Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:05, курсовая работа
Базу рыночной экономики формирует понятие конкуренции, в качестве основной движущей силы развития и изменений взаимоотношений субъектов, действующих в этой среде. Самым успешным участником данного состязания будет тот, кто обладает умением и навыком устоять в конкурентной борьбе на внешнем и отечественном рынках.
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 8
1.1 Сущность управления конкурентоспособности организации 8
1.2. Методы оценки конкурентоспособности организации 13
1.3 Методы повышения конкурентоспособности организации 16
Глава 2. Анализ оценки конкурентоспособности ООО «Камская Долина-плюс» 26
2.1. Общий анализ деятельности ООО «Камская Долина-плюс» 26
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности 28
2.3. Оценка уровня конкурентоспособности 35
Глава 3. Совершенствование управления конкурентоспособностью ООО «Камская Долина-плюс» 48
3.1. Предложения по повышению конкурентоспособности ООО «Камская Долина-плюс» 48
3.2 Расчет экономической эффективности от внедрения предложенных мероприятий 53
Заключение 62
Список используемых источников 65
Приложения
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Институт |
ИМ |
Кафедра |
М | |||
аббревиатура института |
аббревиатура кафедры | |||||
Специальность / направление |
Менеджмент организации | |||||
Специализация |
Корпоративный менеджмент | |||||
Форма обучения |
экстернат |
Группа |
МО 109 | |||
очная, очно-заочная, заочная, экстернат |
аббревиатура группы |
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тип работы |
Дипломный проект | |||||
Тема |
Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности организации | |||||
ООО "Камская Долина - плюс". | ||||||
Студент |
Ясинецкая А.И. |
|||||
Ф.И.О. |
подпись |
дата | ||||
Руководитель |
||||||
Ф.И.О. |
подпись |
дата | ||||
Консультант * |
||||||
* при назначении |
Ф.И.О. |
подпись |
дата | |||
Рецензент |
||||||
Ф.И.О. |
подпись |
дата |
Ф.И.О. |
подпись |
дата |
Председатель комиссии по предзащите
МОСКВА 2013г.
Содержание
Приложения
Базу рыночной экономики формирует понятие конкуренции, в качестве основной движущей силы развития и изменений взаимоотношений субъектов, действующих в этой среде. Самым успешным участником данного состязания будет тот, кто обладает умением и навыком устоять в конкурентной борьбе на внешнем и отечественном рынках.
В сфере торговли базу формируют фирмы-конкуренты и потребители, а также среда, в которой они функционируют, другими словами осуществляют свою деятельность. Если компания розничной торговли нацелена на успех, она должна точно знать, что именно хотят и в чем нуждаются его клиенты, и предоставлять услуги и товары, которые будут удовлетворять их потребности. Но при этом, необходимо отметить, что процветающая компания обязана являться мощным конкурентом. Нельзя добиться значительных показателей прибыли, только лишь удовлетворяя потребности потребителя. Требуется внимательно наблюдать за конкурентами, которые совершают попытки перетянуть к максимально возможное число клиентов. Помимо этого, торговые компании должны следить за появлением новых потребностей, новых технологий и компаний-конкурентов.
Тремя «слонами», на которых стоит торговля, признаются конкуренция, направления развития внешней среды, содержащие в себе изменение демографических показателей, образа жизни покупателей и технологические открытия, и желания, потребности покупателей. Существенное значение имеют также этические и правовые моменты.
Необходимо сказать, что непосредственно понятие «конкурентоспособность» постепенно и достаточно органично вошел в наш повседневный и научный лексикон. На сегодняшний день значительное и постоянно увеличивающееся число исследователей уделяют внимание вопросам исследования конкурентоспособности продукции, прочих организаций, регионов, городов, стран, работников, технологий, а также научно-методических документации и нормативно-правовых актов.
В результате вышесказанного большую ценность и значимость имеет проведение анализа имеющихся методов и подходов в оценке и определении конкурентоспособности компании торговли. Более подробное изучение указанных вопросов будет благоприятствовать определению и грамотной расстановке приоритетов в сложном деле увеличения конкурентоспособности торговой компании в быстро меняющейся области конкурентных отношений.
Целью данной дипломной работы является анализ конкурентоспособности торгового предприятия и выделение на основе анализа основных направлений ее повышения для ООО «Камская Долина-плюс» на Пермском рынке.
Для выполнения установленной цели необходимо решить такие исследовательские задачи, как:
Объектом исследования является ООО «Камская Долина-плюс».
Предмет исследования – конкурентоспособность данной организации на рынке г.Перми.
В качестве периода исследования были взяты – 2010-2012 гг.
Научно-методологической основой данной работы явились, разработанные зарубежными и российскими учеными теоретические положения в области маркетинга, экономики, управления конкурентоспособностью и качеством компании в сфере торговли. Помимо этого была исследована информация периодических печатных изданий. Использовалась информация финансовой отчетности ООО «Камская Долина-плюс», нормативные законодательные документы по торговле, интернет - ресурсы.
Методологический инструментарий курсового проекта включает графические, статистические, экономико-математические методы, графический анализ и метод опроса.
Основополагающим понятием предпринимательской организации является конкурентоспособность. Это понятие является многогранным и относится к таким компонентам деятельности компании, как, например, товар или услуга, и основным его характеристики: например, технология производства и качество. С целью более подробного понимания указанной экономической категории, рассмотрим основные термины и понятия по исследуемому вопросу.
Конкуренция предполагает процедуру управления субъектом собственными конкурентными преимуществами с целью достижения победы или целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение собственных субъективных или объективных потребностей не противоречащих законодательству РФ, либо в естественных условиях. [14, с. 108] Конкуренция представляет собой движущую силу развития объектов и субъектов управления в частности и общества в целом, она должна являться образом жизни всех сотрудников компании. Часто применяется определение конкуренции, выдвинутое известным исследователем М. Портером: «…суть конкуренции определяется пятью силами:
Содержание каждой из пяти сил может претерпевать изменения от отрасли к отрасли и предопределяет, в результате, прибыльность отдельных отраслей» [32, с. 46]
На уровень эффективности производства оказывают влияние определенные факторы. Фактором является понятие, квалифицирующее причину возникновения перемен в каком-либо явлении. В случае когда имеется ввиду эффективность производственной деятельности сельскохозяйственных компаний, тогда факторы квалифицируют изменение итогового полезного эффекта от использования живого труда и средств производства, отдачи комплексных вложений. Данные факторы могут находиться во взаимосвязи и периодически пересекаться [40, с. 159].
Важной характеристикой эффективности является конкурентоспособность.
Проблема конкурентоспособности производства продукции занимает особое место в теоретических исследованиях ряда российских и зарубежных ученых - А. Амбарцумова, ЕП. Басалаевой, 3. Васильевой, И. Липсица, О: Савченко, Р. Фатхутдинова, Г. Хабирова, Б. Шогенова, М. Портера, Дж. Робинсона и др., так как незнание сущности понятия «конкурентоспособность» может привести к не эффективному функционированию любого производственного процесса.
Термин «конкуренция» имеет множество толкований. Лексическое значение слова «конкуренция» восходит к латинскому «соnсurrеnсе», обозначающему «столкновение», «состязание». Таким образом, любое экономическое состязание за достижение лучших результатов в области конкретной деятельности можно назвать конкуренцией.
В основе конкуренции лежат: конкурентоспособность производителей, которая позволяет участвовать в конкурентной борьбе, и эффективность производства какой либо конкретной продукции, обеспечивающая конкурентоспособность[11, с. 140].
Взаимосвязь между такими понятиями, как «конкуренция», «конкурентоспособность» и «эффективность производства продукции», представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 — Взаимосвязь понятий «конкуренция», «конкурентоспособность» и «эффективность производства продукции» [11, с. 145]
Взаимосвязь указанных категорий несомненна, отмечает Литвинов С.С., так как конкурентоспособность и эффективность формируют цены, себестоимость и качество продукции [19, с. 85].
В сложившихся условиях современной экономики доминирующим обстоятельством коммерческого успеха товара является его конкурентоспособность. Сегодня, когда отечественное сельское хозяйство сталкивается с постоянно растущей конкуренцией со стороны иностранных производителей, задача повышения конкурентоспособности продукции стоит очень остро. Это понятие многоаспектное, что означает соответствие продукции условиям рынка, определенным запросам покуметелей не только по своим качественным, экономическим, экологическим параметрам, но и по коммерческим и прочим факторам его реализации (цены, каналы сбыта, сроки поставки, реклама).
Конкурентоспособность - способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка за исследуемый период [26, с. 117].
«Конкурентоспособность является совокупностью потребительских свойств указанной продукции или товара, определяющих их отличительные особенности от товара-конкурента по степени соответствия отдельным общественным потребностям с учетом цен, затрат на их удовлетворение, прочего» [25, с. 207].
Необходимо отметить, что конкурентоспособность товара в общем случае обусловлена тремя обязательными составляющими: свойствами конкурирующих товаров, свойствами указанного товара, особенностями потребителей.
М.Э. Портер [32] в книге «Конкуренция» немного расширяет перечень компонентов конкурентоспособности товара: «В каждой отрасли экономики — не имеет значения, существует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - смысл конкуренции определяется пятью силами: угрозой возникновения новых конкурентов; опасностью появления услуг или товаров -заменителей; умением поставщиков комплектующих изделий и прочих необходимых ресурсов торговаться; умением покупателей торговаться; соперничеством уже имеющихся конкурентов друг с другом».
Многие подходы к анализу конкурентоспособности отталкиваются от работ М. Портера и рассматриваются как способность компаний, отраслей, регионов и наций создавать и поддерживать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы [32, с. 109].
Конкурентоспособность продукции на специализированном уровне исследования квалифицируется, как ее умение и возможность быть в большей степени востребованной на исследуемых рынках, при сохранении высокой доли внешнего спроса в общем объеме ее производства при соблюдении качественного обеспечения внутреннего спроса продукцией.