Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:56, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучить теоретические и практические аспекты совершенствования управления персоналом организации. В соответствии с целью поставлены задачи:
теоретические основы системы управления персонала предприятия и ее совершенствование;
изучение организационно-экономической характеристики ООО «Вятский торговый дом»;
рассмотреть систему управления персоналом предприятия и ее совершенствование на исследуемом предприятии.
Введение 4
1 Теоретические основы использования кадров предприятия 6
1.1 Понятие персонала торгового предприятия 6
1.2 Организация процесса управления персоналом торгового предприятия 8
1.3 Методы повышения эффективности использования торгового персонала 17
2 Общая характеристика деятельности ООО «Вятский торговый дом» 22
2.1 Организационно-правовая характеристика ООО «Вятский торговый дом» 22
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 28
2.3 SWOT-анализ 33
3 Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности ООО «Вятский торговый дом» 36
3.1 Основные производственно-экономические показатели 36
3.2 Анализ финансового состояния 43
3.3 Характеристика состояния и перспектив развития отрасли деятельности предприятия и рыночной среды 50
4 Разработка мероприятий по улучшению использования кадров ООО «Вятский торговый дом» 54
4.1 Характеристика система управления персоналом 54
4.2 Исследование удовлетворенности трудом персонала организации ООО «Вятский торговый дом» 56
4.3 Совершенствование системы материального стимулирования 61
Заключение 66
У Вятского Торгового Дома имеется своя миссия, которая выложена на собственном сайте «www.vtd.ru»:
Центpальный офис и все филиалы обеспечены компьютеpной техникой, которая постоянно модернизируется в соответствии с поставленными задачами.
С момента основания фиpмы значительно pасшиpился ассоpтимент пpодаваемых товаpов котоpый на сегодняшний день насчитывает до 5000 наименований, в т.ч. масло-жиpовая гpуппа, макаpонные изделия, молочная продукция, сахаp, кpупы, мясные, pыбные консеpвы, пpипpавы, специи,плодоовощные консеpвы, соки, газ.вода, чай, кофе, кондитеpские изделия, сигаpеты, пиво, пpомышленные товаpы/пакеты, одноpазовая посуда и т.д.
Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к предприятию факторы, получить важные результаты. Необходимо выяснить, где находится предприятие, где оно должно находиться в будущем и что должно для этого быть сделано руководством.
Анализ приводится отдельно как по микросреде, так и по макросреде предприятия (Таблица 1).
Таблица 1 – PEST-анализ
Политика |
Р |
Экономика |
Е | ||
1 |
Выборы Президента РФ |
1 |
Обшая характеристика экономической ситуации (спад) | ||
2 |
Выборы Государственной Думы РФ |
2 |
Инфляция | ||
3 |
вменение законодательства РФ |
3 |
Динамика курса российского рубля к доллару США | ||
4 |
Отношение вашей организации с правительством и федеральной властью в целом |
4 |
Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ | ||
5 |
Государственное влияние в отрасли, включая долю государственной собственности |
5 |
Экспортно-импортная политика по продукту вашей организации | ||
6 |
Государственное регулирование конкуренции в отрасли |
6 |
Основные внешние издержи вашей организации, в т.ч. | ||
6.1 |
Затраты на энергоносители | ||||
Социум |
S |
Технология |
Т | ||
1 |
Изменение в базовых ценностях |
1 |
Государственная технологическая политика | ||
2 |
Изменения в базовых ценностях |
2 |
Значимые тенденции в области НИОКР | ||
3 |
Экологический фактор |
3 |
Новые патенты | ||
4 |
Отношение к работе и отдыху |
4 |
Оценки скорости изменения и адаптации новых технологий | ||
5 |
Отношение к образованию |
5 |
Новые продукты | ||
6 |
Демографические изменения |
6 |
Технологические изменения, имеющие существенное значение для продукта организации | ||
7 |
Изменение структуры доходов |
Микросреда включает в себя пять показателей:
Типы конкурентного окружения:
- структура рынка - типы рынка можно отнести к рынку олигополистической конкуренции - 2;
- давление покупателей - слабое 2;
- темпы роста - увеличивающийся и стабильный - 2;
- стадия жизненного цикла отрасли - зрелость - 1;
- рентабельность - умеренная - 3;
- дифференциация товара - низкая - 2; жизненные циклы товаров - длинные - 2;
- частота появления новых товаров - очень низкая - 1;
- эффект масштаба-умеренный - 3;
- капиталоинтенсивность - высокая - 2;
- критические факторы успеха - контроль рынка - 1.
Средняя арифметическая оценка - 1,91, т. е. уровень турбулентности среды реагирующий.
Типы предпринимательского окружения:
- стадия жизненного цикла спроса - ранний рост (2);
- темпы роста спроса - ускоряющиеся (2);
- изменчивость технологии - медленная (1);
- изменчивость структуры рынка - умеренная (2);
- вероятность прорывов - умеренная (2);
- социальное давление - сильное (3);
- потребность в капитале - высокая (2);
- рентабельность - умеренная (3);
- интенсивность технологий - низкая (1).
Средняя арифметическая оценка - 1,82, т. е. уровень турбулентности среды реагирующий.
Угрозы и возможности, с которыми сталкивается предприятие, можно выделить в семь областей:
Экономические факторы - с момента резкого повышения курса доллара для предприятия появилась возможность шире охватить внутренний рынок из-за дороговизны импортной бумаги. Но нестабильность российской экономики создает постоянную угрозу деятельности.
Политические факторы - в настоящее время государственная политика направлена на поддержку отечественного производства, что дает возможность с надеждой смотреть в будущее, влияние слабое, т. к. система действует на общих условиях.
Социальная среда - доходы населения низкие, требования к качеству продукции высокие. Среда негативная, т. к. низкая покупательная способность граждан и социальная сфера неразвитая. Но угроз не предвидится.
Технологические факторы - угроза опоздать с модернизацией производства, необходимость совершенствования выпускаемой продукции и оборудования;
Рыночные факторы - уровень конкуренции
на внутреннем рынке невелик. Возникновения
новых отечественных
Международные факторы - поиск возможности укрепления на внутреннем рынке, поиск правительственной защиты против иностранных конкурентов;
Факторы конкуренции - угроза не выдержать конкуренцию с иностранными производителями и возможность успешно конкурировать с отечественными.
Таким образом можно сказать, что среда относительно других областей достаточно сложная и изменчивая. В целом анализ позволяет сделать предварительный стратегический вывод - дальнейшая диверсификация синергетического типа.
На сегодняшний день предприятие ассоциируется у потребителей с престижной профессиональной компанией, предлагающей качество и умелое консультирование.
Вывод: Достаточно высокая оценка предпринимательского окружения связана с особенностями отрасли, где интенсивно применяются новые технологии, довольно часто меняются, а вывод на рынок новых продуктов требует значительных инвестиций. При этом большое влияние на принятие решений оказывает социальный фактор. Основная сложность в том, что все эти процессы происходят в условиях медленного темпа роста спроса на продукцию.
Основные элементы стратегического целеполагания:
1. Основная цель - («мечта»)
Прибыльность торговой деятельности
2. Миссия организации (социально-значимая роль)
Миссия фирмы ООО «Вятский торговый дом» - продажа широкого ассортимента продуктов питания с использованием новейших технологий торговли.
3. Главные стратегические цели организации:
1. Долгосрочные (3-5 лет) - 5 лет.
Одним из наиболее сильных конкурентов является ООО "ВяткаБакалея" (доля рынка - 40%) - необходимо постараться обойти его:
2. Краткосрочные цели (на 1 год) - необходима
активная работа путем реформир
Проведем СВОТ-анализ.
Таблица 2 - СВОТ-анализ ООО «Вятский торговый дом»
Возможности |
Угрозы | ||||||||
Сильные стороны |
Льготы по налогам |
Расшир-е торговли |
Стабиль ность спроса на стройматериалы |
Знание передо -вых технологий торговли |
Рост цен на сырье |
Потеря местных рынков сбыта |
Покупат. неплате жеспосо бность |
Усиле ние прямы х конк-тов | |
3 |
Новое импортное оборудование |
+ |
+ |
+ |
|||||
5 |
Одно из ведущих мест на местном рынке стройматериалов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
4 |
Высокий уровень развития менеджмента |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ | ||
5 |
Стабильное финансовое положение |
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
6 |
Широкий ассортимент продукции |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
Слабые стороны |
|||||||||
6 |
Стабильный рост цен на товары |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
| |
3 |
Отсутствие стратегических планов по развитию предприятия |
+ |
+ |
+ | |||||
3 |
Недостаточность материально-производственной базы |
+ |
+ |
+ | |||||
1 |
6 |
6 |
4 |
3 |
7 |
4 |
4 |
Итак, наибольшая возможность для ООО «Вятский торговый дом»- это расширение торговли. Наибольшая угроза - потеря местных рынков сбыта или части местного рынка.
Самая сильная сторона предприятия - это лидерская позиция на рынке продуктов питания г. Кирова и области за счет хорошей репутации в целом предприятия и длительного (более 10 лет) существования на рынке.
Самая слабая сторона - это постоянный рост цен на товары
Рассмотрим показатели, характеризующие
эффективность хозяйственной
Таблица 3 – Показатели, характеризующие эффективность хозяйственной деятельности ООО «Вятский торговый дом»
Показатели |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2011 г. в % к 2009 г. |
Выручка от продажи работ, услуг, тыс. руб. |
11508 |
72320 |
66248 |
575,67 |
Выручка от продажи работ, услуг в ценах 2011 г., тыс. руб. |
15166 |
83096 |
66248 |
436,81 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
63 |
62 |
59 |
93,65 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
16447 |
14469 |
15062 |
91,58 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. |
8188 |
12647 |
14299 |
174,63 |
Справочно: Индекс цен в торговле, декабрь к декабрю предыдущего года, коэфф. |
1,13 |
1,147 |
1,149 |
- |
Основной вид деятельности предприятия является оптовая торговля продуктами питания.
Согласно данным, представленным в таблице 1.1, денежная выручка исследуемой организации за исследуемый период составила 11-66 млн. руб. в год. Рост выручки составил 5,8 раза, что в первую очередь связано с ростом потребления продуктов питания в исследуемом периоде. Если рассматривать денежную выручку в ценах 2010 года видим, ее рост в 4,4 раза. Таким образом, рост выручки предприятия в текущих ценах в большей мере обоснован ростом объемом производства, нежели ростом цен на продукты питания.