Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 16:21, дипломная работа
Цель исследования состоит в разработке путей развития местного самоуправления в Республики Казахстан. Опыт стран Центральной и Восточной Европы выбран не случайно. Эти страны прошли тот же путь развития, что и страны бывшего Советского Союза. После распада социалистического лагеря в Казахстане происходили политические, социально-экономические и технологические процессы, аналогичные казахстанским, только на десять – пятнадцать лет раньше.
Исходя из поставленной цели, в данной дипломной работе решаются следующие основные задачи:
- изучение современного состояния развития местного самоуправления в странах центральной и восточной Европы, в частности, Казахстана, на основе Европейской Хартии о местном самоуправлении;
Введение
3
1
Теоретические аспекты местного самоуправления
5
1.1
Местное самоуправление: сущность и приоритеты развития
5
1.2
Особенности государственного управления. Задачи, функции, принципы государственного управления
14
1.3
Зарубежный опыт взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления
26
2
Повышение эффективности органов государственной власти и органов местного самоуправления
34
2.1
Состояние и развитие местного самоуправления в Казахстане
34
2.2
Анализ эффективности органов государственной власти и органов местного самоуправления в РК
44
2.3
Развитие финансового механизма в области местного самоуправления
48
3
Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
59
Заключение
65
Список использованной литературы
68
Приложение А (справочное)
70
1) Государство, выступая в качестве субъекта управления, придает государственному управлению важное свойство, без которого оно не могло бы состояться. Это свойство системности. Как иначе могло бы быть осуществлено управление огромными массами как человеческих, так и материальных ресурсов. Данное свойство принципиально, ведь только при его наличии может осуществляться согласованность, координация, целеустремленность и эффективность.
2) Определяющее влияние на характер воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект, то есть государство, и заложенная в нем властная сила. Так, в современной «Краткой философской энциклопедии» государство понимается как «структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в той или иной области». Государство, тем и отличается от общественных структур, что им реализуется по отношению к людям государственная власть, которая имеет в источнике правовую обусловленность (легитимность), а в реализации силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения. Это силовое давление, которое ведет к тому, что поставленные в управлении цели, содержащиеся в нем организационные моменты, и установленные им нормы должны быть исполнены. Следовательно, все проблемы, связанные с государственным управлением, носят исторический характер: каково государство, что и как оно делает, какие ставит перед собой цели.
3) Это, безусловно, границы распространения государственного управления. Такие границы могут быть определены, как проходящие не в рамках всего общества, а выходящие за его рамки и проявляющиеся во внешней политике данного государства. Нормальный вариант взаимосвязи государства и общества характеризуется тем, что общественная жизнь людей обладает большим объемом свободы и самоуправления, границы же данной автономии определяются как общественными институтами, так и государством. То есть, государство посредством законодательства устанавливает основные типы и нормы поведения людей во всех сферах жизни и обеспечивает их соблюдение своей властной силой.
В данном контексте проблемой является «распространенность государственного управления на общество», так как здесь уже пойдет речь не о технологических изменениях, а об анализе состояния самого общества, от способности его к саморегуляции и адаптации к чему-то новому. Данная сентенция приводит нас к выводу, что государственное управление будет сохранять свое влияние на общество, но является вопросом глубина этого влияния. Важно отметить то, что это влияние будет призвано отражать и воспроизводить в себе состояние общества. Тем самым управление должно находиться в коррелятивной связи с тем процессом и явлениями, на которые оно направляет свои целеполагающие, организующие и регулирующие воздействия.
Итак, государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
Как известно, цели выполняют обширные побудительные, стимулирующие и регулирующие функции. Цели государственного управления возникают на основе целей лежащих в основе жизнедеятельности данного общества. Они являются производными от целей общества [16, с.5].
Цели государственного управления.
1) Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны.
2) Развитие и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны.
3) Конституционная защита прав и свобод граждан, общая административно-правовая регуляция.
4) Формирование государственной политики, направленной на повышение благосостояния людей.
5) Поддержание позитивной экологической обстановки.
6) Поддержание рыночных механизмов.
7) Грамотное, взаимовыгодное сотрудничество регионов и центра.
Это лишь весьма общий обзор тех целей, которым призвано служить государственное управление. Но архиважным является создание «древа целей», в котором были бы оперативные и стратегические, конечные и промежуточные, общие и частные цели. Цели должны представлять собой симбиоз, синтез, то есть некую целостность. Но, данную целостность нужно соединить с адекватными средствами, методами и формами их реализации, ибо в противном случае даже правильно поставленные цели в процессе их реализации будут искажены.
Функции государственного управления – объективно обусловленные виды властных, целеполагающих, организующих и регулирующих воздействий государства на общественные процессы. Это специфическое воздействие государства, причем важно отметить, что оно является целостным [16 с.18]. На набор функций государственного управления влияют, по крайней мере, 2 фактора: состояние, структура, самоуправляемость общественных процессов, то есть совокупности управляемых объектов и, безусловно, место и роль государства в обществе.
Таким образом, можно сделать умозаключение, что государственное управление является с одной стороны тем элементом, который применяет насилие, т.е. так называемым «легитимным насилием», а с другой стороны оно играет подчиненную обществу роль и определяется потребностями, желаниями и интересами общественного развития. Говоря о таком противоречии, хочется сделать шаг в сторону ограничения и замещения, а точнее, в первый момент вообще о ликвидации данной функции (имеется в виду «насилие»). Но, ликвидировав данную функцию, нужно заполнить чем-то вакантное место, и здесь на ум приходит лишь механизм самоуправления, в противном случае мы будем поставлены перед фактом, когда организующие и регулирующие механизмы будут девальвированы и настанет так называемый вакуум управляющего воздействия, то есть хаос, произвол.
Таким образом, речь должна идти о проработке, выборе и оценке тех общественных институтов, которые способны взять на себя функции государственного управления и обеспечить их должную реализацию. Оптимальным вариантом было бы нахождение некоего баланса, так как в современном обществе мы являемся свидетелями уменьшения государственного сектора (приватизация в данный момент рассматривается одним из основных способов повышения эффективности в государственном секторе), но с другой стороны, повышения роли государственного регулирования в организации и разработке политики в сфере организации рыночных отношений.
Функции государственного управления.
1) Функция планирования. При этом нужно ответить на вопрос: чем, как, где, когда достигается цель. Стратегически важная функция.
2) Функция организации. Создание условий по взаимодействию людей, приносящих желаемый результат.
3) Функция регулирования. Функция, направленная на то, чтобы человек в рамках организации выполнил соответствующий объем деятельности.
4) Функция работы с персоналом. В мировой практике данной функции уделяется все большее и большее внимание.
5) Функция контроля. Так называемая обратная связь для всех перечисленных функций.
Приоритетными задачами первого этапа становления местного самоуправления в Республике Казахстан являются:
1) реформирование системы местного государственного управления в рамках общей стратегии развития казахстанской государственности;
2) разработка модели местного самоуправления в республике, определение ее места и роли в системе управления обществом и государством.
3) законодательное обеспечение местного самоуправления;
4) децентрализация и разграничение полномочий и функций между органами государственного управления и местного самоуправления;
5) создание финансовых, материально-технических и организационных предпосылок создания системы местного самоуправления;
6) подготовка кадров для органов местного самоуправления;
7) активизация участия граждан в решении местных проблем, содействие установлению партнерских отношений граждан и местных органов;
8) формирование общественных институтов, способствующих установлению контроля законодательство работой местных органов, обеспечению прозрачности их действий.
Методологическая целостность подхода к государственному управлению достигается при наличии определенных принципов государственного управления, которые позволяют создать комплексный механизм в создании и трансформации структур. Принцип (от лат. "principium" – первоначало, основа) как понятие теории отражает в системе государственного управления закономерности, отношения, взаимосвязи между ее элементами [16 с.186]. То есть, те закономерности и отношения общественно-политической жизни, содержания, организационной структуры и жизнедеятельности компонентов государственного управления, выраженные в виде определенных научных положений, закрепленных в большинстве своем правом и применяемых в теоретической и практической управленческой деятельности людей. Прежде всего, в проблеме принципов государственного управления можно выделить 3 взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта.
1) Онтологический (этот аспект включает в себя генезис принципов, их взаимосвязи с природой, сущностью, местом и ролью тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые они отражают).
2) Гносеологический (анализ характера принципов, языка, логики и структуры их адекватной научной интерпретации).
3) Методологический (указывает на механизмы теоретического и практического применения принципов).
Очевиден тот факт, что на данный момент нельзя говорить о полном познании всех закономерностей, отношений и взаимосвязей и описании их посредством принципов. Практическое же осуществление принципов государственного управления не зависит от них самих, а определяется отношением к ним людей. Не столь важно знать принципы, а уметь ими пользоваться в практической деятельности, в практическом управлении.
Поскольку принцип государственного управления призван вначале в научной, а потом в правовой форме выражать закономерности, отношения, взаимосвязи, объективно существующие в государственном управлении и имеющие особое значение для его организации и функционировании. Говоря о технологии выявления и обоснования принципов государственного управления, можно предложить следующие индикаторы, требования:
а) отражать существенные закономерности, отношения и взаимосвязи;
б) закономерности, отношения и взаимосвязи должны быть устойчивыми;
в) закономерности, отношения и взаимосвязи должны быть присущи государственному управлению, как целостному социальному явлению;
г) отражать специфику государственного управления.
Принципы государственного управления.
1) Общественно-политические (сформулированные в результате познания социальной природы государственного управления, общих закономерностей и основных особенностей его развития).
2) Функционально-структурные (раскрывающие закономерности структуры государственно-управляющих воздействий).
3) Организационно-структурные (отражающие характер, закономерности и специфику организационной структуры государственного управления и служащие отправными моментами при ее формировании и совершенствовании, а также при организации государственно-управляющих воздействий).
4) Государственно-управленческой деятельности (раскрывающие закономерности, отношения и взаимосвязи методов форм и стадий управленческой деятельности государственных органов при формировании и реализации управленческих функций).
Данные принципы приобретают свою специфику в каждой из групп элементов, поскольку место и роль этих групп в системе онтологических элементов государственного управления обусловливают их особое построение.
Становление и развитие местного самоуправления в Республике Казахстан зачастую сводится к разграничению полномочий между разными уровнями государственной власти, перераспределению доходов между бюджетами разного уровня. Это наглядно видно из проекта «Концепция разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений», подготовленной рабочей группой Правительства Республики Казахстан.
Безусловно, эти вопросы очень важны и необходимы в качестве этапа формирования институтов самоуправления. Но разграничение полномочий и совершенствование межбюджетных отношений нельзя рассматривать как самоцель, без увязки с построением в стране гражданского общества, без увязки с основной целью – создания реального местного самоуправления в Республике Казахстан.
В соответствии с рекомендациями Общественного форума «Децентрализация и местное самоуправление в Республике Казахстан: выбор приоритетов», состоявшегося в Алматы 18 февраля 2002 года рабочей группой Центра анализа общественных проблем был подготовлен проект Концепции местного самоуправления Республики Казахстан (первая редакция). Этот проект был в целом одобрен Общественным форумом «Развитие местного самоуправления – первый этап становления гражданского общества», проведенном 22 апреля 2002 года в Астане. Вторая редакция проекта Концепции была опубликована в газетах «Панорама» от 5 июля и «Экономика. Финансы. Рынки» от 12 июля 2002 года.
Настоящая Концепция доработана Рабочей группой Центра анализа общественных проблем с учетом замечаний и предложений, высказанных при обсуждении ее первой редакции.
Правовая основа местного самоуправления в нашей стране предусмотрена Конституцией Республики Казахстан, законодательством республики, регулирующим деятельность местных государственных органов власти. В соответствии с общим законодательством органы государственной власти обязаны создать необходимые правовые, организационные и материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления для реализации конституциональных прав казахстанского народа. В этой связи реформирование системы местных органов власти и становление местного самоуправления является составной частью общей стратегии развития казахстанской государственности.
С этих позиций в рамках предлагаемой Концепции сделана попытка:
- систематизировать цели и задачи развития местного самоуправления в Республике Казахстан и последовательность их реализации;
- сформировать основные требования к построению модели местного самоуправления Республики Казахстан и механизму ее реализации.