Приватизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 04:35, реферат

Краткое описание

Приватизация - это новое слово, которое быстро становится популярным. Термин "приватизировать" впервые появился в словаре в 1983г. и в узком смысле означал "превратить в частную, т.е. преобразовать общественную форму правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную". Однако теперь это слово приобрело уже более широкое значение; оно стало символов новых взглядов на потребности общественного развития и переосмысления роли правительства в их удовлетворении.

Вложенные файлы: 1 файл

bayarmy_kursach.docx

— 77.77 Кб (Скачать файл)

Второй  этап приватизации (1992-1995 годы) - открытое и относительно легальное разгосударствление большей части предприятий, в  ходе которого чисто государственная  собственность перестала быть господствующей.

Толчком процесса открытой массовой приватизации крупных предприятий послужила  раздача населению приватизационных чеков - "ваучеров". Ваучер - ценная бумага, дававшая право владельцу  на какую-то часть государственной  собственности. Каждый гражданин России имел право получить эту ценную бумагу и обменять её на акции предприятий, подлежащих приватизации или же продать  её тому, кто пожелает её купить. Эта  бумага - "неименная", на предъявителя, оказала противоречивое влияние  на процесс приватизации и осуществление  экономических реформ в целом. С  одной стороны, ваучерная приватизация дала мощный импульс созданию рыночной системы в России, позволила провести к середине 1994 года разгосударствление почти 20 тысяч крупных предприятий. С нее начал возникать рынок ценных бумаг. С другой стороны - ваучерная приватизация имела весьма негативные социальные последствия. Для большинства населения она принесла разочарование, так как сначала возбудила иллюзии причастности к процессу распределения собственности, а затем - не оправдала их надежды.

Главным результатом второго этапа приватизации стало масштабное разгосударствление, т.е. потеря предприятиями статуса  государственных организаций. Разгосударствленные предприятия пока не стали настоящими государственным фирмами, с соответствующей системой отношений и ответственностью, оформляемой договорами, между владельцами, наемными менеджерами и рабочими. Зато возник и все увеличивается огромный взаимный долг субъектов хозяйствования (включая и их долг государству) - так называемые "неплатежи". Возникновение же настоящих частных фирм на основе приватизированных предприятий - дело будущего, последующего этапа приватизации.

Сейчас  идет третий этап приватизации, превращение  разгосударствленных предприятий в настоящие частные фирмы. При этом возможны два варианта: первый формирование на базе разгосударствленных предприятий полноценных легальных капиталистических предприятий, принадлежащих физическим или юридическим лицам; второй вариант - возникновение предприятий, контролируемых криминальными группировками.

При реализации первого варианта возникнет экономика, когда предприятия будут работать в рамках закона, выпускать полезную и пользующуюся спросом продукцию, платить налоги государству. Эта  экономика будет подобной той, которая  сейчас формируется в Восточной  Европе. При своем формировании она  пройдет две стадии.

Первая  стадия - перераспределение собственности  в пользу тех, кто сможет обеспечить конкурентоспособность производства.

Вторая  стадия - социальное признание собственников. Права собственности не могут  быть по-настоящему закреплены, пока большая  часть общества не признает вновь  сформированных собственников предприятий.

К началу 1993 года были приватизированы почти  все предприятия торговли, общественного  питания, бытового обслуживания, треть  промышленных предприятий. В негосударственном  секторе трудилось около половины занятых в народном хозяйстве. Приватизированные предприятия выпускали примерно 40% промышленной продукции. Быстро развивалась инфраструктура рынка, создавались товарные биржи, фондовый рынок, финансовые фонды и компании.

Одновременно  с этими процессами в стране наблюдалась  политическая нестабильность. В политических и экономических кругах не было единой позиции. С одной стороны, сторонники проведения радикальных реформ стремились к ужесточению финансово-кредитной  политики, ускоренной приватизации. Другого  мнения были представители военно-промышленного  и агропромышленного комплексов, отстаивавших позиции усиления государственного регулирования экономики, продолжения  бюджетного дотирования предприятий.

Масштабы  и темпы приватизации в России были беспрецедентными. В развитых рыночных странах (Великобритании, Германии, Франции) приватизация одного предприятия  занимает обычно несколько лет и  сопровождается специальной работой  многих организаций, учитывающих специфику  и перспективы именно данного  предприятия, а в год приватизируется  несколько (в лучшем случае несколько  десятков) предприятий. В России ежегодно в течение рассматриваемого периода  приватизировалось более 10 тысяч  предприятий, и к 1998 году было приватизировано  в общей сложности около 130 тысяч  предприятий.

 

 

 

 

3.2Плюсы и минусы приватизации

 

Анализ  организации приватизационного  процесса в российской экономике  показывает ряд присущих ей черт, носящих  как позитивный , так и негативный характер. Основными негативными чертами являются следующие:

  1. Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».
  2. Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.
  3. Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма – введение системы приватизационных чеков на предъявителя.
  4. Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.

Внеэкономическое  принуждение в процессе приватизации породило появление проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди  них – порядок использования  и финансирования объектов социально-культурного  значения, условия закрепления и  продажи пользователям земельных  участков и недвижимости.

Многие  элементы приватизационного механизма  начального этапа сохраняются и  в модели послечековой приватизации. Это – перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.

Процесс приватизации предприятий обеспечивает следующие институты: комитеты по управлению имуществом и фонды имущества  различных уровней; инвестиционные фонды и инвестиционные компании; консалтинговые фирмы; фондовые биржи  и брокерские фирмы; компании-организаторы аукционов, инвестиционных торгов, тендеров.

В настоящее  время в России складывается ситуация, при которой темпы слома административно-командной  модели значительно опережают создание новой модели государственного управления экономикой. В результате возникает  организационно-управленческий вакуум, усложняющий процесс вхождения  предприятий в рыночную среду.

Выработка общей стратегии приватизационных мероприятий стала исходным пунктом  для конкретных решений о способах, темпе, очередности приватизации и  методах оценки имущества.

Процесс приватизации нуждается в поддержке  на двух уровнях: всего общества и  трудового коллектива конкретного  предприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизации привела к тому, что у значительной части как  специалистов, так и населения  в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации превалировали способы, формально  ориентированные на уравнительную  справедливость («чековая приватизация») .

Передача  собственности на государственное  имущество сложившимся коллективам  предприятий несовместима с рыночным механизмом отбора покупателей, как  мелких, так и стратегических. Поэтому  в схеме приватизации, реализуемой  через аренду с выкупом государственного имущества, закрепляется нерыночный результат  – долговременная консервация прямого  соединения собственников с имуществом. В основе выбора именно этого способа  лежит критерий не эффективности (или  массовости), а приоритета трудового  коллектива.

Основным  способом приватизации (в начале этого  процесса) являлась продажа имущества  предприятий по конкурсу или на аукционе.

Преобразование  предприятий в открытые акционерные  общества стало набирать темпы со второй половины 1992 г. и стало в  России наиболее распространенной формой перехода к приватизации предприятий. В соответствии с Государственной  программой приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в Российской Федерации все предприятия, имеющие по состоянию на 1 января 1994 г. балансовую стоимость основных фондов свыше 20 млн. рублей, могут быть (по желанию трудового коллектива) приватизированы путем преобразования в открытые акционерные общества.

Приватизация  муниципального имущества по количественным показателям наиболее активно проходила  в 1993 г. Способом приватизации объектов муниципальной собственности преимущественно  является продажа на открытых аукционных торгах и выкуп арендованного  имущества. Для приватизации муниципальных  предприятий характерен и большой  удельный вес средств, поступающих  от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами, поступающими от продажи акций.

Одной из форм становится так называемая «парциальная»  приватизация, предлагаемая многими  комитетами имущества на местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком  случае ликвидируется, а имущество  вносится в качестве вклада во вновь  создаваемое акционерное общество, обычно закрытого типа. Другими участниками  данного общества становятся члены  трудового коллектива и сторонний  инвестор. К развитию подобных способов приватизации подталкивает и сложная  ситуация, складывающаяся с приватизацией  недвижимости в городах.

Новым способом приватизации, оговоренным впервые  в Государственной программе  приватизации, становится банкротство  государственных и муниципальных  предприятий. На этапе денежной приватизации передача обанкротившегося предприятия  кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Однако банкротство как способ приватизации не получит в России широкого распространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий, включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственных предприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале.

3.3 Реальные проблемы приватизации

 

Акционирование  государственных предприятий в  России имеет много общего с «менеджерской  приватизацией». Действительно, существенная доля акционируемого имущества приобретается  именно должностными лицами администрации  предприятия. В перспективе этот путь может способствовать созданию субъекта, который необходим для  демократии в политике и процветания  в экономике, - национальной буржуазии, выросшей в условиях рыночной конкуренции. Вместе с тем, увеличение числа относительно крупных частных собственников  в благоприятных для администрации  предприятия условиях не дает гарантии активной хозяйственной деятельности. Однако такой же гарантии не может  дать распыление акций среди всех работников.

Истинная  цена полученных по закрытой подписке акций выявится по прошествии значительного периода времени. С производственно-технической точки зрения, приватизация (за исключением инвестиционных конкурсов) не дает трудовым коллективам практически ничего. Дело в том, что вырученные средства направляются не на техническое перевооружение производства или увеличение оборотных средств, а поступают в государственный бюджет.

Вместе  с тем, при сохранившейся в  настоящее время инфляции курс акций  приватизированных предприятий, несомненно, упадет. К этому же ведет и незаинтересованность трудового коллектива в выплате  дивидендов сторонним инвесторам. В результате произойдет рост заработной платы и снижение дивидендов. В это же время при снижении курса акции у сторонних инвесторов и администрации АО появится возможность по низкому курсу приобрести большой пакет акций.

Еще в  начале приватизационного процесса отмечалось ключевое значение оценки стоимости государственного имущества. Однако тогда считалось, что не всем предприятиям под силу выкупить государственное  имущество в акционерную собственность  работников. Впоследствии стоимость  государственного имущества оказалась  резко заниженной из-за инфляционных тенденций в экономике России. Проведенные позднее переоценки основных фондов создались возможность  пересмотра размера уставного капитала акционерных обществ, возникших  в процессе приватизации.

Действующая ныне система оценки стоимости имущества  предприятий во многом необъективна в силу резких колебаний экономической  конъюнктуры и непоследовательного  поведения самих предприятий. Приступая  к реализации новой программы  приватизации, ряд трудовых коллективов  столкнулся с трудноразрешимой задачей  выкупа многомиллиардных основных фондов. Поэтому акционирование на этапе  послечековой приватизации может быть затруднено из-за отсутствия инициативы трудовых коллективов.

Малая приватизация означает переход государственных  предприятий розничной торговли (продуктовых, промтоварных магазинов, ресторанов, предприятий сферы бытовых  услуг) в частное владение. Эти  предприятия являются ключевыми  при переходе к эффективной рыночной экономике, поскольку они формируют  спрос на готовые товары и продукцию. Путем приватизации малых объектов торговли в России, находящейся в  стадии формирования рыночных отношений, создается спрос предприятий  частного сектора на готовую продукцию.

В то время  как приватизация средних и крупных  предприятий требует значительных усилий и времени, малая приватизация, судя по опыту стран переходного  периода (включая Восточную Европу и Россию), является делом относительно несложным и может быть быстро проведена. Так, в России к 1 июля 1994 года приватизировано 75,4 % предприятий  торговли, 66,3 % предприятий общественного  питания, 76,4 % предприятий бытового обслуживания населения. Доля объектов, приватизированных путем конкурса, составила 40 %. Следует отметить более  чем шестикратный коэффициент превышение продажной цены над начальной (в среднем по России).

Информация о работе Приватизация