Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 12:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является поиск и анализ существующих на предприятии ОАО «Башинформсвязь» проблем в условиях антикризисного управления, а также разработка управленческого решения по их устранению. Предметом исследования является анализ схем принятия решений в организации. Объектом исследования являются этапы разработки реализации решений.
Введение…………………………………………………………………………4
Раздел 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………...6
1.1. Характеристика и анализ объекта исследования………………...6
1.1.1. Характеристика объекта исследования ………………..6
1.1.2.Управленческий анализ…………………………………..8
1.1.3 Анализ внешней среды предприятия……………………10
1.2. Выявление и оценка проблемной ситуации………………………11
1.2.1. Выявление, формулировка проблем и формирование каталога проблем………………………………………………12
1.2.2. Анализ проблемной ситуации………………………….13
1.3. Формирование целей, критериев и ограничений ………………14
1.3.1. Формирование целей…………………………………...14
1.3.2. Формирование критериев……………………………...15
1.3.3. Формирование ограничений…………………………..16
1.4. Построение дерева решений……………………………..16
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………17
2.1. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении …………………………………………………………………....17
2.2. Метод анализа иерархий………………………………………….20
2.2.1. Сущность и задачи метода анализа иерархий………………...20
2.2.2. Выбор критерия эффективности решения …………………….30
РАЗДЕЛ 3. ПРОЕКТНО-РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ……………………………34
3.1. Описание вариантов решения…………………………………….34
3.2. Анализ и выбор решения…………………………………………35
3.3. Организационное и информационное обеспечение управленческого решения…………………………………………………………………………43
Заключение……………………………………………………………….45
Список литературы……………………………………………………....46
В июле 2011 года ФАС России инициировала разбирательство в отношении ОАО «Башинформсвязь», установив, что в 2009–2010 годах компания предоставляла доступ в Интернет по тарифам, дифференцированным в зависимости от места проживания абонентов. Антимонопольный орган пришел к выводу, что компания нарушила статью 10 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку доминирующие игроки на рынке не имеют права на необоснованное установление различных цен на один и тот же товар. [3]
1.1.2.Управленческий анализ
Рассмотрим внутренние ресурсы и возможности предприятия, его сильные и слабые стороны.
Сильные стороны:
- доступность услуг широкому кругу населения
- разнообразие услуг связи
- определенная известность в сво
- узнаваемость
Слабые стороны предприятия:
- Сильное влияние конкурентов
- Недостаточно эффективная рекламная деятельность
- Медленное внедрение новшеств
Таблица 1 – Оценка сильных и слабых сторон
Показатели |
Степень важности показателя (в баллах от 1 до 3) |
Балльная оценка конкурентоспособности | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Сильные стороны: | ||||||
Доступность услуг широкому кругу населения |
3 |
* |
||||
Разнообразие услуг связи |
2 |
* |
||||
Определенная известность в своем городе и за его пределами |
2 |
* |
||||
Узнаваемость |
2 |
* |
||||
Итого |
28 | |||||
Слабые стороны: | ||||||
Сильное влияние конкурентов |
3 |
* | ||||
Недостаточно эффективная рекламная деятельность |
2 |
* |
||||
Медленное внедрение новшеств |
3 |
* |
||||
Итого |
35 | |||||
В результате проведенного управленческого анализа можно сделать следующие выводы: на данный момент слабые стороны преобладают над сильными. Что не может сказаться на работе и репутации предприятия.
1.1.3 Анализ внешней среды
Возможности предприятия, для дальнейшего развития:
Основными факторами риска, связанными с деятельностью ОАО «Башинформсвязь» представляются следующие:
Таблица 2 - Результаты анализа внешних стратегических факторов
Внешние стратегические факторы |
Вес |
Оценка |
Взвешенная оценка |
Возможности | |||
Разработка инновационных технологий |
0,5 |
5 |
2,5 |
Разработка нового тарифного плана |
0,2 |
2 |
0,4 |
Увеличение количества городов присутствия |
0,3 |
4 |
1,2 |
Суммарная оценка |
1 |
4,1 | |
Угрозы | |||
Появление инновационных технологий-заменителей |
0,2 |
3 |
0,6 |
Развитие компаний-конкурентов |
0,4 |
5 |
2 |
Высокая вероятность выкупа акций |
0,4 |
5 |
2 |
Суммарная оценка |
1 |
4,6 |
Соотнеся суммарные взвешенные оценки возможностей и угроз, делаем вывод, что, поскольку отношение меньше единицы, предприятие плохо реагирует на изменение текущих и прогнозируемых факторов внешней среды.
В результате проведенного анализа внешней среды предприятия можно сделать следующие выводы:
Таким образом, видно, что возможностей для развития предприятия несколько меньше, чем угроз. Предприятию нужно лучше использовать свои возможности.
1.2. Выявление и оценка проблемной ситуации
1.2.1. Выявление, формулировка проблем и формирование каталога проблем
Процедура выявления проблем включает формирование каталога проблем и его структуризацию. Наиболее сложно — формирование каталога проблем.
Существует даже устойчивое убеждение, что если проблема правильно сформулирована, то можно считать ее частично решенной. Выявление и корректная формулировка проблемы — это творческий процесс, который вряд ли может быть формализован.
По результатам анализа, проведенного в п.1.1 сформулируем основные проблемы (табл.1.3).
Таблица 1.3 – Каталог проблем
Степень важности проблемы |
Существующие проблемы |
3 |
Сильное влияние конкурентов |
4 |
Недостаточно эффективная рекламная деятельность |
5 |
Медленное внедрение новшеств |
Построим для этих основных проблем причинно-следственную диаграмму или диаграмму Ишикавы (“рыбий скелет”).
Причинно-следственная диаграмма или диаграмма Исикавы является графическим изображением, которое в сжатой форме и логической последовательности распределяет причины.
Основная цель диаграммы – выявить влияние причин на всех уровнях технологического процесса. Главным достоинством ее, является то, что она дает наглядное представление не только о тех факторах, которые влияют на изучаемый объект, но и о причинно-следственных связях этих факторов (что особенно важно).
Рисунок 1 – Диаграмма Ишикавы
1.2.2. Анализ проблемной ситуации
Понятие проблемной ситуации включает понятие проблемы - несоответствие между желаемым и фактическим состоянием и понятие ситуации - комплекс условий, в которых существует проблема.
Предварительный анализ проблемной ситуации выполняется с целью установления ее существования (действительная или мнимая проблемная ситуация) и причин ее возникновения.
Основными элементами описания проблемной ситуации являются ответы на вопросы, отражающие: сущность проблемной ситуации (Что? Где? Кто? Почему? С какой целью?); возникновение и развитие проблемной ситуации (Когда?); основные факторы и условия (При каких условиях?); актуальность и срочность решения проблемной ситуации; степень полноты и достоверности информации.
Рассмотрим проблемы, о которых упоминалось в предыдущей части работы. Сильное влияние конкурентов проявляется в появлении операторов сотовой связи и интернет. Ведь чем выгоднее и удобнее связь для потребителя, тем активнее он будет пользоваться предоставляемыми услугами. Также наблюдается активное внедрение новшеств со стороны конкурентов. «ОАО Башинформсвязь» лишь несколько месяцев назад стало предпринимать меры для улучшения предлагаемых услуг. Так появилась беспроводная связь интернет взамен старой связи, использующей для подключения домашний телефон. Это было хорошим решением, однако принятым как то запоздало. Ведь в это же время конкуренты уже давно рекламируют и используют данный вид услуг. Этим объясняется проблема сильного влияния конкурентов. Неэффективность рекламы заключается в практически ее отсутствии. Новый вид услуг был мало озвучан в СМИ, а работа промоутеров ограничилась «одной волной». Наиболее важной проблемой из написанных ранее, будет медленное внедрение новшеств. Так как, при работе с населением в сфере услуг, это является важным фактором результативности деятельности предприятия.
1.3. Формирование целей, критериев и ограничений
1.3.1. Формирование целей
Составим полный перечень целей, а затем на основе количественной и качественной характеристик (критериев) каждой из них выявим приоритет какой-либо одной.
Цель 1.Создать привлекательные для потребителей тарифы. В течении полугода разработать новые тарифы связи .
Цель 2. Улучшить рекламную стратегию фирмы в течении трех месяцев. За этот период необходимо дать техническое задание отделу маркетинга предприятия, его специалисты должны проанализировать слабые стороны существующей рекламы, утсранить их и придумать новые рекламные стратегии.
Цель 3.Повысить устойчивость предприятия, в ближайшие два года.
1.3.2. Формирование критериев
Для конкретизации целей необходимо определить критерии достижения целей. Достижение одной цели может характеризоваться несколькими критериями.
Представим все вышеназванные цели и их критерии в виде рисунка.
Рисунок 2 – Критерии достижения цели
1.3.3. Формирование ограничений
Наряду с формированием целей важное значение имеет определение существенных ограничений, влияющих на выбор оптимального решения. Ограничения - это условия, отражающие влияние внешних и внутренних факторов, которые нужно учитывать в задаче принятия решений.
В нашем случае будут следующие ограничения:
1.4. Построение дерева решений
В качестве главной цели выбрана цель 3 - Повысить устойчивость предприятия, в ближайшие два года. Измерителем (показателем достижимости) данной цели может выступить рейтинг организации. Построим дерево решений для выбранной цели.
Рисунок 3 – Дерево целей
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении
На управленческие решения при антикризисном управлении оказывают влияние многие факторы: