Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:50, курсовая работа
Основная цель работы – показать роль разгосударствления и приватизации при переходе стран к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
• показать экономическое содержание разгосударствления и приватизации;
• раскрыть понятие приватизация, его функции, методы и временные рамки;
• провести анализ приватизационных программ зарубежными странами;
• проанализировать приватизационную политику и ее перспективы в Беларуси.
АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………….3
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ…………………………………….4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5
1. Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация…8
1.1. Сущность разгосударствления…………………………………………………..8
1.2. Сущность приватизации……………………………………………………… .10
1.3. Специфика осуществления приватизации в странах с рыночной и переходной экономикой……………………………………………………………11
2.Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах…………………………………………………...18
2.1. Политика приватизации в Чехии………………………………………………18
2.2. Политика приватизации в ФРГ………………………………………………...19
2.3. Политика приватизации в Мексике……………………………………………24
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс приватизации и разгосударствления в Республике Беларусь……………………………………….28
3.2. Приватизация и разгосударствление в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития……………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Осуществление приватизации методом безвозмездной передачи государственного имущества характеризуется следующими параметрами:
- вызывает положительное отношение граждан, снижает социальную напряженность;
- расширяет круг потенциальных собственников из числа не только производственной, но и социальной среды;
- позволяет при переходе к рынку частично и временно «компенсировать» рост цен, потери от безработицы;
- является быстрым способом раздела и преобразования государственной собственности в частную. Вместе с тем:
- уравнительное распределение
не является «двигателем»
- нет гарантии, что
новые хозяева будут
Следует отметить, что на выбор конкретного способа приватизации влияют различные, порой противоречивые факторы: желание быстро осуществить этот процесс, получить значительные доходы от продажи, размер предприятия, отраслевая принадлежность, характеристика основных фондов, технологий и выпускаемой продукции, финансового состояния предприятий и т. д.
Независимо от формы и техники проведения, приватизация преследует несколько целей:
- пополнение доходов бюджета и (или) сокращение бюджетных расходов на поддержание нерентабельных и низкодоходных компаний;
- повышение эффективности работы и производительности соответствующих предприятий путем создания рыночной модели структуры предприятия (улучшения организации и внедрения современных принципов управления) и введения ответственности субъектов хозяйствования за неудачный выбор инвестиционных решений;
- формирование правовой основы становления и развития рыночной экономики, качественное изменение инфраструктуры рынка и введение рыночных механизмов контроля и регулирования экономических процессов;
- облегчение доступа к капитальным ресурсам, ноу-хау, новым технологиям;
- обеспечение конкурентоспособности предприятия за счет разработки новых или улучшения качества существующих товаров и услуг, выхода на новые рынки;
- улучшение условий труда работников, занятости, увеличение заработной платы путем выполнения обязательств новых инвесторов;
- возвращение
Эти цели иногда могут противоречить друг другу. Например, если ставится цель широкомасштабного привлечения инвестиций, то правительству следует отказаться от больших бюджетных доходов, но продаже госсобственности и политики сохранения новыми собственниками занятости и других социальных гарантий. Продажа собственности за деньги, индуцирующая наибольший рост будущей эффективности предприятия, может противоречить целям «социальной справедливости» и равного деления национального богатства. В странах с переходной экономикой также имеются различные скрытые цели. Например, обогащение части элиты или получение персональных выгод от проведения приватизации отдельными чиновниками.
Поскольку реформирование собственности сопряжено со значительными политическими, экономическими и социальными издержками, так как сталкиваются интересы различных групп, то динамику и интенсивность процесса реформирования собственности определяет ряд факторов:
- качество законодательной и нормативно-правовой базы;
- отношение и выбор методов оценки стоимости приватизируемого имущества (часто преобладает затратный метод на основе балансовой стоимости, что завышает оценочную стоимость и привлекательность объекта);
- количество средств у потенциальных инвесторов;
- развитость рыночной
инфраструктуры и рыночного
- наличие рыночного
механизма доступа
- качество профессиональной подготовки управленческих кадров.
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой можно сформулировать ряд принципов, которыми должно руководствоваться государство с переходной экономикой:
1. Приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму, поэтому отбор приватизируемых предприятий должен быть очень тщательный, для необходимого обеспечения общественных благ.
2. Приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий, мешающих конкуренции для повышения эффективности и доступности для более широкого слоя населения.
3. Изменения структуры собственности должны носить постепенный характер, чтобы не нарушить установившиеся экономические связи.
4. Обязательными условиями
приватизации должны быть
5. Приватизация должна
проводится с учетом
6. Каждый шаг приватизации
должен быть обоснованным, публичным
и доступным народному
2.ОПЫТ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ В РАЗВИТЫХ И ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ
2.1. Политика приватизации в Чехии
В первой половине 90-х экономическая ситуация в Чехии во многих аспектах была схожа с ситуацией как и Республике Беларусь, так и в других постсоциалистических странах. Для перехода экономики страны на рыночные отношения нужны были четкое, грамотные, отлаженные, а главное быстрые меры. Одной из таких мер стала приватизация, опыт которой в Чехии в области ваучерной и массовой приватизации может быть использована Республикой Беларусь.
В начале приватизации экономика Чехии находилась в большей степени в собственности государства, чем в любой другой стране Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). По оценкам Федерального статистического бюро и Чешского национального банка, в 1990 г., т: е. в первом году по окончании коммунистического правления, в частном секторе было сосредоточено лишь 4-5% национального ВВП. Даже доля негосударственного сектора, включающего кооперативы, действовавшие по правилам, близким к государственным предприятиям, была довольно низкой. В частном секторе в Чехии производилось в 1990 г. 12% BBП, в 1995 г. – 17, а в 2000г. –82%, а в 2005г. – 85%
Совершенно естественно, что в экономике, находившейся в столь высокой степени под государственным контролем, приватизации было уделено значительное внимание. В первую очередь хронологически были приняты законы о реституции, предписывавшие возвращение определённого рода собственности прежним владельцам. Затем произошла «малая приватизация», использованная для приватизации небольших хозяйственных единиц путём проведения открытых (общественных) аукционов. Наконец, и это было наиболее важным мероприятием по масштабам, прошла «массовая приватизация», включавшая целый ряд методов приватизации – от аукционов и прямой продажи до ваучерного метода, основанного на частично бесплатном распределении акций среди общественности. Кроме этого некоторая часть собственности была передана муниципалитетам, которые также были пользователями бесплатной передачи акций в рамках массовой приватизации.
Еще одной проблемой
стала трансформация
2.2. Политика приватизации в ФРГ
Впервые курс на приватизацию народной собственности в бывшей ГДР был сформулирован в статье 11 Закона об управлении народной собственности[56,c89] - который был принят Народной палатой ГДР в июне 1990 года. Стратегия объяснялась рядом факторов. Законодатели видели задачи приватизации в необходимости, по возможности быстрыми темпами, сократить экономическую деятельность государства, обеспечить свободу конкуренции как можно большему числу предприятий, и, соответственно, обеспечить сохранность старых и возникновение новых рабочих мест.
В ФРГ институт
частной собственности с
Экономическое развитие Германии после войны полностью подтвердило справедливость этой позиции. Экономический и общественный строй, созданный в ФРГ, предоставил людям не только индивидуальные свободы и экономическое благосостояние, но и уверенность в социальной поддержке государства. Эти успехи базируются в первую очередь на эффективном производстве частного сектора экономики, который производил и производит в среднем 90 процентов валового продукта страны, создавая тем самым материальную основу для финансирования государственной системы социального обеспечения. Остальные 10 процентов производятся в общественном секторе, в котором следует выделить два крупнейших государственных предприятия по обеспечению населения (Федеральная почта и Федеральная железная дорога). По сравнению с другими промышленно развитыми странами государственный сектор в экономике ФРГ занимает промежуточное положение.
В то время, когда в Западной Германии доминировал частный сектор, в бывшей ГДР с момента ее создания преобладал государственный. Этот принцип основывался на марксистско-ленинской идеологии, лейтмотивом которой оставалось знаменитое право коллективной или народной собственности на средства производства. Негативные последствия принятых решений партийным руководством переносились на все общество в целом, отражаясь в государственном бюджете. Можно поэтому утверждать, что государственная собственность способствовала возникновению коллективной безответственности[49,c193]. В этих условиях едва ли могло развиться осознанное чувство собственности, которое стало бы основой рационального хозяйственного расчета. Политический интерес заключался в защите власти, бюрократический интерес – в защите постов и государственного бюджета. Принципы рентабельности и эффективности не принимались во внимания руководителями предприятий.
Структуры производства и инвестиций, сформированные в ГДР за долгие годы, не соответствовала интересам потребителей и условиям рыночной экономики. По сравнению с промышленно развитыми странами для структуры экономики социалистических стран было характерно гиперразвитие добывающей, тяжелой и оборонной промышленности. Производство товаров потребления, ремесла и производство услуг отставало. Для производства была характерна высокая степень концентрации, в привилегированном положении находились крупные образцово-показательные предприятия. Плановому хозяйству была присуща низкая эффективность производства. Производительность труда в экономике ГДР в конце 80-х годов составляла лишь 33 процента от показателей Западной Германии. Производительность труда и капитала оказалась бы еще меньшей, если бы оценка валового продукта ГДР производилась бы в мировых рыночных ценах. Плачевное положение экономики ГДР и существенное отставание от Западной Германии отчетливо проявилось с объединением ФРГ и ГДР 1 июля 1990 года. Введение немецкой марки по политически необходимому, но экономически нереальному курсу в одночасье сделало большинство производств ГДР нерентабельными. Обменный курс 1:1 (немецкая марка к восточногерманской марке), который касался также всех денежных платежей (заработная плата, цены), вынудил восточногерманские предприятия оплачивать свои достаточно высокие текущие затраты в немецких марках. Одновременно, относительно высокие цены восточногерманских товаров вступили в конкуренцию с относительно низкими ценами мирового рынка и, прежде всего, Западной Германии. Предприятия, обладавшие низкой производительностью труда, предлагавшие товары низкого качества и не имеющие достаточных условий их для реализации, не могли выдержать это требование. К негативным моментам добавилось уничтожение традиционного восточного рынка сбыта, которое стало следствием перестройки во многих восточноевропейских странах. Восточногерманские предприятия подверглись конкуренции как на восточных, так и на западных рынках сбыта. Наконец, переход к системе западногерманского государственного, экономического и социального строя, ознаменованный объединением Германии 3 октября 1990 года, положил конец беспрецедентному эксперименту, который проводился в восточногерманском хозяйстве[3,c67].
Информация о работе Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация