полученных акционерами с помощью этого метода приватизации, крайне неравномерна по отраслям и компаниям — от весьма существенных элементов собственности и дохода (как, например, было в российском «Газпроме» или в крупных нефтяных компаниях) до пустых свидетельств собственнических прав на убытки и долги предприятий. Однако наиболее существенными негативными последствиями данного метода являются дефицит или даже полное отсутствие внешних инвесторов в первое время после приватизации, а также трудности в налаживании нормального корпоративного управления. Выход на рынки капиталов таких компаний может быть затруднен.
Следующим
методом приватизации является реприватизация,
т. е. восстановление в правах собственности
лиц, незаконно лишенных имущества
в результате конфискационной
Глава2. Общая характеристика приватизации
2.1 Характеристика «приватизационной» экономической реформы
Приватизация
представляет особую систему экономических
отношений, возникающих в связи
с изменением формы собственности
на средства производства: с «государственной»
на «частную». Она включает взаимосвязь
приоритетов, отражающую сочетание
интересов органов
Объективные
причины развития приватизационного
процесса носят как макроэкономический,
так и микроэкономический характер.
Необходимость постоянного
Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:
- формирование слоя мелких и средних собственников;
- сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- перераспределение экономических основ власти.
Достижение
социальной справедливости, повышение
экономической эффективности
Основными
критериями выбора способа приватизации
являются отраслевая принадлежность и
размер предприятия, учет принципов
социальной справедливости и приоритета
трудового коллектива, демонополизация,
необходимость сохранения профиля
предприятия и его
Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.
Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).