Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы – показать роль разгосударствления и приватизации при переходе стран к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
• показать экономическое содержание разгосударствления и приватизации;
• раскрыть понятие приватизация, его функции, методы и временные рамки;
• провести анализ приватизационных программ зарубежными странами;
• проанализировать приватизационную политику и ее перспективы в Беларуси.

Содержание

АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………….3
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ…………………………………….4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5
1. Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация…8
1.1. Сущность разгосударствления…………………………………………………..8
1.2. Сущность приватизации……………………………………………………… .10
1.3. Специфика осуществления приватизации в странах с рыночной и переходной экономикой……………………………………………………………11
2.Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах…………………………………………………...18
2.1. Политика приватизации в Чехии………………………………………………18
2.2. Политика приватизации в ФРГ………………………………………………...19
2.3. Политика приватизации в Мексике……………………………………………24
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс приватизации и разгосударствления в Республике Беларусь……………………………………….28
3.2. Приватизация и разгосударствление в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития……………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Приватизация и разгосударствление.doc

— 1.92 Мб (Скачать файл)

- иностранный инвестор может приобретать акции дополнительного выпуска открытых акционерных обществ, в которых в настоящее время государству, как акционеру, принадлежат значительные пакеты акций. Дополнительный выпуск акций осуществляется под конкретный инвестиционный проект. Возможность проведения второй и последующих эмиссий акций открытых акционерных обществ до полной продажи принадлежащих государству акций первого выпуска может стать стимулом для инвестора, так как средства, вырученные от продажи акций, в этом случае поступают непосредственно на предприятие и направляются на финансирование инвестиционного проекта;

- иностранные юридические и физические лица могут участвовать в создании на территории страны совместных и иностранных предприятий. Совместное или иностранное предприятие может быть создано на базе государственного имущества, продаваемого на аукционе или по конкурсу. Участие в приватизации вполне приемлемо для иностранных юридических и физических лиц, так как согласно законодательству Республики Беларусь совместным предприятиям с долей в уставном капитале иностранного инвестора более 30 % предоставляются следующие льготы:

  • без лицензии экспортировать продукцию собственного производства;
  • безлицензионно импортировать товары для собственной хозяйственной деятельности;
  • в течение 3-х лет предприятие освобождается от уплаты налога на прибыль;
  • если предприятие производит особо важную для Республики Беларусь продукцию (перечень такой продукции определен), то оно может быть освобождено еще на 3 года от уплаты 50 % налога на прибыль;

Сегодня самое главное  понять, что проблемы создания благоприятного инвестиционного климата в процессе приватизации государственной собственности являются важнейшими, так как инвестор несет с собой ноу-хау, новый менеджмент, стремление к успеху, деньги и, возможно, рынки сбыта, что в общем-то и явится условием стабилизации экономики и повышения благосостояния граждан.

Органы государственной  власти в лице правительства и  органов государственного управления должны осознать, что успех приватизации невозможен без соответствующих  условий внешней среды. Задача правительства - "подтолкнуть" предприятия к деятельности в новых конкурентных условиях. Для получения благоприятных результатов у нас создана хорошая нормативно-правовая база, существую грамотные специалисты и руководители, а главное мы не будем первооткрывателями в этой области, так как у нас яркие примеры безвозмездной приватизации в Чехии, быстрой возмездной приватизации в ФРГ и планомерной, растянутой на 20 лет в Мексике. Для достижения поставленных целей необходимо: обеспечить относительную финансовую и стратегическую независимость предприятий; стимулировать свободную конкуренцию с отечественными и зарубежными производителями; активизировать практическое проведение приватизации и создать соответствующее экономическое окружение, способствующее успеху; гарантировать предсказуемость будущего в политике, правовой и финансовой сферах; создать соответствующий климат для поддержания предпринимательских намерений и инвестиционной активности.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Процесс приватизации и  разгосударствления является одним  из главных экономических составляющих при переходе в рыночной экономике. Нельзя еще раз не упомянуть о  важности приватизации для создания благоприятного микроклимата в стране для иностранных инвестиций, роста социально-экономических показателей в стране, благоприятного развития малого, среднего и крупного бизнеса. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов.

Исследования, проведенные  в курсовой работе, показали, что:

  1. Приватизация - это не только экономическая проблема, но в большей степени политическая и психологическая. Очень важно общественное понимание этой проблемы, недопущение ее компрометации. Приватизацию нельзя проводить бесконечно. Чем больше растянуты сроки, тем сложнее поддерживать общественное согласие, т.к. общественность не хочет понимать и прощать ошибки правительства. В Чехии быстрая приватизация не потребовала широкой общественной поддержки, т.к. мнение общественности было сформировано быстро и идеи приватизации были приняты в первозданном виде. Общественность не успела стать в оппозицию к проводимым реформам. Результат: в Чехии достаточно быстро и без драматических коллизий удалось преодолеть кризис переходного периода и после Венгрии выйти на второе место по уровню внешних инвестиций на душу населения в год (Венгрия - 432 долл., Чехия - 234 долл., Беларусь - 1-5 долл.).
  2. Законодательство о приватизации государственной собственности, даже очень хорошее, не действует, если нет институтов, способных наполнить закон содержанием и реальным смыслом, соединить в механизме реализации закона и интересы людей. При этом главное - добиться согласованных решений при постановке общих целей: парламент - стратегические решения; правительство - экономическая политика; органы приватизации - оперативные решения. Для управления процессом приватизации команда должна обладать профессиональными знаниями проблем, глубокими и фундаментальными, умением объяснять сложные вещи очень простым языком. Главное, чтобы люди, объединенные идеей приватизации, были готовы пройти все этапы: недоверие общественности, смену политической власти, парламентскую борьбу. Чтобы они были в состоянии продекларировать цели, осознанно донести их до всех и самим от них не отказаться. Такие команды были созданы в Мексике, Чехии и Германии.
  3. Медленные темпы приватизации могут себе позволить государства, в которых правительство или сами работники предприятий в состоянии обеспечить контроль над предприятиями и не допустить растаскивания имущества управляющими (менеджерами). При этом государство должно сохранить за собою возможность финансовой поддержки госпредприятий и обеспечить высокий уровень сбережений и рост в негосударственном секторе. Если же реальной властью на предприятиях обладает не правительство, администрация (управляющие) или же затраты на реорганизацию предприятий значительно превышают имеющиеся государственные средства, приватизация становится неотложной задачей. В этих условиях реально увеличивается вероятность такой нежелательной альтернативы, как стихийная приватизация, в ходе которой бесконтрольно присваивается государственное имущество. Исследователи этого феномена делают выводы, что фактически приватизация в большинстве случаев откладывается не столько по политическим соображениям или в связи с неуверенностью в выборе оптимального подхода, только потому, что сохранение государственной формы собственности в переходный период предполагает сохранение расплывчатых прав собственности, создающих возможность, как правило, для самих руководителей предприятий, незаконного распределения прибыли, уклонения от налогов и растаскивания государственного имущества.
  4. Страны, принявшие идею безвозмездной массовой приватизации посредством ваучеров, купонов (Чехия, Молдова) и проводившие ее четко, грамотно, последовательно и под контролем государства, являются ярким подтверждением следующих выводов: к приватизации было привлечено огромное количество людей; под давлением людей, получивших купоны, ваучеры, приватизация двигалась быстрее; свободная продажа акций, приобретенных в обмен на купоны, ваучеры, позволила сосредоточить акции в руках эффективных собственников, обеспечила развитие рынка ценных бумаг и рынка капитала и соответственно, приток инвестиционного капитала для реструктуризации предприятий в постприватизационный период.
  5. Сокращение государственных субсидий приватизированным предприятиям - это уже скрытый успех приватизации. Когда козырь в виде возможности получения финансовой помощи от государства выбивается из рук управляющих, тогда они начинают заниматься конкретными практическими действиями, чтобы выжить. Предпосылка хорошо работающей компании - это активно работающий рынок капиталов и надлежащая информация о предприятии. Отсутствие этого не дисциплинирует управляющих (менеджеров), и реформа предприятий оттягивается на долгие годы, консервируя их неконкурентоспособность.
  6. Учитывая, что приватизация ведет к разрушению крупных малоподвижных хозяйственных структур со всеми вытекающими отсюда последствиями (развал производственных связей на внутреннем и внешнем рынках, ликвидация центров научно-технической политики и т.д.) во многих странах была разработана четкая концепция реструктуризации и санации предприятий как до, так и после приватизации. В Германии 90 независимых специалистов по производственно-хозяйственному анализу поддерживали Попечительское ведомство при определении целесообразности реструктуризации таких предприятий или их частей. Если концепция реструктуризации предприятия после экспертной проверки признавалась жизнеспособной, то Попечительское ведомство поддерживало их жизнедеятельность, используя многочисленный инструментарий финансирования: погашение задолженности по старым долгам; предоставление займов для формирования собственного капитала, списание процентов по старым долгам, поручительство, отсрочку платежей и т.д. Если предприятие после тщательной проверки оказывалось неспособным к санации, оно ликвидировалось.

В Беларуси процессы приватизации осуществляться относительно медленнее, чем в других странах. Конечно  же, качество приватизации не должно не  коем образом быть положенным в жертву скорости. В сфере услуг, на малых и средних предприятиях эффективнее быстрая и решительная приватизация, а для особо крупных объектов требуется значительное время на реструктуризацию, поиск стратегического инвестора, определение оптимальной процедуры передачи прав собственности.

Для ускорения процессов  трансформации собственности необходимо всячески ускорять и поощрять малую  приватизацию, используя рыночные, а не затратные методы оценки имущества, аукционы, сделав максимально прозрачной и простой систему принятия решений о смене собственника. В области «большой» приватизации важно активизировать продажу госсобственности за деньги, сосредоточив все усилия на поисках стратегических инвесторов (преимущественно иностранных), вместе с которыми в страну придут новые технологии и современные способы ведения бизнеса. Государству следует активизировать усилия по формированию работающего рынка ценных бумаг, позволяющего ежедневно оценивать эффективность предприятий и лучшим из них привлекать капитал для дальнейшей реструктуризации.

Таким образом, изучение опыта многих стран позволяет  нам избежать ошибки, которые возможно возникнут при возобновлении  приватизации в Республике Беларусь. Предпринимательство, частная инициатива рассматривается руководством страны в качестве неотъемлемого элемента динамичного социально-экономичного развития. Всемерная поддержка частной инициативы и предпринимательства в Республике Беларусь будет охватывать:

  • упрощение вступления в бизнес и открытия своего дела,
  • дебюрократизация административных процедур в отношении субъектов предпринимательства,
  • упрощение процедур преобразования индивидуальных предпринимателей в малые формы бизнеса,
  • ускоренного развития предпринимательства в малых городах и поселках[44].

 

 

 

 

Список  использованных источников

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Праневич, А.А. Приватизация: опыт, проблемы, уроки // Бухгалтерский учет и анализ. – 2007. – №4.
  2. Экономическая теория / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко, - Мн.: «Книжный дом», 2007 – 608с.
  3. Афонцев С.А., Хеманн Х.Х. “Социальная рыночная экономика в Германии и экономическая трансформация в России”–М.:2001
  4. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. <span class="dash041e_0431_044b_0447_04

Информация о работе Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация