Приватизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 04:35, реферат

Краткое описание

Приватизация - это новое слово, которое быстро становится популярным. Термин "приватизировать" впервые появился в словаре в 1983г. и в узком смысле означал "превратить в частную, т.е. преобразовать общественную форму правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную". Однако теперь это слово приобрело уже более широкое значение; оно стало символов новых взглядов на потребности общественного развития и переосмысления роли правительства в их удовлетворении.

Вложенные файлы: 1 файл

bayarmy_kursach.docx

— 77.77 Кб (Скачать файл)

Неоднозначно  отношение трудовых коллективов  к конкурсному и аукционному  методам продажи предприятий, на которых они работают. Поэтому, хотя работники могут противостоять  малой приватизации, комитеты по управлению имуществом должны привлекать их к  участию в процессе приватизации. Трудовые коллективы располагают большими финансовыми средствами, чем отдельные  индивиды. Они имели возможность  получить скидку в 30 % с продажной  цены, что делало трудовые коллективы вполне конкурентоспособными при проведении аукциона. Наконец, трудовые коллективы являются мощной политической силой.

Специфика интересов трудовых коллективов  арендных предприятий обусловлена  закрытым характером создаваемых на их базе акционерных обществ и  бесплатным распределением имущества, заработанного за время аренды. Наибольшие разногласия в трудовых коллективах вызывает решение следующих проблем: точное определение состава и стоимости имущества, подлежащего выкупу; оценка стоимости и выявление долей членов арендного коллектива в приращенном имуществе; определение круга лиц, имеющих право на получение доли приращенного имущества; реорганизация арендного предприятия в общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество закрытого типа.

За вычетом  суммы выкупа имущество, отраженное в балансе, является собственным  имуществом арендного предприятия, находящимся в общей долевой  собственности членов трудового  коллектива. Индивидуальные доли работников рассчитываются с учетом заработной платы, стажа и управленческой сложности  труда работника.

Становление полноценной рыночной экономики  предполагает развитие рынка ценных бумаг. Это отмечается практически  во всех программах стабилизации российской экономики и перехода к рынку. В настоящее время важнейшими видами ценных бумаг, поступающих на фондовый рынок России, являются акции  приватизированных предприятий  и приватизационные чеки.

Особенностями приватизационных чеков как ценных бумаг являлись: их обращение без  ограничений, целевой характер использования  в качестве платежного средства, безвозмездная  форма первичного размещения, массовый объем выпуска, который вряд ли будет  превзойден эмитентами других ценных бумаг. Привлекательным для юридических  лиц было то, что обращение ваучеров не облагалось налогами на операции с  ценными бумагами. Физические лица не уплачивали подоходный налог с  сумм, полученных от продажи приватизационных чеков.

Эмиссия приватизационных чеков многими  подвергалась критике. Лучшим контраргументом  является ускорение приватизационного  процесса, создание реальных механизмов участия всего населения в  приобретении акций преобразуемых  предприятий.

В начале приватизации ориентация на имеющийся  у населения и коммерческих структур объем денежных ресурсов была практически  невозможна из-за его несопоставимости со стоимостью государственного имущества, подлежащего приватизации. Кроме  того, при существовавшем низком уровне дохода у большинства населения  была и остается высокой предельная склонность к потреблению. Именно поэтому  вполне обоснованным было безвозмездное размещение приватизационных чеков в качестве дополнительных платежных средств.

Купля-продажа  ваучеров в течение всего периода  их обращения происходила при  рыночной цене при неизменном номинале. Однако в первые месяцы их обращения  выдвигалась идея создания механизма государственных гарантий цены ваучера. Необходимость индексации вкладов не возникла, так как на протяжении всего срока действия приватизационных чеков оценка основных капиталов акционерных обществ и имущества, выставляемого на конкурс, производилась в ценах 1992 г. На чековых аукционах акции приватизируемых предприятий продавались по аукционному курсу, а не по номиналу.

Довольно  обоснованной выглядела и теоретическая  поддержка именных приватизационных бумаг. Это могло бы предотвратить  их попадание на разбалансированный потребительский рынок. Практика обращения  приватизационных чеков на предъявителя показала их двойственное влияние на объем спроса на потребительском  рынке. Средства, полученные гражданами от продажи чеков, увеличивали объем  спроса, но одновременно значительная доля денежной массы (в том числе  наличной) была оттянута на спекулятивный  рынок приватизационных чеков. Резкие различия в предложении акций  и ваучеров по регионам удалось сгладить в процессе развития биржевой и околобиржевой торговли приватизационными чеками.

Рассмотрение  проблем, связанных с механизмом и итогами чековых аукционов, сохраняет свою актуальность потому, что для денежных аукционов по продаже акций реорганизованных предприятий предлагается аналогичный  порядок проведения. Кроме того, курс акций, установленный на чековых  аукционах, является базой для курса  денежных аукционов и вторичного рынка акций. Ценные бумаги приватизированных  предприятий в целом достаточно надежны, однако, в настоящее время  все же низкодоходны и малоликвидны.

3.4 Перспективы приватизации

 

Приватизация  в России резко расширяет сферу  действия отношений предпринимательства.

Структура современного предпринимательства  характеризуется многообразием  критериев ее формирования. Можно  выделить экономическую структуру  бизнеса (определяемую различием форм собственности) и организационно-правовую структуру (показывающую распределение  бизнеса по формам предприятий).

Социальная  структура бизнеса раскрывает стратификацию  субъектов, вовлеченных в отношения  предпринимательства, и их взаимодействие на индивидуальном и групповом уровнях.

Не менее  важным, особенно для уровня национальной экономики в целом, является отраслевая и региональная структура бизнеса. Отраслевая структура отражает степень  дифференциации и специализации  отраслей народного хозяйства и  специфику экономических взаимосвязей между ними. Речь идет о территориально-пространственном размещении производства и совокупности экономических взаимосвязей между  территориальными хозяйственными системами. Организационная структура экономики  выражается в определенной совокупности первичной и производных от них  хозяйственных систем с определенным типом субординации и координации  образующих эти системы вещественных и личных элементов.

Становление структуры российского бизнеса  характеризуется нарастанием многообразия видов структур. В процессе приватизации принудительная жесткая иерархичность  государственного предпринимательства  сменяется слабой экономической  иерархичностью, которая постепенно усиливается.

Структурам  предпринимательства присуща эластичность, обуславливаемая общим ходом  экономических реформ. Наиболее эластичны  в целом во все периоды организационно-правовая и функциональная структуры. В процессе приватизации происходит массовая смена организационно-правовой формы производственных единиц, появляются организации с новыми функциями.

В настоящее  время значительна эластичность социально-экономической структуры  и предпринимательства. Почти неэластичны  отраслевая и региональные структуры предпринимательства.

Качественные  изменения в структуре предпринимательства  могут быть обусловлены двумя  процессами. Во-первых, появлением качественно новых элементов (например, частных предприятий, инвестиционных фондов, брокерских контор); во-вторых, также изменением конфигурации структуры в результате количественного роста ее элементов определенного вида (например, малых предприятий, товариществ, банков, бирж).

Новый этап приватизации характеризуется необходимостью решения следующих стратегических задач: привлечение инвестиций в  промышленность и сельское хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного рынка  ценных бумаг.

На очередном  этапе приватизации акцент переносится  на усиление инвестиционного содержания этого процесса. В рамках действующих  способов приватизации целесообразно  сначала провести реорганизацию  большинства оставшихся государственных  предприятий в акционерные общества, а затем организовать серию инвестиционных торгов. Обязательным условием этих торгов должно стать целевое финансирование технического перевооружения производства, в том числе конверсии. В настоящее  время уже сложились условия  для перехода к оригинальным моделям  приватизационного процесса в регионах.

Программы приватизации, принимаемые государственными органами различных уровней, могли  бы быть более привлекательными и  простыми, если бы в них использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще проводится линия  на сужение сферы приватизации и  ограничение ее форм.

Многие  акционерные общества, включающие в  свой состав ряд филиалов, будут  реорганизованы путем разделения на несколько самостоятельных акционерных  обществ.

Весьма  сложной в теоретическом и  практическом плане проблемой является приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков в городах. Непродуманный механизм их приватизации (приватизация земельных  участков в ценах 1992 г.; предоставление права выкупа недвижимости не только арендаторам, но и пользователям) приводит к объяснимому торможению данного  процесса в регионах.

Реформирование  механизма приватизации в России будет осуществляться по следующим  направлениям. Ведущим способом приватизации должна стать продажа предприятий (имущества, пакетов акций) по инвестиционному  конкурсу. Необходимо перейти к оригинальным моделям приватизации в регионах. Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевой подход к приватизации приведет к  индивидуализации условий реорганизации  оставшихся государственных крупнейших научно-производственных комплексов. Большую роль должны играть ранее  слабо используемые способы приватизации малых и средних предприятий (банкротство, инвестиционные контракты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Приватизация  представляет собой процесс передачи в частную собственность государственной  и муниципальной собственности.

Приватизация - общемировой процесс уже с  достаточно продолжительной историей. В него включились практически все  страны, где имеется государственный  сектор.

Разгосударствление  и приватизация государственной  собственности является одним из важнейших направлений перехода в экономике к рыночным отношениям.

Разгосударствление  направлено на преодоление монополизма, развитие предпринимательства и  конкуренции. Приватизация призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить сокращение государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и одновременно снижение бюджетного дефицита, улучшить технико-экономические показатели работы отдельных предприятий. Но нельзя забывать, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики, она является лишь одним из средств достижения разнообразных целей.

Любые перемены сталкиваются с сопротивлением, разгосударствление и приватизация не является исключением, как бы они не проводились. В Зарубежных странах, накопивших более солидный опыт экономических реформ, приватизация осуществлялась по тщательно разработанным государственным программам под контролем и при поддержке специально созданных для этого государственных органов. Опыт приватизации в Венгрии показывает, что даже при наличии определенной инфраструктуры рынка процесс протекает сложно и вряд ли уложится в год-полтора. Для нормального осуществления приватизации нужны рыночная сфера, капиталы, готовность населения. Важнейший урок французского опыта состоит в том, что приватизация - это процесс, организованный сверху. Иными словами, приватизация представляет собой экономическую политику государства, его централизованное регулирование.

Сущность  разгосударствления заключается в  выводе большей части экономики  из-под прямого контроля государственных  органов, с целью создания полноценной  рыночной инфраструктуры, где бывшие государственные унитарные предприятия  будут выступать в роли свободных  товаропроизводителей. По сравнению  с приватизацией разгосударствление - достаточно быстрый во времени  процесс, осуществляемый путем акционирования государственных предприятий, сдачи  их в аренду с правом выкупа.

В нашей  же стране приватизация осуществлялась в принудительном порядке и в  обстановке настоящей гонки.

В настоящее  время очень важным является вопрос о приватизации земли, и в тоже время, все более актуальной становится проблема возврата части переданного  в частные руки государственного и муниципального имущества, которая  включает в себя разработку и принятие закона о национализации и муниципализации.

Приватизация  является лишь одной из составных  частей общей концепции перехода к новой экономической системе, основанной на функционировании цивилизованных рыночных отношений. Параллельно развитию процесса разгосударствления в обществе должны происходить сдвиги и в  других сферах экономической, политической, социальной и культурной жизни, стимулирующие  эффективное функционирование нарождающейся  частной собственности и уравнивающие её в правах с государственной. В области экономической - это, прежде всего ликвидация монополий и создание благоприятных условий для развития здоровой конкуренции, коммерциализация существующих госпредприятий, создание мощной финансовой и банковской системы, стимулирующей и обеспечивающей гарантиями малый и средний бизнес.


Информация о работе Приватизация