Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 11:50, курсовая работа
Целью индивидуальной работы является освоение методики анализа конъюнктуры товарного рынка и закрепление навыков проведения маркетингового исследования рынка.
Задачи индивидуальной работы:
1 Анализ конъюнктуры товарного рынка на основе системы рыночных индикаторов.
2 Оценка уровня удовлетворенности потребителей.
Введение………………………………………………………………………3
1 Выбор и характеристика объекта исследования………………………..5
2 Анализ масштаба и потенциала рынка…………………………………..9
2.1 Характеристика товарного рынка………………………………9
2.2 Анализ масштаба рынка…………………………………………10
2.3 Диагностика конкурентной среды………………………...........12
2.4 Анализ потребительского потенциала рынка……………….....17
2.5 Анализ привлекательности рынка……………………………...20
3 Анализ сбалансированности рынка……………………………………...23
3.1 Оценка пропорциональности развития рынка………………...23
3.2 Оценка перспектив развития бизнеса………………………….23
3.3 Оценка экономического состояния предприятия………..........25
4 Анализ тенденций и устойчивости рынка…………………………........26
4.1 Факторный анализ тенденций развития рынка……..................27
4.2 Определение тенденций развития рынка………………………29
5 Анализ ценовой ситуации…………………………………........................32
5.1 Анализ уровня цен………………………………….....................32
5.2 Анализ колеблемости цен……….................................................34
6 Прогнозирование рыночного спроса……………………………...............40
6.1 Прогноз по среднему значению прироста показателя спроса...40
6.2 Прогноз на основе экспоненциально-взвешенного среднего….41
7 Анализ поведения покупателей на рын…………………………………...43
7.1 Разработка моделей покупательских предпочтений……………43
7.2 Анализ уровня удовлетворенности покупателей……….............45
8 Проектирование стратегии конкуренции предприятия………………….47
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………………………51
Индикаторы экономического положения по оценке работников в настоящем времени и на перспективу равно 100%. Степень положительных перспектив П = 30/70 = 0,43, следовательно следует оценивать перспективы экономического состояния магазина «Буратино» как хорошие.
4 Анализ тенденций и устойчивости рынка
Важным элементом конъюнктурного анализа является исследование динамики рынка, изучение тенденций его развития.
Тенденции развития рынка - экономическое и статистическое понятие, характеризующее закономерность изменения его основных параметров во времени.
Для определения вектора и скорости развития рынка построим динамические ряды показателей, характеризующих основные параметры рынка, темпы роста и прироста (базисные и цепные).
Темп роста вычисляется по формуле:
где у0, у1 - уровни динамического ряда соответственно базисного и текущего периодов.
Рассчитанные темпы прироста цены на школьные рюкзаки в период 2012-2014 гг. приведены в таблице 10.
В 2013 году средняя цена на школьный рюкзак составляла 1069 рублей, сейчас же средняя цена составляет примерно1240 рублей.
Таблица 10 - Определение темпов прироста
Товар |
Средняя цена, руб. |
Темп прироста за 2012-2013 год, % |
Темп прироста за 2013-2014 год, % | ||||
01.01.2012 |
01.01.2013 |
01.01.2014 |
базис-ный |
цепной |
базис-ный |
цепной | |
Школьный рюкзак |
1011 |
1069 |
1240 |
105,73 |
105,73 |
122,65 |
116 |
Проанализировав данные таблицы 10, можно заметить, что за 2012 год цены на рюкзаки увеличилась почти на 6% и на 16% за 2013 год. Данный факт может явиться следствием увеличения спроса на рюкзаки ввиду высокой рождаемости в начале 2000-х годов.
Изменение цены за период 2010-2012 гг. показано на рисунке 1.
Рисунок 1 - Изменение цены на школьные рюкзаки за период 2012-2014 гг.
4.1 Факторный анализ товарооборота
Для исследуемой товарной линии, предлагаемой торговцем рынку, проведем факторный анализ товарооборота. Объем товарооборота равен:
где pi - цена за единицу i-го товара, руб.;
qi - количество проданных товаров i-го вида;
n - количество товарных позиций.
Агрегатный индекс товарооборота равен:
где pi0 , pi1 - цена i-го товара соответственно в базовом и текущем периодах;
qi0, qi1 - количество проданных товаров в натуральном выражении соответственно в базовом и текущем периодах.
Данные для анализа товарооборота представлены в таблице 11.
Таким образом, можно сделать вывод, что товарооборот увеличился на 12% или в денежном выражении на 366258 тыс. руб. Это произошло из-за роста цен на рюкзаки.
Таблица 11 - Данные для анализа товарооборота
Товар |
Базисный период |
Текущий период |
q1 p0 | ||||
Кол-во, шт. |
Цена, руб. |
Товаро- оборот, руб. |
Кол-во, шт. |
Цена, руб. |
Товаро- оборот, руб. | ||
А |
q0 |
p0 |
q0 p0 |
q1 |
p1 |
q1 p1 | |
Школьный рюкзак |
2838 |
1069 |
3033822 |
2742 |
1240 |
3400080 |
2931198 |
Факторный анализ товарооборота включает анализ влияния изменения цен и изменения количества проданных товаров на величину товарооборота.
Индекс физического объема товарооборота находится по формуле:
где pi0 - цена i-го товара соответственно в базовом периоде;
qi0, qi1 - количество проданных товаров в натуральном выражении соответственно в базовом и текущем периодах.
Данный индекс показывает во сколько раз увеличился (уменьшился) физический объем товарооборота в текущем периоде в сравнении с базовым с учетом изменения цен. Таким образом, мы видим, что физический объем товарооборота уменьшился на 3%, что говорит о небольшом снижении объема продаж в натуральном выражении.
Изменение товарооборота вследствие изменения количества проданных товаров показывает, насколько увеличился (уменьшился) объем товарооборота в текущем периоде, по сравнению с базовым с учетом изменения количества проданных товаров и находится по формуле:
руб.
Следовательно, объем товарооборота рюкзаков в г. Кургане, вследствие снижения количества проданных школьных рюкзаков, уменьшился на 102624 руб.
Индекс цен показывает, во сколько раз увеличился (уменьшился) средний уровень цен за определенный период и находится по формуле:
Индекс цен равен 1,16, следовательно, средний уровень цен на школьные рюкзаки в г. Кургане вырос на 16%.
Изменение товарооборота вследствие изменения цен на продукцию находится по формуле:
руб.
Товарооборот рюкзаков вследствие изменения цен вырос на 468882руб.
Отсюда можно сделать вывод, что прирост товарооборота рюкзаков связан с увеличением роста цен на них.
4.2 Определение тенденций развития рынка
Для выявления тенденций развития рынка школьных рюкзаков в городе Курган необходимо разработать трендовую модель основного рыночного индикатора (товарооборота в стоимостном выражении).
Тренд - графическое или математическое выражение закономерности динамического развития, т.е. отражение основной тенденции изменений изучаемого явления.
Сущность метода заключается в том, что изменение явления рассматривается как функция времени:
где t - номер уровня (периода, даты) динамического ряда.
Динамический ряд товарооборота рюкзаков в городе Курган за последние пять лет в стоимостном выражении представлен в таблице 12.
Таблица 12 - Динамика товарооборота в стоимостном выражении
Период |
20010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Товарооборот, тыс. руб. |
6857206 |
7203605 |
7215060 |
7223386 |
Аналитическое выражение динамики товарооборота, выбранное на основе поля корреляции и качественного анализа представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 - Поле корреляции
Наиболее подходящая трендовая модель - полиномиальная 2-ой степени, т.к. величина коэффициента детерминации (R2) у данной функции имеет значение равное 0,9749, что ближе к единице, чем в остальных случаях.
На фоне построенного поля корреляции еще раз отметим, что величина товарооборота от продажи рюкзаков в Кургане имеет стабильный рост.
5 Анализ ценовой ситуации
Анализ рыночных цен на исследуемый товар выполняется в статике и динамике.
5.1 Анализ уровня цен
Уровень цен - это обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами.
Для характеристики уровня цен в статике, в территориально-экономическом пространстве необходимо изучить цены на исследуемые товары, которые предлагают рынку отдельные продавцы («Школьник» - низкие цены; «Буратино», «Августин» - средние цены; «Детский мир» - высокие цены). Методом сбора информации является наблюдение. Результаты исследования сведены в таблице 13.
Таблица 13 - Группировка фирм по уровню цен на школьные рюкзаки
Уровень цен |
Количество фирм | |
единиц |
% с итого | |
Низкий |
1 |
25 |
Средний |
2 |
50 |
Высокий |
1 |
25 |
Итого: |
4 |
100 |
Так как доля предприятий со средней ценой составляет 50%, то можно говорить о достаточной устойчивости рынка.
Для совокупности однородных товарных единиц обобщенной характеристикой является средняя цена. Расчет средней цены осуществим по формуле средней арифметической:
где рi - цена i-й разновидности товара (или цена в i-ом регионе или субрынке);
n - число видов товаров (число регионов, субрынков).
руб.
Вариация цен на школьные рюкзаки основных предприятий - конкурентов на Курганском рынке представлена на рисунке 3, где красной прямой обозначена средняя цена.
Рисунок 3 – Вариация цен на рюкзаки
Амплитуда колебаний средних цен составляет 640 руб. в меньшую сторону («Школьник»), и 740 рублей в большую, что обосновано направленностью магазина в основном на потребителей с низким и средним уровнями доходов. В среднем же цена рюкзака по всем торговым точкам составляет 1560 рублей.
Показатель уровня цены может быть рассчитан и как относительная величина, выражающая покупательную способность денежного дохода потребителей:
где Р - цена товара (индивидуальная или средняя);
D - денежный доход на душу населения в месяц.
Данный показатель характеризует уровень цены относительно среднедушевого дохода. Из полученного значения видно, что средняя стоимость школьного рюкзака вполне приемлема для среднестатистического жителя Кургана.
5.2 Анализ колеблемости цен
Существенным признаком цен как индикатора рыночной конъюнктуры являются их постоянные колебания, отражающие меняющуюся рыночную ситуацию.
Формализованные оценки колеблемости цен в географическом или экономическом пространстве (по регионам, субрынкам, сегментам) осуществляется с помощью показателя вариации:
где V - коэффициент вариации (стандартизированный к среднему уровню цен по территории или предприятиям в целом);
- среднее значение цены;
s - среднеарифметическое отклонение.
Среднеарифметическое отклонение рассчитывается по формуле:
где Pi - цена i-й разновидности товара (или цена товара в i-ом регионе, субрынке, сегменте);
qi - объем продаж i-й разновидности товара.
Рассчитаем показатели колеблемости цен за квартал по группе предприятий. Исходные и промежуточные расчетные показатели, необходимые для исчисления показателя вариации, сведены в таблице 14.
Таблица 14 - Показатели колеблемости цен в 3 квартале 2012 года
Магазин |
Цена товара, руб., Pi |
Продано, ед., qi |
Pi qi |
σ |
Vi | |
1. Буратино |
1 240 |
715 |
886 600 |
102400 |
505,35 |
32,39 |
2. Детский мир |
2 300 |
445 |
1 023 500 |
547600 | ||
3. Августин |
1 780 |
260 |
462 800 |
48400 | ||
4. Школьник |
920 |
215 |
197 800 |
409600 | ||
Итого |
|
1 635 |
2 570 700 |
Так как коэффициент вариации (V) равен 32,39%, что меньше 33%, можно сделать вывод о недостаточно высокой колеблемости цен на рынке школьных рюкзаков в Кургане.
Дополним анализ оценкой типичности каждой конкретной цены на товар с помощью критерия t, характеризующего соотношение индивидуального и среднего отклонения: