Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:24, контрольная работа
Актуальность задачи обновления законодательства в области образования обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы образования, с другой - ярко обозначившимся в последние годы разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, снижением эффективности правового регулирования в сфере образования.
Введение..................................................................................................................................................3
1. Система образования в России на современном этапе.................................................................4
2. Основные принципы государственной политики в сфере образования........................................5
3. Значение региональных органов власти в развитии образования.................................................6
4. Проблемы общего (школьного) образования...................................................................................7
4.1 Определение качества школьного образования............................................................................7
4.2 Качество стандартов образования и многообразие учебных пособий.....................................9
4.3 Сравнительный анализ стандартов образования первого и второго поколения....................10
4.4 Автономия школы...........................................................................................................................15
5. Проблемы высшего образования в России.....................................................................................18
5.1 Платное образование. Проблема качества образования...........................................................18
5.2 Коррупция в ВУЗах и меры по ее противодействию..................................................................19
5.3 Мониторинг эффективности и «зачистка» ВУЗов...................................................................21
6. Проблемы экономического образования в школах и университетах..........................................22
6.1 Школьное экономическое образование.........................................................................................22
6.2 Высшее экономическое образование.............................................................................................24
7. Заработная плата работников сферы образования.....................................................................25
8. Прогноз развития сферы образования на период до 2020 года. Тенденции и перспективы..........................................................................................................................................30
8.1 Общее школьное образование........................................................................................................30
8.2 Высшее профессиональное образование.......................................................................................31
Заключение............................................................................................................................................33
Список литературы............................................................................................................................34
Содержание
Введение......................
1. Система образования
в России на современном этапе.........................
2. Основные принципы
государственной политики в сфере образования...................
3. Значение региональных
органов власти в развитии образования...................
4. Проблемы общего
(школьного) образования...................
4.1 Определение качества
школьного образования...................
4.2 Качество стандартов
образования и многообразие учебных пособий.......................
4.3 Сравнительный
анализ стандартов образования первого
и второго поколения....................
4.4 Автономия школы.........................
5. Проблемы высшего
образования в России........................
5.1 Платное образование.
Проблема качества образования...................
5.2 Коррупция в ВУЗах
и меры по ее противодействию...............
5.3 Мониторинг эффективности
и «зачистка» ВУЗов.........................
6. Проблемы экономического
образования в школах и университетах.................
6.1 Школьное экономическое
образование...................
6.2 Высшее экономическое
образование...................
7. Заработная
плата работников сферы
8. Прогноз развития
сферы образования на период до 2020 года.
Тенденции и перспективы...................
8.1 Общее школьное
образование...................
8.2 Высшее профессиональное
образование...................
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
Образование является одной
из важнейших подсистем социальной
сферы государства, обеспечивающей
процесс получения человеком
систематизированных знаний, умений
и навыков с целью их эффективного
использования в
Главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Основные принципы образовательной политики в России определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. Концепция взаимосвязана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в образовании.
Актуальность задачи обновления
законодательства в области образования
обусловлена, с одной стороны, динамичным
развитием и процессами модернизации
системы образования, с другой - ярко
обозначившимся в последние годы
разрывом между потребностями
Приведение законодательства в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования, повышение эффективности механизма правового регулирования, создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования – являются давно назревшей проблемой.
Важнейшим условием формирования образованной личности выступает развитие системы обучения. В течение последнего десятилетия в школах России идет процесс перехода их образовательной деятельности от функционирования к планомерному, поэтапному развитию. Система образования, являясь составной частью социальной сферы, должна адекватно реагировать на постоянно обновляющуюся законодательную базу.
1. Система образования в России на современном этапе
Образование - один из аспектов многостороннего процесса социализации, с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества. Оно представляет собой процесс, в котором одни индивиды имеют статус учителя, а другие - ученика, исполняя соответствующие этим статусам роли.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.
Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев:
- систему дошкольного воспитания и образования;
- общеобразовательную школу;
- профессионально-техническое образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее образование;
- послевузовское образование;
- систему переподготовки специалистов.
Происходящие в образовании изменения отражаются в сложившейся к настоящему времени системе образовательной статистики, которая содержит многие сведения, характеризующие состояние, а также количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования. В ней нашли свое отражение новые явления и процессы в сфере образования (создание негосударственных учреждений, платное обучение в государственных учебных заведениях, формирование многоуровневой системы подготовки специалистов и др.). Постепенно вводятся показатели, отвечающие международным требованиям.
Тем не менее, сегодняшняя
образовательная статистика характеризует
главным образом количественные
аспекты системы образования
и образовательной
2. Основные принципы государственной политики в сфере образования
Доктрина российского образования основывается на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права
каждого человека на
3) гуманистический характер
образования, приоритет жизни
и здоровья человека, прав и
свобод личности, свободного развития
личности, воспитание взаимоуважения,
трудолюбия, гражданственности,
4) единство образовательного
пространства на территории
5) создание благоприятных
условий для интеграции
6) светский характер
образования в государственных,
7) свобода выбора получения
образования согласно
8) обеспечение права
на образование в течение всей
жизни в соответствии с
9) автономия образовательных
организаций, академические
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
3. Значение региональных органов власти в развитии образования
Регионы играют значительную роль в инновационном развитии образования, поскольку реальная реформа не может ограничиваться единой программой действий по всей России в целом. Она не может всюду проводиться по одной и той же схеме, исходить из одинакового набора задач, средств, темпов ее осуществления. Успешное проведение реформы возможно только при сочетании разнообразия конкретных подходов в отдельных регионах и единых принципов реформы. Чрезвычайно важное значение имеет образовательное законотворчество субъектов Федерации, которое является как фактором обогащения общефедерального законодательства об образовании, так и действенным инструментом развития образования в регионах.
Сегодня, когда основы федерального
и регионального
1) восполнение пробелов
законодательства
2) экономическая и социальная
поддержка образовательных
3) опережающая постановка
и решение задач
Поскольку реальные условия
образовательной жизни регионов
чрезвычайно многообразны, нет необходимости
разрабатывать какую-либо единую модель
законодательства образования для
всех субъектов Федерации. Однако есть
очевидная необходимость
Исторически сложились и продолжают сохраняться диспропорции в экономическом положении регионов, а равно и в образовательном потенциале, ведущие к «географическому» неравенству их образовательных возможностей. Это требует приоритетной поддержки образования в депрессивных регионах и выравнивания образовательного потенциала субъектов Российской Федерации.
Значение инновационной
деятельности в сфере образования
трудно переоценить. Система общего
и профессионального
Развитие глобальной экономики неизбежно влечет за собой увеличение требований к специалистам в самых разных сферах, что вынуждает учебные заведения адаптироваться к новым условиям. Сохранить неизменно высокое качество подготовки специалистов помогает следование новейшим тенденциям в образовательной деятельности.
Инновации в образовании - это не только внедрение компьютерных технологий, это и обновленные методики преподавания, и современные подходы к работе с обучаемыми, и адаптация к требованиям промышленности.
Инновационная деятельность
в любом учебном заведении
сопряжена с множеством трудностей
и одной из серьезных проблем
является слабая теоретическая база.
Отсутствие или недостаточность
готовых методик и
4. Проблемы общего (школьного) образования
4.1 Определение качества школьного образования
1) число выпускников, поступивших в ВУЗ по окончанию школы
2) число и динамика случаев асоциального поведения школьников
В массовом сознании старшая школа считается хорошей, если по её завершению достаточно большое число выпускников поступало в высшие учебные заведения. В настоящее время этот показатель является доминирующим, причем не только у населения, но и у многих экспертов и аналитиков с одной лишь поправкой – сегодня в связи с чрезмерным увеличением числа ВУЗов и программ ценится не только и не столько поступление в любой ВУЗ или его филиал, но поступление в престижные ВУЗы на престижные специальности.
Информация о работе Проблемы развития системы образования в России