Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:50, курсовая работа
Основная цель работы – показать роль разгосударствления и приватизации при переходе стран к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
• показать экономическое содержание разгосударствления и приватизации;
• раскрыть понятие приватизация, его функции, методы и временные рамки;
• провести анализ приватизационных программ зарубежными странами;
• проанализировать приватизационную политику и ее перспективы в Беларуси.
АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………….3
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ…………………………………….4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5
1. Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация…8
1.1. Сущность разгосударствления…………………………………………………..8
1.2. Сущность приватизации……………………………………………………… .10
1.3. Специфика осуществления приватизации в странах с рыночной и переходной экономикой……………………………………………………………11
2.Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах…………………………………………………...18
2.1. Политика приватизации в Чехии………………………………………………18
2.2. Политика приватизации в ФРГ………………………………………………...19
2.3. Политика приватизации в Мексике……………………………………………24
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс приватизации и разгосударствления в Республике Беларусь……………………………………….28
3.2. Приватизация и разгосударствление в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития……………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Третий способ состоял в передаче некоторых предприятий общефедеральной собственности штатам и муниципалитетам. Определяющим критерием в этом случае является значимость государственного предприятия для регионального развития или его связь с местными программами и планами развития.
И, наконец, четвертый способ — продажа предприятий, которые не являются стратегическими и приоритетными. В этой категории могли оказаться и жизнеспособные государственные предприятия, которые, прежде всего, представляли интерес для частного капитала.
Основную роль в процессе приватизации играли министерство финансов и государственного кредита и созданные в ее структуре специальные подразделения, наделенные функциями координации, контроля и исполнения приватизационных мероприятий, и министерство генеральной федеральной инспекции.
Приватизационные процессы заняли значительный по времени период: они продолжались почти 20 лет и к 2000 г. были в основном завершены, а в последние годы развиваются как остаточные явления.
В начале процесса приватизации мексиканское государство имело в своей собственности 1155 предприятий, действовавших в 63 отраслях национальной экономики. В 1983—1984 гг. было распродано небольшое количество мелких государственных предприятий, которые являлись нерентабельными и не занимали весомых позиций в экономике страны. Одновременно были ликвидированы предприятия, существовавшие только на бумаге, т.е. были формально созданы, но не приступили к своей деятельности, а также расформированы предприятия, которые дублировали функции других государственных предприятий. В первые два года приватизации ее цели не были четко определены и наблюдалась «случайная продажа» государственных предприятий[12,c56]. Она не встретила серьезного сопротивления в обществе за исключением протестов некоторых профсоюзов и других организаций трудящихся.
Как сам процесс приватизации в Мексике, так и его результаты достаточно противоречивы. Важными являются три обстоятельства, которые обозначились в ходе приватизации и определили некоторый уровень консервации и устойчивости государственной собственности. Первое из них заключается в том, что даже неолиберальный подход, который был положен в основу мексиканской приватизации, допускает сохранение в экономике тех объектов государственной собственности, которые связаны с производством общественных благ и деятельностью естественных монополий.
Многие факты говорят о том, что процессы воспроизводства в современных условиях не могут происходить без участия государства. Причем его участие не может быть ограничено только косвенным регулированием национального хозяйства, а должно быть дополнено непосредственным проникновением в экономику в качестве собственника Мексиканская приватизация — это одновременно и политика ограничения масштабов государственной собственности, и политика ее порождения. Конечно, речь не идет о втором рождении государственной собственности или восстановлении ее прежних позиций в экономике. Просто государству намного легче решать определенные проблемы экономического развития, обладая собственностью в ряде ключевых отраслей хозяйства.
Кроме того, в процесс приватизации были заложены некоторые механизмы, которые снижали его эффективность, хотя и были неизбежными с точки зрения необходимости разрешения сложных проблем национальной экономики. Прежде всего, это нашло отражение в оттоке из страны значительных ресурсов, которые были получены правительством в ходе продажи приватизируемых объектов. Решение об их использовании для погашения внешних долгов не позволяло инвестировать эти средства в национальную экономику в той или другой форме. А они были достаточно весомыми как в абсолютном, так и в относительном выражении.
Вывод: На примере Мексике, становиться ясно, что для улучшения экономического состояния в стране при помощи приватизации, не обязательно проводить ее в кротчайшие сроки, как это было сделано в Чехии и ФРГ, а возможно, и это окажется более эффективно провести ее за 10-20 лет, что тоже несомненно сможет оздоровить экономику Республики Беларуси и сделать ее более привлекательной для иностранных инвестиций.
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1.Нормативно-правовая база, регламентирующая
процесс приватизации и
Первый законодательный акт регламентирующий процесс приватизации в РБ был принят 23.09.1991г. Советом Министров Белорусской ССР, Постановлений № 360 «О разгосударствлении экономики и приватизации государственной собственности Республики Беларусь в 1991г.», временный порядок разгосударствления и приватизации государственной собственности в Беларуси и 9 нормативно-методических приложений в виде самостоятельных положений.
1. Сочетание возмездного
и безвозмездного способов
2. Право каждого гражданина
на часть безвозмездно
3. Дифференциация методов, форм и процедур приватизации
4. Разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней
5.Предоставление определенных
социальных гарантий членам
6. Контроль за осуществлением
приватизации со стороны
7. Обеспечение широкой
гласности процесса
8. Постепенность и поэтапность
9. Соблюдение законности
Они явились первыми документами по преобразованию государственной формы собственности, в которых был утвержден перечень объединений, предприятий и организаций, подлежащих разгосударствлению. В 1991 г. преобразовано 19 предприятий республиканской собственности и 42 предприятия коммунальной собственности. Из 61 предприятия 3 преобразованы в ОАО, а 58 государственных предприятий тем или иным способом выкуплены
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.1991г. № 486 были утверждены основные положения Программы разгосударствления экономики и приватизации государственной собственности на 1992 г. Согласно программе, приоритетной формой приватизации для небольших и технологически несложных предприятий считалась аренда с выкупом. Для объектов с небольшим производственным потенциалом рекомендовалось создание коллективных (народных) предприятий, а для крупных предприятий - ОАО.
Начало приватизации в Республике Беларусь регламентируется Законом "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" от 19 января 1993 г. № 2103-XІІ и базируется на следующих принципах.
1. Сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации означает; что одна часть государственного имущества, подлежащего приватизации, передается в собственность граждан Республики Беларусь бесплатно, а другая продается физическим и юридическим лицам, основанным на негосударственной форме собственности.
2. Право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности вытекает из общенародного характера государственной собственности и практически реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков "Имущество" на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа.
3. Дифференциация методов, форм и процедур приватизации предполагает использование различных способов, методов и процедур при приватизации конкретных предприятий. Необходимость его соблюдения вытекает из отраслевых, территориальных и других особенностей каждого предприятия. Приватизируемые объекты различаются размерами производства, значимостью и конкурентоспособностью продукции, уровнем технической оснащенности, финансовым положением и т. д. Эти факторы предопределяют специфику приватизации каждого из них. Так, небольшие предприятия могут быть проданы на аукционе, крупные преобразованы в акционерные общества, каждое из которых различается составом акционеров, и т. д. Практически данный принцип реализуется путем разработки индивидуальных проектов приватизации каждого предприятия. Дифференцированный подход позволяет осуществить приватизацию государственных предприятий наиболее эффективным способом, создать для покупателей наиболее благоприятные условия при одновременном соблюдении интересов продавца (государства).
4. Разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней предопределяется делением государственной собственности на республиканскую и коммунальную, а также масштабами процесса приватизации. Реформирование 2/3 государственной собственности требует слаженной работы всех участников этого процесса на основе разграничения их компетенций.
В соответствии с этим принципом приватизация объектов республиканской собственности осуществляется Министерством по управлению государственным имуществом и приватизации и его территориальными органами, а реформированием объектов коммунальной собственности занимаются местные органы власти.
5.Предоставление
определенных социальных
6. Контроль за осуществлением приватизации со стороны государства означает, что вся работа по приватизации осуществляется под контролем со стороны государства. Уполномоченные государством органы устанавливают предприятия, подлежащие приватизации; проводят оценку стоимости приватизируемых объектов, определяют способы приватизации и т. д. Контроль за осуществлением приватизации позволяет предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся.
7. Обеспечение широкой гласности процесса приватизации предполагает освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; создание комиссии по преобразованию предприятия с участием членов трудового коллектива; предоставление возможности всем заинтересованным лицам в случае ущемления их прав при приватизации обращаться в суд, арбитраж и другие органы. Соблюдение принципа гласности не только позволяет привлечь для участия в приватизации широкие слои населения, но и обеспечить контроль за ее ходом.
8. Постепенность и поэтапность означает, что реформирование государственной собственности осуществляется не разово, а в течение определенного периода времени. Необходимость соблюдения этого принципа обусловлена сложностью процесса приватизации, охватом большого количества предприятий и их многообразием, экономической ситуацией в стране.
9. Соблюдение законности в правовом государстве является обязательным при решении любых задач. Особое значение оно приобретает в процессе приватизации, которая затрагивает имущественные интересы всех граждан и государства в целом.
Масштабность и сложность разгосударствления и приватизации обусловили необходимость создания в республике системы органов управления этими процессами. Всю работу по приватизации первоначально возглавляло Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации (Мингосимущество) и его территориальные' органы, созданные во всех областях и г. Минске, затем все полномочия были переданы Министерству экономики. В настоящий момент согласно декрету президента РБ от 28 марта 2007 г. № 1 «О внесении изменений в декреты Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 и от 5 марта 2002 г. № 7» функции Министерства экономики в области приватизации передаются Государственному комитету по имуществу. Такое решение, как сообщили БЕЛТА в пресс-службе президента Беларуси, принято в связи с наделением комитета полномочиями по проведению единой государственной политики по вопросам имущественных отношений (включая управление, распоряжение, приватизацию имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь).
Процессу реформирования отношений собственности в Республику Беларусь уделяется большое значение, так в Программе социально-экономического развития за 2006-2010 годы говорилось, что важнейшими стратегическими направлениями реформирования отношений собственности являются развитие многоукладной экономики и конкурентной среды; совершенствование правовой базы, регламентирующей порядок, механизмы и формы перехода государственной собственности в негосударственную, обеспечивающие надежную защиту прав собственности при отсутствии социальных конфликтов; привлечение инвестиций в экономику.
В программе социально-экономического развития на 2011-2015 гг. совершенствование отношений собственности будет направлено на:
повышение эффективности работы предприятий, сокращение объемов их субсидирования, увеличение притока прямых иностранных инвестиций предполагают активизацию процесса приватизации, оптимизацию структуры государственной собственности, изменение отношения к частной собственности.
В связи с этим необходимо:
формирование законодательно полной, непротиворечивой, прозрачной системы осуществления приватизационных сделок и оценки имущества;
- усиление гарантий права собственности;
- расширение инструментария приватизации с ориентацией на модернизацию производства.
Для решения этих задач предусматривается:
- переход к системной форме приватизации, основанной на дифференцированном подходе при определении приватизируемых объектов, прозрачных условиях продажи государственной собственности, ответственности новых собственников за принятые на себя обязательства;
- активное вовлечение в приватизацию зарубежных инвесторов в целях привлечения новых технологий, освоения новых рынков, использования современного менеджмента и маркетинга.
В результате приватизации будет создан высокомотивированный собственник, нацеленный на рост эффективности производства на основе ускоренной инновационной и инвестиционной деятельности, снизятся субсидии реальному сектору экономики.
Не менее важная задача — совершенствование института экономической несостоятельности и банкротства. Ее решение будет направлено на повышение финансовой устойчивости предприятий, оптимизацию их деятельности через реструктуризацию организаций, внедрение современных форм и методов преодоления несостоятельности должников.
3.2.
Приватизация и
Информация о работе Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация