Приватизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 04:35, реферат

Краткое описание

Приватизация - это новое слово, которое быстро становится популярным. Термин "приватизировать" впервые появился в словаре в 1983г. и в узком смысле означал "превратить в частную, т.е. преобразовать общественную форму правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную". Однако теперь это слово приобрело уже более широкое значение; оно стало символов новых взглядов на потребности общественного развития и переосмысления роли правительства в их удовлетворении.

Вложенные файлы: 1 файл

bayarmy_kursach.docx

— 77.77 Кб (Скачать файл)

Эмиссия и обращение приватизационных чеков  стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

Успешное  проведение приватизации и особенно постприватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования, управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.

Прогноз процесса приватизации в России показывает следующие перспективы: ведущим  способом приватизации станет продажа  предприятий (имущества, пакетов акций) на инвестиционных конкурсах; сложились  условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий приватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственных комплексов, малых и средних предприятий.

2.2 Основные концепции приватизации

 

В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий  чаще всего оказываются понятия  «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются  как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование  в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.

Второй  подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как  «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.

Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной  и индивидуальной собственности  безотносительно к типу и способу  производства.

Четвертый подход условно можно назвать  «западным»: в соответствии с ним  негосударственная собственность  является частной (хотя и не вся –  отдельно выделяется кооперативная  собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в России наиболее подходящим представляется именно этот подход.

Необходимость приватизации для введения в производстве рыночных отношений определяется еще  и тем, что на государственных  предприятиях России было сосредоточено  подавляющей части продукции  народного хозяйства и почти  все производство промышленной продукции.

Однако  приватизация не сводится к общей  политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый  характер приватизация может принять  только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость  приватизации и деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

2.3 Экономическое содержание приватизации

 

Рассмотрение  методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению  формы собственности на средства производства с государственной  на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.

Специфика сложившейся в начале процесса приватизации в России ситуации характеризуется  следующими чертами: практическое отсутствие крупных частных фирм, слабость негосударственного сектора, отсутствие финансовых компаний и инвестиционных банков. Формализация и унификация структур экономической  деятельности до сих пор сказывается  на темпах и масштабах приватизации.

Различные способы приватизации приводят к  передаче государственного имущества  в «частную», «общую долевую» или  «акционерную» собственность. При  продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной  собственности. Преобразование предприятия  в акционерное общество можно  назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций  бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

Содержание  системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация – не цель реформы, а ее инструмент.

Приватизация  способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к  акционированию крупных предприятий  произошел без их предварительной  реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует  учитывать, что проблему демонополизации  удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь  приватизации и демонополизации  настолько сложна, что использование  разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных  комплексов при выходе из них структурных  подразделений.

Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива. Например, рост доходов бюджета не может быть обеспечен при продаже имущества на инвестиционных торгах, предполагающих передачу средств не государству, а предприятию. Явные противоречия существуют также между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации.

Важным  средством приватизации является перераспределение  доходов и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.

Сравнительный анализ основных черт приватизационного  процесса в Восточной Европе и  в России показывает наличие общих  тенденций: 1) использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий; 2) введение чековой (или купонной) системы; 3)низкая доходность приватизации; 4) аукционная продажа малых объектов.

Приватизация  в развитых странах имеет ряд  существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного  элемента государственного регулирования  экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны  российской приватизации.

Приватизация  является тем звеном экономической  реформы, которое одновременно создает  предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения  политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования.

Проведение  приватизационных мероприятий в  России сталкивается с целым рядом  объективных препятствий. Прежде всего, масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала  инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низкорентабельных  предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных  и т.п.).

Приватизация  является важнейшим инструментом институциональной  политики, и ее осуществление ведет  к формированию новой социально-экономической  структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.

Сложившийся механизм приватизационного процесса в России соответствует балансу  интересов различных групп и  слоев населения.

В российской концепции приватизации соединились  два разнонаправленных подхода. Первый подход во главу угла ставит интересы трудовых коллективов приватизируемых  предприятий, второй – задачи народной приватизации и соблюдение принципа социальной справедливости при распределении  государственной собственности. Занявший ведущее место на начальном этапе  приватизации механизм закрытой подписки и чековых аукционов совмещает  оба эти подхода. Наиболее трудным  стал для предприятия выбор момента  начала приватизации предприятия в  целом (или арендуемого имущества).

Массовое  преобразование государственных предприятий  в акционерные общества создало  возможность развития фондового  рынка в Российской Федерации. Были сняты ограничения на продажу  акций, приобретенных работниками  предприятий на трудовых льготных условиях. Отмена трехлетнего моратория на продажу акций способствовала выбору второго варианта акционирования большинством трудовых коллективов. Важное значение для приобретения дальнейшей самостоятельности приватизированными предприятиями имело принятие законодательных актов, регламентирующих продажу земельных участков.

 

2.4 Этапы приватизации в России

 

Акционирование и ваучерная приватизация

В России задача быстрого ухода государства  из сферы непосредственного управления предприятиями решалась с помощью  их массового акционирования и ваучерной приватизации в 1992 — 1994 гг. В короткий срок была создана законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы, варианты льгот для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.

Российский  ваучер был неименным, и на нем  стоял денежный номинал, рассчитанный по балансовой стоимости совокупных государственных производственных фондов на 1 июля 1992 г. Это позволило  без особых трудностей в короткие сроки консолидировать крупные  пакеты ваучеров и производить масштабные ваучерные вложения на аукционах по продаже акций приватизированных предприятий.

В первичном  размещении акций большинства компаний принимали участие следующие  группы инвесторов: работники и менеджмент компаний (трудовые коллективы), крупные  институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды и компании, компании-смежники), мелкие инвесторы (граждане и их объединения).

Трудовые  коллективы на ваучерном этапе получили беспрецедентные по мировым мерам льготы, что объяснялось стремлением властей провести первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75% приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, и таким образом был создан резерв для неизбежного дальнейшего перераспределения капитала. Пакеты трудовых коллективов быстро размывались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних - увеличилась почти вдвое.

Крупные институциональные инвесторы проявляли  интерес в основном к предприятиям топливно-энергетического комплекса, экспортным предприятиям (черная и  цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство же приватизированных  компаний, особенно в обрабатывающих отраслях, стратегического инвестора  не получили. Банки, надеясь на крупные  спекулятивные доходы, приобрели  за ваучеры множество пакетов  акций компаний, оказавшихся совершенно неконкурентоспособными и требовавших огромных инвестиций для рыночной реструктуризации. Однако на ваучерном этапе и некоторое время после него у коммерческих банков не было осмысленной инвестиционной стратегии, если не считать расхожего тезиса о необходимости диверсификации портфелей.

Результаты  ваучерного этапа оказались более скромными, чем ожидалось. Однако главное все же было достигнуто: в России началось формирование институциональных основ рыночной экономики и наметились вполне определенные тенденции изменения социальной структуры на базе формирования частного сектора. К началу 1995 г. корпоративный сектор экономики насчитывал более 25 тыс. акционерных обществ (40 млн. акционеров), причем не менее 10% их акций принадлежали иностранным инвесторам. Уже в середине 1995 г. количество приватизированных предприятий превысило количество неприватизированных, составив соответственно 50,5 и 49,5% их общего числа. В 1995 г. весь негосударственный сектор экономики произвел 70% ВВП России.

Информация о работе Приватизация