Проблемы развития системы образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:24, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность задачи обновления законодательства в области образования обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы образования, с другой - ярко обозначившимся в последние годы разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, снижением эффективности правового регулирования в сфере образования.

Содержание

Введение..................................................................................................................................................3
1. Система образования в России на современном этапе.................................................................4
2. Основные принципы государственной политики в сфере образования........................................5
3. Значение региональных органов власти в развитии образования.................................................6
4. Проблемы общего (школьного) образования...................................................................................7
4.1 Определение качества школьного образования............................................................................7
4.2 Качество стандартов образования и многообразие учебных пособий.....................................9
4.3 Сравнительный анализ стандартов образования первого и второго поколения....................10
4.4 Автономия школы...........................................................................................................................15
5. Проблемы высшего образования в России.....................................................................................18
5.1 Платное образование. Проблема качества образования...........................................................18
5.2 Коррупция в ВУЗах и меры по ее противодействию..................................................................19
5.3 Мониторинг эффективности и «зачистка» ВУЗов...................................................................21
6. Проблемы экономического образования в школах и университетах..........................................22
6.1 Школьное экономическое образование.........................................................................................22
6.2 Высшее экономическое образование.............................................................................................24
7. Заработная плата работников сферы образования.....................................................................25
8. Прогноз развития сферы образования на период до 2020 года. Тенденции и перспективы..........................................................................................................................................30
8.1 Общее школьное образование........................................................................................................30
8.2 Высшее профессиональное образование.......................................................................................31
Заключение............................................................................................................................................33
Список литературы............................................................................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание работы.docx

— 345.89 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение..................................................................................................................................................3

1. Система образования в России на современном этапе.................................................................4

2. Основные принципы государственной политики в сфере образования........................................5

3. Значение региональных органов власти в развитии образования.................................................6

4. Проблемы общего (школьного) образования...................................................................................7

4.1 Определение качества школьного образования............................................................................7

4.2 Качество стандартов образования и многообразие учебных пособий.....................................9

4.3 Сравнительный анализ стандартов образования первого и второго поколения....................10

4.4 Автономия школы...........................................................................................................................15

5. Проблемы высшего образования в России.....................................................................................18

5.1 Платное образование. Проблема качества образования...........................................................18

5.2 Коррупция в ВУЗах и меры по ее противодействию..................................................................19

5.3 Мониторинг эффективности и «зачистка» ВУЗов...................................................................21

6. Проблемы экономического образования в школах и университетах..........................................22

6.1 Школьное экономическое образование.........................................................................................22

6.2 Высшее экономическое образование.............................................................................................24

7. Заработная  плата работников сферы образования.....................................................................25

8. Прогноз развития сферы образования на период до 2020 года. Тенденции и перспективы..........................................................................................................................................30

8.1 Общее школьное образование........................................................................................................30

8.2 Высшее профессиональное образование.......................................................................................31

Заключение............................................................................................................................................33

Список литературы............................................................................................................................34

 

 

 

 

Введение

Образование является одной  из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком  систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования  является сложным социально-экономическим  и научно-техническим комплексом народного хозяйства России. Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Основные принципы образовательной политики в России определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. Концепция взаимосвязана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в образовании.

Актуальность задачи обновления законодательства в области образования  обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы образования, с другой - ярко обозначившимся в последние годы разрывом между потребностями образовательной  практики и ее законодательным обеспечением, снижением эффективности правового  регулирования в сфере образования.

Приведение законодательства в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования, повышение эффективности механизма правового регулирования, создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования – являются давно назревшей проблемой.

Важнейшим условием формирования образованной личности выступает развитие системы обучения. В течение последнего десятилетия в школах России идет процесс перехода их образовательной деятельности от функционирования к планомерному, поэтапному развитию. Система образования, являясь составной частью социальной сферы, должна адекватно реагировать на постоянно обновляющуюся законодательную базу.

 

 

 

 

 

1. Система образования в России на современном этапе

Образование - один из аспектов многостороннего процесса социализации, с помощью которого индивид приобретает  модели поведения, необходимые ему  для эффективного участия в жизни  общества. Оно представляет собой  процесс, в котором одни индивиды имеют статус учителя, а другие - ученика, исполняя соответствующие этим статусам роли.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую  свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Система образования структурирована  и по иным принципам, она включает ряд звеньев:

- систему дошкольного воспитания и образования;

- общеобразовательную школу;

- профессионально-техническое образование;

- среднее профессиональное образование;

- высшее образование;

- послевузовское образование;

- систему переподготовки  специалистов.

Происходящие в образовании  изменения отражаются в сложившейся  к настоящему времени системе  образовательной статистики, которая  содержит многие сведения, характеризующие  состояние, а также количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования. В ней нашли свое отражение новые явления и процессы в сфере образования (создание негосударственных учреждений, платное обучение в государственных учебных заведениях, формирование многоуровневой системы подготовки специалистов и др.). Постепенно вводятся показатели, отвечающие международным требованиям.

Тем не менее, сегодняшняя  образовательная статистика характеризует  главным образом количественные аспекты системы образования  и образовательной деятельности, и слабо ориентирована на оценку качества образовательной деятельности и ее результативность. В ней не нашла адекватного отражения  кардинально изменившаяся ситуация в управлении, организационной структуре, финансировании сферы образования.

2. Основные принципы государственной политики в сфере образования

Доктрина российского  образования основывается на следующих  принципах:

1) признание приоритетности  образования;

2) обеспечение права  каждого человека на образование,  недопустимость дискриминации в  сфере образования;

3) гуманистический характер  образования, приоритет жизни  и здоровья человека, прав и  свобод личности, свободного развития  личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма,  ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе  и окружающей среде, рационального  природопользования;

4) единство образовательного  пространства на территории Российской  Федерации, защита и развитие  этнокультурных особенностей и  традиций народов Российской  Федерации в условиях многонационального  государства;

5) создание благоприятных  условий для интеграции системы  образования Российской Федерации  с системами образования других  государств на равноправной и  взаимовыгодной основе;

6) светский характер  образования в государственных,  муниципальных организациях, осуществляющих  образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения  образования согласно склонностям  и потребностям человека, создание  условий для самореализации каждого  человека, свободное развитие его  способностей, включая предоставление  права выбора форм получения  образования, форм обучения, организации,  осуществляющей образовательную  деятельность, направленности образования  в пределах, предоставленных системой  образования, а также предоставление  педагогическим работникам свободы  в выборе форм обучения, методов  обучения и воспитания;

8) обеспечение права  на образование в течение всей  жизни в соответствии с потребностями  личности, адаптивность системы  образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям  и интересам человека;

9) автономия образовательных  организаций, академические права  и свободы педагогических работников  и обучающихся, предусмотренные  настоящим Федеральным законом,  информационная открытость и  публичная отчетность образовательных  организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения  или устранения конкуренции в  сфере образования;

12) сочетание государственного  и договорного регулирования  отношений в сфере образования.

 

 

3. Значение региональных органов власти в развитии образования

Регионы играют значительную роль в инновационном развитии образования, поскольку реальная реформа не может ограничиваться единой программой действий по всей России в целом. Она не может всюду проводиться по одной и той же схеме, исходить из одинакового набора задач, средств, темпов ее осуществления. Успешное проведение реформы возможно только при сочетании разнообразия конкретных подходов в отдельных регионах и единых принципов реформы. Чрезвычайно важное значение имеет образовательное законотворчество субъектов Федерации, которое является как фактором обогащения общефедерального законодательства об образовании, так и действенным инструментом развития образования в регионах.

Сегодня, когда основы федерального и регионального законодательства во всех сферах общественной жизни  приведены в соответствие, образовательное  законотворчество регионов призвано решать три основные задачи:

1) восполнение пробелов  законодательства применительно  к образовательным потребностям  регионов в пределах установленного  разграничения полномочий;

2) экономическая и социальная  поддержка образовательных систем  регионов и отдельных образовательных  учреждений;

3) опережающая постановка  и решение задач инновационного  развития образования в регионах.

Поскольку реальные условия  образовательной жизни регионов чрезвычайно многообразны, нет необходимости  разрабатывать какую-либо единую модель законодательства образования для  всех субъектов Федерации. Однако есть очевидная необходимость координационной  и консультационной работы на федеральном  и региональном уровнях в вопросах регионального образовательного законотворчества.

Исторически сложились и продолжают сохраняться диспропорции в экономическом положении регионов, а равно и в образовательном потенциале, ведущие к «географическому» неравенству их образовательных возможностей. Это требует приоритетной поддержки образования в депрессивных регионах и выравнивания образовательного потенциала субъектов Российской Федерации. 

Значение инновационной  деятельности в сфере образования  трудно переоценить. Система общего и профессионального образования  обеспечивает Государство самым  важным и ценным ресурсом - квалифицированными специалистами, способными быстро и  качественно решать поставленные перед  ними задачи.

Развитие глобальной экономики  неизбежно влечет за собой увеличение требований к специалистам в самых  разных сферах, что вынуждает учебные заведения адаптироваться к новым условиям. Сохранить неизменно высокое качество подготовки специалистов помогает следование новейшим тенденциям в образовательной деятельности.

Инновации в образовании - это не только внедрение компьютерных технологий, это и обновленные  методики преподавания, и современные  подходы к работе с обучаемыми, и адаптация к требованиям промышленности.

Инновационная деятельность в любом учебном заведении  сопряжена с множеством трудностей и одной из серьезных проблем  является слабая теоретическая база. Отсутствие или недостаточность  готовых методик и наработанного  опыта вынуждает учебные заведения  самостоятельно заниматься разработкой  инновационных программ вместо применения уже отработанных решений.

4. Проблемы общего (школьного) образования

4.1 Определение качества школьного образования

1) число выпускников, поступивших в ВУЗ по окончанию школы

2) число и динамика случаев асоциального поведения школьников

В массовом сознании старшая школа считается хорошей, если по её завершению достаточно большое число выпускников поступало в высшие учебные заведения. В настоящее время этот показатель является доминирующим, причем не только у населения, но и у многих экспертов и аналитиков с одной лишь поправкой – сегодня в связи с чрезмерным увеличением числа ВУЗов и программ ценится не только и не столько поступление в любой ВУЗ или его филиал, но поступление в престижные ВУЗы на престижные специальности.

Информация о работе Проблемы развития системы образования в России