Проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 16:21, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке путей развития местного самоуправления в Республики Казахстан. Опыт стран Центральной и Восточной Европы выбран не случайно. Эти страны прошли тот же путь развития, что и страны бывшего Советского Союза. После распада социалистического лагеря в Казахстане происходили политические, социально-экономические и технологические процессы, аналогичные казахстанским, только на десять – пятнадцать лет раньше.
Исходя из поставленной цели, в данной дипломной работе решаются следующие основные задачи:
- изучение современного состояния развития местного самоуправления в странах центральной и восточной Европы, в частности, Казахстана, на основе Европейской Хартии о местном самоуправлении;

Содержание

Введение
3
1
Теоретические аспекты местного самоуправления
5
1.1
Местное самоуправление: сущность и приоритеты развития
5
1.2
Особенности государственного управления. Задачи, функции, принципы государственного управления

14
1.3
Зарубежный опыт взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

26
2
Повышение эффективности органов государственной власти и органов местного самоуправления

34
2.1
Состояние и развитие местного самоуправления в Казахстане
34
2.2
Анализ эффективности органов государственной власти и органов местного самоуправления в РК

44
2.3
Развитие финансового механизма в области местного самоуправления

48
3
Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
59

Заключение
65

Список использованной литературы
68

Приложение А (справочное)
70

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 486.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2 Анализ эффективности органов государственной власти и органов местного самоуправления в РК

 

Повышение эффективности работы государст­венных служащих и государственных органов в целом стало для Казахстана стра­тегической задачей. Для повышения эффектив­ности работы государственного аппарата в целом и его отдель­ных звеньев, были приняты следующие меры.

Во-первых, с целью создания оптимальной структуры Правительства, была проведена его реорганизация на основе разде­ления государственных органов по функциям (планирующие, исполнительные, регулирующие и контрольные). В соответствии с данной схемой было создано министерство экономики и бюд­жетного планирования, ответственное за экономическое и бюд­жетное планирование. В задачи данного министерства были включены составление республиканского бюджета и планиро­вание государственных инвестиционных программ. Исполнение государственного бюджета также было сконцентрировано в од­ном отдельном министерстве.

Во-вторых, была создана постоянно действующая комиссия при Премьер-министре Республики Казахстан по совершен­ствованию государственного управления, основными направ­лениями деятельности которой стали комплексный анализ ра­боты органов государственной власти с выработкой соответ­ствующих рекомендаций; организация интенсивной стажиров­ки (с заимствованием методологии совершенствования государственного управления) в странах с высокоэффективным государственным менеджментом перспективных государствен­ных чиновников; разработка положений о каждом государ­ственном органе, четко формулирующих их функции; разра­ботка стандартов предоставления государственных услуг; вы­работка унифицированных требований к компетентности и психологическим качествам государственных служащих, зани­мающих высшие и средние посты; подготовка унифицирован­ных должностных инструкций, определяющих кто, на каком уровне и какое может принять самостоятельное решение; вы­работка унифицированных критериев оценки деятельности Правительства, ведомств и должностных лиц.

В-третьих, активизировался процесс совершенствования системы и методов управления, внедрения эффективных механиз­мов координации и контроля. Это привело к постепенному фор­мированию целостной многоуровневой системы стратегического планирования. Каждая государственная структура – министерство, национальная компания – стала строить свою работу, исходя из стратегических целей и задач для согласованной координации деятельности государственных органов постоянно фор­мируются межведомственные комиссии, состав которых регла­ментируется на основе должностей.

Усилилось горизонтальное взаимодействие министерств и ве­домств. На основе унифицированных должностных инструкций постепенно вводится практика решения вопросов на уровне ру­ководителей структурных подразделений государственных ор­ганов в рамках их компетенции.

В-четвертых, сфера государственного управления становит­ся «технологически продвинутой». Так, с целью повышения эффективности решения задач по мониторингу, управлению, планированию производства и развития различных отраслей хозяйства страны, идет работа по созданию национальной гео­информационной системы органов государственной власти Рес­публики Казахстан. Целью этой системы, во многом напоминающей «электрон­ное Правительство», является обеспечение органов государственной власти актуальной, достоверной и комплексной информаци­ей для всестороннего исследования, оценки и обоснованности управленческих решений. Государственные органы должны освоить и перейти на но­вые методы работы, применяемые в современной системе го­сударственного управления развитых стран и успешно действу­ющих частных компаний.

Она представляет собой компьютерную систему для сбора, хранения, структурирования и управления, анализа и вывода территориально ориентированных данных. Данная технология объединяет традиционные операции работы с базами данных, такими, как запрос и статистический анализ, с преимущества­ми полноценной визуализации и географического (простран­ственного) анализа, которые предоставляет карта. Кроме того, она обеспечивает уникальные возможности применения в ре­шении широкого спектра задач, связанных с анализом и прогнозом явлений и событий, с выделением главных факторов и причин, а также их возможных последствий, с планированием стратегических решений и текущих последствий предпринима­емых действий.

Технология геоинформационной системы предоставляет но­вый, более эффективный, удобный и быстрый подход к анализу проблем и решению задач, стоящих перед человечеством в це­лом и конкретной организацией или группой людей в частно­сти. Она автоматизирует процедуру анализа и прогноза.

В-пятых, происходит процесс внедрения оценок качества предоставляемых услуг. Предоставление большей самостоя­тельности потребовало новые подходы к системе отчетности и контроля за государственным аппаратам. Если раньше ос­новное внимание уделялось контролю за процессом выполне­ния рабаты и использованием государственных ресурсов, то сейчас упор делается на контроль и оценку результатов и по­следствий.

Наблюдается переход к более простым и экономным организационным структурам, ведущий к ликвидации многих про­межуточных звеньев. Оценка деятельности государственных органов зависит от уровня удовлетворенности граждан государственными услуга­ми, степени их доверия к государству и реальной возможности участвовать в разработке и принятии решений.

В 1990-х годах Институт Всемирного банка разработал систему международных индикаторов государственного управления The Worldwide Governance Indicators (WGI), которые оценивают эффективность управления и позволяют проводить межстрановые сопоставления. В докладе «Показатели Эффективности Государственного Управления в Странах Мира» указывается, что правительства многих развивающихся стран достигли существенных успехов в борьбе с коррупцией, а некоторые из них уже не уступают развитым странам по сводным показателям эффективности государственного управления. Примеры надлежащего управления отмечаются в странах с самым разным уровнем дохода, и несколько стран с формирующейся рыночной экономикой не уступают развитым странам по основным показателям качества государственного управления.

Оценка страны производилась на основе процентных показателей. Каждое государство по каждому из шести критериев получала свой рейтинг. К примеру, рейтинг 70% означает, что качество государственного управления в данном государстве лучше, чем в 70% государств мира, но хуже, чем в 30%.

Минувшее десятилетие ознаменовалось для Казахстана бурным социально-экономическим ростом, временем новых побед и высоких достижений. Так, еще в 2008 году в сравнении с 2000 годом, на два года раньше запланированного, был удвоен объем ВВП республики. Среднемесячная заработная плата выросла в 5 раз, а средний размер пенсий в 3 раза. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась в 4 раза (с 50% до 12%). Улучшились основные показатели здоровья населения. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 65 до 68 лет. В два раза уменьшилась материнская смертность, в полтора раза возросла рождаемость. За десять лет были построены 652 школы и 463 объекта здравоохранения.

Признавая наши достижения, ООН в своем Докладе в 2009 году включила Казахстан в категорию стран с высоким уровнем человеческого потенциала. Это – неоспоримое свидетельство нашего возросшего благосостояния! За десятилетие обладателями жилья стали 350 тысяч семей – это примерно 1,2 миллиона человек. Построено и отремонтировано 32 тысячи километров дорог, это одна треть всех дорог Казахстана.

За 2009 год рост экономики составил 1,1%, в промышленности 1,7% (Таблица 5). Казахстан оказался в «группе прорыва» стран с положительными темпами роста. Валовые международные резервы и активы Национального фонда превысили 50 миллиардов долларов, и возросли за последние десять лет более чем в 25 раз. Уровень безработицы составил 6,3%, что ниже, чем в докризисные времена. Благодаря эффективно реализованной Стратегии занятости, в стране было создано свыше 400 тысяч рабочих мест.

Таким образом, можно констатировать о наличии в нашей стране эффективной государственной системы по управлению процессами социально-экономического развития, доказательством чего могут служить как уже имеющиеся результаты, так и намеченные показатели развития республики на будущее десятилетие.

В своем очередном послании народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» Н.А. Назарбаев обозначил основные направления развития республики на ближайшие десять лет [43]. Согласно утвержденному 1 февраля текущего года Стратегическому плану развития Казахстана  до 2020 года государству предстоит:

1) подготовить экономику к посткризисному развитию;

2) добиться устойчивого роста экономики за счет форсированной индустриализации и развития инфраструктуры;

3) активно инвестировать в будущее ради повышения конкурентоспособности человеческого капитала;

4) обеспечить казахстанцев качественными социальными и жилищно-коммунальными услугами;

5) укрепить межнациональное согласие, повысить национальную безопасность, дальше развивать международные отношения.

Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года предусмотрено достижение ключевых показателей развития страны. Таким образом, доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП к 2015 году составит не менее 12,5 процента, а к 2020 году – не менее 13 процентов. Доля несырьевого экспорта в общем объеме увеличится с 10 до 40 процентов к 2015 году и до 45 процентов – к 2020 году. Производительность труда в обрабатывающей промышленности планируется увеличить в 1,5 раза к 2015 году и в 2 раза к 2020 году, а в сельском хозяйстве в 2 раза к 2015 году и в 4 раза к 2020 году. Энергоемкость ВВП снизится не менее чем на 10 процентов к 2015 году и не менее чем на 25 процентов к 2020 году.  К 2020 году ВВП увеличится в реальном выражении не менее чем на треть по сравнению с уровнем 2009 года. По плану инфляция в среднем за десятилетний период будет находиться в пределах 5–8 процентов. Создание реальных условий для повышения качества жизни и укрепления социальной стабильности в обществе остается одним из главных приоритетов страны. Для этих целей будет создана эффективная система социальной защиты для тех, кто действительно в ней нуждается. С другой стороны, будут выработаны эффективные меры по обеспечению занятости населения и уменьшению безработицы, уровень которой к 2020 году не будет превышать 5 процентов (в последние 5 лет он составлял 7–8 процентов).

К 2015 году будет завершено внедрение Единой национальной системы здравоохранения. Эффективное межведомственное взаимодействие в области охраны здоровья населения и конкурентоспособная система здравоохранения позволят к 2020 году вдвое снизить материнскую и младенческую смертность, на 30 процентов уменьшить общую смертность, сократить заболеваемость туберкулезом на 20 процентов, значительно ограничить табакокурение, наркоманию и злоупотребление алкоголем. В целом ожидаемая продолжительность жизни увеличится с 68 до 72 лет.

 

 

2.3 Развитие финансового механизма в области местного самоуправления

 

Бюджет является основой деятельности муниципального образования. Принципы его составления и исполнения едины для всех уровней местного самоуправления. Они определяются законом о публичных финансах.

Характеристика бюджета муниципального образования:

- является годовым планом доходов, расходов, дополнительных бюджетных доходов и дополнительных бюджетных расходов;

- всегда сбалансирован, - утверждается советом муниципального образования;

- содержит другие существенные для финансов местного самоуправления элементы, такие как:

1) долгосрочный прогноз долга;

2) доходы и расходы всех структурных подразделений;

3) источники финансирования дефицита;

4) полномочия для бургомистра/исполнительного комитета, дающие возможность четкого исполнения бюджета.

Годовой характер бюджета означает, что совет муниципального образования должен утверждать бюджет каждый год. Это не исключает составления многолетних инвестиционных планов. Однако задачи, установленные многолетним инвестиционным планом на определенное количество лет, должны появиться в годовом бюджете. Многолетние инвестиционные планы охватывают как задачи, предусмотренные к выполнению в данном году и финансируемые из текущего бюджета, так и план расходов на два последующих года.

Основными величинами бюджета являются:

- доходы;

- расходы;

- дополнительные бюджетные доходы (займы, кредиты, выпущенные облигации, неиспользованные средства с предыдущих лет, средства, полученные в процессе приватизации);

- дополнительные бюджетные расходы (погашение займов и кредитов, выкуп выпущенных облигаций).

Превышение доходов над расходами означает появление профицита, а превышение расходов над доходами - дефицита бюджета. Дефицит бюджета может покрываться исключительно вышеуказанными дополнительными бюджетными доходами.

Бюджет муниципального образования составляется органами местной власти / исполнительным органом / исполнительного комитета является приготовления проекта до 15 ноября года, предшествующего бюджетному году. Проект передается совету и Региональной счетной палате. К проекту бюджета прилагается информация о состоянии коммунального имущества. Эта информация должна отражать состояние имущества муниципального образования в момент приготовления проекта бюджета и показывать изменения в этом имуществе, происшедшие на протяжении последнего года. Это исключительно информационный материал, не являющийся частью бюджета.

Информация о работе Проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в РК