Развитие здравоохранения в Ярославской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить проблемы развития здравоохранения в России а в частности в Ярославской области.
Задачами данной работы является: Предмет исследования: изучение основополагающей отрасли государства такой как здравоохранение. В процессе работы проводились: поиск подходящей литературы (учебных пособий и журналов), ознакомление с ней, выбор наиболее интересного материала; исследование организаций здравоохранения, функционирующих в Ярославской области

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..4
Теоретические аспекты системы здравоохранения в РФ…………………………5
Цели и задачи здравоохранения………………………………………………...5
Структура здравоохранения в РФ………………………………………………6
Нормативно-правовая база системы управления здравоохранением………..8
Финансирование здравоохранения…………………………………………….14
Роль здравоохранения в социально-экономической сфере…………………..17
Анализ проблем работы, функционирования, выполнения задач системы здравоохранения РФ…………………………………………………………………19
2.1 Анализ проблем работы системы здравоохранения РФ………………………19
2.2 Структурные изменения в системе здравоохранения РФ……………………..22
2.3 Предложения по реформированию системы здравоохранения РФ…………..25
3. Развитие здравоохранения в Ярославской области…………………………………28
3.1 Структурный анализ области…………………………………………………….28
3.2 Реализация региональных программ развития здравоохранения в области…30
3.3. Развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения Ярославской области на 2009 - 2012 годы…………………………………………………. 34
Заключение …………………………………………………………………………………...38
Список литературы……………………………………………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

Здравоохранение готовый.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

 

    1. – Структура здравоохранения в РФ.

 

 В соответствии с законодательством в РФ действуют  3 системы здравоохранения: муниципальная, государственная и частная.

К муниципальной системе здравоохранения относятся находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные, образовательные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы и муниципальные органы управления здравоохранением.

К государственной  системе здравоохранения относятся  Министерство здравоохранения и  социального развития РФ, Министерства здравоохранения республик, автономных областей, автономных округов, краев, областей в составе РФ, Российская академия медицинских наук, а также находящаяся в образовательные, судебно государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические, научно-исследовательские  учреждения и некоторые  федеральные учреждения.

 К частной системе здравоохранениям относятся частные медицинские организации и лица, осуществляющие частную медицинскую деятельность, но без образования юридического лица, то есть субъекты здравоохранения, осуществляющие частную медицинскую деятельность.2

Это коммерческие и некоммерческие организации, имущество  которых находится в частной  и иных, кроме государственной  и муниципальной, формах собственности (или использующих любую собственность на основе договора аренды), в уставах которых указано, что медицинская деятельность является для них основной. Предпринимательская деятельность по оказанию медицинской помощи, осуществляемая лицами, имеющими медицинское образование (без образования юридического лица), рассматривается как частная медицинская практика.

В последнее  время частная система приобретает  все большую актуальность и становится более популярной, потому что только она может предоставить гражданам самые последние виды лечения, современные виды обследования и диагностики, а так же уровень сервиса и комфорта

       Управление здравоохранением осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. К функциям высших органов законодательной власти относится:

  • принятие законов,
  • определение основного направления государственной политики,
  • утверждение бюджета государства с определением доли расходов на здравоохранение,
  • утверждение федеральных программ по вопросам охраны здоровья населения.

    Деятельность  по охране здоровья граждан  РФ координируется Министерством  здравоохранения и социального  развития РФ. Это федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий  управление и проводящий государственную  политику в области охраны здоровья населения. В него так же входят территориальные органы, государственные лечебно-профилактические, образовательные, научно-исследовательские, санаторно-курортные и реабилитационные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, государственной санитарно-эпидемиологической службы и т.д

К основным задачам  Министерства здравоохранения и  социального развития РФ относятся:

  • обеспечение функционирования ведомственной системы специального профессионального образования в области здравоохранения;
  • организация оказания медицинской помощи населению;
  • охрана здоровья матери, отца и ребенка;
  • профилактика инвалидности и медицинская реабилитация инвалидов;
  • разработка в пределах своей компетенции основ государственной политики в области здравоохранения, в том числе санитарно-эпидемиологического благополучия населения, разработка и реализация федеральных целевых программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, обеспечению населения лекарственными средствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения;
  • обеспечение функционирования ведомственной системы специального профессионального образования в области здравоохранения;
  • санитарно-гигиеническое нормирование, координация и регулирование вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности;

Во главе  министерства здравоохранения и  социального развития РФ стоит министр, назначаемый на должность президентом России по представлению Председателя Правительства. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство  РФ задач. Министр здравоохранения имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством, которые курируют наиболее значимые отрасли здравоохранения. Приказы, указания, постановления и инструкции МЗ РФ по вопросам диагностики, лечения, профилактики заболеваний и фармацевтической деятельности, а также по другим вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для всех учреждений, предприятий и организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности.

Имеются департаменты МЗ РФ, возглавляет его  директор, являющийся главным санитарным врачом и первым заместителем министра здравоохранения. В составе департамента выделены должности главных специалистов министерства - главного хирурга, главного акушера-гинеколога и т. д. Главным специалистом назначается высококвалифицированный врач, владеющий знаниями, как по соответствующей, так и по смежным специальностям и имеющий опыт организационно-методической работы. Основной задачей главного специалиста является определение стратегии развития службы и тактических решений по ее реализации, направленных на совершенствование медицинской помощи населению.

В каждом федеральном округе назначен представитель министерства здравоохранения с целью совершенствования координации деятельности органов и учреждений здравоохранения по обеспечению граждан медицинской и лекарственной помощью и реализации единой государственной политики в области охраны здоровья населения на всей территории РФ.

Для научного анализа  проблем здравоохранения в МЗ РФ образуется Ученый совет, возглавляемый  министром. В него могут входить высококвалифицированные специалисты и ведущие ученые.

Так же имеется  коллегия министерства здравоохранения, в состав которой входит министр (председатель коллегии), его заместители (по должности), руководители ведущих управлений и отделов, ряд руководящих работников и специалистов органов исполнительной власти субъектов РФ, учреждений, предприятий и других организаций здравоохранения, общественных объединений. Коллегия является совещательным органом и рассматривает на своих заседаниях основные вопросы, касающиеся развития здравоохранения и деятельности министерства здравоохранения, учреждений, предприятий и других организаций здравоохранения, подбора и расстановки кадров, подготовки проектов важнейших приказов, инструкций и указаний, проверки их исполнения, заслушивает доклады руководителей структурных подразделений министерства, руководителей органов здравоохранения всех уровней, а также руководителей учреждений, предприятий и других организаций здравоохранения. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами министра. (9)

Системе органов  управления здравоохранением свойственно двойное подчинение. Так, министерство здравоохранения республики, входящей в состав Российской Федерации, по общим вопросам подчинено соответствующему правительству, а по вопросам здравоохранения — Минздраву РФ. Территориальные органы управления также, с одной стороны, подчинены соответствующим административным органам управления и являются их структурным подразделением, но по отраслевым вопросам подчиняются вышестоящим органам управления здравоохранением.3

    1. - Нормативно-правовая база системы управления здравоохранением

               Конституция РФ провозгласила Россию правовым, социальным государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а государство гарантирует охрану и защиту основных прав, определяет некоторые рамки социального благополучия населения. Одним из важнейших прав граждан России признано право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которое зафиксировано в ст.41 Конституции РФ. Оно рассматривается как неотъемлемое, принадлежащее каждому человеку от рождения, и его реализация приобретает особое значение в условиях современных социально-экономических реалий Российской Федерации.

              Законодательство, обеспечивающее реализацию указанного социального права граждан, именуют законодательством о здравоохранении. Буквально слово "здравоохранение" трактуется как "охрана здоровья населения, предупреждение и лечение болезней, поддержание общественной гигиены и санитарии". Еще в первой половине прошлого века видный ученый, профессор Н.И. Гуревич писал: "Врачебные контингенты, не инструктированные в юридических нормах своей профессии во время прохождения академического курса, когда становятся лицом к лицу с многообразием и сложностью практической деятельности врача, не могут не испытывать серьезных затруднений и нередко тягостных переживаний" Сергеев Ю.Д., Ерофеев С.В. Неблагоприятный исход оказания медицинской помощи.М., 2001.С. 10 Действительно, принимаемые в практической деятельности врача решения, далеко не всегда правомерны и могут привести к трагическим последствиям не только для пациента, но и для самого врача.         Однако, начиная разговор о законодательстве о здравоохранении, стоит сразу оговориться, что оно носит ярко выраженный межотраслевой характер. Видится довольно ясная картина его деления на многие категории, из анализа которых, мы можем уяснить многоотраслевой характер норм здравоохранительного законодательства. Так, Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 "О классификаторе правовых актов"Собр. законодательства РФ. 2000.20 марта. № 12. Ст. 1260. , в части Классификатора "140.000.000 Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм" выделяет множество разделов здравоохранительного законодательства, наглядно иллюстрирующих суждение еще дореволюционных авторов, верное и сегодня, о "комплексном врачебном праве, как отрасли законодательства, состоящей из трех частей: социально-санитарного, врачебно-лечебного законодательства и норм, определяющих общественное положение врача".

               История здравоохранительного законодательства в России насчитывает не одну сотню лет. Ученые едины во мнении, что регулирование медицинской деятельности в России можно разделить на пять этапов: регламентация врачевания (X-XVII вв.), законодательное регулирование медицины при Петре I, правовая регламентация медицинской помощи с середины XVIII века до 1917 года, законодательная база здравоохранения советского времени и современный период.

             Начальный период, несомненно, связан с появлением первого писаного свода русского права - Русской Правды, и заканчивается он приходом к власти Петра I, правление которого характеризуется значительными изменениями в российском праве вообще и в медицинском деле в частности (" - и в области медицины, в области охранения народного здоровья двинул Россию по пути прогресса"Разумовский В.Н. Медицинское дело в царствование первых Государей Дома Романовых. Саратов,1913.С. 15. Самыми древние книги на Руси, из которых мы можем получить знания об аспектах медицины того времени, были "Остромирово евангелие", "Архангельское евангелие", "Изборник великого князя Святослава Ярославовича", древнейшими памятниками медицинской письменности являются лечебники и травники. Лекари-профессионалы появились в основном из волхвов, кудесников, ведунов, знахарей, колдунов. В ранних памятниках письменности господствует полная нерасчлененность понятий "волхв", "врач", "лечец", "зелейник", "чародей". Чтобы показать особую глубину медицинских знаний у врачей, им древнерусская литература присваивала эпитеты "мудрых", "хитроков", "филозофов". Для этого периода были характерны три разновидности оказания медицинской помощи: народная медицина, монастырская медицина, светская (городская) медицина. И если народная медицина регулировалась лишь морально-этическими нормами, то врачевание в монастырях было урегулировано в большей степени государственными предписаниями, в частности "Церковным Уставом" князя Владимира Святославовича. А к первой половине XIII века было известно о семидесяти монастырях, которым предписывалось обязательное учреждение лечебниц и приютов для слепых, калек и стариков. Светская (городская) медицина отличалась от первых двух тем, что строилась на профессиональной основе и лечении больных на дому. Чаще всего лекарями были иностранные специалисты или люди, получившие образование за границей. Существенной разницей между видами медицинского обслуживания того времени были уровень профессионализма и возмездность медицинских услуг. Целители от народной медицины - знахари, волхвы, зелейники брали оплату самыми разнообразными способами, монахи-лекари не брали вознаграждения вообще, светские врачи получали только деньги. По уровню профессионализма иерархия была такой: наиболее качественной была, конечно же, светская медицина, едва ли ей уступали монахи-лекари, и затем шла народная медицина.

В период татаро-монгольского ига, законодательная  база в области медицины изменилась только появлением запрета на бесплатную медицинскую помощь в монастырях. А вот в годы правления Ивана  Грозного появился центральный ведомственный орган - Аптекарский Приказ (Верхняя ("царская") аптека), который был призван организовать централизованное медицинское обеспечение, обеспечение лекарственными средствами, выдачу разрешений на право медицинской деятельности, врачебное освидетельствование и др. В XV веке была составлена старинная врачебная рукопись "Лечебник Строгановых лекарств", в XVI - "Книга, глаголемая Травник". Рукописные лечебники не только описывали болезни, способы лечения, но и нормы правил поведения лекаря по отношению к больному. Так, например в "Ветрограде" (1534 г.) указано: "Пришедшему лекарю к больному человеку сесть подле него прилично, не торопясь, и разговаривать бы речи к развеселению больного человека". Однако хранить книги-лечебники в доме было небезопасно - в таких рукописях часто усматривались "дела бесовские". История располагает примерами наказаний за приобщение к медицинскому искусству Григория Отрепьева, семьи Романовых, Марины Мнишек.

                 Первые свидетельства своеобразной "сертификации" медиков русскими властями описан Н.М. Карамзиным, в 1601 г. английский посол Ричард Ли обратился к русскому царю с просьбой выдать докторский диплом прибывшему в Москву венгерскому медику. Однако это первое и на тот момент единственное свидетельство работы профессиональных, квалифицированных медиков в нашей стране, т.к. не было в государстве того периода системы медицинского образования даже в примитивном смысле этого слова. Первое официальное медицинское (лечебное) заведение было открыто в Новгороде в 1667 г.

                  В непростом положении вещей страна досталась Петру I. В то время не было достаточного количества больниц, госпиталей, отсутствовало нормальное законодательство, не было медицинских кадров, государственного управления медициной. Большой личный опыт Петра I в вопросах медицины и определил основные направления его политики в области медицины: подготовка отечественных медицинских кадров, появление нормативно-правовых актов, создание разветвленной системы медицинских учреждений, госпиталей, организация медицинских школ, аптек. Большое развитие Аптекарский Приказ получает при Петре I, особенно в вопросах правовой регламентации военно-медицинской службы. Для этого периода характерно появление Устава "Об аптекарском деле" (1701 г.), Указа "Об организации московского гошпиталя" (1706 г.), "Устава Воинского" (1716 г.), "Устава Морского" (1720 г.), Указа "Об открытии Петербуржской академии наук" (1725 г.) и ряда других актов, которые были призваны усилить роль права и государства в регулировании медицинской деятельности. Указ "Об открытии медицинской канцелярии" положил начало системе государственного управления здравоохранением в России. В функции медицинской канцелярии входил надзор за деятельностью аптек, регламентация деятельности докторов, аптекарей, лекарей, организация и контроль за проведением противоэпидемиологических мероприятий, выдача разрешений на право заниматься медицинской деятельностью. При Петре I была полностью реорганизована система государственного управления медицинским делом, заложены основы для развития государственной медицины, организована система подготовки медицинских кадров, открыты госпитали, медицинские школы и аптеки.

Информация о работе Развитие здравоохранения в Ярославской области