Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:24, контрольная работа
Актуальность задачи обновления законодательства в области образования обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы образования, с другой - ярко обозначившимся в последние годы разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, снижением эффективности правового регулирования в сфере образования.
Введение..................................................................................................................................................3
1. Система образования в России на современном этапе.................................................................4
2. Основные принципы государственной политики в сфере образования........................................5
3. Значение региональных органов власти в развитии образования.................................................6
4. Проблемы общего (школьного) образования...................................................................................7
4.1 Определение качества школьного образования............................................................................7
4.2 Качество стандартов образования и многообразие учебных пособий.....................................9
4.3 Сравнительный анализ стандартов образования первого и второго поколения....................10
4.4 Автономия школы...........................................................................................................................15
5. Проблемы высшего образования в России.....................................................................................18
5.1 Платное образование. Проблема качества образования...........................................................18
5.2 Коррупция в ВУЗах и меры по ее противодействию..................................................................19
5.3 Мониторинг эффективности и «зачистка» ВУЗов...................................................................21
6. Проблемы экономического образования в школах и университетах..........................................22
6.1 Школьное экономическое образование.........................................................................................22
6.2 Высшее экономическое образование.............................................................................................24
7. Заработная плата работников сферы образования.....................................................................25
8. Прогноз развития сферы образования на период до 2020 года. Тенденции и перспективы..........................................................................................................................................30
8.1 Общее школьное образование........................................................................................................30
8.2 Высшее профессиональное образование.......................................................................................31
Заключение............................................................................................................................................33
Список литературы............................................................................................................................34
а) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, направленной на применение передовых методов, повышение авторитета и имиджа ОУ;
б) выплаты за качество выполняемых работ, в том числе за учёные степени, звания и награды;
в) выплаты педагогам за стаж педагогической работы, учебно-вспомогательному и прочему персоналу за стаж работы с детьми либо в учреждении:
- от 1 до 10 лет – до 10 %;
- от 10 до 20 лет – до 20%;
- свыше 20 лет – до 30 %;
- молодым специалистам на срок первых трех лет работы после окончания высшего или среднего учебного заведения профессионального образования и заключившими трудовой договор с работодателем по педагогической специальности – до 50 %;
г) премиальные выплаты по итогам работы устанавливаются руководителем учреждения с учётом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
1. Высшее учебное заведение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов (ставок) всех категорий работников (без установления предельных размеров должностных окладов (ставок)).
2. Должностной
оклад (ставка) выплачивается работнику
высшего учебного заведения за
выполнение им функциональных
обязанностей и работ,
3. Если иное
не установлено законом,
4. Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:
- сорока процентов за должность доцента;
- шестидесяти процентов за должность профессора;
- 3000 рублей за ученую степень кандидата наук;
- 7000 рублей за ученую степень доктора наук.
8. Прогноз развития сферы образования на период до 2020 года. Тенденции и перспективы
Прогноз состояния сферы образования базируется как на демографических прогнозах о количестве детей школьного возраста и молодежи, на прогнозах развития экономики, рынка труда, технологий, представленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, так и на планируемых результатах реализации мероприятий, предусмотренных Программой.
8.1 Общее школьное образование
Определяющее влияние на развитие общего образования детей окажут четыре внешних тенденции.
Во-первых, при относительной стабильности численности дошкольников будет расти численность детей школьного возраста.
Во-вторых, продолжит меняться структура расселения: будут уменьшаться малонаселенные пункты и увеличиваться население городов. При этом будет увеличиваться доля детей трудовых мигрантов.
В-третьих, недостаток предложения на рынке труда будет приводить к большей конкуренции за человеческие ресурсы, в том числе - отвлекая педагогические кадры в другие сферы деятельности.
В-четвертых, будет радикально меняться среда социализации, создавая как новые социальные, культурные, технологические возможности, так и риски для детей, семей, образовательных организаций.
Сеть школ в сельской местности будет иметь сложную структуру, включающую базовые школы и филиалы, соединенные не только административно, но и системой дистанционного образования. Многие сельские школы станут интегрированными социально-культурными учреждениями и организациями, выполняющими не только функции образования, но и иные социальные функции (культуры и спорта, социального обслуживания и др.).
В городах школы будут включать ступени начальной, средней и старшей школы с особыми условиями обучения и воспитания для детей разных возрастов. Они будут интегрированы в единую среду социализации с организациями дополнительного образования, культуры и спорта.
8.2 Высшее профессиональное образование
В системе профессионального образования в ближайшие годы за счет сокращения численности обучающихся в силу демографических процессов будет наблюдаться высвобождение ресурсов. Вместе с тем, снижение численности молодежи в возрасте 17/25 лет на 12/15 процентов к 2016 году приведет к сокращению предложения в наиболее гибком и активном сегменте рынка труда. Это означает необходимость, с одной стороны, формирования предложения высокопроизводительных рабочих мест, а с другой стороны, радикального повышения качества подготовки кадров для работы с высокой производительностью.
Выраженной тенденцией развития кадрового потенциала организаций и предприятий становится создание собственных центров и программ обучения персонала. Как показывают проведенные исследования, 66 процентов работодателей предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений. В целом такое положение отвечает мировой тенденции повышения роли внутрифирменной подготовки сотрудников. Программа обеспечит повышение роли корпоративной подготовки, установление более тесной связи профессионального образования с субъектами спроса на рынке труда.
В результате реализации Программы сеть учреждений и организаций профессионального образования приобретет структуру, соответствующую реалиям экономики знаний. Она будет включать ведущие исследовательские университеты ( 40/60 ВУЗов), являющиеся двигателями развития инновационной экономики, опорные ВУЗы региональных экономических систем, обеспечивающие специализированную профессиональную подготовку, и ВУЗы, осуществляющие широкую подготовку бакалавров. Подготовка аспирантов будет сосредоточена в основном в исследовательских университетах. В большинстве ВУЗов наряду с образовательными программами бакалавриата и магистратуры будут реализовываться программы прикладного бакалавриата. К 2020 году все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий.
Наряду с этим в регионах будут развиваться два типа сетей организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и получения прикладных квалификаций, а также гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации. С одной стороны, будут создаваться территориально доступные многопрофильные колледжи с гибкими вариативными образовательными программами. С другой стороны, ведущие отраслевые компании будут также совместно с государством развивать сети организаций, реализующих образовательные программы прикладных квалификаций, и организации среднего профессионального образования в конкретных отраслях. Укрупнение ВУЗов и организаций среднего профессионального образования приведет к сокращению их общего числа.
Негосударственное образование будет развиваться в условиях честной конкуренции с государственным сектором за счет допуска аккредитованных программ к бюджетному финансированию. Это приведет к повышению качества образовательных услуг в этом секторе и в образовании в целом. Оно будет обеспечивать не менее 30 процентов общего контингента профессионального образования.
Повышение качества рабочих мест и качества среднего профессионального образования, а также введение прикладного бакалавриата приведут к относительному росту доли студентов на соответствующих программах. Опережающими темпами будет развиваться предложение коротких программ повышения профессиональной квалификации и жизненных навыков на протяжении жизни.
Важнейшее место в системе непрерывного образования будет занимать сертификация квалификаций, в том числе полученных путем самообразования.
Аспирантура, концентрируемая
в исследовательских
Заключение
Социальная роль образования
заключается в возможности
В условиях глобализации
образование во многом определяет личное
благополучие граждан и общества
в целом, возможность инновационного
развития страны, повышения
На фоне сложившейся рыночной
и социальной ситуации в России трудно
спрогнозировать исход проблемы
состояния образовательной
На высшем уровне необходимо
выработать новую парадигму развития
Российского государства в
Пути решения сложившейся проблемы в образовательной сфере:
- увеличить финансирование образования и науки;
- мотивировать обучение
и подготовку
- параллельно с первым
пунктом и для осуществления
второго, необходимо
Список литературы
1. Автономов В.С., Дорошенко
М.Е., Замков О.О. Высшее
2. Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М.: ГУ–ВШЭ, 2002г.
3. Болотов В.А. Проблемы определения качества школьного образования (статья). Журнал «Проблемы современного образования» №2, 2012г.
4. Вербицкий А.А. Реформирование образования в России и Болонский процесс. «Высшее образование сегодня», 2008г., №11
5. Вифлиемский А.Б. Экономика образования. Учебное пособие в 2 книгах. М.: Народное образование, 2003г.
6. Демиденко Э.С. Перспективы образования в меняющемся мире. «СоцИС», 2005г., №2
7. Жуков А.Д., Канаев Н.М. Образование в России: проблемы и решения. М.: ЭКМОС, 2000г.
8. Кириллова О.Ю. Противоречия и перспективы развития российской системы образования. «Успехи современного естествознания», 2006г., №10
9. Куров С.В. Проблемы правового регулирования образовательной деятельности. «Право и образование», 2003г., №4
10. Нещадин А. Актуальные проблемы профессионального образования в России. «Общество и экономика», 2005г., №6
11. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004г.
12. http://минобрнауки.рф – сайт Министерства образования и науки РФ
Информация о работе Проблемы развития системы образования в России