Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:05, курсовая работа
Базу рыночной экономики формирует понятие конкуренции, в качестве основной движущей силы развития и изменений взаимоотношений субъектов, действующих в этой среде. Самым успешным участником данного состязания будет тот, кто обладает умением и навыком устоять в конкурентной борьбе на внешнем и отечественном рынках.
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 8
1.1 Сущность управления конкурентоспособности организации 8
1.2. Методы оценки конкурентоспособности организации 13
1.3 Методы повышения конкурентоспособности организации 16
Глава 2. Анализ оценки конкурентоспособности ООО «Камская Долина-плюс» 26
2.1. Общий анализ деятельности ООО «Камская Долина-плюс» 26
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности 28
2.3. Оценка уровня конкурентоспособности 35
Глава 3. Совершенствование управления конкурентоспособностью ООО «Камская Долина-плюс» 48
3.1. Предложения по повышению конкурентоспособности ООО «Камская Долина-плюс» 48
3.2 Расчет экономической эффективности от внедрения предложенных мероприятий 53
Заключение 62
Список используемых источников 65
Приложения
На основании данных таблицы 6 видно, что в целом возможности, предоставленные внешней средой, превышают возможные угрозы, как в целом, так и по направлениям воздействия внешней среды.
Наиболее существенные возможности предоставляет благоприятная политическая среда:
- сохранение политической стабильности в обществе;
- стабильность отношений со странами-поставщиками товаров;
- увеличение числа инвестиционных проектов в области торговли алкоголем.
Полученная оценка основана на мнении экспертов, которые считают, что риски, связанные с возможными военными конфликтами, введением чрезвычайного положения и забастовками в регионе, в котором ООО «Камская Долина-плюс» осуществляет основную деятельность незначительные, так как Пермский край является одним из наиболее стабильных регионов страны.
Другими существенными возможностями со стороны внешней среды предприятия являются:
- повышение стремления покупать качественные товары;
- рост разработок в области программ лояльности потребителей.
Наиболее существенную угрозу со стороны среды дальнего окружения представляют следующие факторы:
- замедление экономического роста, сопровождаемое снижением доходов населения;
- рост инфляции;
- снижение уровня экономической стабильности;
- снижение уровня благосостояния населения.
Таким образом, проведенный анализ среды дальнего окружения свидетельствует, что возможности компании, связанные со средой дальнего окружения превышают возможные угрозы, что свидетельствует о наличии значительных перспектив деятельности данного предприятия на пермском рынке алкоголя.
Таблица 7
Анализ 5 сил конкуренции по М. Портеру для ООО «Камская Долина-плюс»
Факторы влияния |
Положительное |
Отрицательное |
Итого | ||
Описание |
бал |
описание |
бал | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Покупатели |
Может возрасти склонность к потреблению алкоголя |
4 |
Может снизиться склонность к потреблению алкоголя |
-2 |
2 |
Рост доходов населения |
1 |
Снижение доходов населения |
-3 |
-2 | |
Приток покупателей в областной центр Пермского края |
1 |
Отток покупателей из областного центра Пермского края. |
-3 |
-2 | |
Итого |
6 |
-8 |
-2 | ||
2. Поставщики |
Снижение цен на закупаемые товары |
1 |
Рост цен на закупаемые товары |
-5 |
-4 |
Долговременные отношения с поставщиками |
1 |
Отсутствие долговременных отношений с поставщиками |
-5 |
-4 | |
Заменить поставщика легко |
5 |
Заменить поставщика трудно |
-1 |
4 | |
Итого |
7 |
-11 |
-4 | ||
3. Товары – заменители |
Низкая скорость развития Интернет – Торговли |
1 |
Высокая скорость развития интернет торговли |
-5 |
-4 |
Снижение количества иностранных марок алкоголя |
1 |
Рост количества иностранных марок алкоголя |
-5 |
-4 | |
Снижение продаж отечественных марок алкоголя |
1 |
Рост продаж отечественных марок алкоголя |
-3 |
-2 | |
Итого |
3 |
-13 |
-10 | ||
4. Существующая конкуренция |
Простой выход из бизнеса |
2 |
Сложный выход из бизнеса |
-1 |
1 |
Низкие постоянные издержки |
5 |
Высокие постоянные издержки |
-1 |
4 | |
Низкая вероятность скачков спроса |
4 |
Высокая вероятность скачков спроса |
-1 |
3 | |
Итого |
11 |
-3 |
8 | ||
5. Возможность появления новых конкурентов |
Низкий риск появления новых конкурентов |
1 |
Высокий риск появления новых конкурентов |
-3 |
-2 |
Экономия от масштаба значительная |
1 |
Экономия от масштаба незначительная |
-2 |
-1 | |
Сложность от копирования технологи продаж |
1 |
Простота копирования технологии продаж |
-5 |
-4 | |
Итого |
3 |
-10 |
-7 | ||
Всего |
30 |
-45 |
-15 |
На основании данных таблицы видно, что в целом среда непосредственного окружения негативно влияет на деятельность ООО «Камская Долина-плюс».
Графическое представление результатов проведенного анализа приведено на Рис. 4.
Рисунок 4. Анализ 5 сил конкуренции по М. Портеру ООО «Камская Долина-плюс»
На основании данных Рис. 4 видно, что основное положительное воздействие на деятельность предприятия оказывают существующие конкуренты. Наиболее сильное отрицательное воздействие на деятельность ООО «Камская Долина-плюс» является угроза со стороны товаров заменителей.
Основными угрозами со стороны внешней среды непосредственного окружения для предприятия являются: рост цен на закупаемые товары в связи с инфляцией; высокие темпы развития Интернет – Торговли, рост количества иностранных продуктов; отток покупателей из областного центра.
Основными возможностями со стороны внешней среды непосредственного окружения для предприятия являются: легкость в замене поставщика; снижение постоянных издержек; рост склонности к потреблению алкоголя.
Рассмотрим внутреннюю среду предприятия.
Для выявления сильных и слабых сторон внутренней среды ООО «Камская Долина-плюс» рассмотрим факторы конкурентоспособности на рынке алкоголя в таблице 8.
Таблица 8
Основные факторы конкурентоспособности ООО «Камская Долина-плюс» на рынке алкоголя
Факторы, характеризующие предприятие |
Преимущества |
Недостатки |
Оценка |
1.Менеджмент предприятия 1.1.предпринимательская культура и философия
1.2.цели и формулируемые стратегии
1.3.система мотивации сотрудников
Итого Максимальная оценка |
Нацелена на извлечение прибыли Нацелена на извлечение прибыли Материальное стимулирование |
Не учитывает чел.фактор
Не учитывает чел.фактор
Моральное стимулирование не развито |
3
3
2
8 15 |
2.Деятельность 2.1.торговый процесс
2.2.инфраструктура
2.3.качество планирования и управления
Итого Максимальная оценка |
Торговый процесс четко структурирован Наличие транспортного и складского обслуживания
Планирование ведется только оперативное |
Существуют недостатки в организации работы Недостаточно используются современные средства автоматизации Отсутствует среднесрочное и долгосрочное планирование |
4
3
2
10 15 |
3.Научные исследования и разработки 3.1.интенсивность и результаты 3.2.ноу-хау 3.3.использование новых информационных технологий Итого Максимальная оценка |
Используются только для организации учета |
Не ведутся Нет Используются слабо |
0
0 1 1 15 |
4.Маркетинг 4.1.организация сбыта
4.2.фаза «жизненного цикла» у важнейших продуктов
Итого Максимальная оценка |
Организуется отделом сбыта Фаза зрелости |
Существуют сбои в поставках товаров Рынок насыщен, но возможности расширения рынка существуют |
3
4
7 10 |
5.Кадры 5.1.возрастная структура
5.2.уровень образования
5.3.квалификация и мотивация труда персонала
Итого Максимальная оценка |
Основная часть персонала в возрасте 35 лет
В основном высшее образование
Квалификация персонала средняя, мотивация моральная |
Мало молодых кадров в возрасте 20-25 лет
Недостаточное количество работников с высшим профильным образованием Повышение квалификации не проводится, материальное стимулирование используется слабо |
4
3
3
11 15 |
6.Финансы 6.1.доля собственного капитала (капитал и резервы) 6.2.уровень абсолютной ликвидности 6..3.возможности получения кредита. Итого Максимальная оценка |
выросли |
Низкая
улучшилось есть |
2
2 1 5 15 |
Итого |
42 | ||
Максимальная оценка |
85 |
В целом по данным таблицы 8 видно, что предприятие имеет недостатки по всем анализируемым сферам деятельности. Полученная оценка его деятельности составляет 42 балла из возможных 85. Что говорит о необходимости совершенствования его ключевых направлений деятельности.
Обобщение выявленных сильных и слабых сторон деятельности ООО «Камская Долина-плюс» приведена в таблице 9.
Таблица 9
Сильные и слабые стороны деятельности ООО «Камская Долина-плюс»
Виды факторов |
Сильные стороны |
Слабые стороны | ||
Фактор |
Оценка |
Фактор |
Оценка | |
1. Управление |
Имидж и репутация |
5 |
Автоматизация управления |
3 |
Уровень профессионализма менеджеров |
5 |
Текучесть кадров |
2 | |
Итого |
10 |
5 | ||
2. Товары |
Качество алкоголя |
2 |
Ширина и глубина ассортимента алкоголя |
2 |
Скорость обновления ассортимента |
5 |
Цена единицы товаров |
2 | |
Итого |
7 |
4 | ||
3. Торговый потенциал |
Обеспеченность запасами товаров |
5 |
Уровень использования торговой площади |
3 |
Обеспеченность торговым оборудованием |
5 |
Масштаб деятельности |
3 | |
Итого |
10 |
6 | ||
4. Работа с покупателями |
Дебиторская задолженность покупателей |
4 |
Доля постоянных покупателей |
1 |
Качество обслуживания покупателей |
5 |
Предоставление услуг по доставке |
3 | |
Итого |
9 |
4 | ||
5. Маркетинг |
Каналы сбыта |
5 |
Стимулирование сбыта |
1 |
Реклама |
5 |
Скорость реакции на изменение рыночной ситуации |
3 | |
Итого |
7 |
4 |
Исходя из данных таблицы видно, что наиболее сильными характеристиками обладает управление на предприятии, товары, торговый потенциал и маркетинг. А слабые характеристики у товаров, работы с покупателями и в маркетинговой деятельности.
Таким образом, совершенствование должно быть направлено на улучшение товарного предложения, работы с покупателями и маркетинговой деятельности предприятия.
Таблица 10
Сравнительный анализ основных конкурентов ООО «Камская Долина-плюс»
Параметр сравнения |
ООО «Камская Долина-плюс» |
Аромат |
Добрыня |
24 часа |
ТД Фуд-Трейд |
ТД Созвездие |
Ассортимент |
широкий |
средний |
средний |
средний |
широкий |
широкий |
Качество товаров |
Среднее |
Высокое |
Среднее |
Низкое |
Среднее |
Высокое |
Уровень цен |
низкие |
средние |
высокие |
средние |
Низкие |
средние |
Учет затрат при ценообразовании |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Нет |
Учет цен конкурентов |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
нет |
Наличие скидок |
есть |
нет |
есть |
нет |
есть |
есть |
Дифференциация скидок по категориям покупателей |
Нет |
Нет |
Нет |
Да |
Да |
Да |
Наличие отсрочки платежа |
есть |
нет |
нет |
нет |
есть |
есть |
Возможность безналичных расчетов |
есть |
есть |
нет |
нет |
есть |
есть |
Наличие доставки товара |
есть |
нет |
нет |
нет |
есть |
есть |
Наличие Интернет - магазина |
нет |
есть |
есть |
нет |
нет |
нет |
Бюджет маркетинговых коммуникаций |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Средний |
Средний |
На основании данных таблицы 10 видно, что преимущества ООО «Камская Долина-плюс» является: широкий ассортимент алкогольных товаров, низкий уровень цен, возможность доставки товара, отсрочка платежа, наличие системы скидок.
Поставщиками ООО «Камская Долина-плюс» являются известные мировые и российские производители алкоголя. Между ними заключаются договора на поставку товара, оговариваются сроки доставки и оплаты.
Коммуникационная политика фирмы – это важный элемент комплекса маркетинга. Он включает:
1) рекламу;
2) стимулирование сбыта;
3) работу по связям с общественностью;
4) личную продажу.
В ООО «Камская Долина-плюс» применяется наружная реклама, а также реклама в интернете посредством рекламы на сайте Торгового дома.
Система стимулирования сбыта предусматривает меры по предоставлению скидок с цены, разнообразные формы кредитов, премиальные продажи, использование купонов, конкурсов, лотерей.
В ООО «Камская Долина-плюс» постоянным покупателям предоставляются скидки, рассрочка платежа, а также проводятся акции совместно с поставщиками-производителями.
Работа по связям с общественностью направлена на формирование доброжелательного и благоприятного отношения к фирме со стороны общественного мнения. Эта деятельность включает установление и поддержание контактов с прессой, пропаганду, информирование общественности о специфике фирмы, взаимодействие с государственными органами в области законодательства, предоставление информации и консультаций руководству фирмы по вопросам отношений с общественностью.
Таким образом, выбранное направление повышение конкурентоспособности компании заключается в реализации стратегии дифференциации на основе реализации качественных алкогольных товаров.
В результате анализа, проведенного во второй главе были выявлены следующие проблемы:
- недостаточный бюджет расходов на рекламу по сравнению с конкурентами приводит к тому, что покупатели более проинформированы о товарах конкурентов, чем о товарах данной фирмы, что значительно снижает спрос на товары компании;
- отсутствие отдела маркетинга в компании приводит к тому, что обязанности по маркетинговому исследованию рынков и продвижению товаров выполняются коммерческим директором, который для выполнения данных обязанностей отвлекается от исполнения своих основных обязанностей, связанных с заключением договоров на поставку товаров покупателям. В результате не все договора с потенциальными покупателями заключаются, а с теми с кем заключаются не всегда на выгодных для компании условиях;
- при определении скидок компании не всегда учитывается насколько предоставляемый размер скидок является целесообразным для компании, что приводит к снижению потенциального дохода компании.
Поэтому для решения указанных проблем в данной работе предлагается: