Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 11:50, курсовая работа
Целью индивидуальной работы является освоение методики анализа конъюнктуры товарного рынка и закрепление навыков проведения маркетингового исследования рынка.
Задачи индивидуальной работы:
1 Анализ конъюнктуры товарного рынка на основе системы рыночных индикаторов.
2 Оценка уровня удовлетворенности потребителей.
Введение………………………………………………………………………3
1 Выбор и характеристика объекта исследования………………………..5
2 Анализ масштаба и потенциала рынка…………………………………..9
2.1 Характеристика товарного рынка………………………………9
2.2 Анализ масштаба рынка…………………………………………10
2.3 Диагностика конкурентной среды………………………...........12
2.4 Анализ потребительского потенциала рынка……………….....17
2.5 Анализ привлекательности рынка……………………………...20
3 Анализ сбалансированности рынка……………………………………...23
3.1 Оценка пропорциональности развития рынка………………...23
3.2 Оценка перспектив развития бизнеса………………………….23
3.3 Оценка экономического состояния предприятия………..........25
4 Анализ тенденций и устойчивости рынка…………………………........26
4.1 Факторный анализ тенденций развития рынка……..................27
4.2 Определение тенденций развития рынка………………………29
5 Анализ ценовой ситуации…………………………………........................32
5.1 Анализ уровня цен………………………………….....................32
5.2 Анализ колеблемости цен……….................................................34
6 Прогнозирование рыночного спроса……………………………...............40
6.1 Прогноз по среднему значению прироста показателя спроса...40
6.2 Прогноз на основе экспоненциально-взвешенного среднего….41
7 Анализ поведения покупателей на рын…………………………………...43
7.1 Разработка моделей покупательских предпочтений……………43
7.2 Анализ уровня удовлетворенности покупателей……….............45
8 Проектирование стратегии конкуренции предприятия………………….47
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………………………51
Группа покупателей с низким достатком (25% опрошенных) приобретают, в основном покупают стандартные рюкзаки по низким ценам. Самая подходящая торговая точка для данного целевого сегмента – магазин «Школьник», где цены, как говорится, не кусаются.
Группа покупателей с высоким достатком (15% опрошенных). Приобретают школьные рюкзаки известных марок таких, как «Tiger Family», «Herlitz », «Erich Krause» и «Brauberg» по достаточно высоким ценам. Многие из таких покупателей являются новаторами, поэтому быстро признают новые товарные марки, появляющиеся на рынке. Большое внимание уделяется комплектности и дизайну.
7.2 Анализ уровня
Успех коммерческой деятельности предприятия зависит от того, насколько удовлетворен покупательский спрос. На основе опроса репрезентативной группы покупателей проведем анализ уровня удовлетворенности спроса ведущими продавцами школьных рюкзаков в Кургане.
Показатель уровня удовлетворенности спроса определим по модели с "идеальной точкой":
,
где Q - оценка потребителями товарного предложения предприятия;
Wi - важность для потребителей i-й характеристики товарного предложения;
Bi - оценка i-й характеристики товарного предложения с точки зрения потребителей;
Ii - идеальное значение i-й характеристики с точки зрения потребителей;
r - показатель, означающий при r = 1 постоянную, а при r = 2 убывающую граничную пользу.
Сведем результаты опроса в таблицу 22.
Таблица 22 - Оценка удовлетворенности покупателей
Характеристика товарного предложения |
Wi |
Bi |
Ii |
Тенденции |
Удельный вес ответов по оценке тенденции, % |
1. Ассортимент товаров |
0,245 |
4,14 |
5 |
Расширение |
0,64 |
Без изменений |
0,36 | ||||
Сужение |
- | ||||
2. Качество предлагаемых товаров |
0,38 |
4,36 |
5 |
Улучшение |
0,43 |
Без изменений |
0,57 | ||||
Ухудшение |
- | ||||
3. Цена товара |
0,265 |
4,21 |
5 |
Снижение |
0,07 |
Без изменений |
0,43 | ||||
Увеличение |
0,5 | ||||
4. Уровень сервиса |
0,11 |
4,21 |
5 |
Улучшение |
0,57 |
Без изменений |
0,43 | ||||
Ухудшение |
- |
= 0,75
Q = 0,75 - отсюда можно сделать вывод, что покупательские потребности, в целом по всех характеристикам, удовлетворены.
Однако, можно отметить, что удовлетворенность качеством школьных рюкзаков является наиболее высокой по баллам характеристикой (4,36) и при этом имеет наибольший коэффициент значимости для потребителей. Наименьший уровень удовлетворенности (4,14) показала характеристика «Ассортимент товаров» – это говорит о том, что выбора, предоставленного в магазинах города недостаточно для максимального удовлетворения потребности в рюкзаках. Что касается удовлетворенности потребителей ценами и уровнем сервиса, характеристики получили одинаковое количество баллов (4,21), говорящих о не полной удовлетворенности качеством обслуживания и величиной цен.
Оценка тенденций:
Ассортимент товаров. Тенденция расширения ассортимента (64% опрошенных) – именно так с точки зрения покупателей будет развиваться рынок школьных рюкзаков в нашем городе. Для потребителей важен широкий ассортимент, чтобы было из чего выбрать. Другие 36% думают, что широта ассортимента останется на прежнем уровне. Тех, кто говорил бы о сужении – нет.
Качество предлагаемых товаров. Большинство опрошенных (57%) уверены, что качество рюкзаков улучшаться не будет, и наоборот, 43% верят в улучшение качества данных товаров в наших магазинах. Тех, кто бы говорил об ухудшении качества – нет.
Цена товара. Потребители подтвердили тенденции о росте цен на школьные рюкзаки. 50% опрошенных видят тенденцию к повышению цен, причем оценивают это как само собой разумеющееся. 43% утверждают, что цена на рюкзаки останется без изменений и будет расти только в пределах инфляции. Также 7% опрошенных верит в снижении цен на рюкзаки.
Уровень сервиса. 57% опрошенных отметили тенденцию роста уровня сервиса и 43% то, что он не изменится. Но, ни один из опрошенных не заявил о тенденции снижения уровня сервиса.
8 Проектирование стратегии конкуренции предприятия
Для основных предприятий, функционирующих на рынке школьных рюкзаков в городе Кургане, с учетом их позиций по величине рыночной доли с использованием матрицы конкурентных преимуществ (таблица 23) обоснуем выбор стратегии, имеющей активную или пассивную направленность.
Таблица 23 - Матрица конкурентных преимуществ
Позиция на рынке |
Упреждающие стратегии |
Пассивные стратегии |
Лидер рынка |
"Захват" "Защита" |
"Перехват" "Блокировка" |
Претенденты на лидерство |
"Атака" "Прорыв" |
"Окружение" "Следование по курсу" |
Избегающие прямой конкуренции |
Сосредоточение "сил на участке" |
"Сокращение позиций" "Сохранение позиций" "Обход" |
По моему мнению, стратегия предприятия на данный момент пассивная. «Блокировка рынка» — стремление не допускать, чтобы преследователи добивались преимуществ на отдельных маркетинговых направлениях, в случае компании «Буратино» - это ассортимент. Хорошо развитая сбытовая сеть, постоянство и надежность поставщиков позволяют иметь широкий выбор рюкзаков различных уровней цен, что, конечно, привлекает покупателей, не давая шанса конкурентам.
По моему мнению, магазин «Детский мир» придерживается упреждающей стратегии «Атака в лоб» («фронтальная атака») — использование преследователем достигнутого над лидером превосходства для установления конкурентного преимущества. Конкурентные преимущества «Детского мира» по сравнению с «Буратино» - это активная рекламная деятельность, высокий уровень сервиса, а также предложение коллекционных товаров и эксклюзивных товаров.
Рюкзаки магазинов «Школьник» рассчитаны в основном на население с низким доходом и не отличаются особым дизайном, именно поэтому, я считаю, магазины «Школьник» сложно рассматривать как конкурента «Буратино».
Заключение
В результате данного индивидуального задания были освоены методики анализа конъюнктуры товарного рынка.
В первых двух разделах был проведен анализ масштаба и потенциала рынка, и было выяснено, что главная тенденция развития рынка школьных рюкзаков — его уверенный рост. В рамках конкурентного анализа были выяснены сильные и слабые стороны конкурентов. В результате был выявлен лидер - оптово-розничная компания «Буратино» (42%), претендент на лидерство – магазин «Детский мир» (26%), и 2 последователя - магазин «Августин» (12%) и оптово-розничная сеть «Школьник» (15%).
В третьем разделе проведен анализ сбалансированности рынка, в результате которого можно сказать о привлекательности бизнеса и рынка, а также можно отметить перспективы экономического состояния магазина «Буратино» - лидера рынка как хорошие.
В четвертом разделе проведен анализ тенденций и устойчивости рынка, который указывает, что прирост товарооборота рюкзаков связан с увеличением роста цен на них. Также построена трендовая модель с целью определения тенденций развития рынка.
Пятый раздел включает в себя анализ ценовой ситуации. Анализ показал, что средняя стоимость школьного рюкзака вполне приемлема для среднестатистического жителя Кургана. Также можно сделать вывод о существовании тенденции постоянного изменения цен то в большую, то в меньшую сторону, характеризующаяся резкими скачками. Такое изменение цен на школьные рюкзаки является результатом окончания школьного сезона и применения сезонных скидок.
В шестом разделе был определен прогнозируемый уровень спроса на 2014 год: по среднему проценту его прироста - 6 888 школьных рюкзаков, по методу экспоненциального взвешенного - 6 470 шт. Причиной расхождения в прогнозах является то, что функция экспоненты не соответствует столь быстрому росту рынка. Экспоненциальный прогноз имеет смысл при прогнозировании на рынках с затухающим ростом (стабилизирующихся). Следует придерживаться прогноза по среднему проценту прироста показателя спроса, это обуславливается перспективами дальнейшего роста рынка школьных рюкзаков в Кургане и оптимистичной оценкой экспертов в данной области.
Также были выявлены стратегии развития основных четырех продавцов школьных рюкзаков.
Список использованных источников
2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. - М.: Финпресс, 2004.
3. Косова С.А. Конъюнктурный
анализ товарных рынков. Методические
указания к выполнению