Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 04:35, реферат
Приватизация - это новое слово, которое быстро становится популярным. Термин "приватизировать" впервые появился в словаре в 1983г. и в узком смысле означал "превратить в частную, т.е. преобразовать общественную форму правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную". Однако теперь это слово приобрело уже более широкое значение; оно стало символов новых взглядов на потребности общественного развития и переосмысления роли правительства в их удовлетворении.
Денежная приватизация
Ваучерную приватизацию, по замыслу, должен был сменить так называемый денежный этап, на котором акции приватизированных предприятий продавались бы стандартными методами, за «живые» деньги. Должен был заработать и фондовый рынок. Формально этап денежной приватизации начался с 1995 г. и имел две основные цели: во-первых, пополнение государственного бюджета, во-вторых, инвестиционная поддержка приватизированных компаний. На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний. Намеченная схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере, по трем причинам.
Во-первых, на заключительном этапе ваучерной приватизации в целях оживления затухавшего спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний. Во-вторых, у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложений - рынок государственных ценных бумаг. В-третьих, из-за крайне низких темпов денежной приватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую.
Итоги приватизации
На первоначальном этапе рыночной трансформации устойчиво преобладали мнения, что приватизация как массовая трансакция собственнических прав может быть проведена в сравнительно короткие сроки, быстро создаст критическую массу частных собственников и основу стабильного повышения эффективности экономики. Иллюзии рассеивались по мере той или иной степени реализации приватизационных программ: на волне приватизации подъема экономики не произошло. Нельзя, однако, полностью согласиться и с распространенным в России взглядом на приватизацию как на ошибочный курс властей, способствовавший развалу экономики. В мировой экономической истории не было еще прецедентов, когда на огромном геополитическом пространстве практически одновременно и в столь короткие сроки были бы приведены в движение фактически все государственные активы. Процесс такого размаха не мог пройти гладко, с абсолютно позитивным или близким к намеченному результатом. Проблемы были неизбежны и в основном могут быть сведены к следующему.
Во-первых,
несовершенство, неразвитость институтов
собственности в переходных экономиках,
отсутствие механизмов самонастройки
и компенсации сторонних
Во-вторых,
нет никаких гарантий, что вслед
за юридическим изменением формы
собственности на государственные
активы изменятся сами собой экономические
отношения в распределении
В-третьих, в трансформирующихся экономиках переход прав собственности не ведет автоматически к изменению системы управления и контроля. Опыт всех стран свидетельствует о неизбежности конфликтов по вопросам профессионального управления и контроля между новым и старым менеджментом, внешними и внутренними инвесторами приватизированных компаний даже независимо от их размеров.
В 1995—1996 гг. не была достигнута главная, фискальная, цель приватизации - недовыполнение заданий по поступлениям в бюджет было огромным. Переломить на некоторое время негативную тенденцию удалось с помощью новой для России (и нетипичной в мировой практике) схемы так называемых залоговых аукционов (осень — зима 1995 г.). В соответствии с этой схемой правительство (госбюджет) получает от коммерческих банков кредит под залог федеральных пакетов акций наиболее привлекательных компаний. По акциям, предназначенным в залог, проведены тендеры, победителями которых были признаны банки, предложившие более крупные кредиты. Банки, выигравшие на залоговом аукционе, получили право управлять залоговыми пакетами в течение всего времени залога. По истечении этого времени (намеченный срок — 1 сентября 1996 г.) в случае невозврата кредитов (а иначе и не могло быть при катастрофическом состоянии госбюджета) залогодержатель получал право продать залоговые пакеты и погасить за счет выручки предоставленные правительству кредиты. С определенными оговорками залоговые схемы можно назвать специфическим методом приватизации - практически все залогодержатели предпочли не продавать свои пакеты. На залоговые аукционы были выставлены акции 12 компаний. Бюджет в общем итоге получил от залоговых аукционов около 1 млрд. долл.
Проведение
аукционов сопровождалось множеством
конфликтов между участвовавшими банками
(их инвестиционными компаниями), а
после завершения аукционов возникли
конфликты также между банками-
Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских промышленных предприятий под частное управление. Но на их результативности сказался очевидный олигархический характер переходной экономики в России. Залоговые аукционы практически были закрытыми для большинства банков, создавая выгодные условия сделок только «для своих». Поэтому суммы залога и цена последующих продаж оказались, по различным оценкам, в 3 — 5 раз ниже того, что могло быть получено на открытых торгах.
В 1997 г. вступил в силу новый закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества Российской Федерации». Закон делает основной акцент на приватизацию не предприятий (большая часть из них уже приватизирована), а имущественных долей государства. Набор методов приватизации расширен за счет продажи производных ценных бумаг. Сокращены и могут использоваться более гибко (вплоть до полной отмены) льготы трудовым коллективам. Важно, что стоимость имущественных комплексов определяется не только по балансовой стоимости, а совокупно — на основании уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости. Восстановлено забытое понятие аренды с выкупом (по рыночной стоимости).
С 1997 г. предусмотрен
ряд новых подходов, призванных улучшить
ситуацию, прежде всего с бюджетными
доходами от приватизации. Учитывая низкую
бюджетную эффективность
Крупнейшими сделками в 1997—1998 гг. стали продажи пакетов акций компаний «Связьинвест», «Роснефть», ряда нефтяных компаний, выведенных для этого из запретительных списков.
Планы приватизации компаний, условия конкурсов и аукционов по продаже крупных пакетов вновь стали предметом длительных острых конфликтов между потенциальными инвесторами, федеральными и региональными властями. Чтобы упорядочить процесс подготовки и проведения приватизационных сделок, Мингосимущество РФ предусмотрело классификацию предприятий с той или иной степенью государственного участия и соответствующими ограничениями в приватизации. Выделяется пять типов предприятий:
- региональные и национальные естественные монополии, в которых управление государственным пакетом осуществляет коллегия представителей государства (РАО «Газпром», РАО «БЭС России» и др.);
- акционерные общества, доминирующие на отдельном рынке и подлежащие реструктуризации в интересах формирования конкурентной среды. Такие общества контролируются путем закрепления в собственности государства контрольного пакета акций или «золотой акции»;
- акционерные общества, акции которых могут быть переданы в холдинги или другие объединения предприятий (в том числе финансово-промышленные группы) с сохранением у государства «золотой акции»;
- акционерные общества, пакеты акций которых могут быть переданы в управление субъектам федерации;
- все остальные акционерные общества, акции которых могут быть проданы или выставлены на конкурсы по доверительному управлению.
Глава3. Приватизация в России
Приватизационная идея в России. Откуда она берет начало?
1991 год,
канун реформ? Или намного раньше:
1987 год, книга Виталия Найшуля
"Другая жизнь", где впервые
была сформулирована идея
Конечно, ни о какой приватизации, ни о какой частной собственности тогда и речи быть не могло. Тогда стали вводить, фондообразующие показатели, категорию прибыли, фонды экономического стимулирования. Безусловно, все это было бесконечно далеко от идеи приватизации как таковой. Но по тем временам все-таки наблюдался серьезный прорыв из трясины убогих коммунистических догматов к пониманию реальной сути вещей.
После распада
СССР в России начинается этап радикальных
реформ. Сформулированное новое правительство
России проведение этих реформ основывало
на монетаризме и так называемой
"шоковой терапии". Это выразилось
в ускоренной приватизации государственной
собственности, в отказе от государственного
регулирования цен и валютного
курса рубля, планового руководства
экономикой и планового распределения
продукции предприятий, бюджетных
дотаций отраслям народного хозяйства
и населению, административной привязки
производителя продукции к
Начавшаяся
в январе 1992 года либерализация цен
привела к их неудержимому росту.
Уже в 1992 году индекс цен вырос
в 26 раз, или 31% в месяц, в 1993 году - в 9,4
раза, или 10% в месяц, в 1995 году - 2,3 раза,
или 7,3% в месяц. Вместе с тем рост
цен привел к резкому снижению
покупательского спроса населения.
Сочетание роста цен с
Официально государственная политика приватизации была провозглашена в России в 1991 году.
По замыслу реформаторов приватизация должна была повысить эффективность работы предприятий, ликвидировать их дотационность, уменьшить расходы бюджета на эти цели, создать рыночную экономику, конкуренцию производителей продукции и услуг, сформировать средний класс в обществе, как социальную опору нового строя.
Для проведения
приватизации была разработана и
утверждена схема, по которой государственная
собственность в
В России приватизация проходила в три этапа. Первый этап (середина 80-х годов - 1991год) - теневая приватизация; второй этап (1992-1995 годы) - разгосударствление, уход предприятий от статуса государственных; третий этап (с 1996 года по настоящее время) - превращение разгосударственных предприятий в настоящие частные фирмы. Эти три этапа заметно различались между собой как по методам приватизации и её масштабам, так и по участвующим субъектам и полученным результатам.
Первый
этап приватизации начался в середине
80-х годов и продолжался