Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:24, контрольная работа
Актуальность задачи обновления законодательства в области образования обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы образования, с другой - ярко обозначившимся в последние годы разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, снижением эффективности правового регулирования в сфере образования.
Введение..................................................................................................................................................3
1. Система образования в России на современном этапе.................................................................4
2. Основные принципы государственной политики в сфере образования........................................5
3. Значение региональных органов власти в развитии образования.................................................6
4. Проблемы общего (школьного) образования...................................................................................7
4.1 Определение качества школьного образования............................................................................7
4.2 Качество стандартов образования и многообразие учебных пособий.....................................9
4.3 Сравнительный анализ стандартов образования первого и второго поколения....................10
4.4 Автономия школы...........................................................................................................................15
5. Проблемы высшего образования в России.....................................................................................18
5.1 Платное образование. Проблема качества образования...........................................................18
5.2 Коррупция в ВУЗах и меры по ее противодействию..................................................................19
5.3 Мониторинг эффективности и «зачистка» ВУЗов...................................................................21
6. Проблемы экономического образования в школах и университетах..........................................22
6.1 Школьное экономическое образование.........................................................................................22
6.2 Высшее экономическое образование.............................................................................................24
7. Заработная плата работников сферы образования.....................................................................25
8. Прогноз развития сферы образования на период до 2020 года. Тенденции и перспективы..........................................................................................................................................30
8.1 Общее школьное образование........................................................................................................30
8.2 Высшее профессиональное образование.......................................................................................31
Заключение............................................................................................................................................33
Список литературы............................................................................................................................34
Введение ЕГЭ делает этот показатель еще более операциональным: чем выше балл, тем больше шансов поступить в приличный ВУЗ и, соответственно, лучше школа. Ориентация на такое понимание качества образования выглядит совершенно естественной для тех родителей, которые видят своих детей студентами престижных ВУЗов.
Во-первых, в России хорошие результаты на экзаменах сильно связаны с социально-экономическим статусом семьи экзаменующегося – в большинстве случаев, чем выше статус, тем лучше результаты.
Во-вторых, высокие (особенно сверхвысокие) баллы ЕГЭ зачастую связаны не с заслугами самой школы, а с внешкольными обстоятельствами, в том числе доступностью высококвалифицированных репетиторов.
В-третьих, успешное обучение в школе далеко не всегда гарантирует успешное обучение в ВУЗе (достаточно вспомнить феномен «золотых медалистов», которые далеко не всегда попадали в вузовскую элиту).
В-четвертых, ориентация аналитиков на показатель, связанный с поступлением в ВУЗ, говорит о понимании уровня общего образования лишь как «довузовского». Другими словами, для многих аналитиков понятие «успешная социализация выпускников школы» связано лишь с поступлением в ВУЗы.
Как бы ни ругали ЕГЭ, что бы плохое ни говорили – но именно ЕГЭ смог нам наглядно показать всю плачевность системы образования. Учителя все время сетуют, что единый государственный экзамен не объективен. Но реальность надо воспринимать. А реальность – это то, что большая часть выпускников школ не знает элементарных вещей, которых требует ЕГЭ (например, студент не знает, как найти производную y=xⁿ),причем такие выпускники без особых проблем поступают в ВУЗы.
Вместе с тем в органах управления образованием в ходу еще один показатель качества школы – число и динамика зарегистрированных случаев асоциального поведения школьников. Что происходит с теми выпускниками, которые не попали в число студентов, сейчас никому неизвестно. Для оценки качества образования, предоставляемого в той или иной школе, необходимо не сводить успешную социализацию к поступлению в ВУЗы. Следует вводить мониторинги, нацеленные на анализ ситуации с социализацией выпускников в широком контексте (место работы, семейное положение, общественно-полезная активность и т.п.)
1) комфортность пребывания ребенка в школе
2) успешность обучения на следующей ступени школьного образования
Рассмотрим ситуацию в начальной школе. Качество образования в начальной школе родители связывают с комфортностью пребывания ребенка в школе – если ребенок с удовольствием ходит в школу, то и школа хорошая. Безусловно, признавая этот показатель качества, необходимо вводить и другой – успешность обучения на следующей ступени школьного образования. Основная сложность с введением этого показателя связана с отсутствием общепринятых представлений о том, что в начальной школе влияет на успешность обучения на второй ступени.
Сегодня уже очевидно, что для успешного обучения в основной школе недостаточно только «предметной» успеваемости. Здесь надо либо развивать подходы развивающего обучения, связанные с учебной деятельностью, либо брать линию, связанную с контекстом международного сравнительного мониторинга PIRLS – проверка грамотности, понимаемой в широком смысле (прежде всего – умение понимать содержание самых разных текстов), либо искать их сочетание. В новых стандартах начальной школы это направление обозначено как формирование универсальных учебных действий.
Точно так же и для успеваемости в старшей школе недостаточно освоения в основной школе только предметных знаний. Необходимо формировать компетенции, связанные с возможностью использовать знания, умения и навыки, полученные в школе, за пределами школьных сюжетов.
Далее, в связи с переходом старшей школы на профильное обучение необходимо уже в основной школе прививать навыки, связанные с построением собственной образовательной траектории. Необходимо обратить внимание на наличие в школе пространства для совершения «проб и ошибок» учениками (например, наличие возможности выбирать и менять факультативы, участвовать в различных учебных и внеучебных проектах и т.д.). Так же следует вводить сюжеты, связанные с портфолио, под которым понимается система регистрации внеучебных достижений.
Не менее сложная ситуация с оценкой волевых и моральных качеств учащихся, необходимых для продолжения обучения и успешной социализации, и в этом случае надо проверять не самих учащихся, а образовательное учреждение – создает ли оно условия для выращивания соответствующих морально-волевых качеств у своих учеников. Речь идет, прежде всего, о наличии «общественного» пространства школы, где должно быть место для самоопределения, ответственного выбора, совершения поступков.
Выше говорилось о некоторых общих вопросах качества общего образования и везде, следуя устоявшимся традициям, на первом месте были вопросы академической успеваемости. Хорошо известно о наличии проблем с успеваемостью у детей с девиантным поведением, с ограниченными возможностями здоровья, родным нерусским языком, из семей мигрантов, из сельской местности и др. Безусловно, нужно предпринимать все возможное для повышения академической успеваемости детей из всех групп риска. И опять-таки нужны мониторинги и тестовые материалы для измерения индивидуального прогресса конкретного ученика, позволяющие оценить эффективность прилагаемых усилий (ЕГЭ и ГИА-9 констатируют лишь финальный уровень).
Возникает вопрос – нужно ли предъявлять одинаковые требования ко всем детям по всем предметам? В настоящий момент исключение сделано только для детей со специальными потребностями, и уже не один год ведется дискуссия о необходимости различения базового и профильного уровней ЕГЭ по русскому языку и математике. С этим вопросом тесно связан и вопрос о том, все ли образовательные траектории учеников должны быть ориентированы на получение того или иного высшего образования?
Необходимо еще раз проанализировать все группы риска и прописать для них результаты обучения и возможные образовательные траектории в школе. Соответственно, могут потребоваться и другие инструментарии для измерения образовательного уровня учеников и мониторинги по отслеживанию социализации той или иной группы риска.
4.2 Качество стандартов образования и многообразие учебных пособий
Сокращение количества учебных пособий в школах до оптимального (для каждой дисциплины будут утверждаться два-три варианта учебников).
Сама по себе идея ограничения
количества учебных пособий совершенно
правильная, потому что на данный момент
в федеральном комплекте
Но главная проблема даже
не в том, насколько честно и грамотно
будет проводиться отбор
Существующая нынче система получения учебными пособиями грифа «Одобрено» от Минобразования оставляет желать лучшего. Конечно, еще не так давно, когда издательства любой ценой добивались утверждения своих комплектов, было еще хуже. Сегодня же пособия, претендующие на гриф Минобрнауки, проходят экспертизу в РАН и в Российской академии образования, но при этом есть претензии к организации самих экспертиз: они далеко не идеальны. Кроме того, из числа экспертов почему-то вдруг совершенно несправедливо было исключено педагогическое сообщество. Учителя сегодня вообще никак не участвуют в оценке пособий, с которыми им же в дальнейшем придется работать. Сама экспертиза проводится при этом в закрытом режиме. Никаких рецензий, никакого серьезного гласного обсуждения учебников просто нет. Раньше же, в советское время, такая практика была широко распространена: учебники открыто рецензировались, с ними можно было ознакомиться в прессе. Сейчас общество фактически отстранили от процесса отбора учебных пособий.
Участие родительской общественности в экспертизе, оценке учебников, по которым учатся их дети, вполне возможно. Родители занимаются со своими детьми, у них есть мнение, которое может быть и должно быть выражено, но для этого нужны соответствующие трибуны. Это может быть пресса, это могут быть конференции на региональном уровне. В реальности этого нет.
4.3 Сравнительный анализ стандартов образования первого и второго поколения
Одно из главных отличий
Стандартов второго поколения от
Стандартов первого поколения: Стандарты
первого поколения
Сравнительная таблица стандартов первого и второго поколения
Линии сравнения |
Стандарт 2004г. |
Стандарт 2010г. |
Цели |
|
Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. «Портрет выпускника начальной школы»: 1) уважающий и принимающий ценности семьи и общества; 2) любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; 3) владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; 4) готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; 5) доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; 6) выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. |
Структура стандарта |
В образовательном стандарте первого поколения приведены: ОУУН и способы деятельности, которыми должен овладеть ученик, система требований к содержанию обучения по учебному предмету, включающая: 1) цели изучения учебного предмета;
|
ФГОС включает в себя требования:
|
Планируемые результаты освоения |
Стандарт ориентирован на достижение результатов образования через реализацию требований к формированию ОУУН и способов деятельности;
|
К числу планируемых результатов освоения ООП отнесены:
|
Планируемые личностные результаты |
Отражены в развивающих и воспитательных целях образования:
|
Ориентация на достижение личностных результатов освоения ООП НОО, которые должны отражать: 1) формирование основ
российской гражданской 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
9) формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
Планируемые мета-предметные результаты |
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности.
2) речевая деятельность и работа с информацией (работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, участие в диалоге, передача, поиск, хранение информации);
3) организация деятельности (выполнение инструкций, следование образцу и простейшим алгоритмам, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество).
|
Ориентация на достижение мета-предметных результатов освоения ООП НОО, которые должны отражать:
6) использование различных
способов поиска, сбора, обработки,
анализа, организации, 7) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; составление текстов в устной и письменной формах;
|
Планируемые предметные результаты |
Образовательные стандарты первого поколения по учебному предмету включают:
|
Предметные результаты освоения ООП НОО отражают:
|
Оценка достижения планируемых результатов |
Обучающиеся, успешно завершившие начальное общее образование (выполняющие в полном объеме требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу), продолжают обучение на ступени основного общего образования. |
Итоговая оценка освоения ООП НОО направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов. Результаты итоговой оценки используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования. Предметом итоговой оценки должно быть достижения предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования. В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся и результаты итоговых работ. Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования. |
4.4 Автономия школы
Переход к школьной автономии можно обосновать по трем направлениям: правовое, экономическое, педагогическое.
1. Правовое направление.
Правовое направление связано с идеей гражданского общества и демократии, основывается на традиционных правах и свободах.
Далеко не все проблемы современной школы государство в состоянии решить. Следовательно, граждане должны принять на себя ответственность за реализацию своих жизненных интересов. Именно с этой целью и необходимы в образовании автономные некоммерческие организации. Их создание поможет сформировать у граждан готовность взять на себя решение каких-либо задач, а не спрашивать, что может сделать для меня государство. Автономная школа формируется не для граждан, а самими гражданами. Ведь за воспитание детей ответственна сначала семья, а не какая-то более крупная организация. И то, что семья в состоянии обеспечить самостоятельно, государства не касается. Государству остается то, с чем не справляется малая группа. А если школа, как «малая группа» способна решать задачи, поставленные перед нею и обществом и государством, почему бы ей не предоставить автономию?
2. Экономическое направление.
Экономическое обоснование
необходимости перехода школы в
новый статус рассматривает школу
как предприятие сферы услуг
и ожидает от автономной школы
усиления ориентации на реальные потребности
граждан (потребителей). Автономия школы
должна повысить «экономическую эффективность»
школы. В данном случае образование
рассматривается как рынок
Возможность самостоятельного распоряжения имуществом позволит более эффективно использовать основные фонды, например, для оказания возмездных услуг, что поможет превратить бюджет школы из «бюджета выживания» в бюджет, ориентированный на развитие.
Не секрет, что многие
инновационные школы, имея возможность
привлекать внебюджетные средства за
счет грантов от проектной деятельности,
не могут распоряжаться
3. Педагогическое направление.
Педагогические мотивы перехода школы в новый статус таковы: разгосударствление школы и предоставление ей свободы - это условие для ответственной работы учителей, координации усилий между школой и родительским домом. Самоуправление - необходимое условие продуктивной школы. Управленческие решения должны приниматься на основе реальной ситуации обучения и развития детей, обстоятельств их жизни в семье, а не на базе нормативных актов, спущенных сверху. При отсутствии свободы в школьном образовании сокращается доля ответственности непосредственно самих участников педагогического процесса - школы и семьи. Переход к автономии - это попытка снять ответственность за педагогические неудачи системы образования с политических партий или органов управления и перенести ответственность на уровень отдельной школы.
Информация о работе Проблемы развития системы образования в России