Приватизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 04:35, реферат

Краткое описание

Приватизация - это новое слово, которое быстро становится популярным. Термин "приватизировать" впервые появился в словаре в 1983г. и в узком смысле означал "превратить в частную, т.е. преобразовать общественную форму правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную". Однако теперь это слово приобрело уже более широкое значение; оно стало символов новых взглядов на потребности общественного развития и переосмысления роли правительства в их удовлетворении.

Вложенные файлы: 1 файл

bayarmy_kursach.docx

— 77.77 Кб (Скачать файл)

 

Денежная приватизация

Ваучерную приватизацию, по замыслу, должен был сменить так называемый денежный этап, на котором акции приватизированных предприятий продавались бы стандартными методами, за «живые» деньги. Должен был заработать и фондовый рынок. Формально этап денежной приватизации начался с 1995 г. и имел две основные цели: во-первых, пополнение государственного бюджета, во-вторых, инвестиционная поддержка приватизированных компаний. На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний. Намеченная схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере, по трем причинам.

Во-первых, на заключительном этапе ваучерной приватизации в целях оживления затухавшего спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний. Во-вторых, у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложений - рынок государственных ценных бумаг. В-третьих, из-за крайне низких темпов денежной приватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую.

 

Итоги приватизации

На первоначальном этапе рыночной трансформации устойчиво  преобладали мнения, что приватизация как массовая трансакция собственнических прав может быть проведена в сравнительно короткие сроки, быстро создаст критическую  массу частных собственников  и основу стабильного повышения  эффективности экономики. Иллюзии  рассеивались по мере той или иной степени реализации приватизационных программ: на волне приватизации подъема  экономики не произошло. Нельзя, однако, полностью согласиться и с  распространенным в России взглядом на приватизацию как на ошибочный  курс властей, способствовавший развалу  экономики. В мировой экономической  истории не было еще прецедентов, когда на огромном геополитическом  пространстве практически одновременно и в столь короткие сроки были бы приведены в движение фактически все государственные активы. Процесс  такого размаха не мог пройти гладко, с абсолютно позитивным или близким  к намеченному результатом. Проблемы были неизбежны и в основном могут быть сведены к следующему.

Во-первых, несовершенство, неразвитость институтов собственности в переходных экономиках, отсутствие механизмов самонастройки  и компенсации сторонних воздействий  позволяют государству в лице чиновничьей номенклатуры фактически сохранять полностью или частично контроль над приватизированными активами. Права новых собственников плохо защищены. Юридическая смена собственности на государственные активы не обеспечивает новому собственнику полной уверенности в правах и не стимулирует, поэтому рационального экономического поведения. Таким образом, в переходных экономиках (как, впрочем, и в любых других) приватизация выходит далеко за рамки чисто юридического процесса. А потому даже вполне добротная юридическая основа приватизации - это очень важная, но всего лишь часть процесса изменения отношений собственности.

Во-вторых, нет никаких гарантий, что вслед  за юридическим изменением формы  собственности на государственные  активы изменятся сами собой экономические  отношения в распределении ресурсов. На самом деле регулирование ресурсной  базы, как правило, сохранялось в  руках государства безотносительно  к форме собственности на активы. И необходимы большие дополнительные усилия, чтобы действительно разделить  собственность и власть после  смены юридического статуса.

В-третьих, в трансформирующихся экономиках переход  прав собственности не ведет автоматически  к изменению системы управления и контроля. Опыт всех стран свидетельствует  о неизбежности конфликтов по вопросам профессионального управления и  контроля между новым и старым менеджментом, внешними и внутренними  инвесторами приватизированных  компаний даже независимо от их размеров.

В 1995—1996 гг. не была достигнута главная, фискальная, цель приватизации - недовыполнение заданий  по поступлениям в бюджет было огромным. Переломить на некоторое время негативную тенденцию удалось с помощью  новой для России (и нетипичной в мировой практике) схемы так  называемых залоговых аукционов (осень — зима 1995 г.). В соответствии с этой схемой правительство (госбюджет) получает от коммерческих банков кредит под залог федеральных пакетов акций наиболее привлекательных компаний. По акциям, предназначенным в залог, проведены тендеры, победителями которых были признаны банки, предложившие более крупные кредиты. Банки, выигравшие на залоговом аукционе, получили право управлять залоговыми пакетами в течение всего времени залога. По истечении этого времени (намеченный срок — 1 сентября 1996 г.) в случае невозврата кредитов (а иначе и не могло быть при катастрофическом состоянии госбюджета) залогодержатель получал право продать залоговые пакеты и погасить за счет выручки предоставленные правительству кредиты. С определенными оговорками залоговые схемы можно назвать специфическим методом приватизации - практически все залогодержатели предпочли не продавать свои пакеты. На залоговые аукционы были выставлены акции 12 компаний. Бюджет в общем итоге получил от залоговых аукционов около 1 млрд. долл.

Проведение  аукционов сопровождалось множеством конфликтов между участвовавшими банками (их инвестиционными компаниями), а  после завершения аукционов возникли конфликты также между банками-залогодержателями  и менеджментом компаний. Менеджмент стремился сохранить контроль, не допуская представителей банков в корпоративные  органы управления, препятствуя открытию всей финансовой информации и тормозя  тем самым начало реструктуризации предприятий (таким, например, было противостояние «Норильского никеля» и ОНЭКСИМ  банка).

Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских промышленных предприятий  под частное управление. Но на их результативности сказался очевидный  олигархический характер переходной экономики  в России. Залоговые аукционы практически  были закрытыми для большинства  банков, создавая выгодные условия  сделок только «для своих». Поэтому суммы залога и цена последующих продаж оказались, по различным оценкам, в 3 — 5 раз ниже того, что могло быть получено на открытых торгах.

В 1997 г. вступил  в силу новый закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества Российской Федерации». Закон  делает основной акцент на приватизацию не предприятий (большая часть из них уже приватизирована), а имущественных долей государства. Набор методов приватизации расширен за счет продажи производных ценных бумаг. Сокращены и могут использоваться более гибко (вплоть до полной отмены) льготы трудовым коллективам. Важно, что стоимость имущественных комплексов определяется не только по балансовой стоимости, а совокупно — на основании уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости. Восстановлено забытое понятие аренды с выкупом (по рыночной стоимости).

С 1997 г. предусмотрен ряд новых подходов, призванных улучшить ситуацию, прежде всего с бюджетными доходами от приватизации. Учитывая низкую бюджетную эффективность предшествовавших массовых продаж, новый порядок приватизации опирается на хорошо подготовленные немногочисленные крупные сделки. Предпродажная  подготовка с привлечением независимого финансового консультанта нацелена на получение максимальных поступлений  в федеральный бюджет. Помимо продаж по индивидуальным проектам будут продаваться пакеты акций и недвижимость по стандартным схемам, на коммерческих конкурсах с инвестиционными и социальными условиями. Предусмотрено также продолжить практику сдачи федерального имущества в аренду.

Крупнейшими сделками в 1997—1998 гг. стали продажи  пакетов акций компаний «Связьинвест», «Роснефть», ряда нефтяных компаний, выведенных для этого из запретительных списков.

Планы приватизации компаний, условия конкурсов и  аукционов по продаже крупных  пакетов вновь стали предметом  длительных острых конфликтов между  потенциальными инвесторами, федеральными и региональными властями. Чтобы  упорядочить процесс подготовки и проведения приватизационных сделок, Мингосимущество РФ предусмотрело  классификацию предприятий с  той или иной степенью государственного участия и соответствующими ограничениями  в приватизации. Выделяется пять типов  предприятий:

- региональные и национальные естественные монополии, в которых управление государственным пакетом осуществляет коллегия представителей государства (РАО «Газпром», РАО «БЭС России» и др.);

- акционерные общества, доминирующие на отдельном рынке и подлежащие реструктуризации в интересах формирования конкурентной среды. Такие общества контролируются путем закрепления в собственности государства контрольного пакета акций или «золотой акции»;

- акционерные общества, акции которых могут быть переданы в холдинги или другие объединения предприятий (в том числе финансово-промышленные группы) с сохранением у государства «золотой акции»;

- акционерные общества, пакеты акций которых могут быть переданы в управление субъектам федерации;

- все остальные акционерные общества, акции которых могут быть проданы или выставлены на конкурсы по доверительному управлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава3. Приватизация в России

 

    1. Проблемы и перспективы 

 

Приватизационная  идея в России. Откуда она берет  начало?

1991 год,  канун реформ? Или намного раньше: 1987 год, книга Виталия Найшуля  "Другая жизнь", где впервые  была сформулирована идея ваучера?  Впрочем, если добираться до  самых истоков, то нужно, пожалуй,  вспомнить ещё косыгинскую реформу 64-го года.

Конечно, ни о какой приватизации, ни о  какой частной собственности  тогда и речи быть не могло. Тогда  стали вводить, фондообразующие  показатели, категорию прибыли, фонды  экономического стимулирования. Безусловно, все это было бесконечно далеко от идеи приватизации как таковой. Но по тем временам все-таки наблюдался серьезный  прорыв из трясины убогих коммунистических догматов к пониманию реальной сути вещей.

После распада  СССР в России начинается этап радикальных  реформ. Сформулированное новое правительство  России проведение этих реформ основывало на монетаризме и так называемой "шоковой терапии". Это выразилось в ускоренной приватизации государственной  собственности, в отказе от государственного регулирования цен и валютного  курса рубля, планового руководства  экономикой и планового распределения  продукции предприятий, бюджетных  дотаций отраслям народного хозяйства  и населению, административной привязки производителя продукции к потребителю  и другое.

Начавшаяся  в январе 1992 года либерализация цен  привела к их неудержимому росту. Уже в 1992 году индекс цен вырос  в 26 раз, или 31% в месяц, в 1993 году - в 9,4 раза, или 10% в месяц, в 1995 году - 2,3 раза, или 7,3% в месяц. Вместе с тем рост цен привел к резкому снижению покупательского спроса населения. Сочетание роста цен с открытием  границ, ввозом продовольствия и товаров  повседневного спроса из-за рубежа способствовало насыщению потребительского рынка, изъятию у населения денежной массы и стабилизации потребительского рынка. Однако низкая конкурентоспособность отечественной продукции стала одной из главных причин сокращения сбыта, а потому и производства продукции российских предприятий. Уже в 1992 году промышленное производство сократилось на 18%, ВВП снизился на 19%, а в 1993 году ВВП снизился на 12%, а промышленное производств - на 16%.

Официально  государственная политика приватизации была провозглашена в России в 1991 году.

По замыслу  реформаторов приватизация должна была повысить эффективность работы предприятий, ликвидировать их дотационность, уменьшить расходы бюджета на эти цели, создать рыночную экономику, конкуренцию производителей продукции и услуг, сформировать средний класс в обществе, как социальную опору нового строя.

Для проведения приватизации была разработана и  утверждена схема, по которой государственная  собственность в производственной сфере была акционирована, пакеты акций  разделены между трудовыми коллективами и государством. В целях поддержки  приватизации директорами предприятий, им разрешили получить 5% акций. Всем жителям страны было выдано по одному ваучеру на человека. Стоимость одного ваучера составляла одну сто пятидесятимиллионную долю стоимости всего государственного имущества Российской Федерации. Владельцы  ваучеров могли либо вложить их в  виде своих паев в предприятия, специально созданные фонды либо продать.

В России приватизация проходила в три  этапа. Первый этап (середина 80-х годов - 1991год) - теневая приватизация; второй этап (1992-1995 годы) - разгосударствление, уход предприятий от статуса государственных; третий этап (с 1996 года по настоящее  время) - превращение разгосударственных предприятий в настоящие частные фирмы. Эти три этапа заметно различались между собой как по методам приватизации и её масштабам, так и по участвующим субъектам и полученным результатам.

Первый  этап приватизации начался в середине 80-х годов и продолжался вплоть до 1991 года включительно, до начала радикальных  рыночных реформ. На этом этапе её можно  назвать скрытая приватизация. Теневая  приватизация не является уникальной особенностью России. Так, специалисты  мирового банка отмечают, что она  имела место в Венгрии, Болгарии, Украине, Белоруссии и даже некоторых  странах Юго-Восточной Азии. Здесь  можно выделить два самых важных события, которые создали благоприятные  условия для скрытой приватизации. Первое введение в действие Закона СССР о кооперации в 1988 году. Этот закон  дал толчок к возникновению в  СССР сектора экономики, относительно автономного от системы прямого  государственного контроля. Он привел к тому, что государственные предприятия "обросли" множеством частных  фирм, через которые руководители направляли финансовые потоки, наиболее выгодные заказы и через которые  они "перекачивали" в свою собственность  имущество государственных предприятий.

Информация о работе Приватизация