Рентабельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной дипломной работы является анализ деятельности предприятия и определение путей повышения рентабельности его деятельности.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Рассмотреть сущность и основные понятия эффективности деятельности предприятия;
Определить значение финансовых результатов деятельности предприятия

Вложенные файлы: 1 файл

Рентабельность организации и пути ее повышения НОВОЕ.doc

— 661.50 Кб (Скачать файл)

К основным направлениям совершенствования деятельности относятся: улучшение управления капиталом предприятия, выбор его оптимальной структуры. А также увеличения доли прибыли на вложенный капитал. Этого можно добиться за счет роста чистой прибыли, осуществляя более совершенные мероприятия маркетинга, его претворение в жизнь, и более эффективный контроль за результатами. Большие резервы улучшения экономических показателей заключены в снижении себестоимости реализации услуг ООО «-».

Проблема повышения нормы прибыли на вложенный капитал является основным направлением совершенствования деятельности ООО «-», что позволяет оценить осуществляемую руководством предприятия управленческую деятельность. Поскольку норма прибыли на вложенный капитал, зависит от доли чистой прибыли в общем объеме продаж, то руководству ООО «-» необходимо разработать мероприятия, позволяющие добиться повышения получаемой суммы чистой прибыли. Все это ведет к повышению рентабельности деятельности предприятия в целом.

Увеличить сумму получаемой чистой прибыли возможно несколькими путями: либо за счет увеличения цены реализации, либо за счет увеличения объемов реализации, либо за счет снижения издержек, как постоянных так и переменных.

Для уточнения цены, рассчитанной на основе затратных методов, необходимо оценить влияние эластичности спроса на динамику цен. Для этого проводится анализ чувствительности потребителей к изменению цены на реализуемую продукцию. Такие расчеты позволят сделать вывод о возможности снижения или повышения цены для того, чтобы получить тот объем чистой прибыли.

Увеличения объемов потребления продукции предприятия возможно добиться за счет стимулирования  сбыта.  Скидки являются важным  рычагом, позволяющим предприятию увеличить спрос. Предоставление скидок для потребителей возможно за счет общей экономии.

 

    1. Стратегия повышения рентабельности деятельности предприятия

Основой повышения рентабельности деятельности является улучшение финансовых результатов деятельности предприятия. Основными результатами являются показатели выручки, себестоимости и прибыли.

Основными источниками резервов увеличения суммы прибыли являются: увеличение объёма производства и реализации услуг; увеличение уровня цен; снижение себестоимости реализации; увеличение качества предоставляемых услуг; поиск более выгодных рынков сбыта; реализация в более оптимальные сроки (см. рисунок ).

Рассмотрим более подробно резервы снижения себестоимости продукции. Резервами снижения общей суммы затрат на производство продукции являются:

  1. Увеличение объема выпуска продукции  в целом по предприятию;
  2. Изменения в структуре выпускаемой продукции, в пользу производства продукции с меньшей затратоемкостью;
  3. Снижение уровня переменных затрат на единицу продукции;
  4. Снижение суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции.

Рисунок 3.1 Схема источников резервов увеличения прибыли от реализации продукции (работ, услуг)

 

Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития предприятия, обеспечивающая превышение выручки от реализации над затратами (издержками) по ее производству и сбыту.

Оптимизация прибыли предприятия в условиях рыночных отношений требует постоянного притока оперативной информации не только внешнего характера (о состоянии рынка, спроса на продукцию, ценах и т.п.), но и внутреннего (о формировании затрат и себестоимости продукции). Эта информация опирается на систему учета расходов по местам их возникновения и видам изделий, на выявленные отклонения расхода ресурсов от стандартных норм и смет, на данные о калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, на учет результатов реализации по видам изделий. Важно отметить, что в зависимости от учетной политики, проводимой предприятием в области учета, степень детализации учета затрат, а следовательно, и анализа различны для разных предприятий. Методика анализа прибыли и себестоимости зависит также от полноты включения затрат в себестоимость, наличия раздельного учета переменных и постоянных затрат.

Теоретической базой оптимизации прибыли является расчет и анализ безубыточности деятельности. Расчет безубыточности деятельности строится на разделении затрат предприятия на постоянные и переменные.

К переменным относятся затраты, величина которых изменяется с изменением объема производства и реализации.

К постоянным принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением объема производства и реализации, например арендная плата, проценты за пользование кредитами, начисленная амортизация основных фондов, некоторые виды заработной платы руководителей предприятия и другие расходы.

Анализ безубыточности деятельности проводится в целях изучения зависимости между изменениями объема производства, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода. Особое внимание уделяется определению точки безубыточности (критической точки, порога рентабельности).

Критической считается такая точка объема реализации, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке. Предприятие в этом случае не имеет ни убытка, ни прибыли.

Метод уравнения основан на исчислении чистой прибыли по формуле:

TR – VC – FC = П,

где  TR – выручка от реализации продукции (работ, услуг);

VC – переменные затраты на этот объем реализации;

FC – постоянные затраты в  общей сумме;

П – прибыль от реализации продукции.

Записав каждый показатель более детально, формулу можно представить  в следующем виде:

P * Q – FC * Q – VC = П,   

Где,  P – цена единицы продукции;

Q – количество;

FC – постоянные затраты на единицу продукции.

Обозначим в формуле количество единиц, то есть объем реализации (производства) в точке безубыточности через Х, правую часть уравнения приравняем к нулю, так как в точке безубыточности  у участников рынка нет прибыли и получим:

Х * (P – AVC) –FC = 0.

В скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции, то есть разница между выручкой и переменными затратами. Отсюда объем реализации в критической точке определяется:

Х = FC/МД, 

где МД – маржинальный доход на единицу продукции.

В состав маржинального дохода включается прибыль и постоянные издержки. Предприятия так должны реализовывать свою продукцию, чтобы маржинальный доход равнялся сумме постоянных затрат. Для этого необходимо создание информационно-консультационных, маркетинговых служб. Они будут способствовать изучению рынка и определению наиболее эффективных каналов реализации. В этом случае достигается точка равновесия: маржинальный доход равен постоянным затратам.

МД * Q = FC. 

Отсюда,

Qтб = FC/МД /Q

Где:  Qтб – объём производства в точке безубыточности 

Доля маржинальной прибыли в выручке предприятия характеризуется коэффициентом маржинальной прибыли (Км), который показывает, сколько рублей маржинальной прибыли получает предприятие с каждого рубля выручки:

Км = МД/TR   

Чем больше коэффициент маржинальной прибыли, тем большая часть выручки остается на погашение постоянных затрат и образование прибыли. Поэтому при стабильно высоких объемах выручки предприятию выгоден высокий коэффициент маржинальной прибыли.

Таким образом, запланировав выручку от реализации продукции, можно определить размер ожидаемого маржинального дохода.

Для этого важно определять зону безопасности, или запас прочности. Этот показатель показывает, насколько может сократится объем реализации, прежде чем организация начнет нести убытки:

ЗБ = Qф – Qтб,  

где  ЗБ – зона безопасности;

Qф – фактическая или планируемая реализация;

Qтб – реализация на пороге рентабельности.

Чем больше запас прочности, тем стабильнее положение предприятия, тем меньше риск получения убытка в результате колебаний объемов производства и реализации.

Если предприятие имеет положительный запас прочности, то есть на графике безубыточности находится справа от критической точки, его прибыль определяется:

П = Зп * МД/Q.   

Таким образом, любое изменение объема реализации вызывает еще более сильное изменение прибыли. Эта зависимость называется эффектом операционного рычага (ОР):

ОР = МД/П 

С помощью силы операционного рычага выявляется математическая зависимость: если прибыль равна 0, сила операционного рычага стремится к бесконечности – даже самые слабые колебания вокруг критической точки вызывают сильные относительные колебания прибыли.

Сила операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на один процент.

Рассмотрим как изменялся уровень безубыточности деятельности ООО «-» за 2008-2010 гг. Данные расчеты приведены в таблице.

Таблица 3.1

Расчет порога финансовой прочности

 

2008

2009

2010

Изменение 2009 к 2008

Изменение 2010 к 2009

Изменение 2010 к 2008

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Постоянные затраты, тыс. руб.

38 750

57 460

43 080

18 710

148%

-14 380

75%

4 330

111%

Переменные затраты, тыс. руб.

79 800

167 800

128 740

88 000

210%

-39 060

77%

48 940

161%

Суммарные затраты, тыс. руб.

118 550

225 260

171 820

106 710

190%

-53 440

76%

53 270

145%

Выручка от реализации , руб.

128 970

245 670

187 800

116 700

190%

-57 870

76%

58 830

146%

Маржинальный доход, руб.

49 170

77 870

59 060

28 700

158%

-18 810

76%

9 890

120%

Доля марж дохода в выручке

0,38

0,32

0,31

-0,06

83%

0,00

99%

-0,07

82%

Точка безубыточности, тыс. руб

101 639

181 279

136 987

79 640

178%

-44 293

76%

35 348

135%

Запас прочности производства, усл. Ед

27 331

64 391

50 813

37 060

236%

-13 577

79%

23 482

186%

Прибыль,   руб.

10 420

20 410

15 980

9 990

196%

-4 430

78%

5 560

153%

Уровень рентабельности  производства, %

8,1%

8,3%

8,5%

0,23%

103%

0,20%

102%

0,43%

105%


 

За период наблюдается следующая динамика затрат: В 2009 году они выросли, а в 2010 году снизились. Можно отметить что изменяются как постоянные так и переменные затраты, т.е. можно отметить что предприятие в состоянии снизить свои постоянные затраты.

Данные расчеты показывают, что в 2008 году предприятие имело запас финансовой прочности 27331 тыс. руб.  В 2009 году этот показатель вырос на 37060 тыс. руб и составил 64391 тыс. руб.,  а в 2010 году он снова снизился на 13577 тыс. руб и составил 50813 тыс. руб.

Данный показатель можно считать достаточно хорошим.

Уровень безубыточности предприятия составляет в 2010 году 136987 тыс. руб, т.е. такой уровень выручки покрывает все совокупные затраты предприятия (и постоянные и переменные).

По сравнению с 2009 годом он снизился на 44293 тыс. руб.

Наглядно данная динамика показана на рисунке.

Затраты предприятия в целом за период увеличились. Наблюдается рост как постоянных, так и переменных затрат. Наглядно динамика затрат представлена на рисунке. Постоянные затраты выросли за период на 10%, и именно в постоянных затратах нужно искать резерв снижения себестоимости.

 

Рисунок 3.2 Динамика порога и запаса финансовой прочности

 

Рисунок 3.3  Динамика затрат

 

Прибыль  В 2009 году увеличилась, а в 2010 году снизилась, однако уровень рентабельности в 2010 году повысился и составил 8,5%.

Т.е. наблюдается снижение себестоимости и некоторое повышение рентабельности деятельности. Поэтому основной рекомендацией по повышению рентабельности деятельности предприятия является снижение затрат.

Фактическое снижение себестоимости может произойти в результате осуществления следующих мероприятий:

Повышение технического уровня. Это внедрение новых технологий, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; прочие факторы, повышающие технический уровень предприятия.

Снижению себестоимости будет способствовать создание автоматизированных систем управления, использовании ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии, внедрение новых автоматизированных систем диагностики автомобилей.

Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, снижение  материалоемкости и трудоемкости и др.

Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации деятельности, формах и методах труда при развитии специализации отделений; совершенствования управления деятельностью предприятия и сокращением затрат; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации деятельности предприятия.

Информация о работе Рентабельность предприятия