Проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 16:21, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке путей развития местного самоуправления в Республики Казахстан. Опыт стран Центральной и Восточной Европы выбран не случайно. Эти страны прошли тот же путь развития, что и страны бывшего Советского Союза. После распада социалистического лагеря в Казахстане происходили политические, социально-экономические и технологические процессы, аналогичные казахстанским, только на десять – пятнадцать лет раньше.
Исходя из поставленной цели, в данной дипломной работе решаются следующие основные задачи:
- изучение современного состояния развития местного самоуправления в странах центральной и восточной Европы, в частности, Казахстана, на основе Европейской Хартии о местном самоуправлении;

Содержание

Введение
3
1
Теоретические аспекты местного самоуправления
5
1.1
Местное самоуправление: сущность и приоритеты развития
5
1.2
Особенности государственного управления. Задачи, функции, принципы государственного управления

14
1.3
Зарубежный опыт взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

26
2
Повышение эффективности органов государственной власти и органов местного самоуправления

34
2.1
Состояние и развитие местного самоуправления в Казахстане
34
2.2
Анализ эффективности органов государственной власти и органов местного самоуправления в РК

44
2.3
Развитие финансового механизма в области местного самоуправления

48
3
Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
59

Заключение
65

Список использованной литературы
68

Приложение А (справочное)
70

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 486.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

 

 

Введение

3

1

Теоретические аспекты местного самоуправления

5

1.1

Местное самоуправление: сущность и приоритеты развития

5

1.2

Особенности государственного управления. Задачи, функции, принципы государственного управления

 

14

1.3

Зарубежный опыт взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

 

26

2

Повышение эффективности органов государственной власти и органов местного самоуправления

 

34

2.1

Состояние и развитие местного самоуправления в Казахстане

34

2.2

Анализ эффективности органов государственной власти и органов местного самоуправления в РК

 

44

2.3

Развитие финансового механизма в области местного самоуправления

 

48

3

Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

59

 

Заключение

65

 

Список использованной литературы

68

 

Приложение А (справочное)

70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Со второй половины девяностых годов в Казахстане идет реформирование государственного управления. Это вызвано, прежде всего, сокращением функций государства вследствие сокращения государственной собственности, развитием гражданского сектора (общественных организаций) и другим. Проводится четкое разделение функций и полномочий государственного и местных уровней управления. Ставится конкретная задача децентрализации государственного управления, что в свою очередь позволит сократить дистанцию между властью и обществом.

Дальнейшее развитие этого процесса – введение местного самоуправления, т.е. передача функций местного государственного управления самому населению, что даст людям возможность самостоятельно решать большинство  своих насущных проблем, отойти от государственной опеки. В этой связи исследование в настоящее время международного опыта муниципального управления применительно к Казахстану весьма актуально.

Данная работа станет одним из источников исследования практики муниципального управления Республики Казахстан с точки зрения анализа и возможности использования успешного опыта для Республики Казахстан. Особенное значение работе придает тот факт, что, она написана накануне принятия Закона РК «О местном самоуправлении».

Объектом исследования данной работы является Республика Казахстан. 

Предметом исследования явился процесс развития деятельности местного самоуправления в Республике Казахстан, принципы действия системы  муниципального управления.

Цель исследования состоит в разработке путей развития местного самоуправления в Республики Казахстан. Опыт стран Центральной и Восточной Европы выбран не случайно. Эти страны прошли тот же путь развития, что и страны бывшего Советского Союза. После распада социалистического лагеря в Казахстане происходили политические, социально-экономические и технологические процессы, аналогичные казахстанским, только на десять – пятнадцать лет раньше.

Исходя из поставленной цели, в данной дипломной работе решаются следующие основные задачи:

- изучение современного состояния развития местного самоуправления в странах центральной и восточной Европы, в частности, Казахстана, на основе Европейской Хартии о местном самоуправлении;

- анализ развития системы муниципального управления Казахстана;

- оценка финансового механизма в области местного самоуправления Республики Казахстана;

- анализ предпосылок для реализации конституционного права граждан Республики Казахстан на создание полноценного местного самоуправления в стране;

- формирование опыта местного самоуправления в Казахстане;

- разработка предложений по наиболее эффективной модели местного самоуправления для внедрения в Казахстане.

Законодательной базой данной дипломной работы является Европейская Хартия о местном самоуправлении, Конституция Республики Казахстан, Закон  Республики Казахстан «О местном государственном управлении», Закон Республики Казахстан «О выборах в Республики Казахстан», проект Закона Республики Казахстан «О местном самоуправлении» (разработан Министерством юстиции Республики Казахстан с учетом замечаний Национальной Комиссии по вопросам демократии и гражданского общества), Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия развития Казахстана до 2030 года».

Информационной базой для работы послужили более 20 различных источников: монографий, научных и публицистических работ, журнальных и газетных статей, указанных  в списке использованных источников.

В первой главе даны методологические и теоретические аспекты местного самоуправления, рассмотрены особенности становления и развития местного самоуправления в Республике Казахстан, а также изучен зарубежный опыт развития местного самоуправления в Центральной и Восточной Европе.

Вторая глава посвящена анализу развития местного самоуправления в Казахстане, состоянию развития местного самоуправления в Казахстане, опыту административно-территориального деления, процессов делегирования полномочий и ответственности органов государственной власти местному самоуправлению и принципам финансирования этих полномочий.

В третьей главе предложены пути развития местного самоуправления и формирование опыта местного самоуправления для развития в Республике Казахстан.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты местного самоуправления 

 

 

1.1 Местное самоуправление: сущность и приоритеты развития

 

Управление возникло и получило признание как родовое понятие, характеризующее упорядочение взаимодействия определенного множества элементов или составных частей природы, общества, самого человека. Наиболее широко управление рассматривается кибернетикой (Н. Винер), которая выделяет наиболее общие (универсальные) свойства взаимосвязей и взаимодействий в механических, биологических и социальных системах.

Соответственно этому разработаны математические и информа­ционные теории управления (К. Шеннон, У. Росс Эшби). С по­добных "общих" подходов многие аспекты управления описаны общей теорией систем (Людвиг фон Бернталанфи), синергети­кой (Г. Хакен), "организмической теорией управления" (А.Н. Колмогоров), другими отраслями, как принято говорить, точной науки.

Такой подход многое дал для уяснения назначения и смысла управления. Он имел и практическое применение: способствовал познанию космического пространства, совершенствованию уп­равления механизмами и производственными технологиями, фи­зическими и химическими процессами, возникновению биотех­нологий, продвижению в анализе сущности генетического "кода" и его роли в развитии организмов и их популяций.

Вместе с тем расширение понятия "управление", подведение под него стихийного действия природных и социальных сил, а также механизмов объективной саморегуляции привело, к тому, что оно начало терять свой собственный смысл, стало употреб­ляться для обозначения явлений, отношений и процессов, где, в общем-то, отсутствует сознательное начало, момент непременной связи управления с человеком.

Управление, конечно, осуществляется в системах "человек — техника", "человек — технология", "человек — природа", "чело­век — техника (технология) — природа" и других, но осуществля­ется именно потому, что в них первичным, "управляющим" компонентом выступает человек, да и созданы они в целях обслуживания интересов человека.  Подобная система  формируется и действует по модели, заданной ей человеком, и призвана удовлетворять его потребности. Сейчас имеются автоматизированные (даже автоматические) системы, которые управляются компьютерами и без прямого участия человека. Таких систем становится все больше, но они пока что создаются и программируются человеком и являются отражением его творческого потенциала - продуктом его сознания и труда. Тем самым, все знания, накопленные кибернетикой, общей теорией систем, теорией информации, математикой, синергетикой, «организмистикой» отраслями науки, требуют при их применении в управлении существенной поправки на то обстоятельство, что представляет собой специфическое явление.

Любая механическая, физическая, химическая и биологическая системы, любое явление и вещество природы приобретают для человека смысл только при соотнесении их с потребностями, интересами и целями его жизнедеятельности, тогда, когда он с ними соприкасается и ощущает их в  своем существовании. Поэтому управление начинается тогда, когда в каких-либо взаимосвязях, отношениях, явлениях, процессах присутствуют сознательное начало, интерес и знания, цели и воля, энергия и действия человека.

Управление находится в ряду явлений "второй" (искусственной) природы, возникших и развившихся в течение всей истории человеческой цивилизации. Оно создано людьми в целях сознательной саморегуляции своей жизнедеятельности обеспечении их потребностей и интересов столь же важное значение, как семья и собственность, мораль и право, способ производства и государство, знания и информация и другие общественные институты.

Управление — это одна из труднейших и ответственных сфер интеллектуальной и практической деятельности людей. Это сфера, от состояния которой во многом зависит благополучие общества и в конечном счете — судьба каждого человека. В управлении все исходит от человека и ориентировано на человека.

Жизнь отдельного человека, коллектива, общества открыта и в том смысле, что ничто в ней не дается раз и навсегда. Личностные и социальные взаимосвязи воссоздаются ежедневно, ежечасно, ежеминутно усилиями сознания, реальным поведением и активной деятельностью людей. Без этого наступает энтропия, хаос, анархия, произвол, распад. В условиях - открытости всего человеческого (общественного) – управление служит важнейшим общественным институтом самосохранения, восстановления, преодоления негэнтропии общественной, а часто и личной жизни.

Человек может оказывать воздействие на многие процессы и объекты, направлять их в нужное русло в соответствии со своими целями. Влияние человека на ход событий представляет управление.

Управление – есть сознательное влияние человека на объекты и процессы и на участвующих в них людей, осуществляемое с целью придать определенную направленность экономической деятельности и получить желаемые результаты.

Не всякое воздействие человека на объекты естественной и искусственной природы, других людей можно считать управлением. Если вы толкаете автомобиль плечом, передвигая его на другое место, такое действие можно назвать перемещением его, а не управлением. А если водитель легким вращением руля заставляет тяжелый грузовик изменить направление движения – то это управление. Точно также толкая соседа вы не управляете им.

Таким образом, управление имеет место, когда небольшое по затратам энергии воздействие порождает ощутимый энергетический результат. Современное, цивилизованное управление людьми, производственными коллективами имеет мало общего с грубым физическим воздействием в форме насилия.

Управление – это информационный процесс, в ходе которого управляющие вырабатывают решения и сообщают их исполнителям в форме законов, постановлений, положений, подкрепленных экономическими и моральными стимулами или угрозой штрафов, санкций, наказаний.

Информация о работе Проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в РК