Проблемы развития системы образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:24, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность задачи обновления законодательства в области образования обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы образования, с другой - ярко обозначившимся в последние годы разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, снижением эффективности правового регулирования в сфере образования.

Содержание

Введение..................................................................................................................................................3
1. Система образования в России на современном этапе.................................................................4
2. Основные принципы государственной политики в сфере образования........................................5
3. Значение региональных органов власти в развитии образования.................................................6
4. Проблемы общего (школьного) образования...................................................................................7
4.1 Определение качества школьного образования............................................................................7
4.2 Качество стандартов образования и многообразие учебных пособий.....................................9
4.3 Сравнительный анализ стандартов образования первого и второго поколения....................10
4.4 Автономия школы...........................................................................................................................15
5. Проблемы высшего образования в России.....................................................................................18
5.1 Платное образование. Проблема качества образования...........................................................18
5.2 Коррупция в ВУЗах и меры по ее противодействию..................................................................19
5.3 Мониторинг эффективности и «зачистка» ВУЗов...................................................................21
6. Проблемы экономического образования в школах и университетах..........................................22
6.1 Школьное экономическое образование.........................................................................................22
6.2 Высшее экономическое образование.............................................................................................24
7. Заработная плата работников сферы образования.....................................................................25
8. Прогноз развития сферы образования на период до 2020 года. Тенденции и перспективы..........................................................................................................................................30
8.1 Общее школьное образование........................................................................................................30
8.2 Высшее профессиональное образование.......................................................................................31
Заключение............................................................................................................................................33
Список литературы............................................................................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание работы.docx

— 345.89 Кб (Скачать файл)

Возможность оказывать дополнительные образовательные услуги усилит мотивацию  и заинтересованность педагогов  в своей деятельности с помощью  раскрепощения их творческого потенциала.

Автономная школа, как  особая сфера жизни общества, наиболее подходит для формирования гражданских  навыков и консолидации гражданского общества.

Преимущества  и риски  создания  автономного  учреждения  (организации)  путем  изменения  типа муниципального  образовательного  учреждения

Изменения экономического характера

Преимущества

Риски

1. Возможность осуществлять  имущественные и личные неимущественные  права.

2. Часть имущества находится  на праве оперативного управления, а имущество, приобретенное на  средства самого учреждения, находится  на праве собственности.

3. Возможность открывать  счета в кредитных организациях

4. Самостоятельность в  распоряжении средствами соответствующего  бюджета, предоставленными учредителем  для исполнения полномочий, обеспечивающих  гарантии бесплатного образования.

5. Самостоятельность в  распоряжении средствами, заработанными  самим автономным учреждением  за счет оказания дополнительных  образовательных услуг.

6. Возможность более активно  привлекать внебюджетные средства  за счет участия в управлении  автономным учреждением  представителей бизнеса, а также за счет повышения ответственности со стороны родителей.

1. Автономные учреждения  самостоятельно отвечают по своим  обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом, в случае ликвидации  или реорганизации учреждение  может лишиться части имущества.

2. Нестабильность доходов  от дополнительных образовательных  услуг в зависимости от потребностей  потребителя.

3. Отсутствие финансовых  нормативов муниципального уровня  не позволит выделить ту часть  финансовых средств, необходимых  учреждению для исполнения своих  полномочий.

4. Экономическая зависимость  наблюдательного (попечительского) 

совета от влияния некоторых  его членов, имеющих возможность  оказывать благотворительность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменения правового характера

1. Автономные учреждения (организации) могут выступать  учредителями других юридических  лиц, если их деятельность соответствует  основным целям автономного учреждения.

2. Автономные учреждения  повышают ответственность родителей  за воспитание и образование детей.

3. Автономные учреждения  предполагают более демократичный  стиль управления школой.

4. Привлечение к управлению  школой более широких слоев  общественности.

5. Открытый доступ СМИ  к основной школьной документации.

6. Необходимость участия  педагогического коллектива автономного  учреждения в законотворческой деятельности

1. Законопроекты предполагают норму, ограничивающую создание автономного учреждения (органы власти, способные выступать учредителем, вправе определять перечни государственных или муниципальных учреждений, тип которых не подлежит изменению).

2. Автономные учреждения (организации) могут иметь только  одного учредителя.

3. Высокая степень ответственности  автономного учреждения по всем  обязательствам

Изменения педагогического  характера

1. Раскрытие творческого  потенциала педагогического коллектива.

2. Свобода преподавания, выбора образовательных программ, плюрализм форм обучения.

3. Школьная автономия  - модель гражданского общества. Это - идеальные условия для формирования гражданских навыков у учащихся.

4. Конструктивное сотрудничество  семьи и школы.

5. Необходимость ежегодного  отчета – страховка от педагогических  и управленческих ошибок

1.В случае педагогических  неудач ответственность полностью  ложится на автономное учреждение.

2.Влияние на образовательную  политику школы наиболее финансово  состоятельных членов наблюдательного  совета


 

Причины, по которым школы  не торопятся пускаться в автономное плавание:

  • Отсутствие информации, опыта, методики.
  • Сомнения в реальных результатах автономии.
  • Появление дополнительных обязанностей.
  • Процесс перехода трудоемкий и не бесплатный.

 

 

5. Проблемы высшего образования в России

5.1 Платное образование. Проблема качества образования

В советские времена единственным заказчиком, спонсором и контролером  образовательных учреждений, начиная  с детского сада и заканчивая университетом, было государство. В наше время существует очень серьезная и важная для  общества проблема - это проблема платного образования. Государство перестало  в полной мере отвечать за качество и доступность образования.

Проанализировав проблемы в  современном высшем образовании, можно  сделать следующие выводы:

1. Большинство современных ВУЗов перешло на смешанную схему финансирования, при которой наименьшую часть составляют бюджетные места, а основная доля приходится на платное образование. При этом плата за обучение и проживание в общежитиях растет с каждым годом, а бюджетные места сокращаются. В некоторых ВУЗах вообще нет бюджетных мест или только на определенные специальности.

2. Поступить на платное обучение не очень сложно, нет большого конкурса. А на бюджетные места поступить очень сложно, потому что, во-первых, их количество ограниченное, во-вторых, часть бюджетных мест занимают льготники.

3. Не секрет, что в ВУЗах процветает коррупция. В некоторых ВУЗах, преподаватели заранее, перед началом учебного года, выставляют студентам «ценник» за оценку, для того чтобы сдать экзамен, при этом цена варьируется в зависимости от оценки.

4. Качество обучения стало хуже, так как основное внимание направлено не на обучение хороших специалистов, знающих свое дело, не на развитие науки, а на увеличение размера прибыли. Образование - это рынок.

В настоящее время  высшее образование стало не общественным благом, а услугой, которую можно купить. Эти изменения идут в разрез с Конституцией РФ, где в статье 43 говорится, что каждый имеет право на образование, и что каждый в праве на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Получается, согласно соответствующей статье Конституции РФ, человек не может быть лишен своего законного права на образование потому только, что у его родителей нет средств.

Многие студенты стремятся  уехать заграницу для получения  образования. Если же не будет никаких существенных изменений, то в итоге наша страна лишается возможности получения большого количества квалифицированных работников. Развивать науку, технику, культуру, экономику будет некому. Также нет гарантий и уверенности, что в России они получат качественное образование и что будут востребованы в своей стране. В результате получается, что «настоящих» специалистов становится меньше, некому вкладывать свои знания в развитие страны.

Главной задачей и целью  функционирования системы образования, является формирование кадрового интеллектуального  потенциала, который отвечает современным  требованиям,  и способствует социально-экономическому развитию страны. Система образования должна обеспечить возможность получения высокопрофессионального образования, чтобы специалисты были конкурентоспособны на рынке труда. Не должно быть ограничений гражданам в получении образования, независимо от их национальности, имущественного и социального статуса, религиозных, философских и иных взглядов и убеждений.

Реформы, которые проводились  в России  в последнее время не дали каких-либо положительных результатов. Необходимы преобразования, которые подходят именно для нашей страны, а не копирование моделей образования других стран. Качество образования остается проблемой номер один. Однако, несмотря на процессы реформирования образования, происходящие в России в последние годы, качество образования как центральная проблема реформирования, остается без должного внимания.

Доступность качественного образования должна увеличиваться. Число выпускников учреждений профобразования и кадровые потребности рынка труда не совпадают, в результате в ряде случаев выпускники ВУЗов оказываются невостребованными. Также отмечается проблема несоответствия уровня квалификации выпускников предъявляемым к ним требованиям, что связано, в том числе, с приемом в ВУЗы абитуриентов, недостаточно подготовленных и слабо мотивированных к освоению профессиональных образовательных программ. Для того чтобы добиться качественного уровня образования, необходимо привлекать в ВУЗы мотивированную молодежь, которая хочет и может учиться не за счет своих финансовых возможностей, а за счет своих знаний. 

Представляется важным то, что проблемы нашей образовательной  системы  решаются и есть понимание того, что качественное, доступное высокопрофессиональное образование оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие страны.

5.2 Коррупция в ВУЗах и меры по ее противодействию

Уровень профессионального  образования российских студентов  неуклонно снижается – этот факт констатирует абсолютное большинство  экспертов. Причинами данного явления  исследователи считают снижение мотивации к обучению у самих  студентов, оторванность образовательных  программ от реальных потребностей современного производства, а также коррупцию в ВУЗах.

Почему мотивация к  обучению снижается? Прежде всего, потому, что сегодняшний студент не видит  смысла в усердном штудировании учебников  и регулярном посещении лекций. Ни для кого не секрет, что зарплата любого менеджера по продажам в наше время значительно превышает  оклад молодого специалиста, а диплом о высшем образовании стал скорее необходимой для приема на работу формальностью, такой же, к примеру, как прописка. Другое дело – практические навыки – опыт работы, полученный в  студенческие годы, открывает перед  выпускником ВУЗа куда более радужные перспективы. Вот только работать без  ущерба для зачетки возможно далеко не всегда. Но это мало кого останавливает  – выжить на сегодняшнюю стипендию, в любом случае, невозможно.  
 
Отчего «оставляют желать лучшего» образовательные программы? Хотя бы от того, что за разработку новых спецкурсов и постоянное отслеживание научных достижений университетским преподавателям доплачивать перестали. Размышлять о качестве образования из чувства долга доцентам и профессорам просто некогда – они заняты поиском дополнительных заработков. В результате, многие образовательные программы остаются практически неизменными. 
 
Было бы странным, если б коррупция в подобных условиях не возникла. Но если государственные университеты еще хоть как-то пытаются с этим явлением бороться, то коррумпированность платных высших учебных заведений превышает все мыслимые и немыслимые пределы. Купить диплом о высшем образовании здесь в настоящее время не составляет никакого труда. 
 
Эксперты уверены: на сегодняшний день коррупция в российских ВУЗах стала тотальной, победить ее без кардинальных изменений образовательной системы, а также экономики страны в целом, без серьезных законодательных решений уже невозможно. Система высшего образования в России превратилась в гигантский теневой рынок, на котором крутятся миллиарды рублей. 
 
Впрочем, коррупция в учебных заведениях начинается на дальних подступах – еще в школах, при сдаче Единого государственного экзамена. Родители готовы платить до сотни тысяч рублей, для того, чтобы поднять баллы собственного ребенка до проходного уровня. Ставка делается на то, что ВУЗ знания абитуриента уже не проверяет, а лишь подсчитывает баллы ЕГЭ. Отметим, что в прошлом году в МГУ все же решили провести единый госэкзамен для новоиспеченных студентов повторно – результаты были ошеломляющими: более половины оказалось не способно сдать экзамен даже на тройку.

Меры по противодействию  коррупционных отношений необходимо разделить на два уровня: противодействие на государственном уровне и противодействие на уровне ВУЗа.

Необходимо не только сформировать действенный план по противодействию коррупции, но и реализовывать его под присмотром и контролем общественности.

Стоит заметить, что на государственном  уровне противодействие коррупции будет сопровождаться интересным явлением: госслужащие, которые должны реализовывать антикоррупционную программу, сами являются коррумпированными и потому снисходительно относятся к фактам взяточничества. Этот факт является основным препятствием для максимально быстрого и эффективного понижения уровня коррупционных взаимоотношений.

Борьба с коррупцией будет более эффективна на уровне учебного заведения. Это должен быть целенаправленный и системный механизм минимизации теневой деятельности. Несомненно, что противодействие должно быть и взаимонаправленным: как со стороны администрации ВУЗа, так и со стороны самих обучающихся. У ректора должна быть четкая позиция неприятия коррупции, которая распространяется на преподавателей. Студенты должны быть нацелены на получение академических знаний и находиться в атмосфере, не допускающей коррупционных взаимоотношений.

Для минимизации уровня коррупционной  деятельности необходимо реализовывать программу по нескольким направлениям в рамках учебного заведения:

1. Нормативно-правовой уровень:

- разработка и реализация «Кодекса корпоративной этики»;

- создание правовой основы деятельности независимых студенческих объединений;

- обеспечение возможности участия студентов в принятии важных решений деятельности ВУЗа.

2. Административный уровень ВУЗа:

- более тщательный контроль над деятельностью педагогов;

- активное и обязательное реагирование на факты проявления коррупционных действий со стороны руководства ВУЗа.

3. Информационный уровень ВУЗа:

- исследование коррупции внутри ВУЗа и на межвузовском уровне;

- регулярное проведение мониторинга коррупции в ВУЗе (анкетирование студентов);

- создание атмосферы неприятия коррупции;

- включение специализированной дисциплины в учебный процесс;

- создание системы информационного противодействия коррупции;

- налаживание системы обратной связи со студентами.

4. Кадровый уровень ВУЗа:

- ознакомление педагогов с «Кодексом корпоративной культуры»;

- более тщательный отбор кандидатов на должности преподавателей;

- активное реагирование на факты проявления коррупционных действий со стороны руководства ВУЗа.

5.3 Мониторинг эффективности и «зачистка» ВУЗов

Правительству поручено обеспечить постоянный мониторинг реорганизации  неэффективных ВУЗов. Вопрос о серьезной организации мониторинга стоит сейчас тем более остро, поскольку президент Владимир Путин дал правительству поручение организовать данную процедуру на постоянной основе, то есть наладить конвейер, который должен работать без сбоев, гладко.

Немало развелось «академий», обещающих диплом по сходной цене «не выходя из дома». С другой стороны, разум подсказывает, что применяемые Минобразования критерии при всей внешней строгости бьют отчего-то не по ним, а, скажем, по РГГУ или Литинституту. Значит, что-то явно не так крутится в этом механизме?

Недавно было принято решение обязать негосударственные высшие учебные заведения проходить процедуру мониторинга эффективности на равных условиях с госучреждениями. К улучшению качества образования такие меры, конечно же, не приведут.

Прежде всего, вызывают определенные вопросы те критерии оценки эффективности ВУЗов, которые были подготовлены министерством образования, поскольку они не отображают на сегодняшний момент все базовые проблемы высшей школы. Во-вторых, сама процедура реорганизации ВУЗов проходит, скажем так, не в полной мере демократично, потому что мы видим, что зачастую студенты узнают о решении объединить их учебное заведение с другим ВУЗом или из СМИ, или по сарафанному радио. В этой связи необходимо провести широкое экспертное обсуждение новых критериев оценки, где было бы отражено качество получаемого студентами образования, а также их трудоустройство по полученной специальности. А реорганизацию учебных заведений необходимо проводить строго после согласования процедуры со студентами и педагогами.

Мониторинг не должен ограничиваться лишь оценкой имущества ВУЗа, количества иностранных студентов и прочими не самыми весомыми показателями. Сегодня куда важнее оценивать не только уровень знаний абитуриентов, который лишь условно может показать тот же ЕГЭ, но также и качество преподавания в данном конкретном учебном заведении. Существующая сегодня методика не дает возможности это определить, и поэтому факты, когда старые и уважаемые ВУЗы, с давней историей и знаменитыми выпускниками, вдруг оказались в числе «неэффективных», вызвали такое недоумение общественности.

Также сегодня представляется очень важным критерий трудоустройства  по специальности по окончании учебного заведения. Сейчас, по некоторым данным, в ВУЗы поступают порядка 80% выпускников школ; данный момент является принципиальным. Мы, по крайней мере, имеем право четко понимать, штампуются ли просто в данном конкретном ВУЗе «корочки» или все же выпускаются специалисты, которые могут найти свое место на рынке труда.

При выработке существующих критериев оценки эффективности  министерством образования были учтены некоторые предложения общественности, и в итоге получился комплект критериев, состоящий из нескольких десятков пунктов, но в дальнейшем из них были отобраны лишь пять, по которым и были вынесены уже известные всем «вердикты». Теперь же, проведение оценки ВУЗов должно происходить с обязательным учетом мнения студентов, педагогов, ректоров. Все заинтересованные стороны должны иметь возможность вносить свои предложения и принимать участие в обсуждении критериев дистанционно или присутствуя на соответствующих собраниях, совещаниях, круглых столах.

Информация о работе Проблемы развития системы образования в России