Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:24, контрольная работа
Актуальность задачи обновления законодательства в области образования обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы образования, с другой - ярко обозначившимся в последние годы разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, снижением эффективности правового регулирования в сфере образования.
Введение..................................................................................................................................................3
1. Система образования в России на современном этапе.................................................................4
2. Основные принципы государственной политики в сфере образования........................................5
3. Значение региональных органов власти в развитии образования.................................................6
4. Проблемы общего (школьного) образования...................................................................................7
4.1 Определение качества школьного образования............................................................................7
4.2 Качество стандартов образования и многообразие учебных пособий.....................................9
4.3 Сравнительный анализ стандартов образования первого и второго поколения....................10
4.4 Автономия школы...........................................................................................................................15
5. Проблемы высшего образования в России.....................................................................................18
5.1 Платное образование. Проблема качества образования...........................................................18
5.2 Коррупция в ВУЗах и меры по ее противодействию..................................................................19
5.3 Мониторинг эффективности и «зачистка» ВУЗов...................................................................21
6. Проблемы экономического образования в школах и университетах..........................................22
6.1 Школьное экономическое образование.........................................................................................22
6.2 Высшее экономическое образование.............................................................................................24
7. Заработная плата работников сферы образования.....................................................................25
8. Прогноз развития сферы образования на период до 2020 года. Тенденции и перспективы..........................................................................................................................................30
8.1 Общее школьное образование........................................................................................................30
8.2 Высшее профессиональное образование.......................................................................................31
Заключение............................................................................................................................................33
Список литературы............................................................................................................................34
6. Проблемы экономического образования в школах и университетах
6.1 Школьное экономическое образование
На сегодняшний день еще не выработана четкая концепция методики преподавания экономики. Отсутствие учебно-методического материала (или полное несоответствие имеющегося материала современным стандартам) и кадров - вот проблемы, с которыми приходится сталкиваться в школах.
Проблема создания учебно-методического материала
Преподавание экономики в школах – относительно новое явление в России. Сейчас рынок переполнен множеством всякого рода научной литературы, авторы которой придерживаются диаметрально противоположных точек зрения на экономическую теорию. Поэтому, читая тот или иной учебник, ученик может столкнуться с проблемами восприятия получаемого материала. Необходимо создать комплекс учебников, описывающих основные механизмы действия рынка, государства и людей в определенных хозяйственных ситуациях без серьезного влияния на них распространенных экономических теорий. Ни одна из теорий не должна быть главенствующей в подобном учебнике. Процесс формирования экономической теории, адекватно реагирующей на особенности России, еще не завершен. Такой учебник должен быть универсальным. Он должен быть написан доступным языком, с множеством примеров из жизни, иллюстрациями экономических процессов. Ученик должен быть постоянно мотивирован на получение информации поверх школьной литературы. В процессе обучения он должен постоянно возвращаться к уже полученным знаниям, дабы углубить их, либо, опираясь на них, познать что-то новое.
Совместно с подобными
учебниками должны разрабатываться
и различные дидактические
Проблема кадров
Одной из ключевых причин, тормозящих
развитие образования в России, является
проблема квалифицированности
Сегодняшние учителя экономики
в школах – это бывшие преподаватели
истории и обществознания. Особенно
высок процент среди учителей
еще всякого рода экономистов
с предприятий и
Таким образом, встает вопрос об укомплектовании школ профессиональным преподавательским составом либо, на крайний случай, предоставлении уже имеющимся учителям качественной методической литературы, о чем уже говорилось выше. Пока не налажена подготовка педагогов-экономистов, заметную роль в школьном экономическом образовании могут (и должны) играть ВУЗы. Ведь именно ВУЗы должны быть заинтересованы в подготовленных и обучаемых абитуриентах. Путем заключения контрактов на обучение, ВУЗы смогли бы предлагать свои услуги профильным классам в школах, что, безусловно, способствовало бы интеграции высшей и средней школы.
Несмотря на все эти проблемы, внедрение преподавания экономики в школах очень важно. Да, в стране возник переизбыток экономистов. Вот только талантливых и активных нет. Поэтому в долгосрочной перспективе экономическое образование не теряет своей актуальности. Пора от количества переходить к качеству.
6.2 Высшее экономическое образование
Демографический спад, безусловно, представляет большую опасность для ВУЗов, которые не смогли завоевать себе прочную репутацию. Это, в частности, относится к многочисленным экономическим факультетам, созданным в непрофильных ВУЗх. Профессиональная подготовка экономистов в неэкономических ВУЗах вряд ли имеет серьезные перспективы в условиях насыщения рынка труда, повышения требований к качеству экономического образования и в условиях демографического спада. Можно ожидать, что программы подготовки экономистов в технических или естественнонаучных ВУЗах первыми «умрут» в течение ближайшего пятилетия.
Профессорско-
Одной из острейших проблем остается система повышения квалификации преподавателей. Единственным способом передать продвинутые методические познания коллегам, помимо межличностного общения (оно, конечно, проблемы не решает), является обучение в центрах переподготовки. Их на всю Россию не больше десятка. Можно не сомневаться, что даже при их работе в полную силу переобучить сколько-нибудь значительную долю российского преподавательского корпуса в обозримой перспективе не удастся.
Система обучения методике преподавания в настоящее время практически разрушена. В рамках ИПРО был создан Центр переподготовки преподавательских кадров, а также система дистанционных курсов на базе экономического факультета МГУ. Но при отсутствии внешнего финансирования эти прогрессивные формы переподготовки преподавателей экономических дисциплин не смогут выжить, так как у большинства региональных ВУЗов все еще не хватает средств на то, чтобы посылать своих преподавателей на повышение квалификации. Министерству образования и науки необходимо принять эстафету у проекта ИПРО и поддержать деятельность созданных в этом проекте форм переподготовки. Без этого современные формы и методы обучения так и сохранят точечную дислокацию.
Рост количества студентов значительно опережает рост числа преподавателей. Это приводит к тому, что ВУЗам приходиться брать на работу все большее количество преподавателей с сомнительной квалификацией. Это же послужило причиной того, что преподаватели совмещают работу в двух, трех и даже четырех ВУЗах. Теперь обратимся к качественным показателям. Нынешний день требует от преподавателя-экономиста иметь:
1. хорошую психолого-
2. опыт научно-исследовательской работы;
3. опыт практической работы в области
экономики.
Подобные требования можно считать обязательными. Научить чему-либо может только человек, имеющий опыт в своей сфере знаний. Данным требованиям не соответствует большой процент преподавателей. В таком случае видится обязательным проведение различных тренингов, научных конференций для повышения квалификации преподавательского состава. Огромную роль здесь играют международные конференции в области экономического образования, участие в которых должно стать обязательным для учителей.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение
Положительные изменения в учебных планах, содержании учебных курсов и методике преподавания недостаточны для достижения российским экономическим образованием международного уровня. Наиболее сложные задачи стоят в области развития вузовской науки и появления на ее основе полноценных магистерских программ. Недостаточная техническая оснащенность учебного процесса (в особенности библиотек) и другие материальные ограничения не дают возможности полностью перейти к учебным планам современного образца с большим удельным весом самостоятельной работы под руководством преподавателя (система тьюторства и индивидуальных консультаций преподавателей) и незначительной аудиторной нагрузкой.
Современный университет
должен быть укомплектован самым
совершенным техническим
Контроль за качеством подготовки экономистов со стороны Министерства образования и учебно-методических объединений нельзя признать достаточным. Очевидно, он и не сможет быть иным. Важную роль играет не только и не столько учебный план, сколько наполнение курсов. Именно качество разработки курсов, даже на базе имеющегося государственного стандарта, является объектом повышенного риска. Здесь существенную помощь мог бы оказать международный аудит, осуществляемый признанными зарубежными специалистами в той или иной области. Например, такие специалисты могли бы привлекаться для экспертизы программ, учебно-методических материалов, проведения независимых экзаменов и т.п. Пример такого подхода существует в нашей стране в одном экземпляре - это деятельность Международного института экономики и финансов ГУ-ВШЭ.
7. Заработная плата работников сферы образования
На 2013 год планируется повышение зарплаты учителей, которое пройдет в два этапа. В целом, оклад учителей за год повысится на 13,8%, таким образом, достигнув среднего размера по России в 26 000 рублей. Президент Путин В.В. обратил внимание местных властей на размер зарплаты учителей в их регионах. Зарплата учителя должна быть средней на уровне средних зарплат в каждом конкретном регионе. Именно этого должны добиваться власти при повышении заработной платы. На сегодняшний день в некоторых регионах зарплата намного ниже, чем средняя по региону. Из федерального бюджета в региональную казну поступают средства на закупку оборудования, ремонт школ, переоснащение кабинетов и т.д. А на повышение учительских зарплат деньги должны найти местные власти. В тех регионах, где зарплаты были изначально близки к уровню оплаты в экономике, прибавка оказалась незначительной, а там, где требовалось увеличить ее почти вдвое, просто нет средств на такое повышение. Не секрет, что большинство регионов являются дотационными. Отсюда массовое недовольство учительского корпуса, ожидавшего существенную прибавку к зарплате. Как показывают данные, собранные собственными силами профсоюзным комитетом работников народного образования лишь в 28 регионах из 52 проанализированных поставленная задача достигнута. Зарплата школьного учителя постоянно должна быть равна средней по экономике, педагога СПО превышать ее в 1,5 раза, а вузовского преподавателя – в 2 раза.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) - законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда (в т.ч. влияет на повышение зарплаты), а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, минимальных декретных, пособий и пр. Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору.
Алгоритм расчета заработной платы учителя по НСОТ
1. Профессиональная квалификационная группа (ПКГ) по должности (профессии) - ПКГ должностей педагогических работников.
2. Профессиональный квалификационный уровень должности (профессии) - 4, учитель.
3. Базовый оклад по должности (профессии) - 4500 рублей.
4. Повышающие коэффициенты базового оклада по должности (профессии), для расчета индивидуальной ставки заработной платы, оклада, должностного оклада.
а) по образованию:
- среднее профессиональное образование – 1,0;
- высшее профессиональное образование – 1,15.
б) по наличию квалификационной категории:
- вторая – 1,2;
- первая – 1,3;
- высшая – 1,4.
5. Рассчитываем ставку заработной платы учителя.
При наличии высшего профессионального образования без категории, ставка заработной платы будет составлять: базовый оклад 4500 * 1,15 = 5175 рублей.
При наличии высшего профессионального образования и высшей квалификационной категории, ставка заработной платы будет составлять: базовый оклад 4500 * 1,15 * 1,4 = 7245 рублей.
6. Повышающие коэффициенты ставки заработной платы, должностного оклада (оклада) по должности (профессии):
а) специалистам сельской местности – 1,25.
б) учителям-дефектологам, учителям-логопедам – 1,2.
в) за работу в лицеях, колледжах, гимназиях - 1,15.
г) за работу в специальных (коррекционных) учреждениях (группах) для детей с ограниченными возможностями здоровья:
- педагогам, врачам 1,2;
- среднему медперсоналу и другим работникам, занятым в специальных (коррекционных) группах 1,15.
* Примечание. Если предусмотрено повышение по двум и более основаниям, размер каждого повышения исчисляется без учёта повышения по другим основаниям.
7. Новая ставка заработной платы учителя с высшим образованием и высшей квалификационной категорией, работающего в сельской местности, составит:
7245 *1,25 = 9056,25 рублей.
8. Компенсационные выплаты устанавливаются в процентах к ставке заработной платы, окладу, должностному окладу. Размер определяется коллективным договором или положением.
а) за вредные условия труда – до 12%
б) за сверхурочную работу – не менее чем в двойном размере.
в) за совмещение профессий – в размере, определенном сторонами трудового договора.
г) за выполнение дополнительной работы (в постановлении Правительства она названа «неаудиторной»), не входящей в должностные обязанности, - в размере, определенном коллективным договором/положением.
Также к компенсационным выплатам относятся:
- выплаты за работу
в местностях с особыми
- надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
9. Стимулирующие выплаты устанавливаются к ставке заработной платы, окладу, должностному окладу как в абсолютном значении, так и в процентах на основании действующего в ОУ положения, принятого с учётом представительного органа работников. К стимулирующим выплатам относятся:
Информация о работе Проблемы развития системы образования в России