Развитие здравоохранения в Ярославской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить проблемы развития здравоохранения в России а в частности в Ярославской области.
Задачами данной работы является: Предмет исследования: изучение основополагающей отрасли государства такой как здравоохранение. В процессе работы проводились: поиск подходящей литературы (учебных пособий и журналов), ознакомление с ней, выбор наиболее интересного материала; исследование организаций здравоохранения, функционирующих в Ярославской области

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..4
Теоретические аспекты системы здравоохранения в РФ…………………………5
Цели и задачи здравоохранения………………………………………………...5
Структура здравоохранения в РФ………………………………………………6
Нормативно-правовая база системы управления здравоохранением………..8
Финансирование здравоохранения…………………………………………….14
Роль здравоохранения в социально-экономической сфере…………………..17
Анализ проблем работы, функционирования, выполнения задач системы здравоохранения РФ…………………………………………………………………19
2.1 Анализ проблем работы системы здравоохранения РФ………………………19
2.2 Структурные изменения в системе здравоохранения РФ……………………..22
2.3 Предложения по реформированию системы здравоохранения РФ…………..25
3. Развитие здравоохранения в Ярославской области…………………………………28
3.1 Структурный анализ области…………………………………………………….28
3.2 Реализация региональных программ развития здравоохранения в области…30
3.3. Развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения Ярославской области на 2009 - 2012 годы…………………………………………………. 34
Заключение …………………………………………………………………………………...38
Список литературы……………………………………………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

Здравоохранение готовый.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

 

 

    1. - Финансирование здравоохранения.

 

  Финансирование здравоохранения Российской Федерации осуществляется из нескольких источников:

•  средств, направляемых на обязательное и добровольное медицинское страхование;

•      средств целевых фондов, предназначенных  для охраны здоровья граждан;

•      средств бюджетов всех уровней;

•      средств государственных внебюджетных целевых фондов;

•      добровольных взносов и пожертвований  граждан и юридических лиц;

•   доходов  организаций здравоохранения от осуществления в установленном  законом порядке предпринимательской деятельности;

• других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Бюджетные организации  здравоохранения финансируются как непосредственно из бюджета собственника (субъекта РФ, муниципального образования), так и за счет бюджетов государственных внебюджетных целевых фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды ОМС) в форме бюджетных ассигнований, безвозмездно выделяемых для финансового обеспечения их деятельности.

Финансирование  медицинских организаций, учреждений из государственного и местных бюджетов осуществляется в форме бюджетных ассигнований, безвозмездно выделяемых для финансового обеспечения их деятельности. С переходом на принципы медицинского страхования и рыночные отношения бюджетные ресурсы перестали быть ведущим источником финансирования организаций здравоохранения, составляя, тем не менее, значительную часть общего объема ассигнований.

Процедура расчета  объема бюджетного финансирования и  принятие решений об утверждении  бюджетных ассигнований на охрану здоровья осуществляется на основе  составления смет затрат организаций здравоохранения. Первоначально эти сметы составляются на уровне конкретной организации здравоохранения, затем разрабатываются сводные проектные сметы расходов на здравоохранение как составная часть проекта бюджета муниципального образования. Далее рассчитываются расходы на уровне субъекта РФ и федерального бюджета.

В основу построения индивидуальных смет расходов организации здравоохранения закладываются статистические и нормативные показатели, характеризующие объем деятельности подразделений данной организации, в виде оперативно-сетевых показателей: среднегодового количества больничных коек, койко-дней, числа должностей медицинского и административно-хозяйственного персонала, количества поликлинических посещений, выездов скорой медицинской помощи и др.5

Рассчитанный  подобным образом запрос на бюджетные  ассигнования в наступающем году обычно разделяется на планируемые  расходы на скорую медицинскую, амбулаторно-поликлиническую  и стационарную помощь. В качестве базовых показателей планирования амбулаторно-поликлинической помощи принимаются средние, приходящиеся на одного жителя в год, число врачебных посещений в поликлинике, количество консультаций и помощи на дому. Базовыми показателями сметы расходов на оказание стационарной помощи служат количество коек, количество койко-дней; показателями сметы дневных стационаров являются количество коек и количество дней пребывания больных на койках дневного пребывания. 

Исходя из базовых  показателей, определяется величина фонда заработной платы медицинских работников и административно-хозяйственного персонала с учетом начислений на заработную плату (социальных налогов, отчисляемых во внебюджетные фонды), составляющая основную часть расходов медицинских учреждений. Сметы затрат могут быть составлены весьма ориентировочно, так как невозможно предвидеть все виды расходов. Тем не менее, это не играет существенной роли, так как бюджетные возможности, обусловленные величиной доходов бюджета и расходов по другим статьям, обычно ниже реального запроса на финансовые ресурсы, рассчитанные на основе смет.

          Сметы затрат включают в себя следующие виды расходов:

  • затраты на капитальный ремонт зданий;
  • расходы на питание больных в стационарах;
  • административно-хозяйственные    и    командировочные расходы;
  • оплата коммунальных услуг, электроэнергии;
  • расходы на приобретение оборудования и мягкого инвентаря;
  • расходы на медикаменты, перевязочные средства и другие материалы и так далее.

     Федеральный и территориальные фонды ОМС — самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, реализующие государственную политику в области обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд ОМС обеспечивает единство системы обязательного медицинского страхования в России и дотирует территориальные фонды ОМС при недостатке у них средств, вызванном объективными причинами (тяжелое состояние экономики региона, большая доля лиц старших возрастов, особенности структуры и уровня заболеваемости и др.).

Федеральный фонд ОМС создается высшим органом  законодательной власти России и Правительством РФ. Территориальные фонды ОМС создаются соответствующими органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. По своему организационно-правовому статусу фонды ОМС являются юридическими лицами и их средства отделены от средств государственного бюджета. В основе управление фондами лежат принципы управления публично-правового учреждения, т. е. руководство фондами осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения устанавливаются в процентах к начисленной оплате труда. Страховой тариф утверждается органом законодательной власти РФ. Размер тарифа с 1993 г. по настоящее время не менялся и составляет 2.7 % в территориальный фонд и 0,2 % в Федеральный фонд.

Взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют органы исполнительной власти республик, краев, областей, местная администрация за счет средств, предусматриваемых на эти цели в соответствующих бюджетах.

      2. Добровольное медицинское страхование  (ДМС) призвано обеспечить дополнительно  к ОМС и системе государственного  и муниципального здравоохранения более высокий уровень оказания медицинской помощи. Оно реализуется за счет средств, полученных в виде взносов непосредственно граждан за счет их собственных средств или средств работодателя, страхующего своих работников.

Размеры страховых  взносов по добровольному медицинскому страхованию устанавливаются страховыми медицинскими организациями самостоятельно и зависят от вида рисков, привил страхования, принятых конкретным страховщиком, стоимости медицинских и других услуг, числа застрахованных и так далее.

3. Фонд социального  страхования РФ — специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, основными задачами которого являются обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком, санаторно-курортному лечению, реализации государственных программ охраны здоровья работающих и др.

Роль фонда  социального страхования в финансировании мероприятий по охране здоровья населения  за годы реформ неоднократно менялась с учетом экономической ситуации в стране, причем изменения, к сожалению, происходили в сторону сокращения перечня мероприятий, связанных с охраной здоровья населения, финансируемых из фонда. Поэтому его роль в здравоохранении в настоящее время весьма неоднозначна.

4.   Пенсионный  фонд РФ - кредитно-финансовое учреждение, главной задачей которого является сбор и аккумуляция взносов на пенсионное обеспечение граждан, финансирование расходов на выплату пенсий и пособий.

Правительством  РФ в 2003 г было принято Постановление о дополнительном финансировании расходов, связанных с оказанием адресной медицинской помощи неработающим пенсионерам, согласно которому размер выделяемых в 2003 г. средств составит в расчете на каждого неработающего пенсионера около 525 руб. в год, что позволит увеличить финансирование их лечения более чем на 80 %. Адресная медицинская помощь будет оказываться неработающим (малоимущим) пенсионерам, не имеющим дополнительного источника дохода и являющимся получателями трудовых пенсий по старости в соответствии с федеральным законодательством.

5. Средства от  предпринимательской деятельности  – это финансовые средства  медицинский учреждений, частных  и государственных клиник за  медицинские услуги, добровольные  пожертвования граждан, организаций и другие средства не запрещенные законодательством РФ

 

    1. - Роль здравоохранения в социально-экономической сфере

 

              Здоровье населения является величайшей ценностью, основной составляющей человеческого потенциала нации, ее трудового и оборонного ресурса, важнейшей частью совокупности качественных характеристик населения. Общественное здоровье - главное свойство любой человеческой общности (например, населения, проживающего на той или иной территории), ее естественное состояние. Общественное здоровье отражает как индивидуальные приспособительные реакции отдельного человека, так и способность всей общности наиболее эффективно осуществлять свои социальные задачи (работать, защищать страну, помогать старикам и детям, охранять природу и т.д.), а также выполнять свои биологические функции: воспроизводить и воспитывать новые здоровые поколения.

             Потери общественного здоровья (заболеваемость, инвалидность, временная нетрудоспособность, смертность) приводят к очень большому экономическому ущербу. По самым скромным подсчетам, потери здоровья населения, занятого в экономике России, ежегодно соразмерны потерям 6,5% ВВП.

            Качество общественного здоровья непосредственно зависит от социально-экономических условий. Можно с полной уверенностью утверждать, что уровень здоровья населения служит самым точным, адекватным отражением качества жизни. Любые заметные изменения жизни очень быстро отражаются на качестве здоровья. Многие негативные проблемы общественного здоровья связаны преимущественно с социально-бытовыми и производственными факторами (низкие доходы населения, плохое качество питания и питьевой воды, недостаточная обеспеченность жильем, плохие условия труда, неудовлетворительные сфера обслуживания и организация досуга населения, алкоголизм, наркомания, деградация нравственных принципов, проституция, постоянный психоэмоциональный стресс и прочее).

           В России охрана здоровья населения является делом государственной важности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17.12 1997 №1300 определяет здоровье населения основой национальной безопасности страны.

           Однако ситуация в сфере здоровья населения в России является одной из самых неблагополучных. Здоровье - это свобода от болезней и инвалидности, состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Только здоровый человек имеет возможность активно осуществлять трудовую, общественную и личную деятельность, то есть самостоятельно бороться с бедностью. Здоровье обычно определяется как способность к оптимальному физиологическому, психическому и социальному функционированию. При устойчиво низком уровне материального благосостояния значительной части семей приоритетным становится получение средств существования в ущерб здоровью за счет его эксплуатации независимо от качества (готовность работать во вредных и тяжелых условиях, в нескольких местах, ненормированное время).6

            Поэтому одним из главных элементов социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение - одна из ведущих отраслей сферы обслуживания. Функциональное значение здравоохранения в системе развития производства выражается в производстве и реализации услуг и благ для населения, нацеленных на поддержание нормальной жизнедеятельности человека. В Конституции РФ Российское государство определяется как социальное государство. Медицинские услуги являются социально значимыми. Право на охрану здоровья закреплено в ст. 41 Конституции РФ: «…каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

             Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека - главную составную часть производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа. Снижение уровня смертности и инвалидности содействуют росту национального дохода. В этом заключается важнейший вклад здравоохранения в экономику. Отдача каждого рубля, вложенного в здравоохранение, например, в профилактику сердечно-сосудистых заболеваний составляет 3-4 рубля, а в профилактику инфекционных заболеваний - более 100 рублей.      Таким образом, развитие экономики и здравоохранения взаимосвязано.

               Здравоохранение в настоящее время представляет собой одно из важнейших подразделений социальной инфраструктуры. Оно включает крупные комплексы современных больниц и поликлиник, диспансеров и санаториев, санитарно-эпидемиологических станций, аптеки, научно-исследовательские и учебные институты и другие учреждения.

               Прошедшее десятилетие характеризовалось сложными социально-экономическими, политическими и демографическими изменениями в обществе, которые коренным образом изменили характер деятельности медицинских организаций, поставили перед здравоохранением как отраслью целый ряд новых сложно решаемых проблем, в первую очередь, в сферах управления, финансирования, организации медицинской помощи, лекарственного обеспечения и кадровой политики.

Информация о работе Развитие здравоохранения в Ярославской области