Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:03, курсовая работа
Цель работы – выявить проблемы развития здравоохранения в России а в частности в Ярославской области.
Задачами данной работы является: Предмет исследования: изучение основополагающей отрасли государства такой как здравоохранение. В процессе работы проводились: поиск подходящей литературы (учебных пособий и журналов), ознакомление с ней, выбор наиболее интересного материала; исследование организаций здравоохранения, функционирующих в Ярославской области
Введение ………………………………………………………………………..4
Теоретические аспекты системы здравоохранения в РФ…………………………5
Цели и задачи здравоохранения………………………………………………...5
Структура здравоохранения в РФ………………………………………………6
Нормативно-правовая база системы управления здравоохранением………..8
Финансирование здравоохранения…………………………………………….14
Роль здравоохранения в социально-экономической сфере…………………..17
Анализ проблем работы, функционирования, выполнения задач системы здравоохранения РФ…………………………………………………………………19
2.1 Анализ проблем работы системы здравоохранения РФ………………………19
2.2 Структурные изменения в системе здравоохранения РФ……………………..22
2.3 Предложения по реформированию системы здравоохранения РФ…………..25
3. Развитие здравоохранения в Ярославской области…………………………………28
3.1 Структурный анализ области…………………………………………………….28
3.2 Реализация региональных программ развития здравоохранения в области…30
3.3. Развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения Ярославской области на 2009 - 2012 годы…………………………………………………. 34
Заключение …………………………………………………………………………………...38
Список литературы……………………………………………………………………………42
Пmax=(1+П19*К*(1+Р))/0,8
Где,
Пmaх - максимальная заработная плата медицинского работника,
П19 - плата медицинского работника за прием 19 пациентов в день,
К-количество рабочих дней в месяце,
Р-рейтинг.
Система рейтинга предусматривает разделение медицинских работников на 20 групп. В первую группу входят младший медицинский персонал (медсестры, санитары), оказывающий медицинские услуги очень низкого качества. В пятую группу входят медсестры, оказывающие услуги среднего качества, санитары, оказывающие медицинские услуги высокого качества, и старшие медсестры, оказывающие медицинские услуги низкого качества. В десятую группу входят медсестры, оказывающие медицинские услуги высокого качества, старшие медсестры, оказывающие услуги среднего качества, и врачи, оказывающие услуги низкого качества. В тринадцатую группу входят врачи, оказывающие медицинские услуги невысокого качества, и старшие медсестры, оказывающие услуги высокого качества. В двадцатую группу входят врачи, оказывающие медицинские услуги высокого качества. В остальных группах присутствуют медицинские работники соответствующего ранга и оказывающие медицинские услуги, качество которых занимает промежуточное положение по отношению к качеству, обозначенному в выше перечисленных группах. Таким образом, врачи могут иметь рейтинг от 10 до 20, старшие медсестры - от 5 до 13, медсестры - от 1 до 10, санитары - от 1 до 5.
Счет на оплату медицинской услуги должен содержать графу для выставления пациентом оценки качества оказанных услуг исходя из указанной системы рейтинга.
Таким образом, наиболее умелые и наиболее
опытные с точки зрения совокупности обслуженных
пациентов медицинские работники получат
наивысшее возможное вознаграждение
3.- Развитие здравоохранения в Ярославской области.
3.1- Структурный анализ области.
Ярославская область входит в состав Центрального федерального округа. Население области 1 373 119 человек (рис. 1), из них 81% – городского. Возрастная структура населения характеризуется значительной долей лиц трудоспособного возраста –58,6%, работающих– 37,5%. Лица пожилого возраста составляют 21%. Доля детей и подростков из года в год сокращается и составляет 20%. В настоящее время особую остроту приобрела проблема низкой рождаемости, уровень которой в 2 раза меньше, чем требуется для замещения поколений. В последние три года наметилась тенденция
к росту показателя рождаемости (рис. 2). Однако характер рождаемости, как и на всей территории Российской Федерации, определяется массовым распространением малодетности (1–2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, отсрочкой рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.
Одной из основных причин отрицательного естественного прироста или депопуляции в Ярославской области, как и в целом по Российской Федерации, является высокая смертность населения. В структуре общей смертности на первом месте стоят болезни системы кровообращения. На втором месте – несчастные случаи, травмы, отравления, далее – новообразования.
Особую тревогу вызывает уровень преждевременной смертности, причем отмечается сверхсмертность мужчин (80%), в структуре которой на первом месте несчастные случаи, травмы и отравления.
Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения при рождении, которая в 2002 году по Ярославской области составила 63,3 года.
На 1.01.2004 года в области функционировало 127 больничных учреждений, 43 сельские врачебные амбулатории, 400 ФАПов. На базах крупных больниц работают около 30 специализированных центров. Обеспеченность койками составила 116,9 на 10 000 населения. Обеспеченность врачами в целом по области – 48,8. Соотношение врачей и среднего медицинского персонала 1 : 1,9.
Основной целью государственной политики в области здравоохранения являются сохранение и улучшение состояния здоровья населения, снижение предотвратимой заболеваемости, инвалидности и смертности посредством рационального использования имеющихся медицинских ресурсов.
Крайне важным в сложившейся ситуации для решения поставленных задач является выделение приоритетов. Процесс этот должен осуществляться на основе системы ценностей и принципов, построенной с учетом интересов и мнений, как медицинской общественности, так и пациентов, а также общества в целом.
Основополагающими принципами оказания медицинской помощи являются следующие:
1. Равная социальная доступность.
2. Соответствие уровня, потребности по объему и качеству.
3. Оптимальная территориальная доступность.
4. Клиническая и экономическая эффективность.
5. Сбалансированность финансовых ресурсов и потребности, то есть финансовая реалистичность, ресурсная обеспеченность.
6. Профилактическая направленность.
7. Концентрация
усилий по определению
Приведенные принципы претендуют на отражение баланса общественных интересов в сфере здравоохранения в контексте с реальной социально-экономической ситуацией.
Стратегическим направлением политики Администрации Ярославской области является снижение уровня заболеваемости по трем основным группам:
1. Заболевания, дающие высокие показатели смертности и инвалидизации:
– сердечно-сосудистые заболевания;
– несчастные случаи и травмы;
– злокачественные новообразования.
2. Заболевания, имеющие особую значимость в связи с демографической ситуацией:
– болезни, угрожающие репродуктивному здоровью и состоянию здоровья матерей и новорожденных.
3. Заболевания, представляющие особую угрозу для здоровья населения в целом:
– туберкулез;
– СПИД/ВИЧ;
– психические заболевания;
– наркомании.
Решающим для значительного снижения этих заболеваний и общей заболеваемости населения являются:
– развитие профилактики и первичной медико-санитарной помощи, ориентированной на семью;
– активное привлечение населения к реализации мер по охране и укреплению здоровья, а так-же повышение личной ответственности граждан за состояние своего здоровья.
Главными инструментами реализации этих приоритетов являются:
– целевые программы;
– выбор оптимальной системы финансирования медицинских организаций, способствующей эффективному использованию ресурсов здравоохранения при максимальном учете потребностей населения и оптимизации структуры оказания медицинской помощи – рациональное соотношение стационарной, стационарозамещающей и амбулаторно-поликлинической помощи;
– межведомственное сотрудничество.
В целях реализации выбранных приоритетов в области были приняты: Программа социально-экономического развития Ярославской области «От выживания к благополучию» на 2000–2007 годы, Концепция развития здравоохранения и медицинской науки Ярославской области до 2005 года, законы Ярославской области «Об охране здоровья жителей Ярославской области», «О лекарственном обеспечении и фармацевтической деятельности на территории Ярославской области», «О противотуберкулезной помощи и защите населения Ярославской области от туберкулеза» и другие законодательные акты. В области действуют 16 целевых программ по приоритетным направлениям в области охраны здоровья, финансирование которых составило за 2003 год 92%.
Ежегодно принимаемая Территориальная программа государственных гарантий (ТПГГ) оказания жителям Ярославской области бесплатной медицинской помощи обеспечила соответствие государственных обязательств по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств. Стоимость программы 2003 года – 3,18 млрд. рублей, из них средства 2950 млн. рублей. Подушевое финансирование ТПГГ составило 2200 рублей, за период 2000–2003 годов рост подушевого финансирования составил 79%, а в сопоставимых ценах – 10%.
Ежеквартальный мониторинг ресурсов здравоохранения области позволил более интенсивно и рационально использовать коечный фонд. Показатель средней занятости койки возрос до 312 дней в году, средняя длительность пребывания на койке сократилась до 14,8 дня. Объемы медицинской помощи, оказываемой в условиях стационарозамещающих технологий, увеличились за последние 3 года почти в 1,5 раза. 10
3.2 – Реализация
региональных программ
В последние годы Администрацией области в свете реализации Целевой областной программы «Онкология» уделялось большое внимание вопросам совершенствования онкологической помощи. Затраты на приобретение современного медицинского оборудования для областного онкологического диспансера только за 2003 год составили 21 млн. рублей.
Распространенность злокачественных новообразований за 2003 год увеличилась на 3,5% и составила 37,2 на 10 тыс. населения (РФ – 30,9 в 2002 году). На этом фоне важно отметить положительную динамику в выявлении онкопатологии на ранних стадиях. Количество лиц, выявленных в I–II стадиях болезни, возросло с 28 до 48,2%. Увеличилось число пациентов, выявленных при профосмотрах, – до 18% (Российская Федерация – 10,7%). Снижается показатель заболеваемости злокачественными новообразованиями желудка, трахеи, легких.
Приобретение в Ярославский областной онкологический диспансер эндоскопического комплекса, включающего ультразвуковую станцию Олимпас Эксера EUS-160, новую аргоноплазменную операционную систему и систему дезинфекции и стерилизации эндоскопической техники и эндо хирургического инструментария, позволило создать в клинике необходимую технологическую цепочку и единый лечебно-диагностический комплекс, являющийся необходимым звеном в самом прогрессивном направлении современной онкологии – ранней диагностике и малоинвазивном оперативном эндоскопическом лечении раннего рака и предрака органов желудочно-кишечного тракта. С 2009 года здесь же внедряется метод эндосонографии, позволяющий проводить дифференциальную диагностику опухолей желудочно-кишечного тракта и определять степень распространенности процесса.
Таким образом, в настоящее время онкологическая клиника обладает самым передовым научным и практическим опытом раннего выявления и лечения предраковых заболеваний и ранних форм рака органов системы пищеварения, что подтверждено дипломами европейских конгрессов по гастроэнтерологии, эндоскопии и колопроктологии.
Метод спиральной компьютерной томографии с введением рентгеноконтрастного вещества стал использоваться в областном онкологическом диспансере для ранней диагностики опухолей почек и других органов.
В области реализуются две программы
по детству: «Здоровый ребенок» и «Развитие
службы охраны материнства и детства».
С 2003 года введена в строй первая очередь
областного клинического консультативно-
В декабре 2004 года завершается строительство и сдается под монтаж оборудования (компьютерный томограф, ядерно-магнитный резонансный томограф, цифровой рентгеновский флюорограф) второй блок центра. На строительство и оснащение медицинским оборудованием было выделено около 63 млн. рублей.
Начато проектирование строительства областного перинатального центра. Продолжается расширение программы ВОЗ/ЮНИСЕФ «Пропаганда, поддержка и поощрение грудного вскармливания». Три учреждения области – поликлиника №3 МУЗ ДКБ №3, родильный дом больницы №2 г. Ярославля и Рыбинский перинатальный центр – получили звание «Больница доброжелательного отношения к ребенку». Открыты кабинеты психологов в большинстве детских поликлиник городов Ярославля и Рыбинска.
В 1993 году был построен Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн – современное многопрофильное лечебное учреждение на 220 коек, где оказывается специализированная медицинская помощь по следующим специальностям: кардиология, неврология, терапия, хирургия, урология, офтальмология. Ежегодно в госпитале получают специализированное лечение по 19 видам медицинской деятельности более четырех тысяч ветеранов войн.
В 2003 году постановлением Губернатора Ярославской области на базе госпиталя были созданы международный центр по проблемам пожилых «Здоровое долголетие» и координационный попечительский совет, на заседании которого было принято решение
о разработке Областной
программы «Здоровое
Ежегодными комплексными диспансерными осмотрами охвачено 95% инвалидов ВОВ, 92% участников войн. Все ветераны Великой Отечественной войны в лечебных учреждениях города и области обслуживаются вне очереди.
На базе госпиталя организованы и успешно работают областной центр остеопороза и кардиологический центр для оказания консультативной помощи больным артериальной гипертонией.
В течение последних 4 лет в Ярославской области реализуется Программа «Медицина современных технологий», которая финансируется за счет средств территориального фонда ОМС.
Информация о работе Развитие здравоохранения в Ярославской области