Проблемы развития системы образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:24, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность задачи обновления законодательства в области образования обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы образования, с другой - ярко обозначившимся в последние годы разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, снижением эффективности правового регулирования в сфере образования.

Содержание

Введение..................................................................................................................................................3
1. Система образования в России на современном этапе.................................................................4
2. Основные принципы государственной политики в сфере образования........................................5
3. Значение региональных органов власти в развитии образования.................................................6
4. Проблемы общего (школьного) образования...................................................................................7
4.1 Определение качества школьного образования............................................................................7
4.2 Качество стандартов образования и многообразие учебных пособий.....................................9
4.3 Сравнительный анализ стандартов образования первого и второго поколения....................10
4.4 Автономия школы...........................................................................................................................15
5. Проблемы высшего образования в России.....................................................................................18
5.1 Платное образование. Проблема качества образования...........................................................18
5.2 Коррупция в ВУЗах и меры по ее противодействию..................................................................19
5.3 Мониторинг эффективности и «зачистка» ВУЗов...................................................................21
6. Проблемы экономического образования в школах и университетах..........................................22
6.1 Школьное экономическое образование.........................................................................................22
6.2 Высшее экономическое образование.............................................................................................24
7. Заработная плата работников сферы образования.....................................................................25
8. Прогноз развития сферы образования на период до 2020 года. Тенденции и перспективы..........................................................................................................................................30
8.1 Общее школьное образование........................................................................................................30
8.2 Высшее профессиональное образование.......................................................................................31
Заключение............................................................................................................................................33
Список литературы............................................................................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание работы.docx

— 345.89 Кб (Скачать файл)

а) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, направленной на применение передовых методов, повышение авторитета и имиджа ОУ;

б) выплаты за качество выполняемых работ, в том числе за учёные степени, звания и награды;

в) выплаты педагогам за стаж педагогической работы, учебно-вспомогательному и прочему персоналу за стаж работы с детьми либо в учреждении:

- от 1 до 10 лет – до 10 %;

- от 10 до 20 лет – до 20%;

- свыше 20 лет – до 30 %;

- молодым специалистам на срок первых трех лет работы после окончания высшего или среднего учебного заведения профессионального образования и заключившими трудовой договор с работодателем по педагогической специальности – до 50 %;

г) премиальные выплаты по итогам работы устанавливаются руководителем учреждения с учётом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы.

Месячная заработная плата  работника, полностью отработавшего  за этот период норму рабочего времени  и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Оплата  труда работников высшего учебного заведения

1. Высшее учебное  заведение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов (ставок) всех категорий работников (без установления предельных размеров должностных окладов (ставок)).

2. Должностной  оклад (ставка) выплачивается работнику  высшего учебного заведения за  выполнение им функциональных  обязанностей и работ, предусмотренных  трудовым договором (контрактом).

3. Если иное  не установлено законом, высшее  учебное заведение самостоятельно  формирует фонд оплаты труда  работников за счет средств  бюджета, направляемых на содержание  высшего учебного заведения, и (или) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4. Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:

- сорока процентов за должность доцента;

- шестидесяти процентов за должность профессора;

- 3000 рублей за ученую степень кандидата наук;

- 7000 рублей за ученую степень доктора наук.

8. Прогноз развития сферы образования на период до 2020 года. Тенденции и перспективы

Прогноз состояния сферы  образования базируется как на демографических прогнозах о количестве детей школьного возраста и молодежи, на прогнозах развития экономики, рынка труда, технологий, представленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, так и на планируемых результатах реализации мероприятий, предусмотренных Программой.

8.1 Общее школьное образование

Определяющее влияние  на развитие общего образования детей  окажут четыре внешних тенденции.

Во-первых, при относительной  стабильности численности дошкольников будет расти численность детей школьного возраста.

Во-вторых, продолжит меняться структура расселения: будут уменьшаться малонаселенные пункты и увеличиваться население городов. При этом будет увеличиваться доля детей трудовых мигрантов.

В-третьих, недостаток предложения  на рынке труда будет приводить к большей конкуренции за человеческие ресурсы, в том числе - отвлекая педагогические кадры в другие сферы деятельности.

В-четвертых, будет радикально меняться среда социализации, создавая как новые социальные, культурные, технологические возможности, так и риски для детей, семей, образовательных организаций.

Сеть школ в сельской местности  будет иметь сложную структуру, включающую базовые школы и филиалы, соединенные не только административно, но и системой дистанционного образования. Многие сельские школы станут интегрированными социально-культурными учреждениями и организациями, выполняющими не только функции образования, но и иные социальные функции (культуры и спорта, социального обслуживания и др.).

В городах школы будут  включать ступени начальной, средней  и старшей школы с особыми условиями обучения и воспитания для детей разных возрастов. Они будут интегрированы в единую среду социализации с организациями дополнительного образования, культуры и спорта.

8.2 Высшее профессиональное образование

В системе профессионального  образования в ближайшие годы за счет сокращения численности обучающихся в силу демографических процессов будет наблюдаться высвобождение ресурсов. Вместе с тем, снижение численности молодежи в возрасте 17/25 лет на 12/15 процентов к 2016 году приведет к сокращению предложения в наиболее гибком и активном сегменте рынка труда. Это означает необходимость, с одной стороны, формирования предложения высокопроизводительных рабочих мест, а с другой стороны, радикального повышения качества подготовки кадров для работы с высокой производительностью.

Выраженной тенденцией развития кадрового потенциала организаций и предприятий становится создание собственных центров и программ обучения персонала. Как показывают проведенные исследования, 66 процентов работодателей предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений. В целом такое положение отвечает мировой тенденции повышения роли внутрифирменной подготовки сотрудников. Программа обеспечит повышение роли корпоративной подготовки, установление более тесной связи профессионального образования с субъектами спроса на рынке труда.

В результате реализации Программы  сеть учреждений и организаций профессионального образования приобретет структуру, соответствующую реалиям экономики знаний. Она будет включать ведущие исследовательские университеты ( 40/60 ВУЗов), являющиеся двигателями развития инновационной экономики, опорные ВУЗы региональных экономических систем, обеспечивающие специализированную профессиональную подготовку, и ВУЗы, осуществляющие широкую подготовку бакалавров. Подготовка аспирантов будет сосредоточена в основном в исследовательских университетах. В большинстве ВУЗов наряду с образовательными программами бакалавриата и магистратуры будут реализовываться программы прикладного бакалавриата. К 2020 году все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий.

Наряду с этим в регионах будут развиваться два типа сетей организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и получения прикладных квалификаций, а также гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации. С одной стороны, будут создаваться территориально доступные многопрофильные колледжи с гибкими вариативными образовательными программами. С другой стороны, ведущие отраслевые компании будут также совместно с государством развивать сети организаций, реализующих образовательные программы прикладных квалификаций, и организации среднего профессионального образования в конкретных отраслях. Укрупнение ВУЗов и организаций среднего профессионального образования приведет к сокращению их общего числа.

Негосударственное образование будет развиваться в условиях честной конкуренции с государственным сектором за счет допуска аккредитованных программ к бюджетному финансированию. Это приведет к повышению качества образовательных услуг в этом секторе и в образовании в целом. Оно будет обеспечивать не менее 30 процентов общего контингента профессионального образования.

Повышение качества рабочих  мест и качества среднего профессионального образования, а также введение прикладного бакалавриата приведут к относительному росту доли студентов на соответствующих программах. Опережающими темпами будет развиваться предложение коротких программ повышения профессиональной квалификации и жизненных навыков на протяжении жизни.

Важнейшее место в системе  непрерывного образования будет занимать сертификация квалификаций, в том числе полученных путем самообразования.

Аспирантура, концентрируемая  в исследовательских университетах, будет способствовать укреплению связей профессионального образования с наукой, и позволит поднять на более высокий качественный уровень процессы воспроизводства научных кадров, в том числе - в интересах высшей школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Социальная роль образования  заключается в возможности оказывать  влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия. Все  глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.) с которыми сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере образования.

В условиях глобализации  образование во многом определяет личное благополучие граждан и общества в целом, возможность инновационного развития страны, повышения конкурентоспособности  государства в мире. При этом наличие  стабильного законодательства, обеспечивающего  полноценное правовое регулирование  общественных отношений в области  образования, является необходимым  условием эффективного функционирования и развития отечественной системы  образования.

На фоне сложившейся рыночной и социальной ситуации в России трудно спрогнозировать исход проблемы состояния образовательной сферы. Здесь следует сделать упор на кадровую политику и на развитие культуры общества в целом.

На высшем уровне необходимо выработать новую парадигму развития Российского государства в целом, и образования как его опоры  и достояния. Пока Россия будет сильна своими природными и человеческими  ресурсами, культурным, научным, образовательным  и оборонным потенциалом, она  будет иметь влияние и достойное  положение в мировом сообществе. 

Пути решения сложившейся  проблемы в образовательной сфере: 

- увеличить финансирование образования и науки;

- мотивировать обучение  и подготовку высококвалифицированных  специалистов не только в областях  экономики и права, но и в  различных отраслях промышленности, науки и культуры, а чтобы решить  проблему образования – прежде всего в педагогической сфере;

- параллельно с первым  пунктом и для осуществления  второго, необходимо обеспечить  пропаганду в СМИ и глобальной  сети культурно-этических ценностей  и пользы образования как основного  мотиватора наряду с достойной зарплатой; 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1. Автономов В.С., Дорошенко  М.Е., Замков О.О. Высшее экономическое  образование в России: трудный  путь к мировому уровню. Журнал «Вопросы образования», 2004г., №2

2. Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М.: ГУ–ВШЭ, 2002г.

3. Болотов В.А. Проблемы определения качества школьного образования (статья). Журнал «Проблемы современного образования» №2, 2012г.

4. Вербицкий А.А. Реформирование образования в России и Болонский процесс. «Высшее образование сегодня», 2008г., №11

5. Вифлиемский А.Б. Экономика образования. Учебное пособие в 2 книгах. М.: Народное образование, 2003г.

6. Демиденко Э.С. Перспективы образования в меняющемся мире. «СоцИС», 2005г., №2

7. Жуков А.Д., Канаев Н.М. Образование в России: проблемы и решения. М.: ЭКМОС, 2000г.

8. Кириллова О.Ю. Противоречия и перспективы развития российской системы образования. «Успехи современного естествознания», 2006г., №10

9. Куров С.В. Проблемы правового регулирования образовательной деятельности. «Право и образование», 2003г., №4

10. Нещадин А. Актуальные проблемы профессионального образования в России. «Общество и экономика», 2005г., №6

11. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004г.

12. http://минобрнауки.рф – сайт Министерства образования и науки РФ

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблемы развития системы образования в России