Проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 16:21, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке путей развития местного самоуправления в Республики Казахстан. Опыт стран Центральной и Восточной Европы выбран не случайно. Эти страны прошли тот же путь развития, что и страны бывшего Советского Союза. После распада социалистического лагеря в Казахстане происходили политические, социально-экономические и технологические процессы, аналогичные казахстанским, только на десять – пятнадцать лет раньше.
Исходя из поставленной цели, в данной дипломной работе решаются следующие основные задачи:
- изучение современного состояния развития местного самоуправления в странах центральной и восточной Европы, в частности, Казахстана, на основе Европейской Хартии о местном самоуправлении;

Содержание

Введение
3
1
Теоретические аспекты местного самоуправления
5
1.1
Местное самоуправление: сущность и приоритеты развития
5
1.2
Особенности государственного управления. Задачи, функции, принципы государственного управления

14
1.3
Зарубежный опыт взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

26
2
Повышение эффективности органов государственной власти и органов местного самоуправления

34
2.1
Состояние и развитие местного самоуправления в Казахстане
34
2.2
Анализ эффективности органов государственной власти и органов местного самоуправления в РК

44
2.3
Развитие финансового механизма в области местного самоуправления

48
3
Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
59

Заключение
65

Список использованной литературы
68

Приложение А (справочное)
70

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 486.50 Кб (Скачать файл)

Проблемы возникали в том случае, когда какая-либо из служб действовала на территории, лежащей за пределами. В таком случае существовало два решения проблемы:

1) разделение этой единицы;

2) подписание соглашения, в котором указывается, какому из местным органам будет принадлежать данная единица.

С 1 января 1999 года областным акиматам были переданы начальные, специальные, средние и спортивные школы, которые до 31 декабря 1998 года входили в компетенцию министерства, либо представителя министерства в регионе.

Передача местному органу власти всех этих административных единица послужила также основанием для передачи имущества этих единиц согласно статье 4 в положении о «Правилах по введению закона о реформировании общественной администрации». Государственное имущество, принадлежащее учреждениям и органам государственной администрации с 1 января 1999 года, передавалось  согласно принятому законодательству становилось имуществом органов местного самоуправления. Воевода (представитель власти в регионе) своим письменным постановлением подтверждал передачу имущества (документ является основанием для дальнейших действий).

Серьезной проблемой были и есть случаи, когда имущество и особенно земельные участки не имеют урегулированного правового статуса. В результате ,а также из-за того, что коммунистические власти не проявляли должного внимания к вопросу о правовом урегулировании статуса имущества, многие государственные объекты были построены на землях, занятых государством без соответствующих документов. Закон «перебрасывает» все затраты, связанные с урегулированием статуса имущества на государство, и это позволяет органам местного самоуправления получить имущество с уже урегулированным статусом.

Следующая, 64-я статья в законе говорит о том, что имущество передано безвозмездно и свободно от налогов и сборов.

Конечно, местный орган власти может выступить с предложением о передаче государственного имущества, непосредственно не принадлежащего данной административной единице. В этом случае действует статья 64 закона, которая ограничивает такую возможность. Передано должно быть только то имущество, которое необходимо для реализации заданий (поэтому очень важно иметь список заданий акимов). Имущество может быть передано также по просьбе администрации акиматов и соответствующего решения . Следует подчеркнуть, что воевода не обязан удовлетворить просьбу администрации акиматов, особенно если это имущество уже используется. Поэтому некоторые исполнители местных органов власти  в первом году деятельности львиную часть своих финансовых средств направляли на строительство резиденций, так как состояние передаваемого им имущества и недвижимости не позволяло работникам администрации эффективно работать.

Недвижимость передавалась вместе с задолженностью, которая должна быть отражена в документах. Решение о передаче имущества и недвижимости являлось основанием для внесения записи в кадастровые книги.

Согласно Закону передаче не подлежат:

- межконтинентальные и проточные поверхностные воды (реки);

- земельные участки, находящиеся около рек и береговая линия (острова и т.п.);

- территория, находящаяся между рекой и дамбой, защищающей от наводнений;

- защитные дамбы и земельные участки, на которых они построены;

- искусственные водоемы, плотины, водные каскады и другое гидротехническое оборудование и постройки.

Закон также упоминал о государственной недвижимости, которая принадлежала армии (Агентству армейского имущества) и предписывал передачу этой недвижимости местному самоуправлению для использования в соответствии.

Тут уже был, затронут вопрос о юридическом статусе имущества. Особенно актуальный, когда речь идет о дорогах, так как в Казахстане в связи с раздроблением собственности на землю большинство дорог было построено на земельных участках, не принадлежащих государству. В этом случае согласно Закону, с 1 января 1999 года участок становится собственностью государства либо местного самоуправления (в зависимости от того, кому принадлежит данная дорога), а владелец участка получал компенсацию.

Органам местного самоуправления переданы были также еще не законченные государственные инвестиции, если они входили в сферу их компетенции и обязанностей. В результате органы местного самоуправления не только получали имущество, но также обязаны были продолжать инвестиции. В таких случаях законодатель предусматривает предоставление органам местного самоуправления целевых дотаций для осуществления инвестиции.

Аналогичные правовые нормы предусматриваются и для регионов (воеводств). Необходимо, однако, помнить о меньшем объеме обязанностей администрации на уровне воеводства, а также о центральной администрации, которая тоже действует на этом уровне. Однако само законодательство по отношению к регионам не меняется. Акиматы также получили многие не законченные государственные инвестиции, и поэтому в их финансовых отчетах преобладают такие статьи, как целевые дотации и инвестиционные расходы.

Органы местного самоуправления имеют право создавать объединения (ассоциации). Большинство таких ассоциаций, особенно на национальном уровне, создается для лоббирования интересов местного самоуправления. Однако существуют также объединения, созданные для строительства общей инфраструктуры. С точки зрения законодательства, эти объединения имеют такое же право на владение имуществом, как и местное самоуправление, однако таким объединениям имущество никто не передавал. Кроме того, источником основных доходов в таких союзах являются членские взносы участников, а органы местного самоуправления неохотно передают свои доходы другим организациям. Поэтому большинство объединений лишь координируют действия, а не создают собственного имущества. Одним из немногих кредитоспособных объединений, имеющим собственное, созданное им же имущество.

Как уже говорилось, в основном местные органы имеют большую свободу в управлении активами. На сегодняшний день законодательство, регулирующее работу местного самоуправления, не имеет ограничений по данному вопросу, однако следует отметить, что подобные ограничения могут присутствовать в других нормативных актах.

Например, Закон «О хозяйствовании недвижимостью» от 21 августа 1997 года, регулирующий способы управления недвижимостью.

Этот Закон, в основном, касается вопросов управления государственной недвижимостью, а также недвижимостью, принадлежащей местному самоуправлению. Закон определяет способы оценки во время продажи принадлежащей местному самоуправлению недвижимости. Из Закона следует, что начальная цена во время аукциона по продаже недвижимости (закон также определяет, как должен выглядеть аукцион) не может быть ниже минимальной цены, указанной независимым экспертом. Согласно закону, недвижимость, находящаяся в собственности местного самоуправления, может быть продана, заменена либо передана в вечное пользование, отдана в аренду или пользование, передана для постоянного управления, а также может иметь ограниченные имущественные права, внесена в форме вложения недвижимого имущества в компанию, передана в форме основных фондов коммунальным предприятиям или созданным организациям. Ограничения, наложенные на продажу или передачу недвижимость в вечное пользование, пользование либо аренду, действуют в том случае, если данная недвижимость расположена в районе:

- приморской береговой линии - необходимо согласие компетентных органов центральной администрации;

- угольных месторождений - в случае отсутствия планов развития необходимо иметь концессию на добычу ископаемых, выданную компетентным органом;

- государственного заповедника - необходимо разрешение директора данного заповедника;

- граничит с недвижимостью, которая была отдана в управление государственным структурам с целью повышения обороноспособности и безопасности государства - необходимо разрешение компетентных государственных органов.

На недвижимость, внесенную в реестр памятников архитектуры, также наложены некоторые ограничения.

Закон устанавливает фонд недвижимости местного самоуправления (т.е. всю недвижимость, принадлежащую местным органам), согласно закону основанием для управления недвижимостью являются планы по благоустройству и застройке территории. Местный фонд недвижимости может использоваться для развития местного самоуправления, проводимой инвестиционной деятельности, в особенности, строительства квартир и инфраструктуры, реализации других общественных задач. Согласно законодательству, управление недвижимостью заключается, прежде всего, в разработке геодезической, юридической и проектной документации, разделении и объединении недвижимости, по мере возможностей, оснащении недвижимости технической инфраструктурой.

Закон также определяет круг пользователей, имеющих преимущественное право покупки, в особенности это касается жителей, Совет гмины может также выдавать соответствующие постановления о преимущественном праве на покупки нанимателем данной недвижимости, принадлежащей гмине.

Достаточно важной является статья 22, из которой следует, что земельный участок, принадлежащий государству и предназначенный под строительство многоквартирных домов или связанной с этим строительством технической инфраструктуры, передаются гмине безвозмездно, на основании заявления, в котором акиматы должна доказать, что такая передача отвечает важным интересам акиматы и реализации конкретных задач, а также что государство не сможет реализовать эти задачи. В договоре о безвозмездной передаче акимат быть отражены задачи, для которых недвижимость передается акимату. В случае, если недвижимость будет использована не по назначению, она может быть возвращена.

Благодаря этой статье закона, местное самоуправление получило ресурсы, с условием, что они будут направлены на строительство многоквартирных домов.

Органы местного самоуправления, в основном большие города, владеющие большими активами, создают в структуре своих ведомств отделы, занимающиеся управлением недвижимостью (инфраструктуру для реализации коммунальных услуг обычно передают тем, кто эти услуги выполняет). В основном это касается жилья, домов (в том числе нежилых помещений), а также земельных участков. Отделы организуют тендеры по сдаче в наем, особенно нежилых помещений, стараются продавать квартиры жильцам, а также продают и покупают, по необходимости, земельные участки. Важную роль играет также координация работы отделов для создания, например, плана урбанизации и застройки территории, а после этого постройки на данных участках необходимой инфраструктуры.

Следует заметить, что органы местного самоуправления, особенно небольшие поселки, только учатся управлять недвижимостью. В 90-х годах большинство работ проводилось хаотически, без координации с другими работами (например, планы застройки территории), не было видно цели изменений в активах большинства единиц местного самоуправления. В конце 90-х большинство органов местного самоуправления разработали долгосрочные стратегические планы и подробные стратегии хозяйствования активами, и поэтому смогли приступить к профессиональному управлению недвижимостью.

Местные органы власти  имеют свои советы, избираемые общими выборами на срок 5 лет. В случае совет называется муниципальным хозяйством.

Советы располагают полномочиями в области принятия местных нормативно-правовых актов. Кроме того, советы утверждают бюджет, назначают исполнительный комитет и утверждают его финансовый отчет. Совет имеет также контрольные полномочия.

Кроме канцелярии, в районных акиматах вспомогательные структурные подразделения: бюджетные учреждения и заведения, а также хозяйственные общества.

Подобно  предметом компетенции которых является принятие местных, нормативно-правовых актов: такими органами являются маслихаты, избираемые общими выборами на срок 4 лет. С 2002 года единоличный исполнительный орган избирается также на общих выборах.

В сельских акиматах исполнительным органом является аким сельского округа, в городах свыше 100 тыс. жителей – аким города, в остальных - президент. Полномочия этих органов одинаковы, разница наблюдается только в названии.

Аким города руководит канцелярией города. Акимат может образовывать вспомогательные структурные подразделения: бюджетные учреждения и заведения, а также хозяйственные общества.

Особенной формой являются большие города, в которых объединены функции. Чтобы не создавать двух мест с канцеляриями и управлениями, действующих на той же территории, созданы города на правах органов местной власти. В таком случае городской маслихат и аким города, а значит, выполняют все задачи и располагают одним общим бюджетом.

Подводя итоги, успехом процесса казахстанской децентрализации следует считать широкую гамму полномочий и собственных доходов муниципальных образований на базовом уровне. На уровне местных органов власти децентрализация прошла в недостаточной степени. С другой стороны, власти местное самоуправление после 1 мая 2004 года, то есть после вступления Казахстана в Европейский Союз, наконец-то начинает играть значимую роль. Этой ролью является разделение средств из структурных фондов Европейского Союза, предназначенных на региональное развитие.

Одной из самых трудных задач, переданных в ведение муниципалитетов, являются полномочия в области образования. Расходы на образование доминируют в местных бюджетах, хотя роль муниципальных образований в этой сфере непропорциональна финансовому вкладу.

Вступление Казахстана в Европейский Союз для органов местного самоуправления связано также с необходимостью улучшения состояния окружающей среды. После переговоров с Европейским Союзом для Казахстана установлены переходные периоды, касающиеся строительства систем канализации и очистки сточных вод, сбора и утилизации отходов, качества воды и охраны воздуха. Все вышеперечисленные задачи являются задачами из области коммунального хозяйства, финансируемыми в основном акиматов, в связи, с чем все инвестиционные усилия будут лежать на их «плечах». Органы местной власти рассчитывают на возможность получения средств Республиканской казны, а также на помощь из государственного бюджета, однако они должны выполнить организационные усилия и обеспечить присутствие собственных средств (дотации никогда не предусматривают 100 % стоимости инвестиции). С другой стороны, акиматы осознают, что строительство коммунальной инфраструктуры важно для локального экономического развития.

Информация о работе Проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в РК