Прогноз конъюнктуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью индивидуальной работы является освоение методики анализа конъюнктуры товарного рынка и закрепление навыков проведения маркетингового исследования рынка.
Задачи индивидуальной работы:
1 Анализ конъюнктуры товарного рынка на основе системы рыночных индикаторов.
2 Оценка уровня удовлетворенности потребителей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Выбор и характеристика объекта исследования………………………..5
2 Анализ масштаба и потенциала рынка…………………………………..9
2.1 Характеристика товарного рынка………………………………9
2.2 Анализ масштаба рынка…………………………………………10
2.3 Диагностика конкурентной среды………………………...........12
2.4 Анализ потребительского потенциала рынка……………….....17
2.5 Анализ привлекательности рынка……………………………...20
3 Анализ сбалансированности рынка……………………………………...23
3.1 Оценка пропорциональности развития рынка………………...23
3.2 Оценка перспектив развития бизнеса………………………….23
3.3 Оценка экономического состояния предприятия………..........25
4 Анализ тенденций и устойчивости рынка…………………………........26
4.1 Факторный анализ тенденций развития рынка……..................27
4.2 Определение тенденций развития рынка………………………29
5 Анализ ценовой ситуации…………………………………........................32
5.1 Анализ уровня цен………………………………….....................32
5.2 Анализ колеблемости цен……….................................................34
6 Прогнозирование рыночного спроса……………………………...............40
6.1 Прогноз по среднему значению прироста показателя спроса...40
6.2 Прогноз на основе экспоненциально-взвешенного среднего….41
7 Анализ поведения покупателей на рын…………………………………...43
7.1 Разработка моделей покупательских предпочтений……………43
7.2 Анализ уровня удовлетворенности покупателей……….............45
8 Проектирование стратегии конкуренции предприятия………………….47
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………………………51

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_kosova.doc

— 499.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Анализ масштаба рынка

Масштаб рынка определяется объемом продажи товаров, числом и размером фирм, выступающих на рынке в качестве производителей и продавцов. При этом определяется функциональная специализация предприятий: товар, его основные свойства, ассортимент. Фирмы ранжируют по размерам и по величине рыночной доли. Доля фирмы на рынке (Di) определяется как отношение товарооборота фирмы (Тi) к общему объему продаж на рынке ( )

В Кургане продажей школьных рюкзаков занимаются следущие фирмы:

- «Августин», магазин-салон;

- «Буратино», оптово-розничная  компания (3 филиала)

- «Детский мир», магазин (ОАО «Детский мир-центр»)

- «Банановый слоник», магазин  детских товаров

- «Школьник», оптово-розничная  сеть (7 филиалов)

- ИП Барковская Е.В., оптово-розничная  компания (3 филиала)

- «Армада», торговая компания (2 филиала)

Также в качестве продавцов школьных рюкзаков выступают мелкие продавцы. Однако их ассортимент школьных рюкзаков ограничивается 2-4 видами.

По указанной выше формуле определим долю каждой из перечисленным фирм на рынке:

          

          

     

       

Фирменная структура рынка представлена в таблице 2.

 

Таблица 2 – Фирменная структура рынка

Магазины

Ассорти-мент, глубина

Объем продаж, руб.

Доля рынка,%

Позиция по величине рыночной доли

1. Буратино 

50

3 302 054

42

Лидер рынка

2. Детский мир

20

2 044 728

26

Претендент на лидерство

3. Августин

30

1 179 305

15

Последователь

4. Школьник

23

1 022 064

13

Последователь

5. ИП Барковская Е.В.

12

117 931

1,5

Окопавшийся в нишах

6. Банановый слоник

9

78 622

1

Окопавшийся в нишах

7. Армада

12

78 618

1

Окопавшийся в нишах

8. Мелкие продавцы

2-4

39 310

0,5

Окопавшийся в нишах

Итого

 

7 862 034

100

 

По величине рыночной доли все предприятия можно сгруппировать следующим образом: лидер рынка – 40% и выше; претендент на лидерство – 40 - 20%; последователь – 20 - 10%; окопавшийся в нишах (аутсайдер рынка) – менее 1%.

Проанализировав таблицу 2, мы увидели, что на рынке школьных рюкзаков г. Кургана явным лидером является оптово-розничная компания «Буратино». Существует также претендент на лидерство – «Детский мир», который уступает лидеру, в первую очередь, в глубине ассортимента. Также можно выделить двух последователей – магазин-салон «Августин» и оптово-розничная сеть «Школьник». Фирмы «Банановый слоник», ИП Барковская Е.В., «Армада» и мелких продавцов можно охарактеризовать как окопавшиеся в нишах.

 

2.3 Диагностика конкурентной  среды

Диагностика конкурентной среды представляет собой определение и описание текущего и перспективного состояния конкурентной среды.

Оценим интенсивность конкуренции на основе распределения рыночной доли. Для этого используем четырёхдольный показатель концентрации производства и индекс Герфиндала-Гиршмана.

 

где ОР1, ОР2, ОР3, ОР4 - объем реализации продукции четырех наиболее крупных предприятий;

ОР - общий объём реализации продукции на рынке.

 

где I - индекс Герфиндала-Гиршмана;

Di - доля i-ой фирмы на рынке.

I = 422 + 262 + 152 + 132 + 1,52 + 12  + 12  + 0,52 = 2638,5.

На основе четырёхдольного показателя конкуренции (CR4) мы видим, что рынок монополизирован, т.к. CR4 = 0,96 > 0,75. Также это подтверждает и индекс Герфиндаля- Гиршмана I = 2638,5. Значение данного показателя находится в критическом интервале 1800 - 10000 - это означает, что курганский рынок рюкзаков является высококонцентрированным и основные фирмы оказывают большое влияние на поведение конкурентов и  потребителей.

В рамках конкурентного анализа выясним сильные и слабые стороны конкурентов, для четырех крупнейших предприятий-лидеров рынка школьных рюкзаков построим профиль конкурентных преимуществ, взяв оцениваемую шкалу от -2 до +2.

1) «Буратино», оптово-розничная  компания (3 филиала)

Магазины оптово-розничной компании «Буратино» стали лидером по продаже школьных рюкзаков в городе Кургане. И не удивительно, ведь они отличаются от своих конкурентов весьма глубоким ассортиментом. Продукция компании рассчитана на покупателей с различными уровнями дохода – низкого, среднего и высокого. В продаже всегда есть рюкзаки от самых узнаваемых в России брендов таких, как «Tiger Family», «Herlitz », «Erich Krause» и «Brauberg».

Магазины оптово-розничной компании «Буратино» также предполагают возможность заказа необходимой продукции при отсутствии ее в торговой точки. Заказ можно оформить как в самом магазине, так и через интернет, что весьма удобно для большинства потребителей.

Также существуют скидки на продукцию прошлогодних коллекций и сезонные скидки.

 

 

 

 

Таблица 3 – Профиль конкурентных преимуществ оптово-розничной компании «Буратино»

Факторы

Варианты оценки в сравнении с ведущими конкурентами

Сильнейший конкурент

Хуже, чем у конкурентов

Так же, как у   конкурентов

Лучше, у чем конкурентов

-2

-1

0

+1

+2

Доля рынка, контролируемая предприятием

       

«Буратино»

Ценовая политика

     

 

«Школьник»

Рекламная деятельность, в т. ч. стимулирование сбыта

   

   

«Детский мир»

Номенклатура продукции

       

«Буратино»

Качество работы с покупателями

       

«Буратино», «Детский мир»

Качество продаваемой продукции

       

«Буратино»

Удобство расположения магазинов для покупателей

       

«Буратино»


2) «Детский мир», магазин (ОАО «Детский мир-центр»)

Бренд «Детский мир» существует в России более 50 лет. За это время магазины ОАО «Детский мир-центр» успели открыться в 97 городах страны и зарекомендовать себя как магазины с глубоким ассортиментом. Однако ассортимент школьных рюкзаков в магазине «Детский мир» в Кургане представлен только 20 ассортиментными позициями, что не позволило ему стать лидером на рынке школьных рюкзаков, а только претендентом на лидерство.

Основоной чертой магазина является коллекционная продажа, то есть рюкзаки продаются в одном стиле и цветовой гамме с сопутствующими товарами – пеналами, мешками для обуви, канцелярскими принадлежностями. Еще одна особенность магазина – карта бонусных баллов и карта скидок, которая дается в подарок при покупке товаров на определенную сумму.

Существует также возможность заказа через интернет. Сайт компании отлично оформлен и прост в использовании.

Таблица 4 – Профиль конкурентных преимуществ магазина «Детский мир»

Факторы

Варианты оценки в сравнении с ведущими конкурентами

Сильнейший конкурент

Хуже, чем у конкурентов

Так же, как у   конкурентов

Лучше, чем у конкурентов

-2

-1

0

+1

+2

Доля рынка, контролируемая предприятием

     

 

«Буратино»

Ценовая политика

   

   

«Школьник»

Рекламная деятельность, в т. ч. стимулирование сбыта

       

«Детский мир»

Номенклатура продукции

   

   

«Буратино»

Качество работы с покупателями

       

«Буратино», «Детский мир»

Качество продаваемой продукции

     

 

«Буратино»

Удобство расположения магазинов для покупателей

 

     

«Буратино»


 

 

3) «Августин», магазин-салон

Основная продукция магазина – детские игрушки. Однако это не помешало ему иметь достойный ассортимент школьных рюкзаков  - 30 ассортиментных позиций. Рюкзаки магазина «Августин» в основном рассчитаны на покупателей с средним и высоким уровнем дохода.

Существуют сезонные скидки (середина осени, начало января) на определенные ассортиментные позиции.

Таблица 5 – Профиль конкурентных преимуществ магазин-салона «Августин»

Факторы

Варианты оценки в сравнении с ведущими конкурентами

Сильнейший конкурент

Хуже, чем у конкурентов

Так же, как у   конкурентов

Лучше, чем у конкурентов

-2

-1

0

+1

+2

Доля рынка, контролируемая предприятием

     

 

«Буратино»

Ценовая политика

     

 

«Школьник»

Рекламная деятельность, в т. ч. стимулирование сбыта

   

   

«Детский мир»

Номенклатура продукции

     

 

«Буратино»

Качество работы с покупателями

   

   

«Буратино», «Детский мир»

Качество продаваемой продукции

   

   

«Буратино»

Удобство расположения магазинов для покупателей

   

   

«Буратино»


4) «Школьник», оптово-розничная  сеть (7 филиалов)

«Школьник» зарекомендовал себя как магазин с большим выбором товаров. Это касается и школьных рюкзаков. Однако все они, хотя и являются продукцией различных торговых марок, почти не отличаются друг от друга функционально. Да, различные расцветки, различные рисунки и надписи. Однако, количество и расположение карманов, светоотражающих наклеек, структура лямок – всё это приводит к мысли, что рюкзаки сошли с одного и того же конвейера.

Неоспоримым плюсом является цена на рюкзаки, а также возможность наличного и безналичного расчета, при чем картами различных банков Visa, MasterCard, American Express, Diners Club, Золотая Корона.

Информация о работе Прогноз конъюнктуры рынка