Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:50, курсовая работа
Основная цель работы – показать роль разгосударствления и приватизации при переходе стран к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
• показать экономическое содержание разгосударствления и приватизации;
• раскрыть понятие приватизация, его функции, методы и временные рамки;
• провести анализ приватизационных программ зарубежными странами;
• проанализировать приватизационную политику и ее перспективы в Беларуси.
АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………….3
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ…………………………………….4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5
1. Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация…8
1.1. Сущность разгосударствления…………………………………………………..8
1.2. Сущность приватизации……………………………………………………… .10
1.3. Специфика осуществления приватизации в странах с рыночной и переходной экономикой……………………………………………………………11
2.Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах…………………………………………………...18
2.1. Политика приватизации в Чехии………………………………………………18
2.2. Политика приватизации в ФРГ………………………………………………...19
2.3. Политика приватизации в Мексике……………………………………………24
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс приватизации и разгосударствления в Республике Беларусь……………………………………….28
3.2. Приватизация и разгосударствление в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития……………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Государственная политика приватизации в нашей стране преследует определенные цели: формирование слоя частных собственников; увеличение доходов республиканского бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью; оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста; вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления; повышение эффективности работы предприятий; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации; содействие процессу стабилизации финансового положения в республике; создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства; привлечение иностранных инвестиций.
В основе политики приватизации
и трансформации
Однако замедленные темпы преобразований собственности, оправданные с социальной точки зрения и ограничивающие возможность появления криминальной и олигархической приватизации, ведут к большим экономическим издержкам. Главные из них: до сих пор не сформирована рыночная экономика, отсутствует необходимый слой частных собственников, непомерны расходы госбюджета на поддержку многочисленных нерентабельных предприятий и отраслей, чрезмерно высока роль государства в регулировании экономики.
Отмечу, что согласно законодательству в настоящее время в Беларуси используются следующие методы приватизации:
- преобразование унитарных предприятий (УП) в ОАО;
- продажа имущественного комплекса (ИК) предприятий;
- продажа акций, находящихся в собственности государства, и долей
в уставных фондах хозяйственных обществ и товариществ (на аукционе, по конкурсу) [21, с. 29].
При реализации государственной политики приватизации в нашей стране эти и другие методы использовались в различном соотношении с различной долей эффективности и масштабов применения.
В итоге сложились два основных подхода передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Первый заключается в бесплатной передаче государственного имущества (частично или полностью) трудовым коллективам и населению через механизм чековой приватизации, второй — в его продаже.
Развитие приватизационного процесса в Беларуси осуществлялось крайне неравномерно. Отсутствие правового поля приватизации обусловило ее низкие темпы в 1991-1992 гг. Начиная с 1993 г. этот процесс начал ускоряться, а с 1996 г. наблюдается постоянное снижение количества приватизированных предприятий. Поэтому приватизационный процесс в Беларуси можно разбить на четыре условных этапа: 1991-1992 гг., 1993-1994 гг., с 1995 г. по 2007 г., с 2007 года по настоящее время.
Первый этап
На первом этапе разгосударствление и приватизация осуществлялись -«снизу», по инициативе трудовых коллективов, юридических и физических лиц. При этом преимущественное право на приобретение объектов государственной собственности предоставлялось трудовым коллективам. Комиссия по приватизации оценивала финансовое состояние и производственный потенциал и делала вывод о возможности приватизации, выборе способа, необходимости реструктуризации, об использовании объектов социальной инфраструктуры. При оценке стоимости приватизируемого объекта предпочтение отдавалось затратным способам определения его цены.
В 1991-1992 гг. наиболее популярными способами приватизации являлись выкуп арендованного имущества арендными коллективами и выкуп государственного имущества трудовыми коллективами. Это связано с тем, что в 1991-1992 гг. денежные доходы предприятий и населения были еще достаточными для выкупа, а выкуп государственного имущества предоставлялся в рассрочку на три года (при уплате 30% стоимости имущества коллективы имели право осуществлять преобразование). Так, выкуп арендованного имущества арендными предприятиями в 1991 г. составлял 55,8%, в 1992 г. - 24,7%; выкуп государственного имущества работниками предприятий — соответственно 21,3 и 45,8%; а продажа по конкурсу - 18 и 27,4% [22, с.99].
Второй этап
Активный процесс реформирования государственной собственности в Беларуси начался в 1993 г. после принятия законов «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» и «Об именных приватизационных чеках». Новые законы определили правовую базу трансформации собственности в стране, а к средствам для выкупа государственного имущества прибавились именные приватизационные чеки «Имущество» (ИПЧ «Имущество»). Беларусь, как и многие другие страны, сделала ставку на массовую чековую приватизацию. 50% государственной собственности предполагалось передать в частные руки путем оплаты приватизационными чеками. Кроме того, членам трудовых коллективов были установлены льготы при приобретении акций своих предприятий.
Многие современные экономисты полагают, что проведенная чековая приватизация в нашей стране является пустой тратой времени. Т.к. не доверяя опыту многих стран, где чековая приватизации не имела должного эффекта, ну к этому числу не относится Чехия, наше государство пошло-таки на этот вариант. Отсутствие экономической активности у населения при этом не учитывалось, так же не учитывались и другие как объективные, так и субъективные факторы. В результате 46% граждан вообще не использовало чеки, а 18,3% использовали их не по прямому назначению. В итоге чековая приватизация зашла в тупик.
С моей точки зрения завершение чековой приватизации без денежной компенсации владельцам неиспользованных чеков является наилучшим решением. Так как нам не удалось пойти по стопам Чехии, где более 60% собственности, было приватизированной на первом этапе за купоны, и достигнуть аналогичных результатов. Тогда, возможно, следует пойти по пути ФРГ, где бесплатная приватизация не предусматривалась с самого начала. Это послужит мощным стимулом развития частного сектора в Беларуси (один из самых важных факторов роста эффективности экономики). В краткосрочном периоде потеря стоимости ИПЧ будет являться убытком для их владельцев, но в долгосрочном периоде выиграют все группы: а) правительство (рост доходов от приватизации, снижение расходов на содержание неэффективных предприятий, снижение налоговой нагрузки и пр.); б) предприятия (начало реальной реструктуризации, рост эффективности и прибыльности), в) владельцы ваучеров (выиграют от общего улучшения экономической ситуации, включая более качественные товары и более высокие зарплаты в будущем).
Правительство выработало программу приватизации, в соответствии с которой средние и крупные предприятия промышленности, строительства, транспорта должны быть реформированы в ОАО. Для продажи на аукционах, по конкурсу предлагались, как правило, предприятия коммунальной собственности (торговли, общественного питания, бытового обслуживания), а также объекты незавершенного строительства. Если в 1991-1992 гг. негосударственным стало только 251 предприятие, то в 1993— 1994 гг. осуществлена трансформация формы собственности на 874 предприятиях, т.е. темпы приватизации возросли в 3,2 раза. Осознание важности процессов разгосударствления и приватизации со стороны Правительства привело к тому, что в 1994 г. трансформировало форму собственности наибольшее количество предприятий - 641.
С 1993 г. наиболее распространенным способом осуществления приватизации в Беларуси явилось акционирование. Если в первые годы реформирования государственной собственности преобразование государственных и арендных предприятий в ОАО было незначительным и составляло в 1991 г. 4,9%, а в 1992 г. 2,1%, то в 1993 г. в ОАО преобразовано 29,1%, а в 1995 г. - 55% всех реформированных предприятий.
Законодательством определено, что оплата приватизируемого объекта производится денежными средствами и именными приватизационными чеками «Имущество», порядок применения которых устанавливается Законом Республики Беларусь «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь». Более 51% государственных и арендных предприятий преобразовано в иную форму хозяйствования с использованием именных приватизационных чеков «Имущество». Из 4,9 млн. чел., получивших чеки, свыше 2 млн. чел. вложили 86,6 млн. чеков в преобразованные предприятия. Вместе с тем по состоянию на 1 марта 2000 г. гражданами страны использовано только 46,1% полученных именных приватизационных чеков «Имущество», что объясняется недостаточным уровнем обеспеченности чеков государственным имуществом в связи с низкими темпами преобразование государственных и арендных предприятий в акционерные общества.
Невысокие темпы приватизации, отсутствие в силу этого реальной возможности использования ИПЧ «Имущество» для приобретения акций и другого имущества, низкий жизненный уровень обусловили тот факт, что рыночная цена такого чека находится значительно ниже номинала на протяжении всего периода чековой приватизации в Беларуси.
Третий этап
С 1995 г. начался этап, который ознаменовался пересмотром стратегии и тактики процесса разгосударствления и приватизации и последующим его спадом. Годовые программы разгосударствления и приватизации республиканской собственности в 1995-1996 гг. впоследствии были отменены. Приняты новые нормативные акты: Указ Президента Республики Беларусь от 03.03 1995 г. «О мерах по совершенствованию реформирования государственной собственности». Указ от 17.05.1995 г. «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом». Указ от 14.11 1997 г. «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении акционерными обществами», Декрет от 20.03 1998 г. №3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», Закон от 05.05 1998 г. «Об объектах, которые находятся только в собственности государства». Внесены изменения и дополнения в приватизационное законодательство (июнь 1996 г., декабрь 1998 г.). В результате значительно изменилось отношение к приватизации со стороны руководителей предприятий, трудовых коллективов и населения, с одной стороны, и действующие формальные процедуры и «правила игры» по трансформации собственности, с другой. Они коснулись как сути разгосударствления и приватизации, порядка и способов преобразования государственных и арендных предприятий в негосударственную форму собственности, так и организации работ при реформировании, порядка разрешения возникающих разногласий между заинтересованными сторонами.
Некоторые положения
Государственной программы
- приватизация 2/3 стоимости государственного имущества до 2000 г.;
- завершение до 31 декабря 1999 г. приватизации предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности, предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство;
- завершение до 1 июля 1999 г. приватизации предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
С 1996 г. наметилась тенденция снижения общих темпов акционирования и приватизации по стране, существенно изменились и используемые методы трансформации собственности. По мере нарастания инфляционных процессов выкуп физически и морально изношенных фондов становился все более неэффективным и затруднительным. В результате в 1996-2000 гг. выкуп государственного имущества работниками предприятий вообще не осуществлялся, а выкуп арендованного имущества арендными предприятиями сократился с 1991 г. по 2000 г. на 39 процентных пунктов и в 2000 г. составил лишь 7%. [21, с. 101]
Наиболее распространенными методами приватизации становятся акционирование и продажа на аукционе [22, с. 7].
До конца 2006 г. экономическая политика в Беларуси основывалась на приоритете государственной собственности и на особых отношениях с Россией, включая таможенный союз и значительные российские субсидии через механизм искусственно низких цен на импортируемые энергоресурсы. Однако и с фискальной точки зрения не существовало особого давления на проведение активной приватизации, поскольку государственные финансы были достаточно прочными. В этих условиях не удивительно, что приватизация в стране была крайне ограниченной. Кумулятивные доходы от приватизации, как процент от ВВП, в Беларуси были гораздо ниже, чем в других трансформационных странах ЦВЕ.
Рисунок П.1 – Кумулятивные доходы от приватизации (% от ВВП)
Примечание – Источник: [18]
Ситуация в значительной степени изменилась, когда Россия решила постепенно уменьшить объем энергетических субсидий Беларуси. Так начался четвертый этап в белорусской приватизации.
Четвертый этап
В 2007 г. цена на импортируемый газ более чем удвоилась. Кроме того, условия по покупке нефти также ухудшились, что имело существенный негативный эффект на государственные финансы. В результате этого «энергетического шока», влияние которого все еще продолжается, стало ясно, что старая социально-экономическая модель больше не работает. Кроме того, усилилось фискальное давление. В этих условиях правительство решило фундаментально изменить модель экономического развития. С тех пор привлечение прямых иностранных инвестиций и приватизация государственных активов рассматриваются как ключевой фактор модернизации частично устаревших основных фондов и как способ увеличить эффективность, зарплаты и конкурентоспособность страны на мировых рынках. Кроме того, поступления от приватизации крайне актуальны для финансирования негативных последствий реструктуризации экономики, таких как высокая безработица.
Информация о работе Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация