Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 12:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является поиск и анализ существующих на предприятии ОАО «Башинформсвязь» проблем в условиях антикризисного управления, а также разработка управленческого решения по их устранению. Предметом исследования является анализ схем принятия решений в организации. Объектом исследования являются этапы разработки реализации решений.
Введение…………………………………………………………………………4
Раздел 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………...6
1.1. Характеристика и анализ объекта исследования………………...6
1.1.1. Характеристика объекта исследования ………………..6
1.1.2.Управленческий анализ…………………………………..8
1.1.3 Анализ внешней среды предприятия……………………10
1.2. Выявление и оценка проблемной ситуации………………………11
1.2.1. Выявление, формулировка проблем и формирование каталога проблем………………………………………………12
1.2.2. Анализ проблемной ситуации………………………….13
1.3. Формирование целей, критериев и ограничений ………………14
1.3.1. Формирование целей…………………………………...14
1.3.2. Формирование критериев……………………………...15
1.3.3. Формирование ограничений…………………………..16
1.4. Построение дерева решений……………………………..16
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………17
2.1. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении …………………………………………………………………....17
2.2. Метод анализа иерархий………………………………………….20
2.2.1. Сущность и задачи метода анализа иерархий………………...20
2.2.2. Выбор критерия эффективности решения …………………….30
РАЗДЕЛ 3. ПРОЕКТНО-РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ……………………………34
3.1. Описание вариантов решения…………………………………….34
3.2. Анализ и выбор решения…………………………………………35
3.3. Организационное и информационное обеспечение управленческого решения…………………………………………………………………………43
Заключение……………………………………………………………….45
Список литературы……………………………………………………....46
Принятие и разработка управленческих решений в условиях антикризисного управления состоят из нескольких этапов.
Этап 1. Принятие мер для предотвращения кризисной ситуации или разработка определенных мер для выведения предприятия из кризиса.
Этап 2. Проведение документального анализа фирмы и всех ее подразделений, наиболее полный сбор и анализ информации о деятельности организации.
Этап 3. Выявление критических точек на территории организации, морфологический анализ внешнего и внутреннего состояния и выявление возможных угроз.
Этап 4. Разработка путей для решения кризисной ситуации и принятие мер и правил по выводу организации из кризиса.
Этап 5. Контроль за соблюдением норм и правил при выведении организации из кризисного положения без постороннего вмешательства, осуществление поддержки со стороны государственного органа или региона, создание благоприятной среды для осуществления запланированной политики.
Этап 6. Если выведение организации из кризисного положения нереально и принятые меры не оказывают должного влияния, необходимо произвести модель деструктуризации и прекратить деятельность, тем самым объявить себя банкротом.
Этап 7. Построение эффективной модели, которая позволит спрогнозировать дальнейшую деятельность фирмы и определить правильный и верный путь для решения сложившейся проблемы.
Этап 8. Рассмотрение и выявление трудовых ресурсов, необходимых для реорганизации и решения поставленных целей.
Этап 9. Разработка мер для воплощения целей по выводу организации из кризисного положения.
Этап 10. Анализ возможности достижения установленных целей.
Этап 11. Разработка управленческих решений для предотвращения кризисного положения в организации на основании разработанных программ и намеченных целей. [1]
Главным в антикризисном управлении является обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь постоянный характер. Речи о банкротстве при таком подходе быть не должно, поскольку должен быть налажен управляемый механизм устранения возникающих проблем до того, пока они не приняли необратимый характер .
Рис.
1. Схема причинно-следственных связей
инвестиционного процесса в "антикризисном"
управлении.
Современные условия управленческой практики характеризуются наличием законодательных и организационных форм, позволяющих осуществить механизм накопления и инвестирования, как функции жизнедеятельности социально-экономических систем. При наличии в стране множества "слабых" предприятий, в том числе подлежащих конверсии, оздоровлению, реорганизации и т. п., их потенциальные интересы трансформируются в эволюционное развитие, что и подтверждается данными статистики за последние 5-7 лет: при отсутствии препятствий инвестициям они отсутствуют в достаточной мере. Для активизации этих процессов необходимы дополнительные меры государства, ориентированные на интересы малого и среднего бизнеса, а также населения. В целях стимулирования этих процессов целесообразным представляется внедрение в практику управления региональных программ развития. [2]
2.2 Метод анализа иерархий.
2.2.1. Сущность и задачи метода анализа иерархий
Метод анализа иерархий, МАИ — разработан Т. Саати и является методом измерения взаимозависимости в системе, систематической процедурой для иерархического представления элементов доминантной, прямой или обратной иерархии, системно описывающих проблему. В рамках данного метода взаимозависимость измеряется (оценивается) путем сравнения вкладов в вышестоящие узлы иерархии нижестоящих видов деятельности или критериев (подиерархии). Метод предполагает последовательное осуществление процедур:
— декомпозиции проблемы на части (элементы);
— получения экспертных заключений по парным сравнениям, синтеза множества суждений;
— определения относительной степени (интенсивности) взаимодействия элементов в иерархии;
— определения
численного выражения
В этом методе предусматривается декомпозиция проблемы на части, ее структурирование и выделение иерархии, содержащей различные главные цели, подцели, критерии или уровней мероприятий, альтернатив, подлежащих оценке и дальнейшая обработка последовательности суждений ЛПР по попарным сравнениям. Данный метод включает процедуры синтеза множественных суждений, оценку приоритетности факторов (критериев) и нахождения альтернативных стратегий (решений) [5] Преимуществом МАИ над большинством существующих методов оценивания стратегических альтернатив является четкое выражение суждений экспертов и лиц, принимающих решения, а также ясное представление структуры проблемы: элементов и взаимозависимостей между ними. Метод анализа иерархий опирается на достаточно простые элементы, которые оцениваются в шкале МАИ в виде суждений экспертов. А затем на основании обработки экспертных оценок определяется относительная степень их взаимного влияния в иерархии.
Цель, критерии оценивания и альтернативные стратегии образуют иерархическую структуру (рис. 4).
Уровень 1
Уровень 2
Уровень 3
критерии
Уровень 4
альтернативы
Рисунок 4 - Представление проблемы в виде иерархии
Для анализа стоимость-эффективность необходимо построить две иерархии: одну для издержек, другую для выгод с одними и теми же альтернативами на нижнем уровне. Критерии для выгод и для издержек не обязательно должны быть противоположными друг другу, но они должны различаться.
Главная цель проблемы является высшим уровнем иерархии. За целью следует уровень наиболее важных критериев. Каждый из критериев может разделяться на субкритерии. За субкритериями следует уровень альтернатив, число которых может быть достаточно большим.
Методика МАИ включает парные сравнения, разработку шкалы для преобразований суждений в числовые значения, использование обратно симметричных отношений, гомогенную кластеризацию иерархических уровней, иерархическую композицию проблемы [6].
Порядок применения Метода Анализа Иерархий:
1. Первый шаг МАИ — построение иерархической структуры, объединяющей цель выбора, критерии, альтернативы и другие факторы, влияющие на выбор решения. Построение такой структуры помогает проанализировать все аспекты проблемы и глубже вникнуть в суть задачи.[7] . Декомпозиция предусматривает структурирование задачи в виде иерархии. В наиболее простом виде иерархия строится с вершины (цель), через промежуточные уровни (критерии) к самому низкому уровню, который обычно является перечнем альтернативных решений. Число уровней иерархии, описывающих конкретную задачу, может быть различно и зависит от специфики задачи. Каждый элемент верхнего уровня является «направляющим» для элементов нижнего уровня иерархии. Это означает, что важность (весовой коэффициент) критериев в описываемой альтернативе рассматривается относительно цели выбора альтернатив. При бинарном сравнении критериев каждый из них оценивается относительно поставленной цели и соответственно определяет уровни взаимного предпочтения.
2. Затем определяется вес элементов на первом уровне иерархии. Для каждого из этих элементов строится матрица векторов-столбцов элементов, находящихся на следующем уровне иерархии. Векторы весов элементов этого уровня используются для взвешивания собственных векторов-столбцов. Перемножением матрицы векторов на вектор-столбец весов рассчитывают общий вектор весов элементов нижнего уровня.
Расчеты необходимо проводить в матричной форме. При этом должно соблюдаться свойство обратной симметрии.
3. Сущность попарных сравнений заключается в сравнении элементов задачи (критерии, альтернативы) попарно по отношению к их воздействию (весу, интенсивности) на общую для них характеристику. Парные сравнения критериев и альтернатив проводятся в терминах доминирования одного из элементов над другим. Эти суждения в шкале МАИ выражаются в целых числах. Если элемент А доминирует над элементом В, то клетка квадратичной матрицы, соответствующая строке А и столбцу В, заполняется целым числом, а клетка, соответствующая строке В и столбцу А, – обратным ему числом. Если А и В эквивалентны, то в обе позиции записывается 1.
Опыт показал, что при проведении попарных сравнений в основном ставятся следующие вопросы. При сравнении элементов А и Б:
Относительная сила, величина или вероятность каждого отдельного объекта в иерархии определяется оценкой соответствующего ему элемента собственного вектора матрицы приоритетов, нормализованного к единице.
Процедура определения собственных векторов матриц поддается приближению с помощью вычисления геометрической средней.
Пусть: A1...An - множество из n элементов; W1...Wn - соотносятся следующим образом:
Таблица 4 – Парные сравнения
A1 |
... |
An | |
A1 |
1 |
… |
W1/Wn |
… |
… |
1 |
An |
An |
Wn/W1 |
… |
1 |
Для получения каждой матрицы требуется n(n – 1)/2 суждений, где n – число критериев, если сравнение проводится среди них, или число альтернатив, если они сравниваются по каждому критерию. При бинарном сравнении альтернатив, особенно при близких оценках их показателей, возможны случаи нарушения требований транзитивности или других ошибок в суждениях, поэтому МАИ предусматривает специальный механизм определения согласованности оценок. [8]
4. Обработка результатов в методике МАИ осуществляется на базе методов матричного анализа с использованием специальных процедур оценки субъективных суждений на основании шкалы сравнений.
Для обоснования шкалы МАИ учитывается, что способность человека производить количественные разграничения можно представить пятью определениями: а) равный; б) слабый; в) сильный; г) очень сильный; д) абсолютный. Можно принять компромиссные определения между отмеченными соседними, когда нужна большая точность. В целом
требуется девять значений, выносимых при сравнении объектов суждений. Использование единицы в начале шкалы соответствует отношению значимости объекта относительно самого себя.
Для определения значений суждений следует начинать сравнение с левого элемента матрицы постановкой вопроса: насколько он важнее каждого из элементов, расположенных вверху (какой более вероятен или какой более предпочтителен). Если сравниваемый элемент важнее того, с которым он сравнивается, то в соответствующую позицию матрицы заносится целое число из шкалы относительной важности; в противном случае берется обратная величина. При сравнения элемента с самим собой отношение равно единице.
5. Для объединения суждений целесообразно найти среднегеометрическое значение путем перемножения соответствующих числовых значений в каждой строке матрицы суждений и извлечении корня степени, равной числу оцениваемых элементов. В результате получаем значение компонент собственного вектора.
Таблица 5 - Синтез локальных приоритетов критериев
|
Кр1 |
Кр2 |
Кр3 |
Компоненты вектора приоритета |
Нормативный вектор |
Кр1 |
1 |
α12 |
α13 |
|
х1=а/s |
Кр2 |
α21 |
1 |
α23 |
|
х2=b/s |
Кр3 |
α31 |
α32 |
1 |
|
х3=c/s |
s=а+b+с |
Далее определяется компонент вектора локальных приоритетов путем деления компонент собственного вектора на их сумму (осуществляется процедура нормализации собственного вектора матрицы).
В МАИ рекомендованы четыре способа обработки данных: