Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы – показать роль разгосударствления и приватизации при переходе стран к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
• показать экономическое содержание разгосударствления и приватизации;
• раскрыть понятие приватизация, его функции, методы и временные рамки;
• провести анализ приватизационных программ зарубежными странами;
• проанализировать приватизационную политику и ее перспективы в Беларуси.

Содержание

АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………….3
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ…………………………………….4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5
1. Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация…8
1.1. Сущность разгосударствления…………………………………………………..8
1.2. Сущность приватизации……………………………………………………… .10
1.3. Специфика осуществления приватизации в странах с рыночной и переходной экономикой……………………………………………………………11
2.Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах…………………………………………………...18
2.1. Политика приватизации в Чехии………………………………………………18
2.2. Политика приватизации в ФРГ………………………………………………...19
2.3. Политика приватизации в Мексике……………………………………………24
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс приватизации и разгосударствления в Республике Беларусь……………………………………….28
3.2. Приватизация и разгосударствление в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития……………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Приватизация и разгосударствление.doc

— 1.92 Мб (Скачать файл)

Это изменение экономического мышления, которое произошло как  реакция на «энергетический шок», может быть проиллюстрировано с разных сторон. Следующие наблюдения суммируют основные изменения:

Во-первых, риторика официальных  лиц полностью изменилась. Новая  цель - открытие страны и сотрудничество с иностранными и западными инвесторами - была неоднократно повторена различными официальными лицами высокого ранга, включая президента страны. Осенью 2008 г. Беларусь показала свои инвестиционные возможности на Лондонском инвестиционном форуме, который проводился впервые.

Во-вторых, были успешно  осуществлены мероприятия по улучшению инвестиционного климата и регулирования бизнеса. Эти улучшения немедленно отразились в улучшении места Беларуси в отдельных рейтингах, измеряющих качество деловой среды (Беларусь поднялась вверх со 115 места в 2008 г. до 85 в 2009 г. в рейтинге Всемирного банка Doing Business, т.е. на 30 позиций за один год, что сделало ее четвертой по масштабам реформирования бизнес среды среди 10 наиболее реформируемых стран мира). Ниже приведены отдельные основные законодательные изменения:

- отмена института особого права государства («золотой акции») на участие в управлении хозяйственным обществом. Так, Президент Республики Беларусь 4 марта 2008 года подписал Указ № 144, которым отменяется институт особого права ("золотой акции") государства на участие в управлении хозяйственными обществами [32].

Несмотря на ограниченную практику его использования («Золотая акция» применялась в стране всего  в 22 случаях), само существование такой  возможности негативно сказывалось  на инвестиционном имидже страны;

- принятие Программы  приватизации на период 2008-2010 гг. Программа состоит из двух  частей. Первая часть включает  список из 519 предприятий, которые  будут акционированы: 176 предприятий в 2009 г., 213 - в 2009 г. и 130 - в 2010 г. Вторая часть представляет список из 147 ОАО, пакеты акций которых предполагается продавать в соответствии с декретом №7. Этот список включает предприятия различных отраслей, включая потенциально интересные для инвесторов предприятия машиностроения и АПК;

- указ президента №  113 позволяет покупать убыточные предприятия как имущественный комплекс на конкурсной основе (Указ № 113 от 25 февраля 2007 г. «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций»). Это является важным шагом в приватизации убыточных предприятий, поскольку их приватизация через процедуру банкротства заблокирована (Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Однако многочисленные финансовые и социальные ограничения и условия (наиболее важными условиями являются: погашение всех долгов предприятия, реализация социальных программ, сохранение занятости, аренда земли (т.е. отсутствие возможности приватизации земли, на котором расположено убыточное предприятие)) в рамках этой процедуры могут сделать ее непривлекательной для потенциальных инвесторов.

- для того чтобы любой субъект хозяйствования работал рентабельно, нужен эффективный собственник и команда, которая бы действовала не только в своих интересах, но и в интересах этого субъекта хозяйствования. Найти такого собственника правительству удается далеко не всегда. Поэтому были разработаны поправки в Декрет от 20.03.1998 № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», согласно которым происходит поэтапная отмена моратория на отчуждение акций, приобретенных гражданами страны в процессе безвозмездной приватизации.

Рассмотрим процесс осуществления приватизации в Беларуси в период 2007-2010 гг. Поворотным моментом в отношении властей к приватизации можно считать 2007 год. Итак, столкнувшись с рядом внешних вызовов, правительство стало проводить политику точечной приватизации, которая была направлена на обеспечение притока иностранной валюты, необходимой для финансирования растущего дефицита текущего счета. Также было заявлено о том, что приватизация должна стать важной составляющей экономической политики.

В результате наблюдалось  резкое увеличение числа приватизационных сделок и рост доходов от их проведения. Если в 2006 году общий доход от таких операций составил всего USD 0.03 млн, то в 2007 году этот показатель был уже USD 1.2 млрд. Однако здесь нужно отметить, что большая доля доходов от приватизации в последующие годы приходилась на продажу 50% акций «Белтрансгаза» российскому «Газпрому» за USD 2.5 млрд. Эта сделка была проведена таким образом, что платежи в USD 625 млн. должны были поступать каждый год в период между 2007 и 2010 (всего USD 2.5 млрд.). В итоге, несмотря на то, что в 2007 году в массовом масштабе приватизация крупных белорусских предприятий не проводилась, этот год мог рассматриваться как весьма многообещающее начало.

В начале 2008 года наметился  дальнейший прогресс в набиравшей обороты  приватизации. В 2008 году был принят трехлетний план приватизации государственного имущества на 2008-2010 годы [40]. Он предполагал акционирование 519 предприятий и дальнейшую приватизацию 147 из них. Однако в итоге за 2008 год лишь 158 предприятий были акционированы, и акции только двух  из них были в итоге проданы.

Причиной этого очевидного различия между планом и результатом  может быть назван приход мирового финансового кризиса, который, естественно, стал тормозить подобные операции не только в Беларуси, но и во всем регионе. Однако в это время правительство показало явные признаки нежелания продавать государственные предприятия по более низким по сравнению с докризисным периодом, ценам. Вызванное кризисом снижение цен и изменение критериев оценки не устраивало белорусское правительство. В результате, несколько крупных сделок не состоялось, а поступления от приватизации за 2008 год составили USD 0.9 млрд, что несколько меньше, чем сумма предыдущего года. За исключением ежегодной оплаты за продажу «Белтрансгаза» в размере USD 625 млн, единственной крупной сделкой стала продажа мобильного оператора «БеСТ» за USD 266 млн.

Торможение в процессе приватизации продолжилось в 2009 году, когда правительство воздерживалось от продажи активов компаний, несмотря на значительное внешнее давление, которое оказывалось по разным причинам по двум направлениям. С одной стороны, российские компании были заинтересованы в получении доступа к стратегическим отраслям Беларуси, с другой – условия кредитных соглашений с МВФ и Всемирным банком должны были создать все необходимые условия, чтобы заложить основу широкой программы приватизации.

В 2009 году доходы от приватизации составили USD 1 млрд., что приблизительно соответствует уровню предыдущего года. Однако надо помнить, что эта сумма также включает в себя транш за «Белтрансгаз» в размере USD 625 млн. Вместе с тем ближе к концу года появилась новая особенность: возможность продажи некоторых активов при наличии спроса по несколько более низким ценам. Несмотря на неоднократные заявления властей о намерении продать БПС-Банк за сумму USD 500 млн, эта сделка принесла только USD 280 млн, что стало свидетельством некоторой гибкости со стороны государства.(Приложение 1).

В 2010 году белорусские  власти заявили о планах получить около USD 1 млрд. от приватизационных соглашений с иностранными инвесторами. Эта цифра также равняется полученной по результатам 2009 года с учетом транша за «Белтрансгаз», поступления от продажи 50% акций которого в настоящее время являются единственной состоявшейся крупной сделкой (USD 625 млн.).

Поступления  в республиканский бюджет от реализации и использования имущества за 2010 год составили 3012 млрд. руб.(Приложение 2).

Преобразование государственной  формы собственности в республике незначительно изменило структуру  основных фондов (см. приложение 3) . В 2000 г. доля государственной собственности составила 72,4%, т.е. за десять лет снизилась только на 7,2%. Основной рост негосударственной собственности за указанный период произошел за счет увеличения доли собственности АО. За этот период сократился удельный вес арендных предприятий в связи с преобразованием значительного их количества в иные формы хозяйствования.

Несмотря на рост количественных и снижение качественных индикаторов функционирования всех белорусских предприятий, результаты их хозяйственной деятельности свидетельствуют о более эффективной работе предприятии негосударственных форм собственности.

В условиях высокой инфляции, политики мягких бюджетных ограничений и отсутствия рыночной инфраструктуры очень сложно говорить об эффективной и прибыльной работе, расширенном воспроизводстве как государственных, так и частных предприятий. И среди предприятий негосударственной формы собственности имеются такие, которые работали с убытками (см. приложение 4). Однако тенденция более эффективной работы предприятий негосударственной формы собственности не вызывает сомнения, при этом она тем выше, чем меньше доля акции, принадлежащих государству (см. приложение 5).

Из ниже приведенного (приложения 4) видно, что наиболее рентабельными за 1998-2009гг.. предприятия республиканской формы собственности 27,9%, второе место занимают предприятия негосударственной формы собственности 19,2%, а наиболее нерентабельными за истекший промежуток времени стали коммунальные предприятия -2,0%. И обязательно стоит отметить, что предприятия госсобственности смогли уменьшить свой на 1 млн. прибыли с 918 до 816 тыс. рублей, что составило более 100 тыс., в то время как негос. предприятия  уменьшили этот показатель только на 25 тыс. рублей.

Прослеживая данные, приведенные в приложении 6 следует отметить, что наибольшими темпами растет количество АО, где государству принадлежит свыше 75% акций, в то время как число предприятий, где государство имеет только 0,1-25,0% акций с 1998 по 2002 увеличилось только на 2 предприятия, зато рентабельность повышалась только на тех предприятиях, где государству принадлежит от 25,1% до 50,0% , и увеличился на 13,8%.

Если оценивать продекларированные в Государственной программе  разгосударствления и приватизации цели, то можно сказать, что правительство, приступая к приватизации, рассчитывало на активизацию рыночных сил, расширение инвестиционных возможностей, облегчение бремени, лежащего на государственной казне. Однако к настоящему времени реформа государственной собственности пока не оказала ощутимого воздействия на экономику в плане ее стабилизации, повышения инвестиционной активности и благосостояния основной массы населения. Из всех постсоциалистических стран Республика Беларусь осталась единственной, в которой, несмотря на хорошую правовую основу и грамотно определенные цели, в собственности государства все еще остается около 75% предприятий, а сам процесс приватизации еще далек от завершающей стадии, которую уже прошли Чехия, Мексика и Германия.

     В Плане  приватизации на 2011-2013 годы нет крупных предприятий. Проект плана приватизации на 2011-2013 годы включено 134 предприятия, которые планируется преобразовать в акционерные общества. В перечень вошли такие предприятия, как "Беларуснефть", вся система заводов сельскохозяйственного машиностроения, в том числе Минский тракторный завод, "Гомсельмаш", а также Белорусский металлургический завод, "Планар". Эти предприятия намечено акционировать в 2013 году. Новый план приватизации отличается от подобных планов 2003-2004 и 2008-2009, 2010 годов. Тогда основной акцент делался на акционировании предприятий, сейчас первые два года основное внимание будет уделяться продаже акций акционерных обществ. Предполагается, что в перечень ОАО, акции которых  продаются  в 2011 году, войдет 180 предприятий, в 2012 году - 48 предприятий, в 2013 году - примерно 20 ОАО. По акционированию других предприятий основная работа будет проведена к 2013 году.

         Основываясь на программу социально-экономического развития на 2011-2015, следует отметить, что важнейшими стратегическими направлениями реформирования отношений собственности являются переход к системной форме приватизации, основанной на дифференцированном подходе при определении приватизируемых объектов, прозрачных условиях продажи государственной собственности, ответственности новых собственников за принятые на себя обязательства;

- активное вовлечение в приватизацию зарубежных инвесторов в целях привлечения новых технологий, освоения новых рынков, использования современного менеджмента и маркетинга.

Одной из самых сложных проблем приватизационного периода является проблема привлечения инвестиционного капитала, оно  возможно по следующим основным направлениям:

- на стадии разгосударствления и приватизации конкретного государственного предприятия инвестор, в том числе иностранный, может участвовать в создании открытого акционерного общества путем внесения в уставный фонд такого общества денежного или имущественного взноса. На сумму взноса в уставный фонд инвестору выдается соответствующий пакет акций этого акционерного общества. Вносимые средства являются прямыми инвестициями в предприятие. На совместное предприятие, созданное в форме открытого акционерного общества распространяются льготные условия формирования уставного капитала. В первый год он может быть сформирован в размере не менее 50 % объявленной величины, а в полном объеме - до истечения двух лет со дня регистрации акционерного общества. По этой схеме уже были созданы первые открытые акционерные общества с участием иностранных учредителей: Могилевский металлургический завод с участием компании Бостон Тренд Коннекшиз, г. Фремингем, штат Массачусетс. США, вклад которой составил 38,8 % от величины уставного фонда общества; Ошмянская кофейно-цикорная фабрика с участием иностранного предприятия "Биэлла", учрежденного американской компанией "Гордон Интерпрайсис ЛТД", вклад которого составил 50 % от величины уставного фонда общества;

- иностранный инвестор может участвовать в выкупе принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ на конкурсных торгах, или в выкупе государственного имущества по конкурсу, на аукционах. Основными условиями конкурса являются: величина инвестиций в модернизируемое производство, освоение новых видов продукции и новых рынков сбыта и др. Так, например, 46 % акций стеклозавода "Октябрь" продано на конкурсной основе белорусско-английскому совместному предприятию "Лада-ОМС" по цене, сниженной на 50 % от начальной стоимости;

Информация о работе Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация